Класс: 6
Дата проведения: 23.02.2017г.
Тема урока: Семейство Бобовые
Цель урока: сформировать знания о семействе Бобовые
Задачи
1.образовательные: познакомить учащихся с отличительными признаками, многообразием и значением растений семейства Бобовых; показать их биологические особенности;
2.воспитательная: формировать познавательный интерес к изучаемому предмету, научное мировоззрение учащихся;
3. развивающие:
а) развивать навыки работы с разными видами информации и способами её предъявления;
б)продолжить работу над развитием навыков анализировать и сравнивать различные группы растений.
Учащиеся должны знать:
1.особенности строения представителей семейства бобовые.
2.представителей семейства.
Тип урока: Комбинированный урок
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором.
Учебник: §45
Рабочая тетрадь: лабораторная работа №25
Методы обучения: беседа, словесные, объяснительно-иллюстративные, работа с учебником, практическая работа, лабораторная работа.
Формы организации учебной деятельности (УД): фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Проблемный вопрос урока: Что объединяет всех представителей семейства пасленовые?
Технологическая карта урока
Этапы урока | Цель этапа | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1.Организационный этап | Настрой на активную деятельность | Взаимное приветствие. | Мотивирует к активной деятельности. | Готовятся к уроку. Психологический настрой на активную деятельность на уроке | 1 мин |
2.Проверка домашнего задания | Актуализация имеющихся знаний | Проверить подготовленость к уроку | Задает вопросы по домашнему заданию | Отвечают на вопросы. Выполняют индивидуальные задания | 5 мин |
3.Подготовка к восприятию новой темы | Мотивация к дальнейшей деятельности | Объявление новой темы урока. | Ставит цели нового урока | Записывают в тетради тему урока | 1 мин |
4.Изучение новой темы | Активная учебная деятельность. Усвоение нового материала | 1.Общая характеристика семейства бобовые 2.Строение 3. Представители семейства | Объясняет новую тему с использованием мультимедийного оборудования, учебных плакатов, наглядного материала. | Записывают основные положения в тетрадь. Делают кластер по строения цветка различных представителей пасленовых. Составляют опорный конспект по строению плодов. Записывают соответствие плода и растения. Заполняют таблицу «Значение семейства». Работают с учебником по заданию «Представители». Выполняют лабораторную работу «Семейство Пасленовые». | 30 мин |
5.Заключение | Формирование собственной позиции. | Формулировка выводов | Задает вопросы. Просит сформулировать выводы. | Отвечают на вопросы. Делают выводы по пройденной теме. | 1 мин |
6.Домашнее задание | Дать установку на подготовку к следующему уроку | Делают записи домашнего задания в дневниках | Озвучивает домашнее задание | Записывают домашнее задание | 1 мин |
7.Рефлексия | Целостно обобщить полученную информацию | Опрос детей. | Задает вопросы: Итак, что же мы узнали нового по этой теме и что мы умеем? Что могу я и что умею? ? -Достигнуты ли нами цели урока? -Как вы оцените сегодняшний урок? | Отвечают на вопросы. Делятся впечатлением | 1 мин |
Ход урока
1Организационный момент
2Актуализация знаний. Проверка домашнего задания..
Фронтальный опрос:
-Назовите основные признаки покрытосеменных растений.
-Почему покрытосеменные так называются?
-Что такое цветок?
- На какие классы делится отдел покрытосеменные?
- К какому классу относится семейство крестоцветные?
- Какие главные признаки семейства розоцветные?
-Каких представителей семейства пасленовых можно отнести к ядовитым?
Задание 1.
Задание 2.
Задание 3.
1 вариант выписать представителей семейства Розоцветные.
2 вариант выписать представителей семейства Пасленовые.
3 вариант выписать представителей семейства Крестоцветные.
Груша
Сурепка
Петунья
Томат
Баклажан
Вишня
Рапс
Хрен
Роза
Белодонна
Горох
Абрикос
Ярутка
Белена
Пастушья сумка
Редька
Табак
Дурман
3Подготовка к восприятию новой темы. Постановка цели урока.
Цель урока: изучить особенности строения представителей семейства Бобовые.
Результаты урока: учащиеся должны знать об особенностях строения цветка, плодов и листьев представителей семейства Бобовые. Выполнить лабораторную работу «Семейство Бобовые».
Слайд 2. Ученики записывают тему урока.
4.Объяснение нового материала.
Учитель: Как вы думаете, какие растения относятся к семейству бобовые? Давайте откроем учебники, на странице 149, и попробуем определить представителей семейства.
Ученики работают с учебником. Отвечают на вопрос.
Учитель: Бобовые - одно из крупнейших семейств цветковых растений, насчитывающее около 12 тыс. видов. Распространены они почти по всей, доступной цветковым растениям суше земного шара, и представлены самыми разнообразными жизненными формами - от огромных деревьев и лиан до крошечных пустынных растений. Представители бобовых способны подниматься в горы до 5 тыс. метров высоты, обитать на Крайнем Севере и в жарких безводных пустынях.
Общая характеристика:
В семействе около 12000 видов
Одно- и многолетние травы, кустарники, полукустарники и небольшие деревья, лианы.
Распространены по всему миру
Цветок с двойным околоцветником
Ученики записывают общие положения в тетрадь.
Учитель: Слайд 5. Давайте попробуем определить таксономическое положение для семейства бобовых.
Учитель: Слайд 8. Строение цветка. Цветок неправильный
Чашечка: 5 сросшихся чашелистиков
Венчик: 5 лепестков
Тычинки: 10 (9 сросшихся и 1)
Пестик: 1
Обратите внимание на диаграмму цветка представителей семейства Бобовых.
Ученики записывают в тетради основные положения.
Задание.Определить формулу цветка по ее диаграмме.
Ученики выполняют задание.
Учитель: проверяет правильность выполненного задания.
Ученики записывают формулы в тетради.
Учитель: Цветки одиночные или собраны в соцветие кисть или головка.
Учитель: Плод Боб- состоит из двух створок и нескольких семян, прикрепленных к краям створок.
Ученики: записыают название плода и представителей, имеющие его.
Учитель: Для того чтобы узнать значение растений семейства бобовых давайте заполним таблицу. На столах лежат памятки.
Пищевые | Лекарственные | Кормовые | Декоративные |
| | | |
| | | |
Представители
Лекарственные (бобы, горох,фасоль,соя);
кормовые (клевер, люцерна, верблюжья колючка);
декоративные (петунии, физалис);
Выполнение лабораторной работы «Семейство Пасленовые».
Постановка цели лабораторной работы.
Цель: изучение особенностей строения представителей семейства Пасленовые в ходе лабораторной работы. Закрепление пройденного материала.
Ученики выполняют лабораторную работу.
5 Заключение. Подведение итогов урока
- К какому классу относится семейство пасленовые?
- Какие общие признаки имеют представители семейства пасленовые?
- Какие виды листьев имеют представители?
- Имеют ли соцветия представители семейства пасленовые?
- Какие виды плодов присутствуют у представителей семейства?
- Каких представителей вы можете назвать?
6 Домашнее задание.
§43 ( страница 142-144)
7 Рефлексия
Учитель: Итак, что же мы узнали нового по этой теме и что мы умеем? Что могу я и что умею? -Достигнуты ли нами цели урока? -Как вы оцените сегодняшний урок? А свою работу на уроке.