СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование тренировочного процесса легкоатлетов на средние дистанции на этапе спортивного совершенствования

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

планирование тренировочного процесса легкоатлетов

Просмотр содержимого документа
«Планирование тренировочного процесса легкоатлетов на средние дистанции на этапе спортивного совершенствования»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НИЖЕГОРОДСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА ИМЕНИ В.С.ТИШИНА (ГБПОУ «НОУОР ИМЕНИ В.С.ТИШИНА»)



СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 49.02.01 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»









КУРСОВАЯ РАБОТА


Планирование тренировочного процесса легкоатлетов на средние дистанции на этапе спортивного совершенствования



ФИО студента:

Студент 32 группы 3 курса

Мартынов Г.Д.

ФИО научного руководителя:

Поликарпов А.И.






Н.Новгород, 2022 год


Содержание


Введение………………………………………………………………………3-6

ГЛАВА I

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАКТИКО - ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

…………………………………………………………………………………7-15

1.1 Каким должен быть бегун на средние дистанции………………………7-9

1.2 Физическая подготовка легкоатлета на этапе спортивного совершенствования…………………………………………………………...9-11

1.3 Этапы подготовки в беге на средние дистанции………………………11-13

1.4 Характеристика этапа спортивного совершенствования ……………..14-15

ГЛАВА 2

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ…………………………………………………...16-27

2.1 Методы исследования………………………………………………….........16

2.2 Организация эксперимента. …………………………………………….17-19

2.3 Методика исследования………………………………………………….19-27

ГЛАВА 3

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………….27-30

3.1 Результаты проведенного эксперимента……………………………….27-30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................31-32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………....33-34








Введение



Актуальность. В последнее время, в связи с техническим прогрессом, заметно снижается физическая активность населения. Идёт снижение интереса учащихся к урокам физической культуры и занятиям другими видами физкультурно-спортивной деятельности.  В результате чего повышается утомляемость школьников и снижение их работоспособности. Физическая культура служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции, способом физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей. В системе физического воспитания бегунов легкая атлетика занимает одно из ведущих мест. [19]

Бег является одним из самых массовых и доступных видов спорта для всех возрастов населения, способствующий улучшению состояния здоровья и совершенствованию двигательных качеств и навыков, необходимых для трудовой деятельности человека. Мировые современные достижения в легкой атлетике сегодня настолько велики, что без систематической подготовки спортсменов нельзя рассчитывать не только на высокие результаты, но и на высокую результативность в зрелом возрасте спортсмена.

Воспитание бегунов - одна из главных задач подготовки спортивного резерва, поднятия престижа занятий легкой атлетикой в стране. Известно, что укрепление здоровья невозможно без высокого уровня развития физических качеств. Проблема спортивного совершенствования бегунов на средние дистанции является одной из важнейших в физическом воспитании. Развитие физических способностей бегунов должно способствовать массовому укреплению здоровья подрастающего поколения. И оттого насколько рационально будут решены вопросы тренировки в молодом возрасте, процесс начального становления технического мастерства, уровня развития специальных физических качеств во многом зависит дальнейший рост спортивно-технических результатов не только в легкоатлетическом спорте в целом, но и в беге на средние дистанции в частности. [18]

Благодаря разнообразию и доступности легкая атлетика является самым массовым видом спорта. Забеги на средние дистанции занимают особое место в лёгкой атлетике, требуя от бегуна развитую выносливость и скорость. Бег на средние дистанции – совокупность легкоатлетических беговых дисциплин, объединяющая дистанции, длиннее, чем спринтерские, но короче, чем длинные. В большинстве случаев к средним дистанциям относятся 600 м, 800 м. 1000 м, 1500 м, 2000 м, 3000 м.

С самого начала занятий легкой атлетикой и особенно на этапе начальной специализации в беге на выносливость тренеры должны работать с учениками над совершенствованием техники бега. Главным критерием техники в упражнениях на выносливость является экономичность движений. Самая высокая экономичность бега необходима в марафоне, с уменьшением дистанции соотношение экономичности и мощности меняется в пользу последней. Для того чтобы удержать высокую скорость бега и отдалить наступление первой фазы утомления (уменьшение длины шага), необходимо более длительное время сохранять оптимальную длину шага, то есть не терять мощности движений. Особенно это касается бега на средние дистанции.

Техника бега на средние дистанции должна быть естественной, без лишних, искусственных движений: захлестываний голенью, чрезмерного захлеста пятки после окончания отталкивания. Бег должен быть мягким, что связано с правильной постановкой ноги на землю, умеренным сгибанием опорной ноги в момент вертикали. Чем длиннее дистанция, тем больше должен "катиться " бегун. Правильная, естественная техника бега должна вырабатываться на каждом тренировочном занятий, как на беговой дорожке, так и в затрудненных условиях (бег по воде, песку, снегу, в гору). Однако объем упражнений в затрудненных условиях, особенно на этапе начальной специализации, должен быть небольшим.

Бег на средние дистанции относится к группе цикличных упражнений субмаксимальной мощности. Непосредственным ограничителем достижение более высокого результата при преодолении соревновательной дистанции является наступающее утомление. Поэтому основное, что должно быть достигнуто в результате физической подготовки, это - отдаление момента утомления или повышение к нему устойчивости организма.

