СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подборка исторических документов по теме "Эпоха Петра 1"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит подборку исторических документов о личности Петра 1 и его деятельности

Просмотр содержимого документа
«Подборка исторических документов по теме "Эпоха Петра 1"»

Подборка документов по теме «Эпоха Петра 1»

Эпиграфы:

1.«Сей шкипер был тот шкипер славный, кем наша двинулась земля,

кто придал мощно бег державный рулю родного корабля…» А. С. Пушкин.

2. « Нет, не чародей, а Гений, Петр». М. Н. Погодин «Петр Великий», 1846г.

3.«Великий Петр был первый большевик, Задумавший Россию перестроить, Склонениям и правдам вопреки. За сотни лет к ее грядущим далям». М. Волошин «Россия».

4.«Петр не только первый русский интеллигент, но первый русский нигилист…» «…Что такое Петр? Чудо или чудовище?.. Дм. Мережковский «Грядущий хам», 1905г.

5.«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» А. С. Пушкин.


1).Изложите отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.

2) Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?

3) Как оценивает деятельность Петра I И. С. Аксаков?

4) Что привлекает историков в личности Петра I?

Историки о Петре I

С.М. Соловьев :"... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры".


В. О. Ключевский: "Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы".


И. С. Аксаков: « Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено".

Прочитайте исторические документы №1–4 и охарактеризуйте взгляды Петра I на некоторые государственные проблемы

1. Приказ, отданный Е.В. царем Петром I воинству своему в день полтавского сражения июня 27 дня 1709 года.

Воины! Вот пришел час, который решит судьбу отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и бога, поборающего по вас. А О Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего.

Хрестоматия по истории СССР. М., 1949. Т.2 (1682–1865). С. 38.

2. Указ Петра I Сенату 2 марта 1711 г.

Указ, что по отбытии нашем делать. 1. Суд иметь нелицеприятный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения; тож и ябедникам последует. 2. Смотреть во всем государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные отставить. 3. Денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артериею войны. 4. Дворян собрать молодых для запасу в афицеры, а наипаче тех, которые кроются, сыскать... 5. Вексели исправить и держать в одном месте. 6. Товары, которые на откупах или по канцеляриям и губерниям, осмотреть и посвидетельствовать. 7. О соли старатца отдать на откуп и потщицта прибыли у оной. 8. Торг китайской, зделав компанию добрую, отдать. 9. Персидский торг умножить и армян, как возможно, приласкать и облехчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для болшева их приезду...

Хрестоматия по истории СССР. М., 1949. Т.2 (1682–1865). С. 72 –75.

3. Указ о сыске беглых крестьян 16 февраля 1707 г.

Прошлого 1706 года, где на юге Москвы и в городах на посадах и в дворцовых волостях и патриарших и архиереских и церковных и всяких чинов людей, в поместиях и в вотчинах явятся беглые люди и крестьяне: и тех беглых людей и крестьян с женами и с детьми и с их животы отвозить к прежним помещикам и вотчиникам, откуда кто бежал, с вышеписанного указа в полгода (т.е. указа о сыске беглых крестьян от 16 февраля 1706 г.). А буде кто тех беглых людей и крестьян с того числа в полгода, в те места не отвезут, и у тех людей половина поместий и вотчин взято будет на него, великого государя, а другая будет отдана тем, чьи беглые люди и крестьяне явятся... А сего 1707 года ведомо ему великому государю учинилось, что многие помещики и вотчиники, забыв страх божий, тот его великого государя указ презрили (не выполнили), беглых людей и крестьян держат за собою... И великий государь... Петр Алексеевич... указал по прежнему своему указу: буде которые помещики вотчиники и приказчики и старосты, беглых людей и крестьян держат за собою, а ныне и вновь принимают, а в прежние места не отвозят, и тем... учинити будет по его великого государя указу февраля 16 числа 1706 года неотложно. Для того сыска в уезде воеводам ездить самим...

Хрестоматия по истории СССР. М., 1949. Т.2 (1682–1865). С. 50.

4. Указ о единонаследии 23 марта 1714 г.

...Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых, великой есть вред в государстве нашем, как интересам государственным, так и подданным и самим фамилиям подение... За благо изобретено чинить по сему, как объявлено ниже сего:

1. Всем недвижимых вещей, то есть родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий , а также и дворцов и лавок не продавать и не закладывать, но обращаться в род таким образом:

2. Кто имеет сыновей и ему же аще хощет, единому из них оных дать недвижимость чрез духовную, тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которые должен отец их или мать разделити им, при себе как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме оного одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у оного сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен определити таким же образом. А буде при себе не определит, тогда определится указом недвижимое по первенству большому сыну в наследие, а движимое другим равною частью разделено будет, то ж разумеет и о дочерях...

Хрестоматия по истории СССР. М., 1949. Т.2 (1682–1865). С. 63–64.



1.В чём видел Пётр I причины поражения под Нарвой. Запишите подпунктами.

2. В каких словах Петра I видна решимость изменить ситуацию? Запишите.

Петр I о нарвском сражении.

«Итак, шведы победили наше войско, это бесспорно; но надо понимать, над каким войском была одержана эта победа. Только старый Лефортовский полк и два полка гвардии были в двух атаках у Азова, а боев в поле, тем более с регулярным войском, никогда даже не видели. В других полках и офицеры, кроме некоторых полковников, и рядовые сами были рекрутами. К тому же из-за позднего времени (видимо, имеется в виду поздняя осень) был большой голод, потому что из-за великой грязи (на дрогах) было невозможно подвезти продовольствие. Одним словом, все это детские игрушки были, а не искусство, так что же удивительного в том, что старое, обученное и тренированное войско одержало победу над таким неискусстным. […] Но когда случилось это несчастье (или лучше сказать великое счастье), тогда необходимость победила лень и принудила работать день.



