СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

По материалам интегрированного закрепления темы «Экономика» на уроках окружающего мира и литературного чтения при изучении сказок с этно-культурным компонентом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагая использовать принцип внешней интеграции, приведу  пример исследования литературной  сказки на основе этно-культурного  компонента, с экономическими терминами в её контексте при изучении основ экономики, как своеобразное решение проблемы приобретения единой конкретной  практической направленности  этно-культурного осознания  значимости сути литературного творчества своего края и экономического мышления школьников в процессе современного образования.

Просмотр содержимого документа
«По материалам интегрированного закрепления темы «Экономика» на уроках окружающего мира и литературного чтения при изучении сказок с этно-культурным компонентом»


Кошляк Жанна Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «Абазинская СОШ № 50»

Публикация «Сказка сказывается, да дело делается…..»

(По материалам интегрированного закрепления темы «Экономика» на уроках окружающего мира и литературного чтения при изучении сказок с этно-культурным компонентом)

Аннотация


Исходя из того, что младшие школьники способны к наиболее яркому эмоциональному сопереживанию природе с помощью сказки, предлагаю использовать данное средство в смешанной модели образования при изучении основ экономики. В представленном материале опираюсь на принцип возможности внешней интеграции традиционных дисциплин – литературного чтения и познания окружающего мира.

Предлагая использовать принцип внешней интеграции, приведу пример исследования литературной сказки на основе этно-культурного компонента, с экономическими терминами в её контексте при изучении основ экономики, как своеобразное решение проблемы приобретения единой конкретной практической направленности этно-культурного осознания значимости сути литературного творчества своего края и экономического мышления школьников в процессе современного образования.

В публикации используются иллюстрации оформления передвижной наглядной схемы для урока, таблицы «толстых» и «тонких» вопросов, заключительных детских групповых кластеров по теме, как итоговых работ по теме.


Материал для публикации


Известно, что экономическое образование может осуществляться как через экономизацию традиционных дисциплин, так и преподавание специального учебного курса. Но возможно и объединение обоих подходов в смешанной модели воспитания и обучения с помощью специальных средств, особенно, если обучающиеся - дети от 8-10 лет. О каких учебных необычных средствах может идти речь?

В связи с вышеописанным, предлагается изучать некоторые термины основ экономики в контексте литературной сказки с элементами этно-культурного регионального компонента, которая во всем своем многообразии, основана на экологической, а также экономической связи человека и природных сил.

Никто не станет спорить, что издавна сказка являлась важным и рациональным средством воспитания. Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста через каналы материнской школы, сопровождает на протяжении всего детства и юности, остается с ним на всю жизнь.

Со сказки начинается знакомство с огромным и богатым миром литературы, с миром человеческих личностных, экономических взаимоотношений и с окружающим миром в целом.

Такие нравственные понятия, как доброта, честность, толерантность к окружающему миру, ярко выраженные в образах сказочных героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с окружающими людьми, превращаясь в нравственные идеалы, которыми объясняются поступки и желания ребенка, а затем и взрослого.

Для составления первоначального представления о сути экономических терминов должна использоваться уже существующая авторская или народная сказка, тщательно выбранная педагогом так, чтобы в контексте было возможно выделение и пояснение некоторых экономических терминов: альтруистических потребностей человека, экономических благ, свободных благ, личной и общественной собственности, ограниченности ресурсов, цены выбора, природных богатств.

Благодатная почва для приобретения, а затем и развития экологического сознания и экономического мышления младших школьников, содержится, например, в авторских сказках (сказаниях и преданиях) хакасского писателя Петра Анисимовича Троякова. Его сборник «Коре Сарыг на буланом коне», являет собой кладезь этнической литературы и культуры.

В данных сказаниях человек учится почтительному, уважительному отношению к духам-хозяевам гор, где они, в свою очередь, выступают в качестве чудесного дарителя именно экономических и природных благ, уважающим и почитающим их людям, что и является экологической составляющей данных сказок.