Подготовка перспективных спортсменов в современной легкой атлетике имеет большое значение для достижения бегунами высоких спортивных результатов в их соревновательной деятельности. В вопросе планирования спортивной подготовки бегунов на средние дистанции скоростно-силовая подготовка имеет большое значение. В настоящее время недостаточно изучены вопросы рациональной структуры тренировочных нагрузок и отдыха для восстановления в учебно-тренировочном процессе спортсменов.

Цель исследования – разработка тренировочного процесса легкоатлетов и выяснение его влияния на результат в беге на средние дистанции на этапе спортивного совершенствования.

Объект исследования – тренировочный процесс легкоатлетов на этапе спортивного совершенствования.

Предмет исследования – бегуны на средние дистанции.

Гипотеза – предполагается, что планирование тренировочного процесса легкоатлетов на средние дистанции на этапе спортивного совершенствования на основе применения специальных тренировочных упражнений, посредством круговой тренировки, окажет положительное влияние на физическую подготовленность бегунов.

Задачи исследования:

  1. Обобщить материалы, используя научно-популярную литературу и ресурсы Internet;

  2. Изучить литературу по данной теме;

  3. Разработать тренировочный процесс легкоатлетов на средние дистанции на этапе спортивного совершенствования;

  4. Выяснить влияние разработанного мною тренировочного процесса на развитие выносливости.

Методы исследования:

- Теоретический: анализ информационных источников, сравнения.

- Эмпирический: мониторинг – наблюдения.

- Математический: статистика и обработка результатов.

- Экспериментальный: проведение исследований.

Практическая значимость:

Результаты исследования и внесенные изменения в методику развития физических качеств могут быть использованы в практике работы тренеров-преподавателей, с целью повышения работоспособности у бегунов на средние и длинные дистанции.

















ГЛАВА I

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАКТИКО – ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ


1.1 Каким должен быть бегун на средние дистанции


Бегун на средние дистанции должен иметь высокий уровень специальной выносливости, то есть обладать способностью пробегать всю дистанцию в максимально высоком для себя темпе, зачастую при меняющейся скорости бега (ускорение на старте, рывки на дистанции, финиширование). Основой для формирования специальной выносливости являются физическая или силовая подготовленность бегуна, общая его выносливость и быстрота.

Для бега в высоком темпе 800 или 1500 м спортсмен должен обладать сильными мышцами, эластичными и прочными связками, подвижными суставами. Вот почему в тренировку средневика включаются упражнения с отягощениями, на гимнастических снарядах, разнообразные прыжковые и скоростно-силовые упражнения. Хорошо физически развитый бегун должен подтягиваться на перекладине не менее 10 раз, прыгать в длину с места на 2,70-2,80 м и тройным с места на 8,25-8,50 м, уверенно держать "угол", поднимать ноги к рукам в висе на гимнастической стенке, приседать на одной ноге 10 раз и более и, наконец, выжимать штангу весом, равным 75-80% от собственного веса.

Большую роль в приобретении специальной физической подготовки играет уровень быстроты бегуна. Сильнейшие средневики мира способны пробегать значительно лучше 400 м - лучше 50,0. Особое значение имеет умение быстро бежать с ходу и с высокого старта, а также способность к быстрому бегу после значительного утомления. Естественно, что особо важна быстрота в беге на 800 м. Бельгиец, Р. Мунс, долгое время бывший рекордсменом мира на этой дистанции (1.45,7), пробегал 100 м за 10,9 и 400 м за 47,3 сек.

Третьим важнейшим компонентом, определяющим уровень специальной физической подготовки, является общая выносливость бегуна. Большинство современных средневиков имеют высокий уровень этого качества. П. Снелл, Г. Эллиот, М. Жази были способны преодолевать не только длинные, но и сверхдлинные дистанции. Особенно высоким уровнем развития обладают австралийские и новозеландские бегуны.

Несмотря на то, что среди бегунов на средние дистанции, можно видеть спортсменов различного сложения, средний тип бегуна отличается сравнительно высоким ростом и небольшим весом. С увеличением дистанции рост и вес спортсменов снижаются. Это объясняется тем, большой вес требует и большей затраты сил во время бега.

Они отличаются большим ударным объемом сердца, высоким содержанием в крови гемоглобина, хороши кровоснабжением мышц. У хорошо тренированных бегунов, частота пульса бывает намного ниже средней (ниже 60 ударов в минуту). При определении способности спортсмена к достижению высоких результатов в беге на средние дистанции следует принимать во внимание и тип его нервной системы. Сильный, уравновешенный "живой" или сильный, уравновешенный "спокойный" типы нервной системы (по И. П. Павлову) наиболее соответствуют особенностям бегуна на средние дистанции. Чрезвычайно важны функциональные способности бегуна, которые в значительной степени приобретаются в процессе тренировки. Жизненная емкость легких у бегунов на средние дистанции зачастую превышает 6000 см.

В то же время средневиков условно можно разделить на три группы.

К первой относятся бегуны на 800 м, которые в силу высоких скоростных качеств успешно выступают и на более короткой дистанции - 400 м.

Ко второй группе, можно отнести спортсменов, успешно сочетающих обе дистанции - и 800 и 1500 м.