1. Запишите какими специальностями владел Пётр I?

2. Запишите что понравилось датскому посланнику в Петре I?

Записки датского посла Юста Юля о Петре

«…Царь как главный корабельный мастер(должность за которую он получал жалование), распоряжался всем, участвовал вместе с другими в работах и, где нужно было рубил топором, коим владел искуснее, нежели прочие присутствовавшие там плотники. Бывшие на верфях офицеры ежеминутно пили и кричали. Достойно замечания, то, сделав все нужные распоряжения для поднятия форштевня, царь снял перед стоявшим тут генерал-адмиралом шапку спросил его начинать ли, только по получении утвердительного ответа снова надел её, а затем принялся за свою работу. Такое почтение и послушание царь высказывает не только адмиралу, но и всем старшим по службе лицам. В основании такого образа действий лежит здравое начало: царь своим примером хочет показать прочим русским, как в служебных делах они должны быть почтительны в отношении своего начальника….Царь часто развлекается точением и путешествуя возит станок с собой. В этом мастерстве он не уступит искуснейшему токарю и даже достиг того, что умеет вытачивать фигуры…»


П.Н.Милюков. "Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа

Петра Великого", "Очерки по истории русской культуры"

Сфера влияния Петра была весьма ограниченной, реформы разрабатывались коллективно, а

конечные цели преобразований осознавались царем лишь частично, да и то опосредованно его

окружением, «реформы без реформатора». Реформы проводились царем спонтанно, от случая к

случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой либо логики и плана; Непомерно

высока была цена преобразований: "Ценою разорения страны Россия возведена в ранг

европейской державы"

Согласно, исторической концепции славянофилов - Петр это источник всех бед России, ибо он,

порвав с почвой и традицией Московской Руси, вместо существовавшей ранее народной

монархии, создал Петербургскую дворянскую империю. В результате Россия свернула с

традиционного, органичного пути развития.

Наиболее последовательно доказывал чрезмерность тягот, выпавших русскому народу в период

петровских реформ, П.Н. Милюков . Он писал, что “ценой разорения страны Россия возведена

была в ранг европейской державы”. Милюков доказывал, что в результате налоговой реформы

Петра тяготы русского крестьянина возросли в три раза, а деятельность Петра разорила страну и

привела к уменьшению её населения.

1.Как оценивает автор Петра 1?

2.Докажите данную точку зрения.

Приложение №2.

Погодин М.П. «Петр Великий» 1841 г.

«Мы просыпаемся. Какой сегодня день? 1 января 1841 года? Петр Великий велел считать месяцы

от рождества Христова. Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром, мундир

по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которые

развел он.

Попадает на глаза книга – Петр ввел в употребление этот шрифт. Вы начинаете читать ее – этот

язык сделался при Петре письменным, литературным, вытеснив церковный.

Приносят газеты – Петр их начал.

За обедом от соленых огурцов до сельдей до картофеля, который указал он сажать, до

виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить нам о Петре.

После обеда вы едете в гости – это ассамблея Петра. Встречаете там дам, допущенных до

мужской компании по требованию Петра Великого»

1.Как оценивает автор Петра ?

2.Докажите данную точку зрения.

Приложение №3.

Характеристика эпохи Петра 1

Соловьев С.М. История России с древнейших времен.

С.М.Соловьев: « Петровский период- это эра ожесточенной борьбы между двумя диаметрально

противоположными принципами государственного управления. Петровские реформы – это

радикальное преобразование, страшная революция, рассекшая историю России надвое. Реформы

были вызваны исторической необходимостью.

У С.М.Соловьева реформы Петра представлены в виде строго последовательного ряда звеньев,

составляющих всесторонне продуманную и предварительно спланированную программу

преобразований, имеющую в своей основе жесткую систему четко сформулированных целевых

установок: В этой системе даже войне отведено заранее определенное место в числе средств

реализации общего плана.

Соловьев считает, что реформы были вызваны исторической необходимостью и поэтому должны

рассматриваться как,целиком и полностью национальные. Русское общество 17 века находилось,

по его мнению, в состоянии хаоса и распада, что и обусловило применение государственной

властью радикальных мер - «точно так же, как серьезная болезнь требует хирургического

вмешательства».

Таким образом, ситуация в России накануне реформ оценивается Соловьевым негативно.

1.Как оценивает автор Петра 1?

2.Докажите данную точку зрения.

Приложение №4.

Характеристика эпохи Петра 1

Ключевский В.О. Исторические портреты.

В.О Ключевский говорит об очевидной бесплановости и непоследовательности преобразований

Петра, движущей силой преобразований была война. Он утверждает, что в 17 столетии шел

позитивный процесс создания предпосылок для реформаторской деятельности, и была не только

подготовлена почва для большинства преобразовательных идей Петра Великого, но и

пробуждено «общее влечение к новизне и усовершенствованиям». «17 столетие не только

создало атмосферу, в которой вырос и которой дышал преобразователь, но и начертало

программу его деятельности, в некоторых отношениях шедшую даже дальше того, что он сделал.

Петр в порядках старой Руси ничего кардинально не менял, он продолжал возводить постройку в

развитие уже существовавших тенденций. Обновление же состояло лишь в том, что он

переиначивал сложившееся состояние составных частей». По мнению Ключевского и Платонова,

если в реформах Петра и было что- то «революционное», то лишь насильственность и

беспощадность использованных им методов.

1.Как оценивает автор Петра 1?

2.Докажите данную точку зрения.