Немаловажно, что основой для этих сказок стали также и мистические представления древних людей о природе человеческих качеств - лени, строптивости, жадности и других, как о живых существах, что тоже, несомненно, интересно и поучительно для младших школьников.

Кроме того, данный контекст затрагивает моральную цену выбора между трудолюбием и ленью, между строптивостью и покладистостью и, конечно же, представляет возможность рассмотреть наличие человеческих альтруистических и экономических потребностей.

При изучении основ экономики с помощью содержания сказок из сборника П. А Троякова, например, «Чудесный хомыс», «Мальчик на чужбине» или «Стеклянный шарик», детское воображение погружается в самобытную среду охотничьей, сельскохозяйственной и животноводческой жизни хакасской семьи. Также одновременно заостряется внимание на том, как человек в сказке получает или завоевывает свободные блага, использует личную и общественную собственность, понимает и осуществляет цену выбора, не навредив природе, в лице ее неких могущественных сил.


Отрывок интегрированного урока по материалам сказки с этно-культурным компонентом «Коре Сарыг и Волчий царь» в 4 классе.

Материалы и инструметы: магнитная доска, поэтапные слайды презентации, схема «Мудрая суть сказаний», таблица «толстых» и «тонких» вопросов, три отрывка (для трех групп учащихся) из сказки «Коре Сарыг и Волчий царь» с пропусками для экономических терминов, поле для группового кластера, «ягоды» для первого ряда кластера: богатая долина, река, жеребенок, силки, птицы, не много, пояс, страшно, подаренное счастье; «ягоды» для второго ряда кластера: Отрывок № 1: экономические блага, личная собственность, свободные блага. Отрывок № 2: личная собственность, природные богатства, ограниченность ресурсов. Отрывок № 3: личная собственность, цена выбора, альтруистические потребности; клей, салфетки, фломастеры.


1. Этап «вызова» старых знаний.

У. Ребята, спасибо вам за помощь! После размышлений, словарной работы и кропотливого перечитывания текста, мы с вами создали схему «Суть мудрого сказания».



Суть мудрого сказания


Хитросплетения контекста

Основа

Чему учит

1.моральная цена выбора между:

-трудолюбием и ленью,

-строптивостью и покладистостью;

2.наличие человеческих альтруистических потребностей:

отдать в дар

осчастливить близких


  1. мистические представления древних людей о природе человеческих качеств - лени, строптивости, жадности

-почтительность,

-уважительное отношение к духам-хозяевам гор.

Чудесные дарители экономических и природных благ возвращают добро.













У. Чему учат хакасские сказки?

Д. Почтительному, уважительному отношению к духам-хозяевам гор, реки и огня.

У. Что взамен получает герой сказки от духов? Почему?

Д. Чудесные дары и разные блага. Потому что герой уважает и почитает эти волшебные силы.

У. Можно сказать, что герои одариваются экономическим благами?

Д. Да.

У. Между какими качествами характера человека идет моральный выбор в данном сказании?

Д. Между трудолюбием и ленью, между строптивостью и покладистостью.

У. Какие человеческие альтруистические потребности осуществил герой сказания?

Д. В какой-то момент сказки он стал счастлив. Хотел «отдать в дар» свою личную собственность, таким образом осчастливить близких людей.

У. Ребята, как вы думаете, зачем герой в сказке получает или завоевывает свободные блага, использует личную и общественную собственность, понимает и осуществляет цену выбора?

Д. Потому что человек использует блага в своем быту. Он должен охотиться, чтобы жить; брать природные богатства и свободные блага (птиц, ягоды, травы, зверей), чтобы накормить семью; становиться сегодня лучше и трудолюбивее, чем был еще вчера.

У. Перед вами таблица «Толстых и тонких» вопросов. Ответьте на вопросы первой колонки.


Толстые вопросы

Тонкие вопросы

-Считаете ли вы, что поля, леса, лекарственные травы, ягоды-это человеческое (экономическое)благо? (Да)

Почему? Приведите пример из отрывка сказания.

