СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование по математическому кружку для 2-4 классов

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование по математическому кружку для 2-4-х классов на 2018-2019 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Планирование по математическому кружку для 2-4 классов»

Пояснительная записка


Рабочая программа кружка «УМКа» в начальной школе относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

Цель: развивать математический образ мышления у учащихся 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов.

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • расширять математические знания в области многозначных чисел;

  • содействовать умелому использованию символики;

  • учить правильно применять математическую терминологию;

  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Внеурочная деятельность «УМКа» в начальной школе рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа за год.

Принципы программы:

1. Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

2. Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

3. Системность

Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

4. Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

5. Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

6. Реалистичность

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 33 занятия.

7. Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.



Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса,

дисциплины (модуля)


Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  • простое наблюдение,

  • проведение математических игр,

  • опросники,

  • анкетирование

  • психолого-диагностические методики.


Метапредметными результатами изучения курса в начальной школе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,

  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

  • участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

  • активность,

  • аккуратность,

  • творческий подход к знаниям,

  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.


Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

  • собеседования (индивидуальное и групповое),

  • опросников,

  • тестирования,

  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.


Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)


  1. Математика – царица наук - 1 ч.

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

2. Как люди научились считать - 1ч.

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

3. Интересные приемы устного счёта - 1ч.

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

4. Решение занимательных задач в стихах – 1ч.

Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

5. Упражнения с многозначными числами – 1ч.

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

6. Учимся отгадывать ребусы - 1ч.

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

7. Числа-великаны. Коллективный счёт – 1ч.

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

8. Упражнения с многозначными числами - 1 ч.

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

9. Решение ребусов и логических задач - 1 ч.

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными - 1 ч.

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

11. Загадки- смекалки – 1 ч.

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

12. Игра «Знай свой разряд» – 1ч.

Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

13. Обратные задачи - 1 ч.

Решение обратных задач, используя круговую схему.

14. Практикум «Подумай и реши» - 1 ч.

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

15. Задачи с изменением вопроса – 1 ч.

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

16. Проектная деятельность «Газета любознательных» – 2 ч.

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

17. Решение нестандартных задач – 1 ч.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

18. Решение олимпиадных задач – 1ч.

Решение задач повышенной сложности.

19. Решение задач международной игры «Кенгуру» – 1 ч.

Решение задач международной игры «Кенгуру».

20. Математические горки – 1 ч.

Формирование числовых и пространственных представлений у детей.

Закрепление знаний о классах и разрядах.

21. Наглядная алгебра - 1 ч.

Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.

22. Решение логических задач – 1 ч.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

23. Игра «У кого какая цифра» – 1 ч.

Закрепление знаний нумерации чисел.

24. Знакомьтесь: Архимед! - 1 ч.

Исторические сведения:

- кто такой Архимед

- открытия Архимеда

- вклад в науку

25. Задачи с многовариантными решениями – 1ч.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 ч.

Исторические сведения:

- кто такой Пифагор

- открытия Пифагор

- вклад в науку

27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем - 1 ч.

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

28. Задачи с многовариантными решениями - 1 ч.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

29. Математический КВН – 1 ч.

Систематизация знаний по изученным разделам.

30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем - 1 ч.

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов

31. Задачи с многовариантными решениями - 1 ч.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

32. Математический КВН - 1 ч.

Систематизация знаний по изученным разделам.

33-34. Круглый стол «Подведём итоги» – 1 ч.

Систематизация знаний по изученным разделам.


Тематическое планирование

п\п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Форма контроля

Виды деятельности

Форма контроля

лекция

П/ р

С/ р

1

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

01.09

1



Определение интересов, склонностей учащихся.


2

Как люди научились считать?

1

08.09


1


выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

конкурс на лучшую презентацию

3

Интересные приемы устного счёта.

1

15.09




устный счёт

математический диктант

4

Решение занимательных задач в стихах.

1

22.09



1

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

тестирование

5

Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

1

29.09


1


работа с алгоритмами

тестирование

6

Учимся отгадывать ребусы.

1

06.10



1

составление математических ребусов

конкурс на лучший математический ребус

7

Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

13.10



1

решение теста -кроссворда

проверочный тест

8

Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

1

20.10


1


работа с алгоритмом

контрольный тест

9

Решение ребусов и логических задач.

1

27.10



1

самостоятельная работа

мини-олимпиада

10

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

10.11


1


составление схем, диаграмм

тестирование

11

Загадки- смекалки.

1

17.11


1


составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

12

Игра «Знай свой разряд».

1

24.11



1

работа с таблицей разрядов

тест

13

Обратные задачи.

1

01.12



1

работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

14

Практикум «Подумай и реши».

1

08.12


1


самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

тестирование

15

Задачи с изменением вопроса.

1

15.12




инсценирования задач

конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

16

«Газета любознательных».

2

22.12

1


1

проектная деятельность

конкурс на лучшую математическую газету

17

Решение нестандартных задач.

1

12.01


1


решение задач на установление причинно-следственных отношений

тестирование

18

Решение олимпиадных задач.

1

19.01



1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

19

Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

26.01



1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

20

Школьная олимпиада

1

02.02



1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

21

Игра «Работа над ошибками»

1

09.02


1


работа над ошибками олимпиадных заданий

тестирование

22

Математические горки.

1

16.02


1


решение задач на преобразование неравенств

конкурс на лучший «Решебник»

23

Наглядная алгебра.

1

02.03



1

работа в группах: инсценирование

тестирование

24

Решение логических задач.

1

16.03


1


схематическое изображение задач

тестирование

25

Игра «У кого какая цифра»

1

23.03



1

творческая работа

тестирование

26

Знакомьтесь: Архимед!

1

06.04



1

работа с энциклопедиями и справочной литературой

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

27

Задачи с многовариантными решениями.

1

13.04




работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения


28

Знакомьтесь: Пифагор!

1

20.04

1



работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

викторина

29

Задачи с многовариантными решениями.

1

27.04


1


Работа в парах по решению задач

школьная олимпиада

30

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

04.05


1


составление знаковых систем

тест

31

Задачи с многовариантными решениями.

1

11.05



1

индивидуальная работа

тестирование

32

Математический КВН

1

18.05


1


работа в группах

школьная олимпиада

33

34

Круглый стол «Подведём итоги»

2

25.05




коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

анкетирование


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!