СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование по окружающему миру 3 класс 21 век

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование по окружающему миру для 3 класса МБОУ Владимировская СОШ на 2018-2019 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Планирование по окружающему миру 3 класс 21 век»

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 3-го класса составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);

  • рекомендаций Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);

  • авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2010г. – 176 с.).

  • учебного плана МБОУ Владимировской СОШ на 2017-2018 учебный год;

  • Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38);

  • положения о рабочей программе учителя.

Данная программа ориентирована на использование учебника: Окружающий мир. 3 класс. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Вентана-Граф, 2015г.

Основная цель обучения предмету - формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание пра­вильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Приоритетными задачами курса являются:

  • расширение содержания ознакомления с природой и обществом, уточнение понятия «Окружающий мир»;

  • продолжение работы по отработке устойчивых навыков и привычек здорового образа жизни, выполнение правил гигиены и физической культуры;

  • расширение краеведческих знаний, формирование понятия «родной край»;

  • обогащение понятий «культура поведения», «культура взаимоотношений;

  • воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;

  • осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

  • подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

  • подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.


Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных есте­ственнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.


Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного миро­воззрения. Обеспечивается формирование общучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, по­нимать главную мысль научного текста, осознавать, что лю­бое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.


Согласно базисному учебному плану на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов за год.

Планируемые результаты освоения учебного предмета


К концу обучения в 3-м классе учащиеся должны научиться:

называть (приводить примеры):

  • тела живой и неживой природы;

  • планеты Солнечной системы (2-3);

  • свойства воздуха, воды;

  • состав почвы;

  • древние города и их достопримечательности;

  • имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);

  • причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;

различать (соотносить):

  • год, век, арабские и римские цифры;

  • названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;

  • растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

  • животных разных групп (одноклеточные — многокле­точные, беспозвоночные — позвоночные);

  • приспособления животных к среде обитания;

  • особенности внешнего вида, строения животного в за­висимости от среды обитания;

  • понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • объяснять значение Солнца для жизни на Земле;

  • объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;

  • характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;

  • характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;

  • раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;

  • составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;

  • соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;

  • характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);

  • рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;

  • сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;

  • работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.


К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:

  • ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);

  • различать географическую и историческую карты;

  • анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

  • проводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства;

  • проводить классификацию животных по классам; выделять признаки классификации;

  • рассказывать об особенностях быта людей в различные исторические времена;

  • ориентироваться в сущности и причинах различных событий в истории родной страны (крепостное право, возникновение ремёсел, научные открытия);

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.


Освоение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов.

Личностные результаты представлены двумя группами целей.

Первая группа целей: освоение ребёнком нового статуса как ученика и школьника:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.

Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • формирование основ гражданской идентичности;

  • формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов;

  • формирование понимания особой роли России в современном мире;

  • формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры;

  • понимание особой роли России в мировой истории;

  • воспитание чувства гордости за национальные достижения;

  • воспитание уважительного отношения к своей стране;

  • воспитание уважительного отношения к истории страны;

  • воспитание любви к родному краю;

  • воспитание любви к своей семье;

  • воспитание гуманного отношения к людям;

  • воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

  • понимание роли человека в обществе;

  • принятие норм нравственного поведения в природе;

  • принятие норм нравственного поведения в обществе;

  • принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • формирование основ экологической культуры;

  • понимание ценности любой жизни;

  • освоение правил индивидуальной безопасности жизни с учётом изменений среды обитания.


Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции;

  • регулятивные как овладение способами организации, планирования различных видов деятельности;

  • коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира.


Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего, так и в ходе промежуточного оценивания.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ и в ходе комплексной работы на межпредметной основе.

Виды работ, применяемых на уроке окружающего мира:

  • текущий опрос – проверка того, как идёт процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства).

  • тематический контроль – способствует введению формирующегося оценивания освоения программы учеником. Предоставляется возможность тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.

  • итоговый контроль – проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени – четверть, полугодие, год.