К третьей группе - бегунов на 1500 м, способных показывать высокие результаты и на более длинных дистанциях. Представители любой из этих трех групп могут рассчитывать на успех на средних дистанциях, однако при построении тренировочного процесса необходимо всегда учитывать принадлежность спортсмена к той или иной группе. [20]




1.2 Физическая подготовка легкоатлета на этапе спортивного совершенствования

Одной из главнейших частей подготовки легкоатлетов является физическая подготовка, направленная на развитие и воспитание основных двигательных качеств спортсмена. Высших результатов в легкой атлетике добиваются, как правило, те спортсмены, которые всесторонне физически развиты.

Физическая подготовка - это вид спортивной подготовки, который направлен на преимущественное развитие двигательных качеств легкоатлета: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и других, а также на укрепление здоровья, важнейших органов и систем организма, совершенствование их функций. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную.

Целью общей физической подготовки (ОФП) является достижение высокой работоспособности организма, и направлена она на общее развитие и укрепление организма спортсмена: повышение функциональных возможностей внутренних органов, развитие мускулатуры, улучшение координационной способности, исправление дефектов телосложения (главным образом из общеподготовительных) - с учетом особенностей и требований легкоатлетической специализации. К ним относятся упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка и др.), со снарядами (набивные мячи, мешки с песком, блины от штанги, гантели и т.п.), на тренажерах, подвижные и спортивные игры, кроссы, ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание и т.п.

Специальная физическая подготовка (СФП) легкоатлета должна быть направлена на развитие отдельных мышечных групп спортсмена, приобретение им тех двигательных навыков, которые непосредственно обеспечивают успешное овладение техникой и рост результатов в избранном виде спорта. Она должна состоять из упражнений, возможно схожих по амплитуде движений, характеру и величине мышечных усилий, нагрузке на сердечно - сосудистую и дыхательную системы, по психическим напряжениям и т.п. К ним относятся специально-подготовительные упражнения, включающие в себя элемент, часть или избранный вид легкой атлетики в целом.

С возрастом и ростом мастерства спортсмена количество упражнений ОФП уменьшается, и подбираются такие, которые больше способствуют специализации, т.е. упражнения СФП. Объем упражнений ОФП и СФП в системе тренировки спортсмена в значительной мере определяется уровнями компонентов его подготовленности. Если у спортсмена недостаточно развита сила определенных групп мышц, мала подвижность в суставах или недостаточна работоспособность сердечнососудистой и дыхательной систем, то используются соответствующие средства и методы физической подготовки.

Время, отводимое на ОФП и СФП, зависит от вида легкой атлетики. Например, у бегунов-стайеров на долю ОФП приходится мало времени, так как большую часть общего объема тренировок занимает бег (до 85%). Вместе с ростом спортивного мастерства средства ОФП все больше направляются на поддержание, а в ряде случаев и на укрепление компонентов физической подготовленности. Среди них есть компоненты общие для всех легкоатлетов. Это, прежде всего работоспособность сердечнососудистой и дыхательной систем, процессы обмена и выделения. Для повышения функциональных возможностей этих систем следует широко применять продолжительный бег, кроссы, ходьбу на лыжах, плавание и т.п., что позволит улучшить восстановительные способности организма и увеличить объем специальной тренировки.

Большое значение в физической подготовке имеют упражнения для повышения функциональных возможностей применительно к спортивной специализации, к избранному виду легкой атлетики. Например, бегунам на средние дистанции - медленнее, но дольше. Применяя разнообразные упражнения и другие виды спорта в качестве средств физической подготовки, необходимо точно знать, для каких конкретных задач они используются. Непродуманный выбор упражнений может дать отрицательный эффект. [21]


1.3 Этапы подготовки в беге на средние дистанции

При осуществлении спортивной подготовки устанавливаются следующие этапы:

1) спортивно-оздоровительный этап;

2) этап начальной подготовки;

3) тренировочный этап (этап спортивной специализации);

4) этап совершенствования спортивного мастерства;

5) этап высшего спортивного мастерства.

Основной целью организаций, осуществляющих спортивную подготовку, является подготовка спортивного резерва, в связи с чем для ее достижения на каждом ее этапе необходимо обеспечить решение конкретных задач.

Спортивно-оздоровительный этап - привлечение к занятиям оздоровительными физическими упражнениями детей, подростков и молодежи и проведение данных занятий для достижения физического совершенства, высокого уровня здоровья и работоспособности, необходимых им для подготовки к общественно полезной деятельности и дальнейшим занятиям спортом.

Этап начальной подготовки - систематические занятия спортом максимально возможного числа детей и подростков, направленные на развитие их личности, привитие навыков здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств, определение специализации [15].

Тренировочный этап (этап спортивной специализации) - улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие, и повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта.

Этап совершенствования спортивного мастерства - специализированная спортивная подготовка с учетом индивидуальных особенностей перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Этап высшего спортивного мастерства - специализированная спортивная подготовка с учетом индивидуальных особенностей перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных результатов при выступлении в составе сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Содержание этапов спортивной подготовки определяется программами спортивной подготовки, разработанными и реализуемыми организацией, осуществляющей спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки (за исключением спортивно-оздоровительного этапа).

Так как в нашем исследовании принимают участие спортсмены этапа спортивного совершенствования, то разберем этот этап подробнее.

Этап спортивного совершенствования.

Продолжительность этапа 4 – 5 лет.

Задачи этапа:

1. Повышение физической подготовленности до уровня требований высших разрядов.