П.Н.Милюков. "Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа

Петра Великого", "Очерки по истории русской культуры"

Сфера влияния Петра была весьма ограниченной, реформы разрабатывались коллективно, а

конечные цели преобразований осознавались царем лишь частично, да и то опосредованно его

окружением, «реформы без реформатора». Реформы проводились царем спонтанно, от случая к

случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой либо логики и плана; Непомерно

высока была цена преобразований: "Ценою разорения страны Россия возведена в ранг

европейской державы"

Согласно, исторической концепции славянофилов - Петр это источник всех бед России, ибо он,

порвав с почвой и традицией Московской Руси, вместо существовавшей ранее народной

монархии, создал Петербургскую дворянскую империю. В результате Россия свернула с

традиционного, органичного пути развития.

Наиболее последовательно доказывал чрезмерность тягот, выпавших русскому народу в период

петровских реформ, П.Н. Милюков . Он писал, что “ценой разорения страны Россия возведена

была в ранг европейской державы”. Милюков доказывал, что в результате налоговой реформы

Петра тяготы русского крестьянина возросли в три раза, а деятельность Петра разорила страну и

привела к уменьшению её населения.

1.Как оценивает автор Петра 1?

2.Докажите данную точку зрения.

Приложение №2.

Погодин М.П. «Петр Великий» 1841 г.

«Мы просыпаемся. Какой сегодня день? 1 января 1841 года? Петр Великий велел считать месяцы

от рождества Христова. Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром, мундир

по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которые

развел он.

Попадает на глаза книга – Петр ввел в употребление этот шрифт. Вы начинаете читать ее – этот

язык сделался при Петре письменным, литературным, вытеснив церковный.

Приносят газеты – Петр их начал.

За обедом от соленых огурцов до сельдей до картофеля, который указал он сажать, до

виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить нам о Петре.

После обеда вы едете в гости – это ассамблея Петра. Встречаете там дам, допущенных до

мужской компании по требованию Петра Великого»

1.Как оценивает автор Петра ?

2.Докажите данную точку зрения.

Приложение №3.

Характеристика эпохи Петра 1

Соловьев С.М. История России с древнейших времен.

С.М.Соловьев: « Петровский период- это эра ожесточенной борьбы между двумя диаметрально

противоположными принципами государственного управления. Петровские реформы – это

радикальное преобразование, страшная революция, рассекшая историю России надвое. Реформы

были вызваны исторической необходимостью.

У С.М.Соловьева реформы Петра представлены в виде строго последовательного ряда звеньев,

составляющих всесторонне продуманную и предварительно спланированную программу

преобразований, имеющую в своей основе жесткую систему четко сформулированных целевых

установок: В этой системе даже войне отведено заранее определенное место в числе средств

реализации общего плана.

Соловьев считает, что реформы были вызваны исторической необходимостью и поэтому должны

рассматриваться как,целиком и полностью национальные. Русское общество 17 века находилось,

по его мнению, в состоянии хаоса и распада, что и обусловило применение государственной

властью радикальных мер - «точно так же, как серьезная болезнь требует хирургического

вмешательства».

Таким образом, ситуация в России накануне реформ оценивается Соловьевым негативно.

1.Как оценивает автор Петра 1?

2.Докажите данную точку зрения.

Приложение №4.

Характеристика эпохи Петра 1

Ключевский В.О. Исторические портреты.

В.О Ключевский говорит об очевидной бесплановости и непоследовательности преобразований

Петра, движущей силой преобразований была война. Он утверждает, что в 17 столетии шел

позитивный процесс создания предпосылок для реформаторской деятельности, и была не только

подготовлена почва для большинства преобразовательных идей Петра Великого, но и

пробуждено «общее влечение к новизне и усовершенствованиям». «17 столетие не только

создало атмосферу, в которой вырос и которой дышал преобразователь, но и начертало

программу его деятельности, в некоторых отношениях шедшую даже дальше того, что он сделал.

Петр в порядках старой Руси ничего кардинально не менял, он продолжал возводить постройку в

развитие уже существовавших тенденций. Обновление же состояло лишь в том, что он

переиначивал сложившееся состояние составных частей». По мнению Ключевского и Платонова,

если в реформах Петра и было что- то «революционное», то лишь насильственность и

беспощадность использованных им методов.

1.Как оценивает автор Петра 1?

2.Докажите данную точку зрения.

П.Н.Милюков. "Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа

Петра Великого", "Очерки по истории русской культуры"

Сфера влияния Петра была весьма ограниченной, реформы разрабатывались коллективно, а

конечные цели преобразований осознавались царем лишь частично, да и то опосредованно его

окружением, «реформы без реформатора». Реформы проводились царем спонтанно, от случая к

случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой либо логики и плана; Непомерно

высока была цена преобразований: "Ценою разорения страны Россия возведена в ранг

европейской державы"

Согласно, исторической концепции славянофилов - Петр это источник всех бед России, ибо он,

порвав с почвой и традицией Московской Руси, вместо существовавшей ранее народной

монархии, создал Петербургскую дворянскую империю. В результате Россия свернула с

традиционного, органичного пути развития.

Наиболее последовательно доказывал чрезмерность тягот, выпавших русскому народу в период

петровских реформ, П.Н. Милюков . Он писал, что “ценой разорения страны Россия возведена

была в ранг европейской державы”. Милюков доказывал, что в результате налоговой реформы

Петра тяготы русского крестьянина возросли в три раза, а деятельность Петра разорила страну и

привела к уменьшению её населения.

1.Как оценивает автор Петра 1?

2.Докажите данную точку зрения.

Приложение №2.

Погодин М.П. «Петр Великий» 1841 г.

«Мы просыпаемся. Какой сегодня день? 1 января 1841 года? Петр Великий велел считать месяцы

от рождества Христова. Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром, мундир

по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которые

развел он.

