СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока - Разметка тонколистового металла по чертежу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разметка это нанесение на заготовку точек и линий, указывающих места и границы обработки. Различают разметку столярную(древесины) и слесарную (металлов). Разметка бывает плоскостная и пространственная.

Просмотр содержимого документа
«План урока - Разметка тонколистового металла по чертежу»

План урока № ___

Тема: «Разметка тонколистового металла по чертежу и с помощью шаблона »

Цели урока:

  • обучающая - ознакомить учащихся с разметкой тонколистового металла по чертежу и шаблонам

  • развивающая - развивать представление об инструментах для разметки

  • воспитывающая - воспитывать внимание и аккуратность в работе, бережное отношение к инструментам и материалам, чувство ответственности за выполняемую работу.

Объект работы: угольник разметочный

Оснащение урока:

  • молоток, зубило, напильник , технологические карты на изготовление изделия

  • измерительные инструменты (линейка, циркуль);

  • плакаты "Разметка металла»

  • мультимедийный проектор, слайды.

Межпредметные связи: черчение,

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний и умений

Повторение материала, изученного на предыдущем занятии (по вопросам)

  1. Какой материал называют тонколистовым металлом?

  2. Какую листовую сталь называют жестью?

  3. В чем отличие белой жести от черной?

  4. Для чего покрывают жесть слоем олова?

  5. Какую листовую сталь называют кровельным железом?

  6. Какие инструменты и приспособления применяют при правке?

  7. Как выполняется правка листового металла?

Объяснение нового материала

Назначение разметки и разметочных инструментов

Для того чтобы правильно изготовить деталь, на поверхность заготовки наносят места и границы обработки в виде линий и точек с соблюдением чертежных размеров. Эта слесарная операция называется разметкой.

Разметка выполняется с целью определения мест разрезания и сгибания листового металла и границ обработки заготовок при изготовлении изделий.

Точки при разметке - керны представляют собой небольшие углубления.

Линии, наносимые при разметке, называют риски

Записать в тетрадь:

Риски и керны наносят на заготовку с помощью специальных разметочных инструментов: чертилок, разметочных циркулей, кернеров, а также измерительных линеек, слесарных угольников и разметочных молотков.

Для чего же предназначен каждый инструмент?

Чертилка представляет собой остро заточенный стальной стержень и служит для нанесения рисок на заготовку. Конструкция чертилок может быть различной. (Демонстрация чертилок из слесарного набора и самодельных проволочных).

Разметочный циркуль применяется для нанесения на заготовку окружностей и дуг. В отличие от обычного циркуля обе ножки разметочного имеют заостренные концы.

Кернер позволяет получать при разметке небольшие углубления, или керны. Эти углубления необходимы:

-     для обозначения центров окружностей и дуг, чтобы во время разметки ножки циркуля не скользили по заготовке;

-     для более четкого обозначения разметочной риски, которая во время работы может стереться.

Измерительная линейка используются и при проведении разметочных рисок, и при измерении и контроле размеров.

Слесарный угольник также служит для выполнения разметочных рисок. Он позволяет выполнить линии строго под прямым углом. Контроль уже выполненных прямых углов заготовки проверяют тоже угольником.

Разметочный молоток применяется для удара по бойку кернера при накернивании центров отверстий и разметочных рисок.

Записать в тетрадь: Разметочные инструменты:

а)   чертилка;

б)   разметочный циркуль;

в)   кернер;

г)   измерительная линейка;

д)   слесарный угольник;

е)   разметочный молоток.

Кернеры изготавливают из инструментальной стали У7А.

Технология выполнения разметки

Перед разметкой требуется очистить заготовку от пыли и грязи, проверить исправность разметочных инструментов.

Размечать заготовку нужно так, чтобы как можно меньше металла уходило в отходы.

Разметку выполняют по чертежу или по шаблону.

Разметку по чертежу детали из листового металла начинают от самой ровной кромки заготовки. Если все кромки неровные, то проводят базовую линию (риску) и от нее выполняют дальнейшую разметку детали. Удобно производить разметку штангенциркулем ШЦ-2. Устанавливаем необходимый размер, фиксируем его стопорным винтом и перемещаясь вдоль одной из сторон процарапываем риску.

