СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формировать представления у детей о солнце, звездах, созвездиях.

Просмотр содержимого документа
«Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?»

Тема урока: «Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формировать представления у детей о солнце, звездах, созвездиях.

Планируемые результаты обучения

Предметные

Ученик будет знать: понятия «Солнце», «звёзды», «созвездия».

Ученик будет уметь: сопоставлять видимые и реальные размеры звезд, в том числе и Солнца, наблюдать картину звездного неба, объяснять взаимодействие между Солнцем и звёздами.

Метапредметные

Познавательные УУД:

общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели;

логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные УУД:

- принимают и сохраняют учебную задачу;

- оценивают результат своих действий;

прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные УУД:

- умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;

- согласовывать свои действия с партнером;

- строить понятные речевые высказывания.
Личностные
 - развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

 - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время работы в паре, умения не создавать конфликтов и находить выходы из сложных ситуаций.

Ресурсы: учебник Окружающий мир 1 класс (2 часть) А.А. Плешаков - М.:Просвящение,2016.



План урока

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин).

  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-6 мин).

  3. Выявление индивидуальных затруднений (2 мин).

  4. Построение проекта выхода из затруднения (1-2 мин).

  5. Реализация построенного проекта (10-15 мин).

  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (1-2 мин).

  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-7мин).

  8. Включение в систему знаний повторение (5 мин).

  9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1-2 мин).



Ход урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин).

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.

- Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (5-6 мин).

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

-Я буду задавать вопросы, а вы постарайтесь на них ответить:

-Человек, который изучает звезды и другие небесные тела? (астроном)

-Птица, которая живет в теплых странах и не умеет летать? (страус)

-Часть велосипеда, на «р» начинается, 4 буквы? (рама)

-Животные, которые вымерли очень-очень давно? (динозавры)

-Время года, которое наступает после осени? (зима)

-Основная работа этого человека-печь хлеб? (пекарь)

-В нее одевались первобытные люди? (шкура)

-Вот мы с вами и повторили то, что изучали ранее.

-А мы переходим к следующему разделу.

-Прочитайте на странице 31 название следующего раздела (Почему и зачем?).

III. Выявление места и причины затруднения (2 мин.)

Цель этапа: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

-А мы переходим к следующему разделу.

-Прочитайте на странице 31 название следующего раздела (Почему и зачем?).

-Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

IV. Построение проекта выхода из затруднений (1-2 мин).

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

-Ребята, Муравьишка приготовил для вас новый вопрос.

-Давайте прочитаем его (тема).

-Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке (о солнце и звездах).

-Прочитайте, на странице 32, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

-Сегодня мы с вами узнаем, что такое Солнце, звёзды, созвездия, узнаем, почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью.

V. Реализация построенного проекта (10 – 15 мин).

Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

- Прочитайте: «Почему Солнце светит днём, звёзды – ночью?» Кто может ответить на этот вопрос?

Что такое Солнце?

- Что вы знаете о Солнце? ( заслушать детей)

- А что было бы если Солнце перестало светить?

- Солнце это ближайшая к Земле звезда. Солнце – это огромный огненный шар. Солнце не просто светит днём, оно-то и создаёт нам день. Когда Солнце всходит и освещает Землю, начинается день. А когда Солнце заходит, наступает ночь. И только ночью видны звёзды. Растения, животные, люди живут только потому, что жизнь им даёт Солнце. Это поняли ещё древние люди и поклонялись Солнцу, как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали его восход по утрам.

- А сколько мудрых пословиц и поговорок сложено в народе о Солнце. Давайте вспомним. На доске вам предложены 3 пазла из пословиц, нужно сложить пословицы ( по одномк человеку от каждого ряда).

-Солнце встаёт утро настаёт.

-Лежебоке и солнце не в пору встаёт.

-При солнышке тепло, при матери добро.

-Давайте вместе попробуем объяснить значения данных пословиц.

- Солнце - огромный пылающий шар. Температура на солнце 20 млн.гр. Солнце - шар великан, в 109 раз больше Земли. Наша планета в сравнении с солнцем, как горошина рядом с футбольным мячом. Но нам оно кажется маленьким кружком, потому что находится от Земли на очень большом расстоянии: 150 млн.км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают нашу планету. А Земля вращается вокруг солнца, подставляя ему то один, то другой бок. Каким боком к солнцу повернётся, там и день, на обратной стороне Земли - ночь.