  • опрос – проводится в устной и письменной форме. Устный опрос – это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом фронтальный опрос). Письменный опрос – это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы отводится 10-15 минут. Её цель – проверить, как идёт формирование знаний и умений по темам курса. Самостоятельные и контрольные работы могут быть представлены как в виде тестов, так и в графической форме, работой с картой и т.д.


Оценивание устного ответа проводится по следующей шкале:

«5» - ставится ученику если он осознанно, логично излагает учебный материал используя свои наблюдения, устанавливает связи между объектами и явлениями природы в пределах программы, правильно выполняет практические задания и даёт полные ответы на поставленные вопросы.

«4» ставится ученику если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для отметки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в выполнении практической работы. Все эти недочёты ученик исправляет сам при указании на них учителя.

«3» ставится ученику если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, допускает серьёзные неточности при выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочёты при помощи учителя.

«2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.


Оценка тестов проводится как по всему тесту, так и по отдельным его разделам. Выполненная работа оценивается отметками «зачёт» или «незачет». Считается, что ученик обнаружил базовую подготовку «зачет» если выполнил не менее 75%.

Варианты оценивания

Уровневая шкала

Процентная бальная шкала

Низкий

Выполнены отдельные задания.

0 – 60%

менее 17 баллов

Оценка «2»

Средний

Выполнены все задания с незначительными погрешностями.

60 – 77%

18 – 22 балла

Оценка «3»


77 – 90%

23 – 26 баллов

Оценка «4»

Высокий

Все предложенные задания выполнены правильно.

90 – 100%

27 – 30 баллов

Оценка «5»

Содержание учебного предмета


Земля — наш общий дом

Где ты живешь. Когда ты живешь. Счет лет в истории.

Солнечная система. Природные тела и природные явления. Солнце — звезда. Планета Земля — шар.

Условия жизни на Земле. Значение Солнца для жизни на Земле. Водная оболочка Земли. Воздушная оболочка Земли.

Как человек изучает Землю

Человек познает мир. Как изображают Землю. Чтобы не заблудиться в лесу.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История воз­никновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.


Царство природы

Бактерии. Какие бывают бактерии. Где обитают бактерии.

Грибы. Чем грибы отличаются от растений. Какие бывают грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Растения. Если бы на Земле не было растений. Разнообразие мира растений (флоры). Растения – живые существа (организмы). Растения дикорастущие и культурные.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Красная книга России. Какие страницы есть в Красной книге.

Животные. Разнообразие мира животных (фауны). Животные – живые существа (организмы). Беспозвоночные животные. Позвоночные животные.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

Природные сообщества.

Почему люди приручили диких животных.

О заповедниках.

Наша Родина: от Руси до России

Древнерусское государство. Восточнославянские племена. Первые русские князья.

Московская Русь. Как Москва стала столицей. Иван IV Грозный – первый русский царь.

Российская империя. Петр I Великий. Екатерина II Великая. Последний российский император Николай II.

Советская Россия. СССР.

Российская Федерация.

Какие люди жили в старину

Из истории имён. Как рождалось имя. Имя, отчество, фамилия.

Какими людьми были славяне. Как выглядели. Как работали. Как защищали Родину. Как помогали друг другу. Как принимали гостей. Как отдыхали.

Какие предметы окружали людей в старину. «Скажи, какой у тебя дом…». О первых каменных постройках. По одежке встречают…Валенки, валенки…Одежда по приказу. Почему люди украшали одежду.

Русская трапеза. Хлеб да вода – крестьянская еда. Богатый дом – обильная еда.

Верования языческой Руси. Боги древних славян. Масленица – народный праздник. Праздник Ивана Купалы.

Принятие христианства на Руси. Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха – Светлое Христово Воскресение.


Как трудились в старину

Что создавалась трудом крестьянина? Труд в крестьянском хозяйстве. Как трудились крестьянские дети. Тяжелый труд крепостных.