–Правда ли, что одежда, которую мы носим-это наша личная собственность? (Да)

Почему? Приведите пример.

-Если человек помогает окружающим, делает все ради них, отказываясь от своих желаний, тогда его называют альтруистом? (да)

Приведите пример из отрывка сказания.


У. На тонкие вопросы нужно отвечать «толстым», развернутым ответом. Трудно?

Д. Да. Сначала надо подробно разобрать отрывки.


2. Этап «Осмысление». Групповая работа.

У. В конвертах находятся отрывки сказания, карточки со словами из контекста, карточки с экономическими терминами и поле для кластера. Ваша задача: советуясь друг с другом, мысленно вставить в пробелы экономические термины. Защитить свой отрывок прочтением и изготовить двурядный кластер.

Отрывок № 1.

В богатой травами, ягодниками и кедрами долине (…) реки Абакан (…) жил сирота Коре-Сарыг. Он вырастил каурого жеребёнка (…), рожденного поздней осенью, который стал конем для верховой езды.

Отрывок № 2.

Однажды Коре-Сарыг поехал осматривать волосяные силки (…), поставленные в степи на вольных птиц (…), которые не всем охотникам доставались, поскольку птицы были хитры, и их было не так уж и много (…).

Отрывок № 3

По дороге он увидел двух ле­жащих спаренных белых змей. Он остановил своего каурого коня, снял свой пояс (…) и бросил его поверх змей. Страшно было Коре-Сарыгу (…). Но согласно хакасскому обы­чаю, если бросить поверх двух спаренных змей пояс, то он, надетый после этого на человека, или подаренный близкому, принесет тому счастье (…).

3.Защита (рефлексия)

Д. Отрывок № 1.2.3. Что у нас получилось?

В богатой травами, ягодниками и кедрами (экономические блага) долине реки Абакан (свободные блага) жил сирота Коре-Сарыг. Он вырастил каурого жеребенка ( личная собственность), рожденного поздней осенью, который стал конем для верховой езды. Однажды Коре-Сарыг поехал осматривать волосяные силки (личная собственность), поставленные в степи на вольных птиц ( природные богатства), которые не всем охотникам доставались, поскольку птицы были хитры и их было не так уж и много(ограниченность ресурсов). По дороге он увидел двух ле­жащих спаренных белых змей. Он остановил своего каурого коня, снял свой пояс ( личная собственность )и бросил его поверх змей. Страшно было Коре-Сарыгу ( цена выбора). Но согласно хакасскому обы­чаю, если бросить поверх двух спаренных змей пояс, то он, надетый после этого на человека, или подаренный близкому, принесет тому счастье (альтруистические потребности).

Учащиеся групп выставляют свои кластеры.

У. Теперь, после группового осмысления, гораздо легче ответить на «Тонкие» вопросы таблицы….


Таким образом, учащиеся вводятся в поле метакогнитивного опыта. Для этого применялась «внешняя» метапредметность (интеграция предметов) и введены «внутренние» метапредметные методы и приемы технологии развития критического мышления.

С целью закрепления экономических понятий, а также установления экологических связей в природе, в 4 классе дети уже могут попробовать самостоятельно сочинять сказки, вышеописанного формата, опираясь на помощь взрослого наставника, используя предложенный им общий план сочинения.

В подготовительный этап сочинения сказки обязательно входит ознакомительное чтение и разбор других авторских и народных сказок, ориентированных на развитие социально-экологического сознания и основанных на принципе экономического воспитания.

Что касается плана сочинения сказки, то он может быть таким:

1) Описание родного края.

2) Опасность для природы, созданная поступками человека или неких сказочных сил.

3) Добрые герои-спасатели.

4) Подручные (личные) волшебные средства для спасения природы.

5)Добрый замысел героев против злых сил.

6) Помощь окружающего мира героям.

7)Добрый исход замысла героев для природы.

