Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию устной речи, начальным математическим знаниям и представлении об окружающем мире.
Данная Программа интегрированного курса предназначена для детей 2 - 3 лет.
В Программе интегрированного курса используется литературный материал. Он напрямую не связан ни с одним из программных разделов, хотя оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру. Художественная литература способствует развитию чувств, речи, интеллекта, закладывает положительное отношение к миру.
Круг детского чтения детей 2 - 3 лет направлен на формирование интереса к книге, на постепенное пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта, в потребности рассматривать иллюстрированные книги.
Условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация особой предметно-развивающей среды для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания. Так же предусмотрены дидактические игры, проведение опытов с целью расширения кругозора и усиления мотивации при обучении.
Обучение проводится с опорой на наглядность, приобретенные ранее знания и опыт решения некоторых математических проблем. Каждое новое представление (понятие) формируется на основе включения его в систему ранее усвоенных.
Программные задачи необходимо решать на занятиях и вне их. Детям по возможности следует читать каждый день (и новые, и уже знакомые им произведения).
Цель программы - формирование приемов умственной деятельности, творческого мышления на основе привлечения внимания детей к звуковой и знаковой системе языка, а так же привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.
Образовательная – формировать приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация) на основе привлечения детей к звуковому и знаковому строю языка, устной речи, количественным отношениям и наблюдение за окружающим миром.
Развивающая – формировать творческое мышление через привлечение внимания к устной речи.
Воспитательная – воспитывать сознание я – ученик, внимательное и толерантное отношение к детям в группе.
Организационно – практическая – сплочение коллектива через проведение дидактических игр, речевых игр и артикуляционный зарядок, проведения открытых мероприятий, разучивания небольших стихотворений, чистоговорок, участия в беседе, составлении рассказов по сюжетным картинкам, набору картинок, заучивание стихотворений, стихотворных отрывков наизусть, практических действий с дидактическими карточками, картинками, предметами, рабочими пособиями, пластиковыми цифрами, пазлами, «Гусеницей», геометрическими наборами.
Месяц | № | Тема | Цель | Дидактический материал |
Сентябрь | 1 | А. Барто Игрушки. | Познакомить с правилами поведения на занятии. Познакомить с произведениями А. Барто «Бычок», «Мячик», «Грузовик». Учить отвечать на вопросы. Познакомить с количественным понятием один. Способствовать составлению предложений об игрушках. | Игрушки: мячик, грузовик, бычок. |
2 | А. Барто Игрушки. | Познакомить с правилами поведения на занятии. Познакомить с произведениями А. Барто «Слон», «Мишка», «Лошадка». Учить отвечать на вопросы. Познакомить с количественным понятием один, цифрой 1. Способствовать составлению предложений об игрушках. | Пластиковая цифра 1. Игрушки: слон, медведь, лошадка. |
3 | В. Берестов «Больная кукла» | Повторить правила поведения на занятии. Познакомить с произведением В. Берестова. Способствовать составлению предложений о кукле. Познакомить с понятием один – много. | Кукла. Пластиковая цифра 1. Кубики и шар. Много похожих игрушек (лягушки) и одна не похожая (машина) |
4 | Л. Толстой «Был у Миши и Пети конь» | Повторить с правила поведения на занятии. Познакомить с произведением Толстого. Учить отвечать на вопросы. Повторить понятия один – много. Число и цифра 2. | Конь. Пластиковая цифра 2. 2 кубика, 1 шар. |