2. Достижение высокой технической подготовленности на основе индивидуализации мастерства (техника должна стать стабильной, вариативной, устойчивой к сбивающим факторам).

3. Достижение стабильности мастерства при выполнении технико – тактических действий своего амплуа и особенностей соревновательной деятельности вида спорта (овладение всеми тонкостями тактической подготовки).

4. Подведение уровня подготовленности к модельным требованиям команд мастеров.

5. Достижение высоких спортивных результатов.

На этом этапе увеличивается доля средств специальной подготовки и соревновательная практика, число занятий с большими нагрузками. Физическая подготовка приобретает специализированный характер. Развитие специальных двигательных качеств ведется одновременно и ведущее место отводится развитию специальной выносливости. Средства, специально-подготовительные упражнения, тренировочные формы соревновательных упражнений. Средства общей направленности применяются в основном для восстановления физической работоспособности [12].

Главное, вывести молодых спортсменов на тот уровень нагрузок, средства, специально-подготовительные упражнения, тренировочные формы соревновательных упражнений которого соответствуют командам мастеров при постоянном росте спортивно – технического мастерства. Техническая подготовка направлена на расширение вариативности технических действий и обеспечение перестройки технического мастерства на основе роста физических способностей, завершается специализация игроков с учетом амплуа в команде. Основным методом тактической подготовки становиться - метод моделирования.

1.4 Характеристика этапа спортивного совершенствования


Многолетняя спортивная подготовка в легкой атлетике строится в соответствии с установленной ФССП этапностью.

Выделяются следующие этапы многолетней спортивной подготовки легкоатлетов:

- этап начальной подготовки (ЭНП);

- тренировочный этап, или этап спортивной специализации (ТЭ);

- этап совершенствования спортивного мастерства (ЭССМ);

- этап высшего спортивного мастерства (ЭВСМ)

Характер спортивной подготовки (отраженный в содержании и взаимном соотношении категорий и видов деятельности в процессе спортивной подготовки, общей организации и напряженности тренировочного процесса, составе используемых тренировочных, педагогических и дополнительных средств и методов, направленности и величине осваиваемых физических нагрузок, а также в содержании соревновательной деятельности) поступательно меняется в зависимости от достигаемого занимающимися уровня спортивного мастерства – выполнения ими очередных нормативов ЕВСК.

Наиболее существенные изменения в спортивную подготовку вносятся при переводе легкоатлетов на следующий ее этап (ЭССМ, ЭВСМ), а также внутри ТЭ – после первых двух лет занятий.

Тренировочный процесс (основной компонент спортивной подготовки легкоатлетов, связанный с систематическим выполнением физических упражнений) строится циклично.

В тренировочном процессе выделяются следующие основные структурные образования (циклы):

9 - годичный тренировочный цикл (цикл круглогодичной тренировки), состоящий из одного или нескольких циклов набора, удержания и временной утраты спортивной формы (тренировочных макроциклов);

- тренировочные мезоциклы (упорядоченная совокупность нескольких тренировочных микроциклов различного типа и вида с заданной динамикой нагрузочного воздействия; чаще всего используется следующая схема построения мезо цикла: два или три нагрузочных микроцикла с заданной динамикой повышенной нагрузки плюс один разгрузочный микроцикл с пониженной нагрузкой);

- тренировочные микроциклы упорядоченная совокупность нескольких тренировочных занятий, которые составляют относительно законченный фрагмент тренировочного процесса, обеспечивающий решение задач данного этапа подготовки;

Как правило, в спортивной подготовке легкоатлетов используются недельные микроциклы: втягивающие, развивающие, ударные, стабилизирующие, подготовительные, подводящие, собственно соревновательные, восстановительные);

- тренировочные занятия (объединяют определенным образом упорядоченные в соответствии с решаемыми задачами спортивной подготовки двигательные задания из арсенала различных видов подготовки, связанной с физическими нагрузками, с заданиями по видам подготовки, не связанными с физическими нагрузками;

Как правило, состоят из подготовительной, основной и заключительной частей, при реализации которых учитывается время для решения воспитательных задач);

- двигательные (тренировочные) задания (первичные звенья тренировочного процесса, под которыми понимается упорядоченная совокупность двигательных действий, направленных на решение задач спортивной подготовки в текущем тренировочном занятии, включая формирование личностных качеств легкоатлетов). [22].

ГЛАВА II

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ


2.1 Методы исследования


1. Анализ научно-методической литературы.

2. Наблюдение.

3. Тестирование.

4. Педагогический эксперимент.

Анализ научно-методической литературы.

Анализ научно-методической литературы проводился с целью изучения особенностей построения тренировочного процесса юных спортсменов на этапе спортивной специализации и ознакомления с различными методиками.

Наблюдения.

Педагогическое наблюдение проводилось с целью оценки подготовленности бегунов на средние дистанции на данном этапе подготовки.

Тестирование.

Этот метод проводился для ознакомления с уровнем специальной физической подготовленности бегунов на средние дистанции в начале и в конце эксперимента. Нами были использованы следующие контрольные упражнения:

1. Бег 400 метров с высокого старта;

2. Бег 800 метров с высокого старта;

3. Бег 1000 м с высокого старта.

Педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности применяемой методики подготовки бегунов на средние дистанции на этапе спортивной специализации.


