Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 4-го класса составлена на основании:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
рекомендаций Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);
авторской программы Е. А. Лутцевой «Технология», приведённой в соответствие с требованиями Федерального государственного стандарта начального образования;
учебного плана МБОУ Владимировской СОШ на 2018-2019 учебный год;
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38);
положения о рабочей программе учителя.
Для реализации программы используется учебник «Технология» 4кл. Лутцева Е.А., - «Вентана-Граф» 2015 г.
Цель: подготовить подрастающее поколение, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого знания.
Задачи:
развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и д.д.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического процесса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные процессы технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Согласно базисному учебному плану на изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего 34 часа за год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
- воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметными результатами
- изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности
Предметные результаты:
- название основных частей персонального компьютера;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям (польза, удобство, красота);
- названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся;
- этапы технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов;
- петельную, крестообразную строчки и их варианты;
- луковичный и клубневый способы размножения растений4
- умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
К концу обучения в 4 классе обучающиеся должны:
иметь представление:
о современных направлениях научно – технического развития в своей стране и мире, истории их зарождения;
о положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека на природу;
о глобальных проблемах экологии и роли человека в сохранении природной среды, предотвращении экологических и техногенных катастроф;
об отдельных элементарных аспектах экономических знаний;
о понятиях технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер, селекция и др.
знать:
современные профессии, появившиеся в 20-21 веке и связанные с изученным содержанием;
технические изобретения 20 века, вошедшие в нашу повседневную жизнь;
название основных частей персонального компьютера и их назначение;
основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям;
названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся;
этапы технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов;
петельную, крестообразную строчки и их варианты;
луковичный и клубневый способы размножения растений.
уметь:
определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно;
подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий в каждом конкретном случае;
эстетично оформлять изделия;
соединять детали ткани петельной и крестообразной строчками;
выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников;
выполнять посильные действия для решения экологических проблем на доступном уровне;
самостоятельно:
разрабатывать несложные творческие коллективные проекты и реализовывать их; распределять обязанности в группе;
организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее этапах;
при помощи учителя:
выбирать темы для практических и проектных работ;
искать оригинальные решения конструкторско–технологических, экономических и эстетических проблем.
Содержание учебного предмета
Содержание курса отобрано и целенаправленно структурировано в двух основных разделах: «Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры» и «Из истории технологии».
Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.
Раздел включает информационно-познавательную и практическую части и построен в основном по концентрическому принципу. Его содержательная основа, т. е. стержень предмета, — это обобщенные первоначальные технико-технологические знания и умения, характерные для любой практической деятельности человека. В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения, связанные с обработкой материалов (технологические операции и приемы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), выращиванием растений (агротехника), техникой как помощницей человека и т. п. Даются представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах ее получения, и использовании, об организации труда, мире профессий и т. п.
Концентричность в изучении данного раздела достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц, каковыми являются, прежде всего, технологические операции, приемы и процессы, а также связанные с ними вопросы экономики и организации производства, общей культуры труда. От класса к классу школьники расширяют круг ранее изученных общетехнологических знаний, осваивая новые приемы, инструменты, материалы, виды труда.
Из истории технологии. Раздел отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Он построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды. В нем представлены отдельные страницы истории человечества — от стихийного удовлетворения насущных жизненных потребностей древнего человека к зарождению социальных отношений, нашедших свое отражение в целенаправленном освоении окружающего мира и создании материальной культуры. Этот раздел знакомит учащихся (на уровне общих представлений) с зарождением ремесел (разделение труда), созданием механизмов, использующих силу природных стихий (повышение производительности труда), изобретением парового двигателя, положившим начало технической революции. Дается также представление о некоторых великих изобретениях человечества, породивших науки или стимулировавших их развитие, о современном техническом прогрессе, его положительном и негативном влиянии на окружающую среду, особенно в экологическом плане. Центром внимания учеников является человек, в первую очередь человек-созидатель — думающий, творящий, стремящийся удовлетворить свои материальные и духовно-эстетические потребности и при этом сам создающий красоту.
Особенности представления материала в разделе:
исторические события, явления, объекты изучаются в их связи с реальной окружающей детей средой;
преобразующая деятельность человека рассматривается в ее единстве и взаимосвязи с миром природы; раскрывается их взаимовлияние, как положительное, так и отрицательное, в том числе обсуждаются проблемы экологии;
показано, что технология практических работ из века в век остается почти неизменной, особенно ручных, ремесленнических (детали размечаются, вырезаются, соединяются, изделие отделывается и украшается);
осуществляется знакомство с основными движущими силами прогресса, в частности рассматриваются причины возникновения разделения труда, необходимость повышения его производительности, этапы развития техники как помощницы человека и т. д.;
подчеркивается, что творческая деятельность — естественная, сущностная потребность человека в познании мира и самореализации — проявляется, в частности, в изобретательстве, стимулирующем развитие производства и наук (физика, химия, астрономия, биология, медицина).