Октябрь | 1 | А Барто «Девочка – ревушка» | Познакомить с произведением Барто. Повторить число и цифру 2. Учить держать карандаш. | Рисунок девочки. Карандаши. Наборы по 2 предмета. |
2 | З. Александрова «Прятки» | Познакомить с произведением Александровой. Провести беседу «Мои любимые игры». Игра шнуровка. | Шнуровка. |
3 | «Три веселых братца» | Познакомить с потешкой. Учить потешку с движениями. Познакомить с числом и цифрой 3. Учить держать карандаш. | Наборы по 3 предмета, цифра 3. Карандаши, листы в клетку. |
4 | Воронько «Обновки» пер. Маршак. | Познакомить с произведением Воронько. Провести беседу по теме «Одежда». Игра мозаика. | Картинки одежды. Мозаика. |
Ноябрь | 1 | Н. Саконская «Где мой пальчик?» | Познакомить с произведением Саконской. Учить стихотворение. Учить названия пальчиков. Провести беседу по теме «Времена года» Число и цифра 4. | Варежка. Картинки времен года. Наборы по 4 предмета. |
2 | С. Капутикян «Маша обедает» | Познакомить с произведением Капутикян. Познакомить со звукоподражанием некоторых животных. Познакомить с названием животных – детенышей. Учить закрашивать картинку. Повторить цвета черный, белый, серый, коричневый. | Собака, кошка, курочка. Индивидуальная картинка собачки, кошки, курочки. |
3 | Г Сапгир «Кошка». | Познакомить с произведением Сапгира. Выучить наизусть. Число и цифра 4. Учить рисовать точки. | Пары предметов по 4. Кошка, щенок, мышка, миска с молочком. Индивидуальный лист в клетку. |
4 | Сутеев «Капризная кошка» | Познакомить с произведением Сутеева. Учить пересказывать с опорой на картинки. Повторить цифры 1,2,3,4. Учить рисовать вертикальные линии. | Картинки к сказке. Индивидуальные листы в клетку. |
Декабрь | 1 | С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» | Познакомить с произведением Маршака. Учить пересказывать по картинке сказку. Игра цвета (овощи и цвет) Учить рисовать вертикальные линии. | Картинки к сказке или книга. Овощи, листы цветной бумаги. Индивидуальные листы в клетку. |
2 | Сутеев «Кто сказал мяу?» | Познакомить с произведением Сутеева. Учить пересказывать с опорой на картинки. Число и цифра 5. Учить рисовать горизонтальные линии. | Картинки к сказке. Пластиковая цифра 5. Наборы предметов по 5. Индивидуальные листы. |
3 | Л. Толстой «Спала кошка на крыше» | Познакомить с произведением Толстого. Учить отвечать на вопросы. Повторить цифру 5. Учить рисовать горизонтальные линии. | Наборы предметов по 5. Индивидуальные листы. |
4 | Э. Мошковская. «Надувала кошка шар». | Познакомить с произведением Мошковской. Выучить стихотворение. Повторить число и цифру 5. Уточнение знаний о цвете (зеленый, синий, желтый, красный, черный) Учить держать карандаш. | Кошка, котенок. Цифра 5. Дидактические наборы – пазлы (изображение кошки). Изображение шаров разноцветных (5) Индивидуальный рисунок шара (надо раскрасить) |
Январь | 1 | С. Капутикян «Все спят» | Познакомить с произведением Капутикян. Познакомить со звукоподражанием некоторых животных. Познакомить с названием животных – детенышей. Учить закрашивать картинку. Повторить цвета черный, белый, серый, коричневый. | Собака, кошка, бык, петух, лошадь. Индивидуальная картинка собачки, кошки, быка, лошади, курочки. |
2 | Сутеев «Цыпленов и утенок» | Познакомить с произведением Сутеева. Познакомить с отличиями цыпленка и утенка. Учить составлять предложения по рисункам. | Картинки по сказке. |
3 | Е. Чарушин «Курочка» (на нашем дворе) | Познакомить с произведением Чарушина. Число и цифра 6. | Набор по 6 предметов. Курочка, цыплята (6) |
4 | К. Чуковский «Цыпленок» | Познакомить с произвелдением Чуковского. Учить составлять предложения по картинке. Закреплять число и цифру 6. | Курочка, цыпленок, петух, кошка, лягушка. Набор картинок по сказке. |