Попадает на глаза книга – Петр ввел в употребление этот шрифт. Вы начинаете читать ее – этот

язык сделался при Петре письменным, литературным, вытеснив церковный.

Приносят газеты – Петр их начал.

За обедом от соленых огурцов до сельдей до картофеля, который указал он сажать, до

виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить нам о Петре.

После обеда вы едете в гости – это ассамблея Петра. Встречаете там дам, допущенных до

мужской компании по требованию Петра Великого»

1.Как оценивает автор Петра ?

2.Докажите данную точку зрения.

Приложение №3.

Характеристика эпохи Петра 1

Соловьев С.М. История России с древнейших времен.

С.М.Соловьев: « Петровский период- это эра ожесточенной борьбы между двумя диаметрально

противоположными принципами государственного управления. Петровские реформы – это

радикальное преобразование, страшная революция, рассекшая историю России надвое. Реформы

были вызваны исторической необходимостью.

У С.М.Соловьева реформы Петра представлены в виде строго последовательного ряда звеньев,

составляющих всесторонне продуманную и предварительно спланированную программу

преобразований, имеющую в своей основе жесткую систему четко сформулированных целевых

установок: В этой системе даже войне отведено заранее определенное место в числе средств

реализации общего плана.

Соловьев считает, что реформы были вызваны исторической необходимостью и поэтому должны

рассматриваться как,целиком и полностью национальные. Русское общество 17 века находилось,

по его мнению, в состоянии хаоса и распада, что и обусловило применение государственной

властью радикальных мер - «точно так же, как серьезная болезнь требует хирургического

вмешательства».

Таким образом, ситуация в России накануне реформ оценивается Соловьевым негативно.

1.Как оценивает автор Петра 1?

2.Докажите данную точку зрения.

Приложение №4.

Характеристика эпохи Петра 1

Ключевский В.О. Исторические портреты.

В.О Ключевский говорит об очевидной бесплановости и непоследовательности преобразований

Петра, движущей силой преобразований была война. Он утверждает, что в 17 столетии шел

позитивный процесс создания предпосылок для реформаторской деятельности, и была не только

подготовлена почва для большинства преобразовательных идей Петра Великого, но и

пробуждено «общее влечение к новизне и усовершенствованиям». «17 столетие не только

создало атмосферу, в которой вырос и которой дышал преобразователь, но и начертало

программу его деятельности, в некоторых отношениях шедшую даже дальше того, что он сделал.

Петр в порядках старой Руси ничего кардинально не менял, он продолжал возводить постройку в

развитие уже существовавших тенденций. Обновление же состояло лишь в том, что он

переиначивал сложившееся состояние составных частей». По мнению Ключевского и Платонова,

если в реформах Петра и было что- то «революционное», то лишь насильственность и

беспощадность использованных им методов.

1.Как оценивает автор Петра 1?

2.Докажите данную точку зрения.

П.Н.Милюков. "Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа

Петра Великого", "Очерки по истории русской культуры"

Сфера влияния Петра была весьма ограниченной, реформы разрабатывались коллективно, а

конечные цели преобразований осознавались царем лишь частично, да и то опосредованно его

окружением, «реформы без реформатора». Реформы проводились царем спонтанно, от случая к

случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой либо логики и плана; Непомерно

высока была цена преобразований: "Ценою разорения страны Россия возведена в ранг

европейской державы"

Согласно, исторической концепции славянофилов - Петр это источник всех бед России, ибо он,

порвав с почвой и традицией Московской Руси, вместо существовавшей ранее народной

монархии, создал Петербургскую дворянскую империю. В результате Россия свернула с

традиционного, органичного пути развития.

Наиболее последовательно доказывал чрезмерность тягот, выпавших русскому народу в период

петровских реформ, П.Н. Милюков . Он писал, что “ценой разорения страны Россия возведена

была в ранг европейской державы”. Милюков доказывал, что в результате налоговой реформы

Петра тяготы русского крестьянина возросли в три раза, а деятельность Петра разорила страну и

привела к уменьшению её населения.

1.Как оценивает автор Петра 1?

2.Докажите данную точку зрения.

Приложение №2.

Погодин М.П. «Петр Великий» 1841 г.

«Мы просыпаемся. Какой сегодня день? 1 января 1841 года? Петр Великий велел считать месяцы

от рождества Христова. Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром, мундир

по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которые

развел он.

Попадает на глаза книга – Петр ввел в употребление этот шрифт. Вы начинаете читать ее – этот

язык сделался при Петре письменным, литературным, вытеснив церковный.

Приносят газеты – Петр их начал.

За обедом от соленых огурцов до сельдей до картофеля, который указал он сажать, до

виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить нам о Петре.

После обеда вы едете в гости – это ассамблея Петра. Встречаете там дам, допущенных до

мужской компании по требованию Петра Великого»

1.Как оценивает автор Петра ?

2.Докажите данную точку зрения.

Приложение №3.

Характеристика эпохи Петра 1

Соловьев С.М. История России с древнейших времен.

С.М.Соловьев: « Петровский период- это эра ожесточенной борьбы между двумя диаметрально

противоположными принципами государственного управления. Петровские реформы – это

радикальное преобразование, страшная революция, рассекшая историю России надвое. Реформы

были вызваны исторической необходимостью.

У С.М.Соловьева реформы Петра представлены в виде строго последовательного ряда звеньев,

составляющих всесторонне продуманную и предварительно спланированную программу

преобразований, имеющую в своей основе жесткую систему четко сформулированных целевых

установок: В этой системе даже войне отведено заранее определенное место в числе средств

реализации общего плана.