Содержание учебного предмета
№ п\п | Содержательная линия | Кол-во часов | Планируемые результаты |
Знать | Уметь |
1 | Научно-технический прогресс. Совершенствование технологий производства. Элементы материаловедения. Изобретение и использование синтетических материалов с определенными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях. Нефть как универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и т.д.). Основы конструкторско–технологических знаний и умений. Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско–технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф. Агротехнические приемы выращивания луковичных растений, размножение растений клубнями и луковицами. Деятельность человека в поиске и открытии пищевых технологий. Влияние их результатов на здоровье людей. Селекция и селекционирование как наука и технология, связанная с выведением новых и улучшением существующих сортов сельскохозяйственных растений и пород животных. Дизайн (в технике, интерьере, одежде и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее варианты (тамбур, петля вприкреп, елочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг. Техника 20-21 века. ЕЕ современное назначение. Современные требования к техническим устройствам. Современный информационный мир и информационные технологии. Персональный компьютер и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Энергия и современная энергетика. Использование энергии человеком. | 15 | - название основных частей персонального компьютера; - основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям (польза, удобство, красота); - названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся; - этапы технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов; - петельную, крестообразную строчки и их варианты; - луковичный и клубневый способы размножения растений. | -определять конструктивные технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно; - подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий в каждом конкретном случае; - эстетично оформлять изделия; - соединять детали из петельной и крестообразной строчками; - выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней; |
2 | Их истории технологии. Дизайн. Художественное конструирование. Преобразовательная деятельность человека в 20 веке, научно – технический прогресс: главные открытия, изобретения, прорывы в науке, современные технологии), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в ее предотвращении. Сферы использования электричества, природных энергоносителей в промышленности и в быту. Развитие авиации и космоса, ядерной энергетики, информационно – компьютерных технологий. Самые яркие изобретения начала века – электрическая лампочка и фонограф Эдисона, телефон, радио, самолет; в середине века – телевидение, ЭВМ, и др.; открытие атомной реакции, лазера и др. Рубеж 20-21 века – использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. | 19 | - современные профессии, появившиеся в 20-21 веке и связанные с изученным содержанием; -технические изобретения 20 века, вошедшие в нашу повседневную жизнью(телефон, радио, телевизор, компьютер и др.) | - находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе Интернета); - выполнять посильные действия для решения экологических проблем на доступном уровне. |
Календарно–тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Тип урока |
Научно-технический прогресс. Совершенствование технологий производства - 15 ч |
1 | Инструктаж по технике безопасности. История создания материальной культуры. Этапы выполнения проекта. | 1 | 07.09 | |
2 | Новые решения конструкторско-технологических проблем. Защита проекта. | 1 | 14.09 | |
3 | Инструктаж по технике безопасности. Технический прогресс и производительность труда. Свойства тонких металлов (исследование). Чеканка. | 1 | 21.09 | |
4 | Специализация инженеров на разных производствах. Штамповка. | 1 | 28.07 | |
5 | Научно–технический прогресс. Современное производство. | 1 | 05.10 | |
6 | Технические изобретения конца 19 начала 20 века. | 1 | 12.10 | |
7 | Конструкторско–технологические проблемы, пути их решения. | 1 | 19.10 | |
8 | Изобретательство. Развитие авиации и космоса, ядерной энергетики, информационно–компьютерных технологий. | 1 | 26.10 | |
9 | Виды современных двигателей (двигатель внутреннего сгорания, реактивный) | 1 | 09.11 | |
10 | Современный информационный мир и информационные технологии. | 1 | 16.11 | |
11 | Использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. | 1 | 23.11 | |
12 | Персональный компьютер и его назначение | 1 | 30.11 | |
13 | Правила пользования ПК для сохранения здоровья. | 1 | 07.12 | |
14 | Основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям | 1 | 14.12 | |
15 | Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газ, нефть) в промышленности и в быту. | 1 | 21.12 | |
Дизайн. Художественное конструирование - 19ч |
16 | Дизайн, его значение в современном производстве. | 1 | 28.12 | |
17 | Дизайн техники. | 1 | 11.01 | |
18 | Дизайн рекламной продукции. | 1 | 12.01 | |
19 | Дизайн интерьера. | 1 | 18.01 | |
20 | Создание интерьерных объектов. Художественно – эстетическое оформление. | 1 | 25.01 | |
21 | Ландшафтный дизайн. | 1 | 01.02 | |
22 | Художественно – эстетическое оформление проекта «Школьный двор» | 1 | 08.02 | |
23 | Дизайнерские решения старинных и современных интерьеров и ландшафтов. | 1 | 15.02 | |
24 | Дизайн одежды. Мода. | 1 | 22.02 | |
25 | Смена моды в 20 века (для учебы, спорта и т.д.) ТБ при работе с иголкой. | 1 | 01.03 | |
26 | Специалисты для создания одежды. | 1 | 15.03 | |
27 | Задачи дизайнера модельера. Дизайн платья. | 1 | 22.03 | |
28 | Отделка готового изделия. Обметочная, соединительная, отделочные строчки | 1 | 05.04 | |
29 | Петельная строчка и ее разновидности | 1 | 12.04 | |
30 | Крестообразная строчка и ее разновидности | 1 | 19.04 | |
31 | Обработка края изделия изученной строчкой и ее вариантами. (Самостоятельная работа учащихся) | 1 | 26.04 | |
32 | Выставка изделий выполненных в течение года. Урок – выставка. | 1 | 27.04 | |
33 34 | Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Аксессуары в одежде | 2 | 17.05 24.05 | |
6