Что создавалось трудом ремесленника? Что такое ремесло. Игрушки делать – тоже ремесло. Маленькие мастера. О гончарном ремесле. О веретене, прялке и ткацком станке. Русские оружейники.

Что создавалось трудом рабочего? О первых мануфактурах, заводах и фабриках России. О первых железных дорогах.

Изобретения, которые сделал человек в XIX-XX веках. О пароходе. Об автомобиле. О самолете и аэростате. Время космических полетов.


Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).


Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предпри­ятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.


Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.


Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

Земля – наш общий дом – 11ч

1

Где и когда ты живёшь. Счёт лет в истории

06.09

1

Рассматривает рисунок, схему в учебнике. Понимает, что значит находиться в пространстве. Сравнивает арабские и римские цифры. Пользуется римскими цифрами для записи веков. Работает с «лентой времени» в рабочей тетради. Рисует схему «Где я нахожусь». Работает с текстом учебника.


2

Солнечная система. Природные тела и природные явления

07.09

1

Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Различает природные тела и природные явления. Пишет небольшой рассказ (этюд, зарисовку) о явлении природы. Характеризует главную звезду Солнечной системы.


3

Солнце - звезда

13.09

1


4

Планета Земля – шар

14.09

1

Характеризует форму и размер Земли. Называет основные условия жизни на Земле; причины смены дня и ночи; причины смены времен года. Объясняет пословицы.


5

Условия жизни на Земле. Значение Солнца для жизни на Земле

20.09

1

Составляет таблицу «Характеристика Земли». Работает в группе, заполняет «Паспорт Земли». Делает вывод на основе длительных наблюдений (по проращиванию семян). Проводит и комментирует опыты, доказывающие смену дня и ночи, смену времен года. Понимает, что такое «сутки» и «год». Приводит примеры, доказывающие возможность /невозможность жизни человека без солнечного света.


6

Водная оболочка Земли

21.09

1

Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Понимает значение воды для жизни на Земле. Наблюдает за растениями в разных областях земного шара. Делает вывод о зависимости количества растительности от количества воды. Приводит примеры источников воды на Земле. Рассказывает о водоеме или водном потоке. Самостоятельно находит информацию об охране воды.


7

Воздушная оболочка Земли

27.09

1

Понимает, что воздух – это смесь газов. Объясняет, что такое «атмосфера» и каково ее значение для Земли и ее обитателей. Проводит и комментирует опыт, доказывающий, что кислород поддерживает горение, а углекислый газ – нет. Анализирует и сравнивает понятия «чистый воздух», «грязный воздух». Подбирает информацию о том, как защитить воздух от загрязнения. Объясняет, что такое «погода», «прогноз погоды».


8

Человек познаёт мир. Как изображают Землю

28.09

1

Понимает методы познания мира: наблюдения, эксперимент, изучение опыта человечества. В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Пользуется географической картой и глобусом. Работает с глобусом: находит экватор, полушария, полюса, меридианы и параллели. Выполняет практическую работу по карте. Готовит небольшое сообщение по вопросу «Людям каких профессий нужны карты?»


9

Чтобы не заблудиться в лесу

04.10

1

Понимает, что значит «читать» карту. Называет и графически воспроизводит несколько условных обозначения плана и карты. Объясняет устройство компаса. Определяет по нескольким признакам правила ориентирования в незнакомой местности.


10

Ориентирование на местности


05.10

1

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.


11

Проверочная работа «Земля – наш общий дом»

11.10

1

Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в темам.


Царства природы – 23ч

12

Бактерии. Какие бывают бактерии.

12.10

1

Понимает бактерии как маленькие примитивные живые существа. Кратко характеризует особенности жизни бактерий, места их обитания. Объясняет значение бактерий в природе и в жизни человека.


13

Где обитают бактерии

18.10

1


14

Грибы. Чем грибы отличаются от растений. Какие бывают грибы.

19.10

1

Понимает, что грибы – это особое царство природы. Кратко характеризует особенности внешнего вида и строения грибов. Называет отличие их от растений. Комментирует правила сбора грибов. Иллюстрирует свое сообщение по теме «Любимые грибы нашей семьи».