Соловьев считает, что реформы были вызваны исторической необходимостью и поэтому должны

рассматриваться как,целиком и полностью национальные. Русское общество 17 века находилось,

по его мнению, в состоянии хаоса и распада, что и обусловило применение государственной

властью радикальных мер - «точно так же, как серьезная болезнь требует хирургического

вмешательства».

Таким образом, ситуация в России накануне реформ оценивается Соловьевым негативно.

1.Как оценивает автор Петра 1?

2.Докажите данную точку зрения.

Приложение №4.

Характеристика эпохи Петра 1

Ключевский В.О. Исторические портреты.

В.О Ключевский говорит об очевидной бесплановости и непоследовательности преобразований

Петра, движущей силой преобразований была война. Он утверждает, что в 17 столетии шел

позитивный процесс создания предпосылок для реформаторской деятельности, и была не только

подготовлена почва для большинства преобразовательных идей Петра Великого, но и

пробуждено «общее влечение к новизне и усовершенствованиям». «17 столетие не только

создало атмосферу, в которой вырос и которой дышал преобразователь, но и начертало

программу его деятельности, в некоторых отношениях шедшую даже дальше того, что он сделал.

Петр в порядках старой Руси ничего кардинально не менял, он продолжал возводить постройку в

развитие уже существовавших тенденций. Обновление же состояло лишь в том, что он

переиначивал сложившееся состояние составных частей». По мнению Ключевского и Платонова,

если в реформах Петра и было что- то «революционное», то лишь насильственность и

беспощадность использованных им методов.

1.Как оценивает автор Петра 1?

2.Докажите данную точку зрения.

П.Н.Милюков. "Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа

Петра Великого", "Очерки по истории русской культуры"

Сфера влияния Петра была весьма ограниченной, реформы разрабатывались коллективно, а

конечные цели преобразований осознавались царем лишь частично, да и то опосредованно его

окружением, «реформы без реформатора». Реформы проводились царем спонтанно, от случая к

случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой либо логики и плана; Непомерно

высока была цена преобразований: "Ценою разорения страны Россия возведена в ранг

европейской державы"

Согласно, исторической концепции славянофилов - Петр это источник всех бед России, ибо он,

порвав с почвой и традицией Московской Руси, вместо существовавшей ранее народной

монархии, создал Петербургскую дворянскую империю. В результате Россия свернула с

традиционного, органичного пути развития.

Наиболее последовательно доказывал чрезмерность тягот, выпавших русскому народу в период

петровских реформ, П.Н. Милюков . Он писал, что “ценой разорения страны Россия возведена

была в ранг европейской державы”. Милюков доказывал, что в результате налоговой реформы

Петра тяготы русского крестьянина возросли в три раза, а деятельность Петра разорила страну и

привела к уменьшению её населения.

1.Как оценивает автор Петра 1?

2.Докажите данную точку зрения.

Приложение №2.

Погодин М.П. «Петр Великий» 1841 г.

«Мы просыпаемся. Какой сегодня день? 1 января 1841 года? Петр Великий велел считать месяцы

от рождества Христова. Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром, мундир

по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которые

развел он.

Попадает на глаза книга – Петр ввел в употребление этот шрифт. Вы начинаете читать ее – этот

язык сделался при Петре письменным, литературным, вытеснив церковный.

Приносят газеты – Петр их начал.

За обедом от соленых огурцов до сельдей до картофеля, который указал он сажать, до

виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить нам о Петре.

После обеда вы едете в гости – это ассамблея Петра. Встречаете там дам, допущенных до

мужской компании по требованию Петра Великого»

1.Как оценивает автор Петра ?

2.Докажите данную точку зрения.

Приложение №3.

Характеристика эпохи Петра 1

Соловьев С.М. История России с древнейших времен.

С.М.Соловьев: « Петровский период- это эра ожесточенной борьбы между двумя диаметрально

противоположными принципами государственного управления. Петровские реформы – это

радикальное преобразование, страшная революция, рассекшая историю России надвое. Реформы

были вызваны исторической необходимостью.

У С.М.Соловьева реформы Петра представлены в виде строго последовательного ряда звеньев,

составляющих всесторонне продуманную и предварительно спланированную программу

преобразований, имеющую в своей основе жесткую систему четко сформулированных целевых

установок: В этой системе даже войне отведено заранее определенное место в числе средств

реализации общего плана.

Соловьев считает, что реформы были вызваны исторической необходимостью и поэтому должны

рассматриваться как,целиком и полностью национальные. Русское общество 17 века находилось,

по его мнению, в состоянии хаоса и распада, что и обусловило применение государственной

властью радикальных мер - «точно так же, как серьезная болезнь требует хирургического

вмешательства».

Таким образом, ситуация в России накануне реформ оценивается Соловьевым негативно.

1.Как оценивает автор Петра 1?

2.Докажите данную точку зрения.

Приложение №4.

Характеристика эпохи Петра 1

Ключевский В.О. Исторические портреты.

В.О Ключевский говорит об очевидной бесплановости и непоследовательности преобразований

Петра, движущей силой преобразований была война. Он утверждает, что в 17 столетии шел

позитивный процесс создания предпосылок для реформаторской деятельности, и была не только

подготовлена почва для большинства преобразовательных идей Петра Великого, но и

пробуждено «общее влечение к новизне и усовершенствованиям». «17 столетие не только

создало атмосферу, в которой вырос и которой дышал преобразователь, но и начертало

программу его деятельности, в некоторых отношениях шедшую даже дальше того, что он сделал.

Петр в порядках старой Руси ничего кардинально не менял, он продолжал возводить постройку в

развитие уже существовавших тенденций. Обновление же состояло лишь в том, что он

переиначивал сложившееся состояние составных частей». По мнению Ключевского и Платонова,

если в реформах Петра и было что- то «революционное», то лишь насильственность и

беспощадность использованных им методов.

