СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование работы кружка "Основы робототехники"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выбранная программа рассчитана на один год обучения для обучающихся 5-6 классов, продолжительность одного занятия 1,5 часа. Основы программы взяты из официального курса компании Lego Education.

В основу программы положено моделирование роботов. В программе освещены темы, интересные учащимся как теоретически, так и для самостоятельного конструирования и моделирования разнообразных роботов.

Одновременно рассматриваются принципиальные теоретические положения, лежащие в основе работы ведущих групп робототехнических систем. Такой подход предполагает сознательное и творческое усвоение закономерностей робототехники, с возможностью, их реализации в быстро меняющихся условиях, а также в продуктивном использовании в практической и опытно-конструкторской деятельности.

В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с назначением, структурой и устройством роботов, с технологическими основами сборки и монтажа, основами вычислительной техники, средствами отображения информации.

Программа включает проведение практикума начинающего робототехника, включающего проведение лабораторно-практических, исследовательских работ и прикладного программирования. В ходе заданий учащиеся приобретают общетрудовые, специальные и профессиональные умения и навыки по сборке готовых роботов, их программированию, закрепляемые в процессе разработки проекта.

Просмотр содержимого документа
«Планирование работы кружка "Основы робототехники"»

Программа учебного кружка «Робототехника»


С целью эффективной реализации проекта по развитию направления обучения робототехники в МАОУ СОШ № 4 были выполнены следующие условия:

- приобретение наборов Lego Education и LEGO Mindstorms;

- повышение квалификации педагогов в области методики обучения робототехнике (курсы повышения квалификации в г. Екатеринбург, посещение мастер-классов на Международной конференции «Информационные технологии в образовании» в 2013 году);

- выбор программы для занятий обучающихся в объединении дополнительного образования «Основы робототехники»;

- повышение мотивации обучающихся к занятиям по робототехнике (посещение Международного турнира по мехатронике в учебном центре ЧТПЗ – около 200 обучающихся).

Выбранная программа рассчитана на один год обучения для обучающихся 5-6 классов, продолжительность одного занятия 1,5 часа. Основы программы взяты из официального курса компании Lego Education.

В основу программы положено моделирование роботов, как прогрессивного, наглядного и одновременно практически полезного раздела – робототехники, вобравшего в себя ее передовые достижения. В программе освещены темы, интересные учащимся как теоретически, так и для самостоятельного конструирования и моделирования разнообразных роботов.

Одновременно рассматриваются принципиальные теоретические положения, лежащие в основе работы ведущих групп робототехнических систем. Такой подход предполагает сознательное и творческое усвоение закономерностей робототехники, с возможностью, их реализации в быстро меняющихся условиях, а также в продуктивном использовании в практической и опытно-конструкторской деятельности.

В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с назначением, структурой и устройством роботов, с технологическими основами сборки и монтажа, основами вычислительной техники, средствами отображения информации.

Программа включает проведение практикума начинающего робототехника, включающего проведение лабораторно-практических, исследовательских работ и прикладного программирования. В ходе заданий учащиеся приобретают обще-трудовые, специальные и профессиональные умения и навыки по сборке готовых роботов, их программированию, закрепляемые в процессе разработки проекта.

Содержание программы реализуется во взаимосвязи с предметами школьного цикла. Теоретические и практические знания по робототехнике значительно углубят знания учащихся по ряду разделов физики (статика и динамика, электрика и электроника, оптика), черчению (включая основы технического дизайна), математике и информатике.

Курс «Робототехники» является базовым и не предполагает наличия у обучаемых навыков в области робототехники и программирования. Уровень подготовки учащихся может быть разным.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

  1. Введение 1,5 час

1.1.

Что такое робототехника. Цели и задачи работы кружка. Знакомство с деталями конструктора.

1,5


  1. Конструирование 15 часов

2.1.

Первые шаги. Мотор и ось. Зубчатые колеса.


1,5

2.2.

«Несуществующее животное».


1,5

2.3.

Виды передач. Понижающая, повышающая зубчатая передача.

1,5


2.4.

Датчик. Датчик наклона. Датчик расстояния.

1,5


2.5.

Способы крепления деталей. Высокая башня. Механический манипулятор (хваталка).


1,5

2.6.

Механическая передача. Шкивы и ремни. Перекрестная ременная передача.


1,5

2.7.

Скорость. Снижение скорости. Увеличение скорости.