Февраль | 1 | Е. Чарушин «Осел» (на нашем дворе) | Познакомить с произведением Чарушина. Учить закрашивать картинку не выходя за границы. Цвет серый. | Осел. Картинка осла, серые карандаши. |
2 | Д. Биссет «Га-га-га» | Познакомить с произведением Биссет. Познакомить со звукоподражанием некоторых животных. Познакомить с названием животных – детенышей. Учить закрашивать картинку. Повторить цвета черный, белый, серый, коричневый, красный, зеленый, желтый. | Собака, кошка, корова, петух, лошадь, гусь, машина. Индивидуальная картинка собачки, кошки, быка, лошади, курочки, гуся. |
3 | Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился» | Познакомить с произведением Пантелеева. Учить отвечать на вопросы. Повторить число и цифру 6. | Поросенок. |
4 | А. Барто «Кто как кричит» | Познакомить с произведением Барто. Познакомить со звукоподражанием животных. Познакомить с числом и цифрой 7. | Петух, курица, кошка, ворона, корова. Наборы предметов по 7. |
Март | 1 | Лагздынь «Петушок». | Познакомить с произведением Лагздынь. Учить сравнивать полоски бумаги по длине. | Петушок, расческа. Полоски бумаги разной длины. |
2 | С. Маршак «Слон» | Познакомить с произведением Маршака. Повторить название геометрических фигур. Учить находить похожие фигуры по форме. | Набор геометрических фигур. Слон. |
3 | В. Бианки «Лис и мышонок» | Познакомить с произведением Бианки. Учить отвечать на вопросы. Число и цифра 8. Лабиринт. | Набор предметов по 8. Лис и мышка. Лабиринт (ходы мышки в земле) |
4 | Заходер «Ежик». | Познакомить с произведением Заходера. Учить произведение Заходера. Учить закрашивать картинку. Цвета черный, серый, белый, рыжий, коричневый. | Еж, лиса, волк, медведь. Картинки животных, карандаши. |
Апрель | 1 | Лагздынь «Зайка, зайка попляши!» | Познакомить с песенкой Лагздынь. Учить песенку. Учить закрашивать картинку. Учить сравнивать по длине полоски. | Зайка. Рисунки, карандаши. Полоски бумаги разной длины. |
2 | Л. Толстой «Три медведя» | Познакомить с произведением Толстого. Учить инсценировать сказку. Пазлы. Число и цифра 9. | Пальчиковые игрушки для инсценирования. Пазлы. |
3 | «У солнышка в гостях» | Познакомить с содержанием сказки. Инсценировать сказку. Провести беседу по теме «Сутки». | Картинки, книга со сказкой. Картинки разного времени суток. |
4 | «Репка» | Познакомить с содержанием сказки. Учить сравнивать полоски по ширине. | Пальчиковые игрушки или шапочки. Разные по ширине полоски. |
Май | 1 | «Как коза избушку построила» | Познакомить с содержанием сказки. Конструирование. Название объемных фигур. | Картинки к сказке. Конструктор. |
2 | «Теремок» | Познакомить с содержанием сказки. Инсценирование сказки. Зоолото. | Игрушки для сценки. Зоолото. |
3 | «Козлятки и волк» | Познакомить с содержанием сказки. Учить собирать пазл. Учить работать с карандашом. | Картинки или книга со сказкой. Пазл. Карандаши, листы бумаги. |
4 | Н. Павлова «Земляничка» | Познакомить с содержанием сказки. Учить пересказывать сказку по картинкам. Повторить сравнение полосок по ширине и длине. | Картинки к сказке. Полоски для сравнения. |
Участвовать в беседе.
Составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок.
Подбирать к существительному несколько прилагательных.
Знать 6 - 7 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребенку первые строчки).
Считать (отсчитывать) в пределах 5.
Сравнивать предметы по длине (ширине, высоте, толщине) с помощью наложения, приложения.
Размещать предметы различной величины (до 3) в порядке возрастания, убывания длины (ширины, высоты), толщины.
Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную.
М. А. Васильева «Развернутое планирование»