Пояснительная записка
Рабочая программа по Изобразительному искусству для 3-го класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
рекомендаций Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);
авторской программы Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской «Изобразительное искусство», в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования;
учебного плана МБОУ Владимировской СОШ на 2017-2018 учебный год;
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38);
положения о рабочей программе учителя.
Данная программа ориентирована на использование учебника: Изобразительное искусство. 3 класс. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Вента-Граф, 2014г.
Цель уроков в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:
формирование целостного, гармонического восприятия мира;
активизация самостоятельной творческой деятельности;
развитие интереса к природе и потребности общения с искусством;
формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своего народа.
Задачи изучения предмета:
Воспитывать устойчивый интерес к изотворчеству, уважение к культуре и искусству разных народов, обогащать нравственные качества детей, формировать способность проявлять себя в искусстве.
Развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне, развивать желание привносить в окружающий мир красоту, формировать навык сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности.
Формировать навык работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне.
Развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.
Согласно базисному учебному плану на изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего 34 часа за год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате обучения детей изобразительному искусству в начальной школе предполагается достижение следующих результатов:
личностные результаты:
- в ценностно-ориентационной сфере: формировать основы художественной культуры; эмоционально-ценностного отношения к миру и художественного вкуса; - в трудовой сфере: формировать навыки самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
- в познавательной сфере: умения видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, скульптуры и др.;
метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в начальной школе проявляются: в развитии художественно-образного воображения и мышления; художественной интуиции и памяти; восприятия и суждения о художественных произведениях как основы формирования коммуникативных умений;
предметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:
- в познавательной сфере: представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать виды художественной деятельности; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений (с учетом специальной терминологии);
- в ценностно-ориентационной сфере: формировать эмоционально- ценностное отношение к искусству и к жизни на основе лучших отечественных художественных традиций (произведений искусства); развивать художественный (эстетический) вкус; видеть и понимать проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство); понимать и уважать культуру других народов;
- в коммуникативной сфере: формировать основы коммуникативной культуры в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ, а также освоения информационных коммуникаций;
- в эстетической деятельности: развивать художественный вкус, воображение, фантазию; формировать эмоциональное, интеллектуальное восприятие на основе различных видов изобразительного искусства; умения воспринимать эстетические ценности, заложенные в пластических искусствах, высказывать свое отношение к произведениям искусства; формировать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа, достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
- в трудовой сфере: применять в собственной творческой деятельности средства художественной выразительности, различные материалы и техники.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Оцениваются:
- качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;
- степень самостоятельности,
- уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный).
Предпочтение отдается качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Формой контроля так же являются выставки детских работ.
Ожидаемые результаты обучения
К концу учебного года в 3-м классе учащиеся должны знать:
- разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности;
- разнообразные выразительные средства - цвет, линия, объем, композиция, ритм;
- отличия рисунка с натуры от рисунка по памяти и от декоративного рисунка;
- правила расположения рисунка на листе бумаги;
- имена художников, чье творчество связано с природой и сказками: Айвазовский, Левитан, Васнецов, Врубель.
учащиеся должны уметь:
- пользоваться доступными художественными средствами и материалами;
- в доступной форме использовать художественные средства выразительности;
- владеть навыком смешения красок, выразительно использовать теплые и холодные цвета, свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки, согласовывать цвет декоративных элементов и цвет фона в узоре;
- использовать первые представления о передаче пространства на плоскости;
- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
- создавая аппликации, вырезать бумагу по контуру, сгибать, получать объемные формы.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Характеристика УУД учащихся |