1.Как оценивает автор Петра 1?

2.Докажите данную точку зрения.

П.Н.Милюков. "Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа

Петра Великого", "Очерки по истории русской культуры"

Сфера влияния Петра была весьма ограниченной, реформы разрабатывались коллективно, а

конечные цели преобразований осознавались царем лишь частично, да и то опосредованно его

окружением, «реформы без реформатора». Реформы проводились царем спонтанно, от случая к

случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой либо логики и плана; Непомерно

высока была цена преобразований: "Ценою разорения страны Россия возведена в ранг

европейской державы"

Согласно, исторической концепции славянофилов - Петр это источник всех бед России, ибо он,

порвав с почвой и традицией Московской Руси, вместо существовавшей ранее народной

монархии, создал Петербургскую дворянскую империю. В результате Россия свернула с

традиционного, органичного пути развития.

Наиболее последовательно доказывал чрезмерность тягот, выпавших русскому народу в период

петровских реформ, П.Н. Милюков . Он писал, что “ценой разорения страны Россия возведена

была в ранг европейской державы”. Милюков доказывал, что в результате налоговой реформы

Петра тяготы русского крестьянина возросли в три раза, а деятельность Петра разорила страну и

привела к уменьшению её населения.

1.Как оценивает автор Петра 1?

2.Докажите данную точку зрения.

Приложение №2.

Погодин М.П. «Петр Великий» 1841 г.

«Мы просыпаемся. Какой сегодня день? 1 января 1841 года? Петр Великий велел считать месяцы

от рождества Христова. Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром, мундир

по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которые

развел он.

Попадает на глаза книга – Петр ввел в употребление этот шрифт. Вы начинаете читать ее – этот

язык сделался при Петре письменным, литературным, вытеснив церковный.

Приносят газеты – Петр их начал.

За обедом от соленых огурцов до сельдей до картофеля, который указал он сажать, до

виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить нам о Петре.

После обеда вы едете в гости – это ассамблея Петра. Встречаете там дам, допущенных до

мужской компании по требованию Петра Великого»

1.Как оценивает автор Петра ?

2.Докажите данную точку зрения.

Приложение №3.

Характеристика эпохи Петра 1

Соловьев С.М. История России с древнейших времен.

С.М.Соловьев: « Петровский период- это эра ожесточенной борьбы между двумя диаметрально

противоположными принципами государственного управления. Петровские реформы – это

радикальное преобразование, страшная революция, рассекшая историю России надвое. Реформы

были вызваны исторической необходимостью.

У С.М.Соловьева реформы Петра представлены в виде строго последовательного ряда звеньев,

составляющих всесторонне продуманную и предварительно спланированную программу

преобразований, имеющую в своей основе жесткую систему четко сформулированных целевых

установок: В этой системе даже войне отведено заранее определенное место в числе средств

реализации общего плана.

Соловьев считает, что реформы были вызваны исторической необходимостью и поэтому должны

рассматриваться как,целиком и полностью национальные. Русское общество 17 века находилось,

по его мнению, в состоянии хаоса и распада, что и обусловило применение государственной

властью радикальных мер - «точно так же, как серьезная болезнь требует хирургического

вмешательства».

Таким образом, ситуация в России накануне реформ оценивается Соловьевым негативно.

1.Как оценивает автор Петра 1?

2.Докажите данную точку зрения.

Приложение №4.

Характеристика эпохи Петра 1

Ключевский В.О. Исторические портреты.

В.О Ключевский говорит об очевидной бесплановости и непоследовательности преобразований

Петра, движущей силой преобразований была война. Он утверждает, что в 17 столетии шел

позитивный процесс создания предпосылок для реформаторской деятельности, и была не только

подготовлена почва для большинства преобразовательных идей Петра Великого, но и

пробуждено «общее влечение к новизне и усовершенствованиям». «17 столетие не только

создало атмосферу, в которой вырос и которой дышал преобразователь, но и начертало

программу его деятельности, в некоторых отношениях шедшую даже дальше того, что он сделал.

Петр в порядках старой Руси ничего кардинально не менял, он продолжал возводить постройку в

развитие уже существовавших тенденций. Обновление же состояло лишь в том, что он

переиначивал сложившееся состояние составных частей». По мнению Ключевского и Платонова,

если в реформах Петра и было что- то «революционное», то лишь насильственность и

беспощадность использованных им методов.

1.Как оценивает автор Петра 1?

2.Докажите данную точку зрения.

П.Н.Милюков. "Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа

Петра Великого", "Очерки по истории русской культуры"

Сфера влияния Петра была весьма ограниченной, реформы разрабатывались коллективно, а

конечные цели преобразований осознавались царем лишь частично, да и то опосредованно его

окружением, «реформы без реформатора». Реформы проводились царем спонтанно, от случая к

случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой либо логики и плана; Непомерно

высока была цена преобразований: "Ценою разорения страны Россия возведена в ранг

европейской державы"

Согласно, исторической концепции славянофилов - Петр это источник всех бед России, ибо он,

порвав с почвой и традицией Московской Руси, вместо существовавшей ранее народной

монархии, создал Петербургскую дворянскую империю. В результате Россия свернула с

традиционного, органичного пути развития.

Наиболее последовательно доказывал чрезмерность тягот, выпавших русскому народу в период

петровских реформ, П.Н. Милюков . Он писал, что “ценой разорения страны Россия возведена

была в ранг европейской державы”. Милюков доказывал, что в результате налоговой реформы

Петра тяготы русского крестьянина возросли в три раза, а деятельность Петра разорила страну и

привела к уменьшению её населения.