2.2 Организация эксперимента


Эксперимент проводился на стадионе ”Локомотив” г. Нижний Новгород в сезоне 2021-2022 годов в период с сентября по декабрь 2021 г.

В исследовании приняли участие спортсмены 17-19 лет в количестве 8 человек, имеющие 1-2 разряды, находящиеся на этапе спортивной специализации, которые специализируются в беге на средние дистанции (400 и 800 м, 1500 м).

В начале и в конце эксперимента проведены тесты на определение физического качества.

1. Бег на 1000 метров

Бег на 1000 метров проводился на стадионе «Локомотив», из положения «высокого» старта.

Оборудование: секундомер.

Процедура тестирования.

Четыре бегуна в забеге принимали положение «высокого» старта, и по команде «Марш!» (включается секундомер) пробегают дистанцию. В момент пересечения линии финиша секундомером фиксируется итоговое время каждого бегуна в забеге мин/с.

2. Бег на 400 м

Бег на 400 метром проводился на стадионе «Локомотив» с высокого старта.

Оборудование: секундомер, свисток.

Процедура тестирования.

Четыре бегуна в забеге по команде «На старт» становятся перед стартовой линией, так, чтобы толчковая нога находилась у стартовой линии, а другая была бы отставлена на полшага назад. По команде «Внимание», слегка сгибая обе ноги, бегун наклоняет корпус вперёд и переносит тяжесть тела на впереди стоящую ногу. Плечи при этом нужно опустить вниз, руки, согнутые в локтях, отвести одну вперёд, другую назад. Вперед выводится рука, противоположная выставленной ноге. Взгляд бегуна направлен несколько вперед на дорожку. Допустимо опираться рукой о землю. По команде «Марш» энергично оттолкнуться от грунта впереди стоящей ногой, одновременно вынести вперёд маховую ногу и начать бег. Стартовый разгон осуществляется частыми шагами, постепенно наращивая длину шага и сохраняя наклон туловища. С увеличением скорости наклон туловища уменьшается до оптимального и завершается переходом на маховый шаг. Стартовый разгон на коротких дистанциях заканчивается, как правило, на 25- 30 метрах дистанции. В момент пересечения линии финиша секундомером фиксируется итоговое время каждого бегуна в забеге мин/с.

3. Бег на 800 м.

Бег на 800 метров проводился на стадионе «Локомотив», из положения «высокого» старта.

Оборудование: секундомер.

Процедура тестирования.

Четыре бегуна в забеге принимали положение «высокого» старта, и по команде «Марш!» (включается секундомер) пробегали дистанцию. В момент пересечения линии финиша секундомером фиксируется итоговое время каждого бегуна в забеге мин/с.

Для спортсменов была разработана группа экспериментальных комплексов упражнений, тренировки с использованием подводящих и специальных упражнений.

Исследование проводилось в четыре этапа:

Первый этап – обобщение и анализ имеющейся литературы на данную тему с целью определения рациональной системы подготовки юных спортсменов, основываясь на опыт специалистов в данной области.

Второй этап – наблюдение и проведение тестирования для выявления уровня специальной физической подготовленности в экспериментальной группе до проведения эксперимента.

Третий этап – проведение педагогического эксперимента.

После завершения эксперимента было проведено повторное тестирование для определения уровня специальной физической подготовленности, а также для выявления эффективности применяемой методики исследования средств и методов специальной физической подготовки бегунов на длинные дистанции на этапе спортивной специализации.

Четвертый этап – обработка, анализ и систематизация результатов исследования, формирование общих выводов, заключения, оформление работы.


2.3 Методика исследования


Методика способностей бегунов на средние дистанции на этапе спортивного совершенствования


Типовые недельные микроциклы тренировки бегунов

Подготовительный период начинается в сентябре с втягивающего этапа, который длится 3 недели. Задачи этапа — постепенное восстановление работоспособности и совершенствование техники бега. Занятия проводятся 5 раз в неделю. Недельный объем бега на этом этапе постепенно увеличивается от 50 до 80% от максимального.

Содержание дополнительных тренировочных занятий на протяжении всего года состоят из равномерного бега на 4—12 км (аэробной направленности).






Примерный микроцикл

Таблица 1

Содержание тренировочных занятий в экспериментальной группе

Дни недели

Средства

Дозировка

1.Понедельник

Равномерный бег



Бег ОРУ

Бег с ускорением

Бег с высокого старта Интервальный бег на отрезках 400-600 м


Заключительный бег

2 минуты

1 минута – нагрузка,

15 с.- отдых.

20 минут

5х50 м

5х100 м

10х400 м; 2х600 м;

4х400м;5х200м (интервал отдыха 3-5 мин.)

2 км

2.Вторник

Равномерный кросс



ОРУ с партнером

Круговая тренировка

30 минут

(интервал отдыха 3-5 мин.)

10 минут

20 минут

3.Среда

«Разминка»

Бег с ускорением Интервальный бег на отрезках 200-300 м Круговая тренировка

Медленный бег

10 минут

5х100 м

(интервал отдыха 1,5-3 мин)

20 минут

2 км

4.Четверг

Отдых


5. Пятница

«Разминка»

Бег с ускорением Повторный бег на длинных отрезках

В конце занятия 1-2 коротких отрезка в полную силу (для тренировки способности финишировать).