При проведении линий по линейке, чертилку наклоняют в направлении движения и плотно прижимают к линейке или угольнику (как карандаш при разметке заготовок из древесины) отклоняя ее на небольшой угол. Величину этого наклона нельзя изменять во время проведения риски, иначе риска получится кривой.

При нанесении окружностей разметочный циркуль также наклоняют в сторону движения, прилагая основное усилие к ножке, находящейся в центре окружности.

Разметка по шаблону применяется если необходимо изготовить не одну, а несколько одинаковых деталей или деталь имеет сложную форму. Шаблон плотно прижимают к заготовке и обводят по контуру чертилкой.

Водить чертилкой по одному и тому же месту более одного раза не следует, так как это может привести к тому, что вместо одной получится несколько рисок.

На заводах разметку деталей выполняют слесари-разметчики. Шаблоны изготавливают слесари самой высокой квалификации - слесари-инструментальщики.

Разметка - очень ответственная операция. От того, насколько точно она выполнена, зависит качество будущего изделия.

Виды брака и возможности его устранения

Распространенный вид брака при разметке - несоответствие размеров размеченной заготовки размерам на чертеже или образце изготовляемой детали. Причиной этого может быть:

а) неточность измерительного инструмента;

б) несоблюдение приемов разметки;

в) невнимательность работающего.

Организация рабочего места

1.   На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.

2.   Каждый предмет нужно класть на отведенное для него место, чтобы не искать его при повторном использовании.

3.   Все, чем во время работы приходится пользоваться чаще, нужно класть ближе, и наоборот.

4.   Размещать предметы на рабочем месте нужно так, чтобы их расположение соответствовало   естественным   движениям   рук:   предметы,   которые   берутся правой рукой, должны лежать справа, а те, которые берутся левой, - слева.

Правила безопасности труда

1.    Обращаться с чертилкой нужно очень осторожно, чтобы не поранить глаза и руки. Подавать ее надо ручкой от себя, а класть на рабочее место - ручкой к себе.

2.    Нельзя класть чертилку и разметочный циркуль в карман, их можно держать только на верстаке.

Спросить, понятен ли учащимся новый материал? При положительном ответе -проверить усвоение нового материала, при отрицательном - ответить на вопросы.

IV.    Проверка усвоения нового материала (по вопросам)

1.   Какие инструменты применяют для разметки металлических заготовок?

2.   Для чего проводится базовая линия?

3.   Для какой цели применяют шаблоны?

4.   Почему при разметке циркулем усилие прилагают к ножке, установленной в центре отверстия?

5.   Из за чего при разметке вместо одной риски может получиться несколько?

6.   Какие правила безопасности надо соблюдать при разметке?

7.   Как правильно разместить на верстаке чертилку, линейку, угольник, циркуль, заготовку, шаблон?

V.   Практическая работа по разметке заготовки из тонколистового металла

Начать разметку мы должны с нанесения базовой риски.

Развертка изделия представляет собой прямоугольник, одна сторона которого равна длине его основания и высоте изделия c двух сторон плюс 10 мм на отбортовку, а другая сторона ширине основания и высоте изделия c двух сторон плюс 10 мм на отбортовку Поэтому в качестве базы для разметки - линии, от которой откладывают размеры для нанесения других разметочных рисок, удобно выбрать стороны между которыми угол равен 90 градусов.

Демонстрация разметки.

При правильном выполнении разметки, ученикам через дежурных выдать необходимый разметочный инструмент, шаблоны и они приступают к самостоятельной работе, иначе необходимые объяснения и демонстрацию приемов нужно повторить.

VI.    Подведение итогов занятия

3. Проверка выполнения учащимися домашнего задания 5 мин.

4. Вводный инструктаж 10 мин.

Изложение нового материала.

Практическая работа "Изготовление коробочки» 20 - мин.

Инструктаж по выполнению работы. 5 мин.

8. Инструктаж по выполнению домашнего задания. 2 мин.

9. Уборка рабочих мест. 2 мин.

Подведение итогов урока. 2 мин.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!