1.Как оценивает автор Петра 1?

2.Докажите данную точку зрения.

Приложение №2.

Погодин М.П. «Петр Великий» 1841 г.

«Мы просыпаемся. Какой сегодня день? 1 января 1841 года? Петр Великий велел считать месяцы

от рождества Христова. Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром, мундир

по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которые

развел он.

Попадает на глаза книга – Петр ввел в употребление этот шрифт. Вы начинаете читать ее – этот

язык сделался при Петре письменным, литературным, вытеснив церковный.

Приносят газеты – Петр их начал.

За обедом от соленых огурцов до сельдей до картофеля, который указал он сажать, до

виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить нам о Петре.

После обеда вы едете в гости – это ассамблея Петра. Встречаете там дам, допущенных до

мужской компании по требованию Петра Великого»

1.Как оценивает автор Петра ?

2.Докажите данную точку зрения.

Приложение №3.

Характеристика эпохи Петра 1

Соловьев С.М. История России с древнейших времен.

С.М.Соловьев: « Петровский период- это эра ожесточенной борьбы между двумя диаметрально

противоположными принципами государственного управления. Петровские реформы – это

радикальное преобразование, страшная революция, рассекшая историю России надвое. Реформы

были вызваны исторической необходимостью.

У С.М.Соловьева реформы Петра представлены в виде строго последовательного ряда звеньев,

составляющих всесторонне продуманную и предварительно спланированную программу

преобразований, имеющую в своей основе жесткую систему четко сформулированных целевых

установок: В этой системе даже войне отведено заранее определенное место в числе средств

реализации общего плана.

Соловьев считает, что реформы были вызваны исторической необходимостью и поэтому должны

рассматриваться как,целиком и полностью национальные. Русское общество 17 века находилось,

по его мнению, в состоянии хаоса и распада, что и обусловило применение государственной

властью радикальных мер - «точно так же, как серьезная болезнь требует хирургического

вмешательства».

Таким образом, ситуация в России накануне реформ оценивается Соловьевым негативно.

1.Как оценивает автор Петра 1?

2.Докажите данную точку зрения.

Приложение №4.

Характеристика эпохи Петра 1

Ключевский В.О. Исторические портреты.

В.О Ключевский говорит об очевидной бесплановости и непоследовательности преобразований

Петра, движущей силой преобразований была война. Он утверждает, что в 17 столетии шел

позитивный процесс создания предпосылок для реформаторской деятельности, и была не только

подготовлена почва для большинства преобразовательных идей Петра Великого, но и

пробуждено «общее влечение к новизне и усовершенствованиям». «17 столетие не только

создало атмосферу, в которой вырос и которой дышал преобразователь, но и начертало

программу его деятельности, в некоторых отношениях шедшую даже дальше того, что он сделал.

Петр в порядках старой Руси ничего кардинально не менял, он продолжал возводить постройку в

развитие уже существовавших тенденций. Обновление же состояло лишь в том, что он

переиначивал сложившееся состояние составных частей». По мнению Ключевского и Платонова,

если в реформах Петра и было что- то «революционное», то лишь насильственность и

беспощадность использованных им методов.

1.Как оценивает автор Петра 1?

2.Докажите данную точку зрения.

П.Н.Милюков. "Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа

Петра Великого", "Очерки по истории русской культуры"

Сфера влияния Петра была весьма ограниченной, реформы разрабатывались коллективно, а

конечные цели преобразований осознавались царем лишь частично, да и то опосредованно его

окружением, «реформы без реформатора». Реформы проводились царем спонтанно, от случая к

случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой либо логики и плана; Непомерно

высока была цена преобразований: "Ценою разорения страны Россия возведена в ранг

европейской державы"

Согласно, исторической концепции славянофилов - Петр это источник всех бед России, ибо он,

порвав с почвой и традицией Московской Руси, вместо существовавшей ранее народной

монархии, создал Петербургскую дворянскую империю. В результате Россия свернула с

традиционного, органичного пути развития.

Наиболее последовательно доказывал чрезмерность тягот, выпавших русскому народу в период

петровских реформ, П.Н. Милюков . Он писал, что “ценой разорения страны Россия возведена

была в ранг европейской державы”. Милюков доказывал, что в результате налоговой реформы

Петра тяготы русского крестьянина возросли в три раза, а деятельность Петра разорила страну и

привела к уменьшению её населения.

1.Как оценивает автор Петра 1?

2.Докажите данную точку зрения.

Приложение №2.

Погодин М.П. «Петр Великий» 1841 г.

«Мы просыпаемся. Какой сегодня день? 1 января 1841 года? Петр Великий велел считать месяцы

от рождества Христова. Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром, мундир

по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которые

развел он.

Попадает на глаза книга – Петр ввел в употребление этот шрифт. Вы начинаете читать ее – этот

язык сделался при Петре письменным, литературным, вытеснив церковный.

Приносят газеты – Петр их начал.

За обедом от соленых огурцов до сельдей до картофеля, который указал он сажать, до

виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить нам о Петре.

После обеда вы едете в гости – это ассамблея Петра. Встречаете там дам, допущенных до

мужской компании по требованию Петра Великого»

1.Как оценивает автор Петра ?

2.Докажите данную точку зрения.

Приложение №3.

Характеристика эпохи Петра 1

Соловьев С.М. История России с древнейших времен.

С.М.Соловьев: « Петровский период- это эра ожесточенной борьбы между двумя диаметрально

противоположными принципами государственного управления. Петровские реформы – это

радикальное преобразование, страшная революция, рассекшая историю России надвое. Реформы

были вызваны исторической необходимостью.