Бег в медленном темпе

10 минут

5х100 м

1-2 км










2-3 км

6. Суббота

Длительный кросс

ОРУ

Круговая тренировка

5 км

15 минут

20 минут

7. Воскресенье

Отдых



В педагогическом эксперименте приняли участие бегуны на средние дистанции.

В экспериментальной группе в содержание занятий включались следующие средства (табл.1). На первых трех занятиях применялся равномерный бег в течение 2 минут, с целью подготовить организм к дальнейшим нагрузкам, повысить уровень общей выносливости. Затем, бег выполнялся в режиме: 1 минута – нагрузка, 15 с.- отдых. На последующих занятиях особое внимание обращалось на развитие как общей, так и специальной выносливости. Три раза в неделю применялась круговая тренировка. Каждое упражнение выполнялось со средней интенсивностью по 40 секунд, отдых 20 секунд между упражнениями, выполнялось три круга круговой тренировки.

В круговую тренировку входит 6 упражнений:

1. Бег через препятствия;

2. Многоскоки с ноги на ногу;

3. Бег в упоре на шведскую стенку;

4. Бег с высоким подниманием бедра;

5.Бег в кольцевом амортизаторе;

5.Бег с отягощением;

В связи с этим участники экспериментальной группы выполняли нагрузку, как в равномерном, так и в переменном темпе. При достаточной подготовленности организма участников эксперимента была предложена нагрузка исключительно интервального характера.

Базовый мезоцикл.

В них планируется основная работа по повышению функциональных возможностей основных систем организма, совершенствованию физической, технической, тактической и психической подготовленности. Тренировочная программа характеризуется использованием всей совокупности средств, большой по объему и интенсивности тренировочной работой, широким использованием занятий с большими нагрузками. Базовые мезо циклы составляют основу подготовительного периода

Через 3 недели после начала подготовительного периода возможно включение второго занятия, состоящего из медленного бега, коротких ускорений суммарным объемом до 1 км (например, 100мх10). Необходимо также включение в основную тренировку беговые и прыжковые упражнения от 0,5 до 1,5 км до 2 раз в неделю.

Для улучшения техники бега рекомендуется включать в тренировку специальные беговые упражнения (СБУ):

-высокое поднимание бедра,

-захлестывание голени,

-бег на носочках,

-имитацию движения рук на месте,

-бег с прыжками вперед,

-подскоки,

-семенящий бег.



Таблица 2

Содержание тренировочных занятий в экспериментальной группе

Дни недели

Средства

Дозировка

1.Понедельник

Равномерный бег



Бег ОРУ

Бег с ускорением

Бег с высокого старта Интервальный бег на отрезках 400-600 м


Заключительный бег

5 км



20 минут

10х100 м

5х100 м

10х400 м; 2х600 м;

4х400м;5х200м (интервал отдыха 3-5 мин.)

3 км

2.Вторник

Равномерный кросс



ОРУ с партнером

Круговая тренировка

10 км

(отдых 3-5 мин.)


20 минут

30 минут

3.Среда

«Разминка»

Бег с ускорением Интервальный бег на отрезках 200-300 м Круговая тренировка

Медленный бег

10 км

10 х100 м

(интервал отдыха 1,5-3 мин)

30 минут

3 км

4.Четверг

Отдых

Кроссовый бег

ОРУ


8 км

10 минут

5. Пятница

Равномерный бег

Бег с ускорением

Бег с ускорением

В конце занятия 1-2 коротких отрезка в полную силу

(для тренировки способности финишировать).

Бег в медленном темпе

5 км

10 минут

10х100 м





5х50 м




3 км

6. Суббота

Длительный кросс

ОРУ

Круговая тренировка

15 км

15 минут

30 минут

7. Воскресенье

Отдых



В экспериментальной группе в содержание занятий включались следующие средства (табл.2). На первых трех занятиях применялся равномерный бег на 5-10 км. Проводился бег с ускорением 10 по 100 м. В четверг проводился отдых с кроссом 8 км. В субботу кросс увеличился до 15км, а на последующих занятиях особое внимание обращалось на развитие как общей, так и специальной выносливости. Три раза в неделю применялась круговая тренировка. Каждое упражнение выполнялось со средней интенсивностью по 40 секунд, отдых 20 секунд между упражнениями, выполнялось три круга круговой тренировки.

В круговую тренировку входит 6 упражнений:

1. Бег через препятствия;

2. Многоскоки с ноги на ногу;

3. Бег в упоре на шведскую стенку;

4. Бег с высоким подниманием бедра;

5.Бег в кольцевом амортизаторе;

5.Бег с отягощением;

Следует сказать, что при подборе отрезков дистанции учитывались индивидуальные способности легкоатлетов. Тренировочные занятия проводились 6 раз в неделю по 1,5-2 часа.

Соревновательный этап является третьим в подготовительном периоде.

В ходе его используются как объемные, разгрузочные микроциклы, так и интенсивные. Перед ответственным соревнованием проводится разгрузочный микроцикл.

Предсоревновательный этап является заключительным этапом подготовительного периода. На этом этапе осуществляется постепенный переход от больших по объему тренировочных нагрузок к высокоинтенсивным.