В пример приведем один из удачных образцов сказочного сочинения ученика


Чудовище Ай-кюн и три героя

Очень красив и приветлив наш плодородный край Хакасия. Но по-разному раньше бывало. Давным-давно жило на вершине горы страшное чудовище Ай-кюн. Зорко смотрело оно вокруг. Взглянет Ай-кюн на небо - загораются небеса красным пламенем. Посмотрит на землю - горит трава на пастбищах красным огнем. Однажды, трое добрых героев: солдат Аас, батрак Торсых и Ласточка решили помочь (альтруистические потребности) хакасскому народу избавиться от злого чудовища Ай-кюна и освободить пастбища, поля с пшеницей и ягодники (экономические блага) от пламени. Надоело видеть героям мытарства народа, а также высыхающие озёра, реки и ветер (свободные блага) умирающие от жаркого дыхания чудовища.

У солдата Ааса была тачанка, у Торсыха батрака- бочка, а у Ласточки- мёд и волшебное пёрышко. (Личная собственность)

Посоветовались они друг с другом и придумали средство, с помощью которого избавят от чудовища Ай-кюна свою Хакасию.

Пошли три героя со своим скарбом к реке Абакан, от которой всё меньше становилось толку. Жители пользовались ею, но через особый колодец (общественная собственность), управляемый надсмотрщиком. Очереди к колодцу были несметные. Мало стало воды. На всех помногу не хватало. (Ограниченность ресурсов). Подошла очередь Ааса, Торсыха и Ласточки брать воду. Увидел бочку надсмотрщик и возмутился. Предупредил, что столько нельзя брать воды, а если герои уговорят жителей поделиться своей долей воды, то тогда можно. Рассказали герои о своем замысле односельчанам. Сделать зелье колдовское, чтоб оно казалось лакомым и навсегда усыпить чудовище Ай-кюн. Многие односельчане отказались от своей воды (цена выбора) на целые сутки и наполнили бочку для зелья.

Загрузили герои бочку на тачанку, намазали ее края сладким мёдом и обмакнули в воду волшебное пёрышко. Сказали колдовские слова. Забурлила вода и стала мертвой.

Отправились Ааас, Торсых и Ласточка к Ай-кюну и оставили бочку на пригорке. Не смогло устоять чудовище перед сладким запахом меда, сползло с вершины горы и отведало мертвой воды. С тех пор закаменело Ай-кюн и стало причудливой скалой. Старожилы говорят, что много в ней залежей железной руды (природные богатства) и тянется она по просторам Хакасии к самому югу.

Такие содержательные предметные сказки могут сочинять дети при поддержке взрослых, что в свою очередь, благоприятно сказывается не только на становлении экологической и экономической культуры представителей разных поколений одного региона, но и активизирует интерес к участию в масштабных общероссийских и региональных тематических конкурсах.

Например, данная сказка « Чудовище Ай-Кюн и три героя» ученика 4 класса Трубицына Дениса, стала призером XXIII Межрегионального экономического фестиваля школьников «Сибириада. Шаг в мечту» в рамках экономического конкурса «Сказка сказывается, да дело делается» среди многих участников из сорока девяти городов российского Зауралья. Успешность пришла благодаря тому, что юный автор активно использовал возможности подготовительного периода собственного продуктивного сочинительства, перечитывая и разбирая предложенные руководителем сказки с экологическим, экономическим и этно-культурным региональным компонентом. При первичном ознакомлении с темой на интегрированном уроке ученик хорошо усвоил начальные экономические термины и их смысл, умело воспользовался навыком сочинения по плану и смог грамотно внедрить термины в контекст своей собственной сказки.

В итоге, хочется перефразировать слова известного русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, справедливо гласящие, что интеллектуальный потенциал российской молодежи «будет прирастать Сибирью».



Список используемых источников


  1. Трояков П. А. Сборник сказок «Коре Сарыг на буланом коне». URL: https://dom-knig.com/book/r/177811/1#


  1. URL: https://multiurok.ru/files/skazka-po-osnovam-ekonomiki.html


  1. URL: http://sibiriada.org/about.html





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!