Тема урока: «Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формировать представления у детей о солнце, звездах, созвездиях.
Планируемые результаты обучения
Предметные
Ученик будет знать: понятия «Солнце», «звёзды», «созвездия».
Ученик будет уметь: сопоставлять видимые и реальные размеры звезд, в том числе и Солнца, наблюдать картину звездного неба, объяснять взаимодействие между Солнцем и звёздами.
Метапредметные
Познавательные УУД:
общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели;
логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные УУД:
- принимают и сохраняют учебную задачу;
- оценивают результат своих действий;
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные УУД:
- умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;
- согласовывать свои действия с партнером;
- строить понятные речевые высказывания.
Личностные
- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время работы в паре, умения не создавать конфликтов и находить выходы из сложных ситуаций.
Ресурсы: учебник Окружающий мир 1 класс (2 часть) А.А. Плешаков - М.:Просвящение,2016.
План урока
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин).
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-6 мин).
Выявление индивидуальных затруднений (2 мин).
Построение проекта выхода из затруднения (1-2 мин).
Реализация построенного проекта (10-15 мин).
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (1-2 мин).
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-7мин).
Включение в систему знаний повторение (5 мин).
Рефлексия учебной деятельности на уроке (1-2 мин).
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин).
Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.
- Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (5-6 мин).
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.
-Я буду задавать вопросы, а вы постарайтесь на них ответить:
-Человек, который изучает звезды и другие небесные тела? (астроном)
-Птица, которая живет в теплых странах и не умеет летать? (страус)
-Часть велосипеда, на «р» начинается, 4 буквы? (рама)
-Животные, которые вымерли очень-очень давно? (динозавры)
-Время года, которое наступает после осени? (зима)
-Основная работа этого человека-печь хлеб? (пекарь)
-В нее одевались первобытные люди? (шкура)
-Вот мы с вами и повторили то, что изучали ранее.
-А мы переходим к следующему разделу.
-Прочитайте на странице 31 название следующего раздела (Почему и зачем?).
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин.)
Цель этапа: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
-А мы переходим к следующему разделу.
-Прочитайте на странице 31 название следующего раздела (Почему и зачем?).
-Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
IV. Построение проекта выхода из затруднений (1-2 мин).
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
-Ребята, Муравьишка приготовил для вас новый вопрос.
-Давайте прочитаем его (тема).
-Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке (о солнце и звездах).
-Прочитайте, на странице 32, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
-Сегодня мы с вами узнаем, что такое Солнце, звёзды, созвездия, узнаем, почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью.
V. Реализация построенного проекта (10 – 15 мин).
Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
- Прочитайте: «Почему Солнце светит днём, звёзды – ночью?» Кто может ответить на этот вопрос?
Что такое Солнце?
- Что вы знаете о Солнце? ( заслушать детей)
- А что было бы если Солнце перестало светить?
- Солнце это ближайшая к Земле звезда. Солнце – это огромный огненный шар. Солнце не просто светит днём, оно-то и создаёт нам день. Когда Солнце всходит и освещает Землю, начинается день. А когда Солнце заходит, наступает ночь. И только ночью видны звёзды. Растения, животные, люди живут только потому, что жизнь им даёт Солнце. Это поняли ещё древние люди и поклонялись Солнцу, как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали его восход по утрам.
- А сколько мудрых пословиц и поговорок сложено в народе о Солнце. Давайте вспомним. На доске вам предложены 3 пазла из пословиц, нужно сложить пословицы ( по одномк человеку от каждого ряда).
-Солнце встаёт утро настаёт.
-Лежебоке и солнце не в пору встаёт.
-При солнышке тепло, при матери добро.
-Давайте вместе попробуем объяснить значения данных пословиц.
- Солнце - огромный пылающий шар. Температура на солнце 20 млн.гр. Солнце - шар великан, в 109 раз больше Земли. Наша планета в сравнении с солнцем, как горошина рядом с футбольным мячом. Но нам оно кажется маленьким кружком, потому что находится от Земли на очень большом расстоянии: 150 млн.км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают нашу планету. А Земля вращается вокруг солнца, подставляя ему то один, то другой бок. Каким боком к солнцу повернётся, там и день, на обратной стороне Земли - ночь.