1 | Природа и художник. Природные объекты в творчестве художника | 12 | Работа на плоскости Овладевать основами языка живописи и графики. Передавать разнообразие и красоту природы. Изображать природный пейзаж в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях к литературным произведениям, архитектурно-ландшафтных композициях. Создавать выставки фотографий с уголками природы. Создавать цветовые графические композиции в технике компьютерной графики. Уметь фотографировать объекты природы (облака, птиц в небе, насекомых и др.). Находить в поисковых системах Интернета необычные фотографии природной среды. Отделять главное от второстепенного. Выделять композиционный центр. Создавать плоскостные композиции на заданную тему (живопись, рисунок, орнамент). Представлять и передавать условное изображение в географических картах. Находить в Интернете информацию о знаменитых путешественниках и готовить о них небольшие презентации (иллюстрации, фото с объяснениями). Использовать выразительные средства изобразительного искусства, созвучные содержанию. Передавать графическими средствами воздушную перспективу. Овладевать приёмами коллективного сотворчества. Устраивать в школе выставки творческих работ учащихся. Создавать плавные переходы цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному и др.) Овладевать приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображать с натуры предметы конструктивной формы. Сознательно выбирать формат, преодолевать измельчённость изображения. Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте. Передавать движения. Уметь работать с натуры и по наблюдению. Выполнять краткие зарисовки (наброски) с фигуры человека (с натуры и по представлению): стоит, идёт, бежит. Работать в одной цветовой гамме. Находить в Интернете, в фотоальбомах картины художников, на которых изображён человек. Овладевать приёмами работы различными графическими материалами. Передавать объём графическими средствами. Передавать форму предмета с помощью штриха; материалы: перо, карандаш. Осваивать профессиональную лепку. Создавать объёмно-пространственную композицию: лепка фигуры человека в движении по памяти и представлению (пластилин). Выполнять зарисовки с вылепленных фигурок. Осваивать технологию лепки с помощью каркаса. Декоративно-прикладная деятельность Создавать эскизы архитектурных сооружений на основе природных форм Передавать ритм и динамику при создании художественного образа. Создавать предметы для интерьера с учётом его особенностей. Передавать в форме вазы (другого предмета) стилевые особенности интерьера в целом. Находить в поисковых системах Интернета экспозиции в Государственном музее Эрмитаж — вазы, выполненные из камня русскими мастерами. Создавать декоративные причудливые формы по мотивам природных, в том числе на основе иллюстраций, найденных в Интернете. |
2 | Величие природы на языке изобразительного искусства | 9 | Работа на плоскости Улавливать настроение и ритм музыкального и поэтического произведения и передавать их графическими средствами. Определять и передавать настроение, использовать цветовое разнообразие оттенков. Акцентировать внимание на композиционном центре и ритмическом изображении пятен и линий. Передавать индивидуальную манеру письма. Понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики. Определять характер и форму творческой работы на основе предложенной темы. Находить индивидуальную манеру изображения. Передавать смысловую зависимость между элементами изображения: выбором формата, материала изображения. Работа в объёме и пространстве Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки. Декоративно-прикладная деятельность Представлять особенности декоративной формы, её условный характер. Передавать в объёмной декоративной форме настроение. Украшать форму декоративными элементами в соответствии с её особенностями и назначением предмета. Понимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Применять в украшении мотивы растительного и животного мира. Соотносить характер украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Создавать коллективную композицию из выполненных игрушек. |
3 | Выразительные средства изобразительного искусства | 7 | Понимать и уметь выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства (их сходстве и различии). Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Проводить коллективные исследования по данной теме. Воспринимать, находить, объяснять общее и различное в языке разных видов искусства. Выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства. Понимать и определять своеобразие и особенности произведений декоративно-прикладного искусства (вышивка, роспись, мелкая пластика, изделия из камня, гончарное искусство) и дизайна (мебель, одежда, украшения). Представлять и понимать связь архитектуры с природой. Называть архитектурные памятники региона, знать их историю. |
4 | Музей в твоей книжке | 6 | Знакомство с картинами известных художников |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Использование наглядных пособий, ИКТ | Примечание |
Природа и художник. Природные объекты в творчестве художника – 12ч |
1 | Природа и художник | 07.09 | 1 | | |
2 | Воздушное пространство. Облака | 14.09 | 1 | Находить в поисковых системах Интернета необычные фотографии природной среды. | |
3 | Воздушное пространство. Птицы | 21.09 | 1 | Находить в поисковых системах Интернета необычные фотографии природной среды. | |
4 | Водный мир. Морские пейзажи | 28.09 | 1 | Находить в Интернете информацию о знаменитых путешественниках и готовить о них небольшие презентации | |
5 | Водный мир. Водные обитатели. Кораллы и водоросли | 05.10 | 1 | | |
6 | Земная поверхность. Деревья | 12.10 | 1 | | |
7 | Земная поверхность. Камни | 19.10 | 1 | | |
8 | Ваза из «камня» | 26.10 | 1 | | |
9 | Украшения из камня | 09.11 | 1 | | |
10 | Недра земли. Пещеры | 16.11 | 1 | Создавать эскизы с помощью компьютерной графики | |
11 | Ритм в природе. Композиция «Полёт журавлей» | 23.11 | 1 | | |
12 | Ритм в природе. Композиция «День и ночь» | 30.11 | 1 | | |
Величие природы на языке изобразительного искусства – 9ч |
13 | Глухие и звонкие цвета | 07.12 | 1 | | |
14 | Главные и дополнительные цвета | 14.12 | 1 | Находить в Интернете картины художников, на которых изображён человек | |
15 | Средства выразительности ИЗО. Нюанс | 21.12 | 1 | | |
16 | Техника создания живописной картины. Гризайль | 28.12 | 1 | | |
17 | Графическое изображение. Монотипия | 11.01 | 1 | Создавать эскизы с помощью компьютерной графики | |
18 | Контраст | 12.01 | 1 | | |
19 | Воскография | 18.01 | 1 | | |
20 | Перспектива. Воздушная перспектива | 25.01 | 1 | | |
21 | Работа с натуры | 01.02 | 1 | | |
Выразительные средства изобразительного искусства – 7ч |
22 | Художественная форма | 08.02 | 1 | | |
23 | Шрифт | 15.02 | 1 | Книги с народными сказками | |
24 | Буквица | 22.02 | 1 | | |
25 | Дизайн | 01.03 | 1 | | |
26 | Цвет | 15.03 | 1 | | |
27 | Объём. Скульптура | 22.03 | 1 | Иллюстрации скульптурных сооружений | |
28 | Объём в графике. Передаём объём в живописи | 05.04 | 1 | | |
Музей в твоей книжке – 6ч |
29 | И.И. Шишкин | 12.04 | 1 | | |
30 | В.М. Васнецов | 19.04 | 1 | | |
31 | И.Я. Билибин | 26.04 | 1 | | |
32 | В.А. Серов | 27.04 | 1 | | |
33 34 | В. Ван Гог | 17.04 24.05 | 2 | | |
4