15

Растения. Если бы на Земле не было растений

25.10

1

Называет места обитания растений на планете Земля. Приводит примеры отдельных представителей флоры, живущих в разных условиях (водоём, луг, пустыня, лес и др.).


16

Разнообразие мира растений (флоры)

26.10

1

Выделяет группы растений, отличающиеся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые. Приводит примеры ядовитых растений. Классифицирует растения по разным основаниям.


17

Растения- живые существа (организмы)

08.11

1

Составляет короткое сообщение по теме «Как живёт растение». Называет отличия растений от животных. Кратко характеризует органы растения, их значение для роста и развития. Называет особенности питания и размножения растений. Объясняет последовательность развития жизни растения, характеризует значение органов растения.


18

Растения дикорастущие и культурные

09.11

1

Приводит примеры дикорастущих и культурных растений и объясняет их принадлежность к той или иной группе. Изготавливает книжку-самоделку «Культурные растения».


19

Красная книга России

15.11

1

Кратко характеризует страницы Красной книги (чёрные, красные, оранжевые, жёлтые, белые, зелёные). Приводит правила охраны растительного мира. Называет растения оранжевых страниц Красной книги своей местности. Выполняет задания комплексной работы по изученным темам.


20

Какие страницы есть в Красной книге

16.11

1


21

Проверочная работа по теме «Грибы. Бактерии. Растения»

22.11

1

Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным темам.


22

Животные. Разнообразие мира животных (фауна)

23.11

1

Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Объясняет высказывание «Животные – живые тела природы». Кратко рассказывает о связях животных друг с другом (звенья одной цепи). Самостоятельно подбирает информацию для книжки-самоделки «Роль животных в природе».


23

Животные – живые существа (организмы)

29.11

1

Сравнивает животных по их умению ориентироваться в окружающем мире. Классифицирует животных по типу питания (веществами, которые содержатся в растениях или в организмах других животных).


24

Животное – живой организм

30.11

1

Кратко рассказывает о разнообразии движений и типов дыхания животных. Приводит примеры животных, которые бегают, плавают, прыгают, летают, ползают. «Читает» рисунок-схему. Составляет свою схему по аналогии.


25

Как животные приспосабливаются к условиям жизни

06.12

1

Понимает, что всё поведение животного подчинено инстинктам – врождённым формам поведения. Кратко рассказывает о том, как животные по-разному приспосабливаются к условиям жизни: строят гнёзда, впадают в спячку, охотятся, отпугивают, обороняются и др. Приводит примеры разнообразного поведения животных.


26

Беспозвоночные животные

07.12

1

Делает вывод о том, что беспозвоночные животные не имеют позвоночника. Приводит примеры среды обитания беспозвоночных животных. Выделяет группу беспозвоночных животных (черви, моллюски, мидии, улитки, кальмары, осьминоги, насекомые, паукообразные). Понимает, что насекомые – самая большая группа беспозвоночных животных.


27

Позвоночные животные Рыбы

13.12

1

Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризует особенности рыб и земноводных: внешний вид, место обитания, особенности поведения.


28

Земноводные (амфибии)

14.12

1

Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризует особенности рыб и земноводных: внешний вид, место обитания, особенности поведения.


29

Пресмыкающиеся (рептилии)

20.12

1

Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности пресмыкающихся: внешний вид, место обитания, особенности поведения.


30

Млекопитающие (звери)

21.12

1

Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризует особенности млекопитающих: внешний вид, место обитания, особенности поведения.


31

Природные сообщества


27.12

1

Характеризует животное как организм. Устанавливает зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводит примеры (конструирует) цепи питания.


32

Проверочная работа «Царства природы»

28.12

1

Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным темам.


33

Почему люди приручали животных

10.01

1

Рассказывает о своем любимом животном. Классифицирует животных. Составляет кластер по теме «Домашние животные». Выполняет задания комплексной работы по изученным темам.


34

Заповедники

11.01

1

Объясняет, что такое «заповедник». Обсуждает информацию, отвечает на проблемные вопросы. Приводит примеры нескольких заповедников России.


