СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План воспитателя по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План воспитателя по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 35»














План по самообразованию воспитателя первой квалификационной категории Пешковой Е.А.

2022-2023 учебный год.

«Сказкотерапия как средство развития речи

детей дошкольного возраста»















г. Оренбург, 2022

Актуальность выбранной темы

В настоящее время, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.

Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников? Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии.

У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир.

Цель работы по самообразованию: содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию связной речи через сказку.

Задачи:

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения; формировать представления об окружающем мире; обогащать словарный запас.

- развивать связную речь, умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку; развивать фантазию, воображение.

- воспитывать интерес и любовь к художественной литературе; побуждать к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.


п/п



Срок реализации

Активная форма работы, тема

Цель

Ответственные

1

Сентябрь

1-2 неделя




3 неделя




4 неделя




Изучение методической литературы.



Беседа с детьми «Мир сказок»



Игровое упражнение «Расскажи сказку» с использованием кругов Луллия


Расширять знания по выбранной теме самообразования.


Вызывать у детей интерес к русским народным сказкам.


Формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно.


Воспитатель




Воспитатель




Воспитатель

2

Октябрь

1 неделя





2-3 неделя






4 неделя



Чтение р.н.с. «Жихарка». Рассматривание иллюстраций.


Закрепление р.н.с. «Жихарка» с помощью пособия на липучках.




Консультация для педагогов «Как влияет сказка на эмоциональный настрой ребёнка»


Познакомить детей с русской народной сказкой.



Закреплять умение пересказывать, развивать связную речь, память, внимание.


Расширять знания педагогов.


Воспитатель





Воспитатель






Воспитатель

3

Ноябрь

1-2 неделя





3 неделя




4 неделя



Чтение р.н.с. «Три поросенка». Рассматривание иллюстраций.


Пальчиковый театр «Три поросенка»



Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании детей»


Познакомить детей с русской народной сказкой.



Развивать речь в сочетании с мелкой моторикой рук.


Расширять знания родителей.



Воспитатель





Воспитатель




Воспитатель


4

Декабрь

1-2 неделя



3 неделя




4 неделя




Дидактическая игра «Угадай сказку»


Изготовление пособия «Сказка на липучках «Красная шапочка»


Индивидуальная работа с детьми (выборочно): «Назови и объясни» с использованием кубика Блума


Закреплять знания детей о сказках.


Изготовить пособие «Сказка на липучках»



Формировать умение отвечать на вопросы развернутым предложением.


Воспитатель



Воспитатель




Воспитатель



5

Январь

1-2 неделя





3 неделя




4 неделя


Чтение р.н.с. «Красная шапочка». Рассматривание иллюстраций.


Пальчиковый театр «Красная шапочка»



Дидактическая игра «Из какой сказки герой?»


Познакомить детей с русской народной сказкой.



Развивать речь в сочетании с мелкой моторикой рук.


Закреплять знания детей о сказках, воспитывать любознательность.


Воспитатель





Воспитатель




Воспитатель

6

Февраль

1 неделя








2-3 неделя





4 неделя




Индивидуальная работа с детьми (выборочно): «Расскажи сказку К.Чуковского» с использованием круга Луллия


Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». Рассматривание иллюстраций.


Консультация для родителей «Сказкотерапия для дошкольников»


Формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно.




Познакомить детей со сказкой К. Чуковского.



Расширять знания родителей.


Воспитатель








Воспитатель





Воспитатель

7

Март

1 неделя






2-3 неделя





4 неделя



Дидактическая игра «Расскажи по картинке»




Инсценировка сказки «Лисичка-сестричка и волк» с помощью масок.


Консультация для педагогов «Какие сказки читать детям»


Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, развивать речь и память.


Формировать умение драматизировать сказку, развивать речь.


Расширять знания педагогов.



Воспитатель






Воспитатель





воспитатель


8

Апрель

1 неделя





2-3 неделя





4 неделя


Изготовление пособия «Сказка на липучках «Лисичка со скалочкой»


Оформление картотеки дидактических игр по сказкам.



Индивидуальная работа с детьми (выборочно): Закрепление сказки «Петушок и бобовое зернышко» с помощью масок.


Изготовить пособие «Сказка на липучках»




Разработать и оформить картотеку дидактических игр по сказкам.


Формировать умение драматизировать сказку, развивать речь.



Воспитатель





Воспитатель





Воспитатель

9

Май

1 неделя





2 неделя





3-4 неделя


Беседа с детьми «Мы любим сказки»




Дидактическая игра «Собери и расскажи сказку»



Выставка рисунков «Моя любимая сказка»


Обобщать и закреплять приобретенные детьми знания.


Закреплять знания детей о сказках, расширять словарный запас.


Воспитывать у детей любовь к сказкам.


Воспитатель





Воспитатель





Воспитатель, родители











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!