Что такое звёзды?
Загадка: Рассыпалось к ночи зерно.
Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)
- Вечером, когда Солнце скрывается за горизонтом, мы можем увидеть в небе звёзды. В старину люди думали, что звёзды – это блестящие фонарики, подвешенные к небу. Но это не так. Кто знает, что такое звезды? (Ответы детей, чтение хорошо читающим учеником текста учебника на с. 32)
-Днем не заметен слабый блеск других далеких звезд. И только ночью когда Солнца нет, они видны.
- На стр. 32 учебника рассмотрите звезды и прочитайте их названия: Регул, Сириус, Солнце, Альдебаран. На ночном небе звезды мерцают разными цветами: голубым, белым, желтым, красным. Белые и голубые звезды – очень горячие. Они горячее Солнца. Желтые звёзды холоднее белых. Они примерно такие же, как наше Солнце. Звёзды красноватого цвета холоднее Солнца. По своим размерам звезды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики.
Созвездие Льва
-Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена. Отгадайте, о каком созвездии идет речь:
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
(Созвездие Большой Медведицы).
- Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звезд.
Миф о созвездии Льва:
Возле древнего греческого города Немен свирепствовал лев. Герой Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. В честь этого льва и названо одно из созвездий.)
Физкультминутка
На одной ноге стоим,
Удержаться так хотим.
Руки кверху поднимаем
И спокойно опускаем.
Надоело всем сидеть.
Нам охота повертеть
Корпусом туда-обратно.
И полезно, и приятно!
А потом и головой
Всласть покрутим мы с тобой.
И на место снова сели,
Принимаемся за дело.
(Дети стоят на одной ноге, поднимают через стороны прямые руки, потом через стороны опускают и повторяют то же на другой ноге.)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7 – 10 мин).
Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Вывод:
- Значит, солнце не просто светит днём, оно-то и создает нам день. Когда солнце освещает Землю, начинается день, а на обратной стороне Земли наступает ночь.
- Без Солнца не было бы жизни на Земле. Оно согревает и освещает Землю. Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали восход по утрам.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-7 мин).
Цель этапа: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.
-Давайте изготовим из пластилина модели этих звёзд, соблюдая размер цвет.
- Звёзды - громадные раскалённые шары, похожие на Солнце. Они находятся очень далеко от Земли и поэтому кажутся очень маленькими. На ночном небе звёзды мерцают разным светом: голубым, белым, желтым, красным. Белые голубые звёзды очень горячие. Они горячее Солнца. Жёлтые холоднее белых. Они примерно такие же как наше Солнце. Звёзды красного цвета холоднее Солнца.
VIII. Включение в систему знаний и повторения (5 мин).
Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
- Узнал Муравьишка Вопросик, у нас на уроке, что такое Солнце и звёзды ,и почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
- Давайте мы прочтём вывод учебника стр33
- Скажем ему спасибо за внимание. Ждём его на следующий урок с новым вопросом.
- Я предлагаю вам игру «Подскажи словечко»:
- Солнце – огромный пылающий … (шар).
- Солнце – это ближайшая к Земле … (звезда).
- Оно создает нам … (день).
- По размерам Солнце … (больше) Земли.
- Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится … (далеко от Земли).
- Звезды – огромные пылающие … (шары).
- Звезды отличаются друг от друга по … (цвету) и по … (размеру).
- Звезд на небе очень много, и люди объединили их в … (созвездия).
- На небе можно увидеть большой ковш – это созвездие … (Большая Медведица).
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1-2 мин).
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
-Закончите фразы:
Мне на уроке было ...
Я научился ...
Мне надо ещё ...
Мне это пригодится ...
- Ребята, наш урок подходит к концу, ответили ли мы на вопрос темы урока. Какая была тема урока?
- Прочитаем вывод в конце 33 стр. (чтение несколькими учениками)
- Предлагаю вам очень своё настроение на конец нашего урока. Для этого возьмите солнышки, которые лежат у вас на партах. Если урок вам понравился, вы довольны своей работой нарисуйте улыбающийся смайлик, если в течение урока у вас что-то не получалось и вы не довольны своей работой – грустный.
- Ну, вот и все, подошёл к концу урок. Мы славно поработали. Спасибо вам, ребята за работу. До свидания!