1,5

2.8.

Механическая передача. Передаточное отношение. Волчок.


1,5

2.9.

Механическая передача. Ручной миксер. Редуктор. Червячная зубчатая передача.


1,5

2.10.

Механическая передача. Кулачок. Рычаг.


1,5

  1. Первые модели 16,5 часа

3.1.

Танцующие птицы.


1,5

3.2.

Умная вертушка.


1,5

3.3.

Обезьянка-барабанщица.


1,5

3.4.

Голодный аллигатор.


1,5

3.5.

Рычащий лев.


1,5

3.6.

Порхающая птица.


1,5

3.7.

Нападающий и вратарь.


1,5

3.8.

Ликующие болельщики.


1,5

3.9.

Спасение самолета.


1,5

3.10.

Спасение от великана.


1,5

3.11.

Непотопляемый парусник.


1,5

  1. Программирование в среде Robolab 2.9. 24 часа

4.1.

Знакомство со средой программирования Robolab2.9. Режим «Администратор». Режим «Программист».

1,5

1,5

4.2.

Типы команд. Команды действия. Базовые команды.

1,5

1,5

4.3.

Эмоциональный робот. Проект «Встреча». Конкурентная разведка. Проект «Разминирование».


3

4.4.

Моторы NXT. Мобильные роботы.

1,5

1,5

4.5.

Команды ожидания.

1,5

1,5

4.6.

Управляющие структуры.

1,5

1,5

4.7.

Многоугольники и пропорции. Как замостить

поверхность. Проект «Пентагон».


3

4.8.

Модификаторы.

1,5

1,5

  1. Алгоритмы управления 15 часов

5.1.

Релейный регулятор. Движение с одним датчиком освещенности.

1

2

5.2.

Движение с двумя датчиками освещенности

1

2

5.3.

Пропорциональный регулятор

1

2

5.4.

Пропорциональный регулятор

1

2

5.5.

Пропорционально-дифференцированный регулятор.

1

2

  1. Задачи для робота 12 часов

6.1.

Кегельринг. Танец в круге.


3

6.2.

Кегельринг. Танец в круге.


3

6.3.

Движение вдоль линии. Один датчик.


3

6.4.

Движение вдоль линии. Два датчика.


3

Самостоятельная проектная деятельность в группах на свободную тему 12 часов

7.1.

Творческое конструирование собственной модели. Программирование.


3

7.2.

Творческое конструирование собственной модели. Программирование.


3

7.3.

Творческое конструирование собственной модели. Программирование.


3

7.4.

Творческое конструирование собственной модели. Программирование. Защита модели.


3

Ожидаемые результаты:

  • формирование устойчивого интереса к робототехнике и учебным предметам физика, технология, информатика;

  • формирование умения работать по предложенным инструкциям;

  • формирование умения творчески подходить к решению задачи;

  • формирование умения довести решение задачи до работающей модели;

  • формирование умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

  • формирование умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Основные формы занятий

– теоретические занятия

– практические занятия

Организация занятий

Каждое занятие рассчитано на полтора урока, но может занять больше времени – все зависит от того, сколько будет затрачено времени на обсуждение, сборку модели, освоение компьютера, экспериментирование.

На занятиях учащиеся работают как индивидуально, так и небольшими группами (2-3 человека). Предварительное знакомство с основными идеями построения и программирования моделей помогает учащимся освоиться с конструктором и программным обеспечением. Затем обучающиеся переходят к выполнению задания.

Обучающимся предлагается выбрать несколько вариантов выполнения задания: воспользоваться разработанными инструкциями сборки, самостоятельно придумать своего робота или используя за основу схемы сборки доработать и внести свои конструктивные изменения в конструкцию робота.

Отдельные группы обучающихся, которые работают быстрее остальных, успевают как собрать модель по предложенной схеме, а также предложить свою доработанную модель.

По завершении работы над каждым проектом устраивается презентация моделей.

Условия реализации программы

Занятия проводятся в кабинете информатики (может быть использовано любое помещение). Для реализации программы в кабинете имеется следующее оборудование:

  • набор для изучения робототехники: Lego Education – 7 шт, LEGO Mindstorms – 7 шт.;

  • персональный компьютер (или нетбук) с установленной программой – 7 шт.;

  • лазерный принтер – 1 шт.;

  • мультимедиа проектор – 1 шт.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!