Таблица 3

Содержание тренировочных занятий в экспериментальной группе

Дни недели

Средства

Дозировка

1.Понедельник

Равномерный бег



Бег ОРУ

Бег с ускорением

Бег с высокого старта Интервальный бег на отрезках 400-600 м



Заключительный бег

5 км



20 минут

10х100 м

5х100 м

10х400 м; 2х600 м;

4х400м;5х200м (интервал отдыха 3-5 мин.)

3 км

2.Вторник

Равномерный кросс



ОРУ с партнером

Круговая тренировка

7 км

(отдых 3-5 мин.)


20 минут

30 минут

3.Среда

«Разминка»

Бег с ускорением Интервальный бег на отрезках 200-300 м Круговая тренировка

Медленный бег

8 км

10 х100 м

(интервал отдыха 1,5-3 мин)

30 минут

2 км

4.Четверг

Отдых

Кроссовый бег

ОРУ


2 км

10 минут

5. Пятница

Контрольный бег


6. Суббота

Отдых


7. Воскресенье

Отдых



В экспериментальной группе в содержание занятий включались следующие средства (табл.3). На первых трех занятиях применялся равномерный бег на 5-8 км. Проводился бег с ускорением от 5 до 10 раз по 100 м. Два раза в неделю применялась круговая тренировка. Каждое упражнение выполнялось со средней интенсивностью по 40 секунд, отдых 20 секунд между упражнениями, выполнялось три круга круговой тренировки.

В круговую тренировку входит 6 упражнений:

1. Бег через препятствия;

2. Многоскоки с ноги на ногу;

3. Бег в упоре на шведскую стенку;

4. Бег с высоким подниманием бедра;

5.Бег в кольцевом амортизаторе;

5.Бег с отягощением;

Приведенный недельный цикл с тремя интенсивными тренировками применяется, как правило, за 2—3 недели до соревнований.

В последнюю неделю перед ответственными соревнованиями необходимо снизить объем и интенсивность тренировочной нагрузки.

После проведения педагогического эксперимента ребята вновь прошли контрольные испытания в беге на 400 м, 800 м, 1000 м.

Дыхание. Эффективный бег на средние дистанции невозможен без отработки правильного дыхания.

Очень важно научить учащихся правильно дышать на дистанции. Ритм дыхания зависит от индивидуальных особенностей, а также от скорости бега. При небольшой скорости бега одно дыхание (вдох и выдох) совершается за 6 шагов, на большой скорости за 4 шага. С наступлением утомления дыхание учащается, вдох может делаться на один шаг, а выдох на другой.

Методические указанияДышать следует через нос и полуоткрытый рот одновременно, и стараться делать полный выдох. При постановке дыхания в процессе тренировки рекомендуется акцентировать выдох, поскольку вдох производиться автоматически и глубина его определяется полнотой выдоха. Ритм дыхания согласуется с ритмом бега, однако во время бега не следует удерживать ритм дыхания на одном уровне, т.е. ставить в зависимость от того или иного количества шагов.



ГЛАВА 3

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ


3.1 Результаты проведенного эксперимента


В начале исследования нами были сформированы две группы, экспериментальная и контрольная, с которыми для сравнения результатов было проведено контрольное тестирование. Результаты тестирования представлены в таблице 2.

Результаты контрольных нормативов (тестов) спортсменов, в начале и в конце исследования

Таблица 2

Бег 1000 метров (м) с высокого старта (с)

Бег 400 метров (м) с высокого старта (с)

Бег 800 метров (м) с высокого старта (с)


В начале

В конце

В начале

В конце

В начале

В конце

Контрольная группа

1

3.20.3

3.18.0

67.0

64.0

2.32.0

2.31.7

2

3.20.6

3.18.6

65.0

62.0

2.30.0

2.29.0

3

3.21.3

3.20.0

60.0

59.0

2.31.0

2.30.0

4

3.22.0

3.21.0

63.0

61.0

2.32.0

2.31.0

Хср

3.21.0

3.19.0

63.8

61.5

2.31.0

2.30.0

Экспериментальная группа

1

3.16.0

3.13.0

56.0

53.0

2.27.0

2.24.0

2

3.18.0

3.15.0

59.0

56.5

2.26.0

2.23.0

3

3.15.0

3.13.0

57.0

54.5

2.25.0

2.23.0

4

3.17.0

3.14.5

58.0

56.0

2.24.0

2.22.0

Хср

3.17.0

3.13.0

57.5

55.0

2.25.0

2.23.0


1. Анализ полученных результатов в беге на 1000 м позволяет говорить об улучшении результата в контрольной группе бегунов, где прирост результатов составил на 0.02 секунды.

2. В тесте бег на 400 м прирост составил на 2.3 секунды.

3. В тесте бег на 800 м прирост результата составил на 0,01 секунду.

1. Анализ полученных результатов в беге на 1000 м позволяет говорить об улучшении результата в экспериментальной группе бегунов, где прирост результатов составил на 0.04 секунды.

2. В тесте бег на 400 м прирост составил на 2.5 секунды.

3. В тесте бег на 800 м в прирост результата составил на 0.02 секунды.

Как видно из анализа полученных данных, результаты возросли в обеих группах. Однако, показатели в экспериментальной группе выше.



Рис.1. Результаты тестирования в беге на 1000 метров

(среднее значение на группу)


Рис.2. Результаты тестирования в беге на 400 метров

(среднее значение на группу)



Рис. 3. Результаты тестирования в беге на 800 метров

(среднее значение на группу)

Как видно из полученных данных, результативность экспериментальной группы возросла. Конечно, нельзя говорить, что рост результатов значителен. Однако, с учетом небольшого периода проведения исследования эти показатели достаточно значимы.

