Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 35»
План по самообразованию воспитателя первой квалификационной категории Пешковой Е.А.
2022-2023 учебный год.
«Сказкотерапия как средство развития речи
детей дошкольного возраста»
г. Оренбург, 2022
Актуальность выбранной темы
В настоящее время, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.
Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.
В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников? Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии.
У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир.
Цель работы по самообразованию: содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию связной речи через сказку.
Задачи:
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения; формировать представления об окружающем мире; обогащать словарный запас.
- развивать связную речь, умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку; развивать фантазию, воображение.
- воспитывать интерес и любовь к художественной литературе; побуждать к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.
| Срок реализации | Активная форма работы, тема | Цель | Ответственные |
1 | Сентябрь 1-2 неделя 3 неделя 4 неделя | Изучение методической литературы. Беседа с детьми «Мир сказок» Игровое упражнение «Расскажи сказку» с использованием кругов Луллия | Расширять знания по выбранной теме самообразования. Вызывать у детей интерес к русским народным сказкам. Формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно. | Воспитатель Воспитатель Воспитатель |
2 | Октябрь 1 неделя 2-3 неделя 4 неделя | Чтение р.н.с. «Жихарка». Рассматривание иллюстраций. Закрепление р.н.с. «Жихарка» с помощью пособия на липучках. Консультация для педагогов «Как влияет сказка на эмоциональный настрой ребёнка» | Познакомить детей с русской народной сказкой. Закреплять умение пересказывать, развивать связную речь, память, внимание. Расширять знания педагогов. | Воспитатель Воспитатель Воспитатель |
3 | Ноябрь 1-2 неделя 3 неделя 4 неделя | Чтение р.н.с. «Три поросенка». Рассматривание иллюстраций. Пальчиковый театр «Три поросенка» Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании детей» | Познакомить детей с русской народной сказкой. Развивать речь в сочетании с мелкой моторикой рук. Расширять знания родителей. | Воспитатель Воспитатель Воспитатель |
4 | Декабрь 1-2 неделя 3 неделя 4 неделя | Дидактическая игра «Угадай сказку» Изготовление пособия «Сказка на липучках «Красная шапочка» Индивидуальная работа с детьми (выборочно): «Назови и объясни» с использованием кубика Блума | Закреплять знания детей о сказках. Изготовить пособие «Сказка на липучках» Формировать умение отвечать на вопросы развернутым предложением. | Воспитатель Воспитатель Воспитатель |
5 | Январь 1-2 неделя 3 неделя 4 неделя | Чтение р.н.с. «Красная шапочка». Рассматривание иллюстраций. Пальчиковый театр «Красная шапочка» Дидактическая игра «Из какой сказки герой?» | Познакомить детей с русской народной сказкой. Развивать речь в сочетании с мелкой моторикой рук. Закреплять знания детей о сказках, воспитывать любознательность. | Воспитатель Воспитатель Воспитатель |
6 | Февраль 1 неделя 2-3 неделя 4 неделя | Индивидуальная работа с детьми (выборочно): «Расскажи сказку К.Чуковского» с использованием круга Луллия Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». Рассматривание иллюстраций. Консультация для родителей «Сказкотерапия для дошкольников» | Формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно. Познакомить детей со сказкой К. Чуковского. Расширять знания родителей. | Воспитатель Воспитатель Воспитатель |
7 | Март 1 неделя 2-3 неделя 4 неделя | Дидактическая игра «Расскажи по картинке» Инсценировка сказки «Лисичка-сестричка и волк» с помощью масок. Консультация для педагогов «Какие сказки читать детям» | Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, развивать речь и память. Формировать умение драматизировать сказку, развивать речь. Расширять знания педагогов. | Воспитатель Воспитатель воспитатель |
8 | Апрель 1 неделя 2-3 неделя 4 неделя | Изготовление пособия «Сказка на липучках «Лисичка со скалочкой» Оформление картотеки дидактических игр по сказкам. Индивидуальная работа с детьми (выборочно): Закрепление сказки «Петушок и бобовое зернышко» с помощью масок. | Изготовить пособие «Сказка на липучках» Разработать и оформить картотеку дидактических игр по сказкам. Формировать умение драматизировать сказку, развивать речь. | Воспитатель Воспитатель Воспитатель |
9 | Май 1 неделя 2 неделя 3-4 неделя | Беседа с детьми «Мы любим сказки» Дидактическая игра «Собери и расскажи сказку» Выставка рисунков «Моя любимая сказка» | Обобщать и закреплять приобретенные детьми знания. Закреплять знания детей о сказках, расширять словарный запас. Воспитывать у детей любовь к сказкам. | Воспитатель Воспитатель Воспитатель, родители |