Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «УМКа» в начальной школе относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Цель: развивать математический образ мышления у учащихся 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов.
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Внеурочная деятельность «УМКа» в начальной школе рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа за год.
Принципы программы:
1. Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2. Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3. Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4. Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5. Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6. Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 33 занятия.
7. Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля)
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
Метапредметными результатами изучения курса в начальной школе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Математика – царица наук - 1 ч.
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать - 1ч.
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта - 1ч.
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах – 1ч.
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с многозначными числами – 1ч.
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы - 1ч.
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт – 1ч.
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с многозначными числами - 1 ч.
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач - 1 ч.
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными - 1 ч.
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
11. Загадки- смекалки – 1 ч.
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд» – 1ч.
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи - 1 ч.
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши» - 1 ч.
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса – 1 ч.
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных» – 2 ч.
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач – 1 ч.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
18. Решение олимпиадных задач – 1ч.
Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру» – 1 ч.
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Математические горки – 1 ч.
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
21. Наглядная алгебра - 1 ч.
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
22. Решение логических задач – 1 ч.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
23. Игра «У кого какая цифра» – 1 ч.
Закрепление знаний нумерации чисел.
24. Знакомьтесь: Архимед! - 1 ч.
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
25. Задачи с многовариантными решениями – 1ч.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 ч.
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем - 1 ч.
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
28. Задачи с многовариантными решениями - 1 ч.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
29. Математический КВН – 1 ч.
Систематизация знаний по изученным разделам.
30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем - 1 ч.
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
31. Задачи с многовариантными решениями - 1 ч.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
32. Математический КВН - 1 ч.
Систематизация знаний по изученным разделам.
33-34. Круглый стол «Подведём итоги» – 1 ч.
Систематизация знаний по изученным разделам.
Тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Форма контроля | Виды деятельности | Форма контроля |
лекция | П/ р | С/ р |
1 | Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | 01.09 | 1 | | | Определение интересов, склонностей учащихся. | |
2 | Как люди научились считать? | 1 | 08.09 | | 1 | | выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | конкурс на лучшую презентацию |
3 | Интересные приемы устного счёта. | 1 | 15.09 | | | | устный счёт | математический диктант |
4 | Решение занимательных задач в стихах. | 1 | 22.09 | | | 1 | работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | тестирование |
5 | Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | 1 | 29.09 | | 1 | | работа с алгоритмами | тестирование |
6 | Учимся отгадывать ребусы. | 1 | 06.10 | | | 1 | составление математических ребусов | конкурс на лучший математический ребус |
7 | Числа-великаны. Коллективный счёт. | 1 | 13.10 | | | 1 | решение теста -кроссворда | проверочный тест |
8 | Упражнения с многозначными числами (класс млр.) | 1 | 20.10 | | 1 | | работа с алгоритмом | контрольный тест |
9 | Решение ребусов и логических задач. | 1 | 27.10 | | | 1 | самостоятельная работа | мини-олимпиада |
10 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 1 | 10.11 | | 1 | | составление схем, диаграмм | тестирование |
11 | Загадки- смекалки. | 1 | 17.11 | | 1 | | составление загадок, требующих математического решения | конкурс на лучшую загадку-смекалку |
12 | Игра «Знай свой разряд». | 1 | 24.11 | | | 1 | работа с таблицей разрядов | тест |
13 | Обратные задачи. | 1 | 01.12 | | | 1 | работа в группах «Найди пару» | познавательная игра «Где твоя пара?» |
14 | Практикум «Подумай и реши». | 1 | 08.12 | | 1 | | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | тестирование |
15 | Задачи с изменением вопроса. | 1 | 15.12 | | | | инсценирования задач | конкурс на лучшее инсценирование математической задачи |
16 | «Газета любознательных». | 2 | 22.12 | 1 | | 1 | проектная деятельность | конкурс на лучшую математическую газету |
17 | Решение нестандартных задач. | 1 | 12.01 | | 1 | | решение задач на установление причинно-следственных отношений | тестирование |
18 | Решение олимпиадных задач. | 1 | 19.01 | | | 1 | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада |
19 | Решение задач международной игры «Кенгуру» | 1 | 26.01 | | | 1 | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада |
20 | Школьная олимпиада | 1 | 02.02 | | | 1 | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада |
21 | Игра «Работа над ошибками» | 1 | 09.02 | | 1 | | работа над ошибками олимпиадных заданий | тестирование |
22 | Математические горки. | 1 | 16.02 | | 1 | | решение задач на преобразование неравенств | конкурс на лучший «Решебник» |
23 | Наглядная алгебра. | 1 | 02.03 | | | 1 | работа в группах: инсценирование | тестирование |
24 | Решение логических задач. | 1 | 16.03 | | 1 | | схематическое изображение задач | тестирование |
25 | Игра «У кого какая цифра» | 1 | 23.03 | | | 1 | творческая работа | тестирование |
26 | Знакомьтесь: Архимед! | 1 | 06.04 | | | 1 | работа с энциклопедиями и справочной литературой | создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации |
27 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | 13.04 | | | | работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | |
28 | Знакомьтесь: Пифагор! | 1 | 20.04 | 1 | | | работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | викторина |
29 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | 27.04 | | 1 | | Работа в парах по решению задач | школьная олимпиада |
30 | Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | 1 | 04.05 | | 1 | | составление знаковых систем | тест |
31 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | 11.05 | | | 1 | индивидуальная работа | тестирование |
32 | Математический КВН | 1 | 18.05 | | 1 | | работа в группах | школьная олимпиада |
33 34 | Круглый стол «Подведём итоги» | 2 | 25.05 | | | | коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | анкетирование |
7