Наша Родина: от Руси до России – 9ч

35

Древнерусское государство. Восточнославянские племена

12.01

1

Понимать, что о прошлом узнают разными методами: проводят раскопки, изучают берестяные грамоты, древние предметы быта и др. Кратко характеризовать потомков восточных славян – русских, украинцев и белорусов. Понимать причину расселения племен восточных славян по берегам рек. Приводить примеры племен и государств.


36

Первые русские князья

17.01

1

Работает с лентой времени. Рассказывает о возникновении Древнерусского государства. Территория и города. Называет нескольких правители Древнерусского государства.


37

Московская Русь. Как Москва стала столицей

18.01

1

Правильно говорит одно из названий нашей страны – Московская Русь. Кратко рассказывает о становлении Москвы как столицы. Знает, что Иван Грозный – первый русский царь. Называет дату венчания на царство первого русского царя.


38

Иван IV Грозный – первый русский царь

24.01

1


39

Российская Империя. Пётр 1 Великий


25.01

1

Правильно говорит одно из названий нашей страны – Российская империя. Получает информацию из рассказа учителя и из текста учебника. Кратко рассказывает об образовании Российской империи. Понимает, что Пётр I – император. Приводит примеры деятельности Петра I: создание флота, строительство Санкт-Петербурга, развитие промышленности, образования.


40

Екатерина II Великая

31.01

1

Объясняет, почему царицу Екатерину II назвали Великой. Кратко характеризует деятельность царицы на благо России. Сравнивает характеры русских царей, рассказывает о характере, интересах Екатерины Великой.


41

Последний российский император Николай II

01.02

1

Рассказывает кратко о последнем российском императоре и его семье. Приводит пример характера Николая II, особенностей его правления. Называет дату свержения последнего русского царя. Создает презентацию – выставку репродукций русских художников XIX века. Раскрывает, какие стороны жизни детей привлекали художников.


42

Советская Россия. СССР. Российская Федерация

07.02

1

Правильно называет нашу страну в XXI веке. Знает главу государства в современной России, основы устройства современной России. Создает сообщение по теме «Россия в XXI веке». Называет имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.


43

Проверочная работа «История Руси и России»

08.02

1

Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным темам.


Как люди жили в старину – 11ч

44

Из истории имён. Как рождалось имя.

14.02

1

Понимает, что отражают имя, отчество и фамилия человека. Объясняет, как рождались имена и фамилии. Подбирает иностранные имена, похожие на русские.


45

Имя, отчество, фамилия

15.02

1



46

Какими людьми были славяне. Как выглядели. Как работали

21.02

1

Описывает особенности внешнего вида славянина. Самостоятельно готовит небольшое сообщение по теме «Как выглядели люди в разные исторические эпохи». Объясняет значение слов «облик», «окладистая». Сравнивает изображенных персонажей с современными людьми.


47

Как защищали Родину. Как помогали друг другу

22.02

1

Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.


48

Как принимали гостей. Как отдыхали

28.02

1


49

Какие предметы окружали людей в старину. «Скажи, какой у тебя дом...». О первых каменных постройках


01.03

1

Описывает устройство и внешний вид русского жилища. Понимает зависимость вида жилища от условий окружающей среды и социального положения жильца. Перечисляет особенности крестьянской избы. Приводит примеры первых каменных построек.


50

Какие предметы окружали людей в старину. По одежке встречают… Одежда по приказу. Почему люди украшали одежду

07.03

1

Узнает и называет одежду людей разных сословий. Объясняет различия детской и взрослой одежды. Рисует одежду подростка. Объясняет способы изготовления обуви русских людей. Слушает рассказ учителя об одежде по приказу и исконно русской одежде. Разъясняет значения украшений одежды в разные времена.


51

Русская трапеза. Хлеб да вода – крестьянская еда. Богатый дом – обильная еда

14.03

1

Называть особенности трапезы в городе и в сельской местности. Объясняет значение пословицы «Хлеб да вода – крестьянская еда». Приводит примеры русских сказок, в которых говорится о каше. Находит репродукции картин русских художников с изображением русской трапезы. Богатый дом – обильная еда.