Таким образом, экспериментальная проверка эффективности разработанной методики исследования средств и методов специальной физической подготовки бегунов на средние дистанции на этапе спортивного совершенствования показала, что в конце эксперимента спортсмены экспериментальной группы улучшили показатели.

В ходе эксперимента было установлено, что по окончанию педагогического эксперимента средние значения тестирования в экспериментальной группе возросло, но существенных различий не наблюдалось, разработанная нами методика средств и методов специальной физической подготовки бегунов на короткие дистанции на этапе спортивного совершенствования эффективна.


Заключение


Анализ научно-методической литературы и результатов педагогического эксперимента позволил сделать следующие выводы. Проблема у легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние дистанции, активно обсуждается в научной литературе и является, одним из важных аспектов тренировочного процесса. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц, а иногда и год невозможно подготовиться к трудовой деятельности. Это длительный процесс формирования двигательных умений и навыков, систематического совершенствования физических (двигательных) качеств, психической подготовки, поддержания уровня работоспособности, сохранения и укрепления здоровья.

Для повышения уровня развития физических качеств в группах применялись разные методики, направленные на улучшение бега. Тренировочные занятия проводились 5 раз в неделю по 1,5-2 часа. Данная методика помогает совершенствовать способности в беге на средние дистанции и оказывает положительное влияние на функциональные возможности организма.

За период эксперимента произошли положительные изменения результатов по всем тестам как у контрольной группы, так и экспериментальной группы. Вместе с тем, достоверное улучшение результатов отмечалось только у бегунов экспериментальной группы.

Процесс воспитания у бегунов на средние дистанции существенно улучшен посредством выполнения круговой тренировки, при адекватном подборе интенсивности и скорости выполнения комплексов упражнений.

Реализация разработанной методики построения тренировочного процесса в педагогическом эксперименте показала, что внесенные корректировки в распределении тренировочной нагрузки оказалось достаточно эффективным способом повысить уровень специальной физической подготовленности бегунов на средние дистанции на этапе спортивного совершенствования.

Разработанный тренировочный процесс легкоатлетов положительно повлиял на результат в беге на средние дистанции, а так же способствовал развитию физических качеств на этапе спортивного совершенствования.


























Список литературы


1. Аблов, Е.М., Семенов Л.А. Мониторинг физического развития школьников г. Екатеринбурга [Текст] / Е. М. Аблов, Л. А. Семенов. – Екатеринбург, 2017. – 64 с.

2. Андрианов, В.В. Развитие выносливости в системе физической подготовки [Текст] / В.В. Андрианов.: учеб. – метод. пособие/ Ульяновск.: УВАУ ГА (И), 2017. – 50 с.

3. Барчуков И.С. Физическая культура - М.: Академия, 2011, 528 стр 4. 5. Бойко, Е.И. Время реакции человека [Текст] / Е.И. Бойко. - М.: Просвещение, 2018. - 23 с.

4. Вашляев, Б. Ф. Конструирование тренировочных воздействий: учебное пособие [Текст] / Б. Ф. Вашляев, И. Р. Вашляева, М. Г. Фарафонтов. – Екатеринбург: Издатель Г.П.Калинина, 2020. – 156 с.

5. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст] / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Просвещение, 2017. – 56 с.

6. Горбунов Г.Д. Психология физической культуры и спорта - М.: Академия, 2017, 256 стр. 6.

7. Горб, В. Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса [Текст] / В. Г. Горб. – М.: Педиатрия, 2018. – 145 с.

8. Губа, В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений: учебное пособие [Текст] /В.П. Губа. - М.: Смоленск, 2017. -138 с.

9. Гужаловский, А. А. Основы теории и методики физической культуры [Текст] / А. А. Гужаловский. - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 186с.

10. Евсеев, Ю. И. Физическая культура [Текст] / Ю. И. Евсеев. – 3-е изд. – Ростов на Дону: Феникс, 2020. – 382 с.

11. Железняк Ю.Д., Петров В.К. Основы научной методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2020, 264с.

12.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 543с.

13.Неверкович С.Д., Аронова Т.В. Баймурзин А.Р. и др. Педагогика физической культуры и спорта. Под ред. С.Д. Неверковича - М.: Академия, 2020, 329 стр. 20.

14.Новикова А.Д., Теория и методы физического воспитания – 464 с. 2021 г.

15.Озолин, Н. . Современная система тренировки / Н. . Озолин. – М. : и спорт, 2018. – 480 .

16.Платонов В.Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к Олимпийским играм - М.: Советский спорт, 2020, 310 стр.

17.Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л., Палтиевич Р.Л., Погодаев Г.И. Физическая культура - М.: Академия, 2017, 174 стр.

18. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/9408/2/2018ustyuzhanin.pdf

19. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/07/15/nauchno-issledovatelskaya-rabota-po-teme-beg

20. https://kazedu.com/referat/155250/1

21.https://infourok.ru/obschie_osnovy_sportivnoy_podgotovki_legkoatleta-423073.htm

22. https://rusathletics.info/wp-content/uploads/2020/12/psp_legkaya-atletika-te-essm-evsm.pdf






2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!