У С.М.Соловьева реформы Петра представлены в виде строго последовательного ряда звеньев,

составляющих всесторонне продуманную и предварительно спланированную программу

преобразований, имеющую в своей основе жесткую систему четко сформулированных целевых

установок: В этой системе даже войне отведено заранее определенное место в числе средств

реализации общего плана.

Соловьев считает, что реформы были вызваны исторической необходимостью и поэтому должны

рассматриваться как,целиком и полностью национальные. Русское общество 17 века находилось,

по его мнению, в состоянии хаоса и распада, что и обусловило применение государственной

властью радикальных мер - «точно так же, как серьезная болезнь требует хирургического

вмешательства».

Таким образом, ситуация в России накануне реформ оценивается Соловьевым негативно.

1.Как оценивает автор Петра 1?

2.Докажите данную точку зрения.

Приложение №4.

Характеристика эпохи Петра 1

Ключевский В.О. Исторические портреты.

В.О Ключевский говорит об очевидной бесплановости и непоследовательности преобразований

Петра, движущей силой преобразований была война. Он утверждает, что в 17 столетии шел

позитивный процесс создания предпосылок для реформаторской деятельности, и была не только

подготовлена почва для большинства преобразовательных идей Петра Великого, но и

пробуждено «общее влечение к новизне и усовершенствованиям». «17 столетие не только

создало атмосферу, в которой вырос и которой дышал преобразователь, но и начертало

программу его деятельности, в некоторых отношениях шедшую даже дальше того, что он сделал.

Петр в порядках старой Руси ничего кардинально не менял, он продолжал возводить постройку в

развитие уже существовавших тенденций. Обновление же состояло лишь в том, что он

переиначивал сложившееся состояние составных частей». По мнению Ключевского и Платонова,

если в реформах Петра и было что- то «революционное», то лишь насильственность и

беспощадность использованных им методов.

1.Как оценивает автор Петра 1?

2.Докажите данную точку зрения.

П.Н.Милюков. "Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого", "Очерки по истории русской культуры"

Сфера влияния Петра была весьма ограниченной, реформы разрабатывались коллективно, а конечные цели преобразований осознавались царем лишь частично, да и то опосредованно его окружением, «реформы без реформатора». Реформы проводились царем спонтанно, от случая к случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой либо логики и плана; Непомерно высока была цена преобразований: "Ценою разорения страны Россия возведена в ранг европейской державы" Согласно, исторической концепции славянофилов - Петр это источник всех бед России, ибо он, порвав с почвой и традицией Московской Руси, вместо существовавшей ранее народной монархии, создал Петербургскую дворянскую империю. В результате Россия свернула с традиционного, органичного пути развития. Наиболее последовательно доказывал чрезмерность тягот, выпавших русскому народу в период петровских реформ, П.Н. Милюков. Он писал, что “ценой разорения страны Россия возведена была в ранг европейской державы”. Милюков доказывал, что в результате налоговой реформы Петра тяготы русского крестьянина возросли в три раза, а деятельность Петра разорила страну и привела к уменьшению её населения.

1.Как оценивает автор Петра 1? Докажите данную точку зрения.


Погодин М.П. «Петр Великий» 1841 г.

«Мы просыпаемся. Какой сегодня день? 1 января 1841 года? Петр Великий велел считать месяцы от рождества Христова. Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которые развел он. Попадает на глаза книга – Петр ввел в употребление этот шрифт. Вы начинаете читать ее – этот язык сделался при Петре письменным, литературным, вытеснив церковный. Приносят газеты – Петр их начал. За обедом от соленых огурцов до сельдей до картофеля, который указал он сажать, до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить нам о Петре. После обеда вы едете в гости – это ассамблея Петра. Встречаете там дам, допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого»

1.Как оценивает автор Петра ? 2.Докажите данную точку зрения.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен.

« Петровский период - это эра ожесточенной борьбы между двумя диаметрально противоположными принципами государственного управления. Петровские реформы – это радикальное преобразование, страшная революция, рассекшая историю России надвое. Реформы были вызваны исторической необходимостью. У С.М.Соловьева реформы Петра представлены в виде строго последовательного ряда звеньев, составляющих всесторонне продуманную и предварительно спланированную программу преобразований, имеющую в своей основе жесткую систему четко сформулированных целевых установок: В этой системе даже войне отведено заранее определенное место в числе средств реализации общего плана. Соловьев считает, что реформы были вызваны исторической необходимостью и поэтому должны рассматриваться как,целиком и полностью национальные. Русское общество 17 века находилось, по его мнению, в состоянии хаоса и распада, что и обусловило применение государственной властью радикальных мер - «точно так же, как серьезная болезнь требует хирургического вмешательства».

1.Как оценивает автор Петра 1? Докажите данную точку зрения.




Ключевский В.О. Исторические портреты.

В.О Ключевский говорит об очевидной бесплановости и непоследовательности преобразований Петра, движущей силой преобразований была война. Он утверждает, что в 17 столетии шел позитивный процесс создания предпосылок для реформаторской деятельности, и была не только подготовлена почва для большинства преобразовательных идей Петра Великого, но и пробуждено «общее влечение к новизне и усовершенствованиям». «17 столетие не только создало атмосферу, в которой вырос и которой дышал преобразователь, но и начертало программу его деятельности, в некоторых отношениях шедшую даже дальше того, что он сделал. Петр в порядках старой Руси ничего кардинально не менял, он продолжал возводить постройку в развитие уже существовавших тенденций. Обновление же состояло лишь в том, что он переиначивал сложившееся состояние составных частей». По мнению Ключевского и Платонова, если в реформах Петра и было что- то «революционное», то лишь насильственность и беспощадность использованных им методов.

1.Как оценивает автор Петра 1? 2.Докажите данную точку зрения


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!