Профориентационная работа в школе: профориентационный центр.
1. Общие положения
1.1. Профориентационный центр - структурное подразделение школы, координирующее деятельность педагогического коллектива на создание условий для успешного профессионального самоопределения учащихся.
1.2. Школьный профцентр привлекает к сотрудничеству классных руководителей, психологов, медицинских работников, учащихся, преподавателей и студентов вузов, работников предприятий и организаций.
2. Цель и задачи деятельности
2.1. Цель деятельности школьного профориентационного центра - содействовать развитию профессионального интереса учащихся, помочь выбрать сферу деятельности, отвечающую склонностям и возможности личности.
2.2. Задачи профориентационного центра:
- создание условий, обеспечивающих реализацию предпрофильной подготовки и профильного образования на всех ступенях обучения;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в области высоких технологий, развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса.
Содержание деятельности
3.1. Содержание деятельности профориентационного центра определяется целями и задачами работы образовательного учреждения, особенностями современного рынка труда, социально - экономическими условиями развития страны. Содержание деятельности центра предусматривает работу по трем направлениям:
3.2. Работа с учащимися предполагает совершенствование учебно-воспитательного процесса в целом и состоит в следующем:
3.2.1. Психологическое консультирование, помогающее определить предпочтительную сферу будущей деятельности;
3.2.2. Диагностика, помогающая увидеть профиль будущей профессии, выявить интерес и склонности к профессии, подобрать конкретные профессии и учебные заведения, отвечающие интересам, склонностям учащихся;
3.2.3. Формирование у учащихся общей готовности к труду, ориентирование их на работу в соответствии с потребностями рынка труда;
3.2.3. Предоставление информации, которая знакомит учащихся с различными профессиями, с изменениями, происходящими на рынке труда;
3.2.4. Выявление талантливой молодежи и оказание ей помощи в профессиональном и личностном росте;
3.4. Работа с педагогами направлена на координацию действий и систематизацию работы по профориентации, в частности:
3.4.1.Согласование работы по данному направлению, по классам, по школе, с администрацией, классными руководителями и воспитателями;
3.4.2. Выявление спроса на данный вид деятельности со стороны педагогов, через опросы, анкетирование, беседы;
3.4.3. Проведение обучающих семинаров, рассказывающих об особенностях профориентационной работы с детьми;
3.4.4. Помощь в организации мероприятий, призванных обеспечить эффективную работу центра.
4. Структура и организация деятельности
В состав пофориентационного центра входят:
• Директор школы - осуществляет общее руководство при заключении договоров, контрактов, соглашений с образовательными учреждениями, предприятиями и организациями.
• Заместитель директора по учебно - воспитательной работе - курирует работу центра.
• Руководитель центра и его члены из числа педагогов школы, назначаются директором школы.
• Психологи - проводят тестирование, анкетирование, консультации с целью выявления профессиональных возможностей учащихся.
• Школьный пресс-центр.
ПЛАН РАБОТЫ ПРОФОРИЕТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
РАБОТА С УЧЕНИКАМИ | РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ | РАБОТА С УЧИТЕЛЯМИ |
Мероприятия | Сроки | Классы | Мероприятия | Сроки | Мероприятия | Сроки |
1. Проведение летней школы. | Конец учебного года | 10-е классы | 1. Собрание попечительского совета | октябрь | 1. Обновление родительской базы данных. | сентябрь |
2. Профтес-тирование учащихся по методике Климова. | В течение года | 9-11 классы | 2.Индивидуальное консультирование по проблеме выбора детьми будущей профессии | В течение года | 2. Выпуск памяток для педагогов «Профориен-тационная работа с детьми. | октябрь |
3. Знакомство старшеклассников с работой профцентра (экскурсия в кабинет). | сентябрь | 9-11 классы | 3. Консультация родителей по проблемам профориентации и самоопределения ребенка. | По запросам | 8. Участие педагогов в заседаниях клуба «Моя карьера». | В течение года |
4. Экскурсии на предприятия района и города. | В течение года | 5-11 классы | 4. Выступление на родительском собрании по теме: «Цели и задачи проф-ориентационного центра. Профориен-тационное тестирование» | октябрь | 3. Помощь в организации экскурсий на предприятия. | В течение года |
5. Тестирование по программе «Кадры XXI века». | Ноябрь - декабрь | 9-11 классы | 5. Участие родителей в классных часах по профессиональной тематике. | В течение года | 4. Обновление стендов профцентра. | Каждый месяц |
6. Факультативный курс «Мой выбор». | В течение года | 5 -8 классы | 6. Дни открытых дверей в высших и средних учебных заведениях. | Февраль - май | 5. Организация дополнительных платных услуг, | Сентябрь - май |
7. Выпуск агитационной газеты «Карьерист». | В течение года | 7-11 классы | 7. Сотрудничество с центром занятости | В течение года | 6. Помощь и проведени анкетирования, тестирования. | В течение года |
8. Профтес-тирование по компьютерной программе «Те-лепрофори-ентатор». | Декабрь - март | 7-11 классы | 8. Выступление на родительском собрании по теме: «Как помочь ребенку в выборе профессии». | декабрь | 7. Помощь в проведении классных часов на проф-оринтационные темы. | В течение года |
9. «День открытых дверей» в учебных заведениях города. | Февраль - май | 9 – 11 классы | 9. Участие родителей в заседании клуба «Моя карьера». | В течение года | 8. Обработка данных анкетирования . | В течение года |
10. Классные часы профориентационной тематики. | Каждую четверть | Старшие классы | 10.« День открытых дверей» | май | 9. Консультация педагогов по проблемам профориентации. | В течение года |
11. Социально - психологический тренинг «Познавая себя и окружающих». | В течение года | 9,10 классы | 11. Сотрудничество с военным комиссариатом района. | В течение года | 10. Выступления на педагогических советах по проблеме «Профориентация» | Первое полугодие |
12. Анкетирование в рамках экспериментальной работы. | В течение года (приложение) | 10,11 классы | | | | |
13. Социально - психологический тренинг «Мои профессиональные намерения». | Второе полугодие | 8 классы | | | | |