52

Верования языческой Руси. Боги древних славян. Масленица – народный праздник. Праздник Ивана Купалы

15.03

1

Понимает, что до появления христианства славяне были язычниками. Называет языческих богов славян. Объясняет значение пословиц. Называет каждый день масленичной недели. Рассказывает о традиционных масленичных играх и забавах.


53

Принятие Христианства на Руси. Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха – Светлое Христово Воскресение

21.03

1

Объяснять, как происходило принятие христианства на Руси. Называть некоторые христианские праздники.


54

Проверочная работа «Жизнь и быт славян»

22.03

1

Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным темам.


Как трудились в старину – 8ч

55

Что создавалось трудом крестьянина? Труд в крестьянском хозяйстве

04.04

1

Рассказывает о возникновении земледелия на Руси. Называет особенности крестьянского труда. Объясняет зависимость крестьянского труда от природных условий, времени года и погоды. Перечисляет орудия сельскохозяйственного труда.


56

Тяжелый труд крепостных

05.04

1

Понимает особенности труда мужчины и женщины, детей в крестьянской семье. Находит ответ на вопрос о том, что такое крепостное право в России, что оно давало помещикам и крестьянам. Называет дату отмены крепостного права.


57

Что создавалось трудом ремесленника? Что такое ремесло. Игрушки делать – тоже ремесло. Маленькие мастера

11.04

1

Понимает, что такое ремесло и кого называют ремесленником. Называет особенности труда ремесленника. Кратко рассказывает о развитии ремёсел в России.


58

О гончарном ремесле

12.04

1

Понимает, что гончарное ремесло – одно из самых древних. Комментирует значение труда гончаров.

Гжельские изделия – пример таланта гончаров. Называет традиционные ремесла: изготовление деревянных и глиняных игрушек. Сравнивает игрушки по виду, по материалу. Показывает на карте места традиционных народных промыслов. Узнает игрушку.


59

О веретене, прялке и ткацком станке

18.04

1

Приводит примеры ткачества, прядения, шитья в сказках разных народов. Проводит виртуальную экскурсию в музей ткачества. Организует мини-выставку тканых и вязаных изделий.


60

Русские оружейники

19.04

1

Кратко рассказывать об изготовлении оружия и защитных доспехов – древнем ремесле славян. Перечисляет «оружейные» города России.


61

Что создавалось трудом рабочего? О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России

20.04

1

Объясняет значение слов: «фабрика», «завод». Показывает на карте места возникновения первых мануфактур и заводов. Кратко рассказывает о развитии мануфактур, заводов и фабрик в России. Понимает, что условием работы промышленных предприятий является наличие полезных ископаемых.


62

О первых железных дорогах

25.05

1

Кратко рассказывает о первой железной дороге в России. Показывает ее на карте. Называет дату построения первой железной дороги.


Изобретения, которые сделал человек в 19 – 20 веках – 3ч

63

О пароходе. Об автомобиле

26.04

1

Кратко рассказывать об открытиях, которые изменили жизнь человека. Понимает значение развития пароходства в России. Показывает на карте реки России. Называет несколько марок автомобилей, выпускаемых в России. Классифицирует автомобили по назначению перевозок. Рассказывает о развитии автомобилестроения в России.


64

О самолёте и аэростате.

27.04

1

Составляет рассказ о самолетах. Перечисляет разные виды самолетов. Кратко рассказывает о роли современной авиации. Называет «отца российской космонавтики» – К.Э. Циолковского. Называет дату открытия «Эры космических полётов», первый искусственный спутник, первых космонавтов СССР. Готовит рассказ об одном из российских космонавтов.


65

Время космических полётов

16.05

1


66

Итоговая комплексная работа. Работа над ошибками

17.05

1

Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным темам за 3 класс


67

68

Повторение пройденного материала

23.05

24.05

2




9


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!