Что такое звёзды?

Загадка: Рассыпалось к ночи зерно.

Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)

- Вечером, когда Солнце скрывается за горизонтом, мы можем увидеть в небе звёзды. В старину люди думали, что звёзды – это блестящие фонарики, подвешенные к небу. Но это не так. Кто знает, что такое звезды? (Ответы детей, чтение хорошо читающим учеником текста учебника на с. 32)

-Днем  не заметен слабый блеск других далеких звезд. И только  ночью  когда  Солнца  нет,  они видны.

 - На стр. 32 учебника рассмотрите звезды и прочитайте их названия: Регул, Сириус, Солнце, Альдебаран. На ночном небе звезды мерцают разными цветами: голубым, белым, желтым, красным. Белые и голубые звезды – очень горячие. Они горячее Солнца. Желтые звёзды холоднее белых. Они примерно такие же, как наше Солнце. Звёзды красноватого цвета холоднее Солнца. По своим размерам звезды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики.

Созвездие Льва

-Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена. Отгадайте, о каком созвездии идет речь:

Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только на него глядят?

(Созвездие Большой Медведицы).

- Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звезд.

Миф о созвездии Льва:

Возле древнего греческого города Немен свирепствовал лев. Герой Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. В честь этого льва и названо одно из созвездий.)

Физкультминутка

На одной ноге стоим,

Удержаться так хотим.

Руки кверху поднимаем

И спокойно опускаем.

Надоело всем сидеть.

Нам охота повертеть

Корпусом туда-обратно.

И полезно, и приятно!

А потом и головой

Всласть покрутим мы с тобой.

И на место снова сели,

Принимаемся за дело.

(Дети стоят на одной ноге, поднимают через стороны прямые руки, потом через стороны опускают и повторяют то же на другой ноге.)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7 – 10 мин).

Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Вывод: 

- Значит, солнце не просто светит днём, оно-то и создает нам день. Когда солнце освещает Землю, начинается день, а на обратной стороне Земли наступает ночь.

- Без Солнца не было бы жизни на Земле. Оно согревает и освещает Землю. Это поняли еще древние люди и поклонялись  Солнцу  как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали восход по утрам.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-7 мин).

Цель этапа: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

-Давайте изготовим из пластилина модели этих звёзд, соблюдая размер цвет.

- Звёзды - громадные раскалённые шары, похожие на Солнце. Они находятся очень далеко от Земли и поэтому кажутся очень маленькими. На ночном небе звёзды мерцают разным светом: голубым, белым, желтым, красным. Белые голубые звёзды очень горячие. Они горячее Солнца. Жёлтые холоднее белых. Они примерно такие же как наше Солнце. Звёзды красного цвета холоднее Солнца.

VIII. Включение в систему знаний и повторения (5 мин).

Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

- Узнал Муравьишка Вопросик, у нас на уроке, что такое Солнце и звёзды ,и почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

- Давайте мы прочтём вывод учебника стр33

- Скажем ему спасибо за внимание. Ждём его на следующий урок с новым вопросом.

- Я предлагаю вам игру «Подскажи словечко»:

- Солнце – огромный пылающий … (шар).

- Солнце – это ближайшая к Земле … (звезда).

- Оно создает нам … (день).

- По размерам Солнце … (больше) Земли.

- Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится … (далеко от Земли).

- Звезды – огромные пылающие … (шары).

- Звезды отличаются друг от друга по … (цвету) и по … (размеру).

- Звезд на небе очень много, и люди объединили их в … (созвездия).

- На небе можно увидеть большой ковш – это созвездие … (Большая Медведица).

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1-2 мин).

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

-Закончите фразы:

  • Мне на уроке было ...

  • Я научился ...

  • Мне надо ещё ...

  • Мне это пригодится ...

- Ребята, наш урок подходит к концу, ответили ли мы на вопрос темы урока. Какая была тема урока?

- Прочитаем вывод в конце 33 стр. (чтение несколькими учениками)

- Предлагаю вам очень своё настроение на конец нашего урока. Для этого возьмите солнышки, которые лежат у вас на партах. Если урок вам понравился, вы довольны своей работой нарисуйте улыбающийся смайлик, если в течение урока у вас что-то не получалось и вы не довольны своей работой – грустный.

- Ну, вот и все, подошёл к концу урок.  Мы славно поработали.  Спасибо вам, ребята за работу. До свидания!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!