Климентьева Инна Александровна,
Воспитатель группы кратковременного пребывания,
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал)
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический
университет (РИНХ)»,
г. Таганрог,
[email protected]
ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Аннотация: Статья содержит актуальные психолого-педагогические проблемы семьи и детства, раскрывает пути их решения на примере практики группы кратковременного пребывания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной школы №13 п. Черёмухи Мартыновского района.
Ключевые слова: семья, компетентность родителей, социально-педагогическое партнерство, психолого-педагогическая поддержка.
Семейная форма образования на сегодняшний момент – это единственный вариант создания доброжелательной и дружественной образовательной среды, которая сможет учитывать индивидуальные особенности и способности каждого ребёнка.
На современном этапе развития общества отчетливо проявляются проблемы воспитания в семье, правильности педагогического подхода к воспитанию ребенка. Непосредственное влияние на процесс воспитания детей имеют следующие характерные признаки семьи: структура, условия жизни, культурный потенциал, сфера деятельности, внутрисемейные отношения. Это отношение отца к матери, родителей к детям или к окружающим вне семьи. Всё больше напряженных и тяжелых ситуаций, которые порождают неблагополучие, грубость, пьянство, нервозность. На этом фоне всё чаще приходится сталкиваться с неправильным, уродливым воспитанием. Большое значение имеет уровень педагогической культуры родителей.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом, сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования целью которого является: вовлечение родителей в деятельность дошкольной организации, построение различных стратегий взаимодействия с ними в процессе воспитания и развития ребенка, оказание психолого-педагогической поддержки в осуществлении семейного воспитания.
Таким образом, основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:
1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.
2. Повышение компетентности родителей.
3. Помощь семье в воспитании и образовании ребенка.
4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО.
В планировании и организации указанной работы наш педагогический коллектив руководствуется современными нормативно-правовыми, методическими и иными документами, а также локальными актами образовательной организации. Мы учитываем основные принципы сотрудничества с семьей, для реализации указанных направлений. Ведь продуктивность семейного воспитания в процессе развития детей напрямую взаимосвязана с характером взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Изучение семьи с целью выявления интересов и потребностей родителей, а так же согласования воспитательных воздействий на ребёнка.
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня общей, педагогической и правовой культуры, оптимизации стиля семейного воспитания через реализацию двух направлений работы: информативное – ознакомление родителей с особенностями развития детей, режимом работы ОУ, с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, привлечение к оздоровительным и совместным мероприятиям;
обучающее, практикоориентированное – формирование у родителей опыта руководства детской деятельностью и общением, гуманизация детско-родительских отношений;
Включение родителей в содержательную совместную деятельность с группой кратковременного пребывания ОУ: участие в организации развивающей среды и воспитательно-образовательного процесса. Совместно с родителями, пространство в группе было разграничено на зоны, центры и микроцентры. Родители откликнулись на просьбу и приобрели дидактические и настольные игры, пазлы, мозайки, обновили групповую библиотеку, приобрели наглядный материал и пособия для занятий.
ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГКП И СЕМЬИ
Открытость нашей ГКП для семьи: каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как развивается их ребёнок.
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании ребёнка, основанное на доверии и позитивных способах общения; родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и обучении детей.
Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Организация работы с родителями на основе изучения общих и частных проблем в воспитании и развитии дошкольников, а так же реальных потребностей и интересов родителей.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы группы кратковременного пребывания с семьёй, которые можно условно разделить на следующие группы:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
Беседы - наиболее доступная форма связи воспитателя с родителями воспитанников, заключающаяся в оказании им помощи по тому или иному вопросу воспитания. Цель беседы заключается в обмене мнениями по тому или иному вопросу воспитания, в оказании родителям своевременной педагогической помощи. Ведущая роль здесь отводится педагогу, который заранее планирует тематику и структуру беседы, но и родители являются активными участниками обсуждения. Основные темы наших бесед:
-«Семья. Семейный климат». Цель: Выяснить общие условия семейного воспитания. Формирование у родителей представления о семейном климате и его влияния на развитие ребёнка. Вопросы 1. Что такое семья? 2. Что родители понимают под словами «семейный климат?» 3. От чего он зависит? 4. Каким он должен быть? 5. Чему в семье должны учиться
-«Ваш ребёнок». Цель: Выяснить мнение родителей о ребёнке его поведении в семье. Вопросы 1. Считаете ли вы своего ребёнка подвижным? 2. Как реагирует ребёнок на нарушение привычного режима? 3. Как ребёнок ведёт себя в гостях? 4. Легко ли направить его поведение в нужное вам направление? 5. Каким вы считаете своего ребёнка? 6. Как он выражает своё отношение к близким людям? 7. Как часто меняется настроение у вашего ребёнка? 8. Какие черты характера ребёнка вам не нравятся? 9. Что бы вам хотелось изменить в нем? 10. Почему возникли эти черты ?
-«Совместный труд ребёнка и взрослого». Цель: Выяснение, как родители взаимодействуют с ребёнком, приобщая его к совместному труду. Вопросы 1. Знакомити ли вы ребёнка с трудом взрослых? 2. Рассказываете ли вы ребёнку о своей работе? 3. Как вызвать у ребёнка желание трудится? 4. Как в домашних условиях вы приобщаете ребёнка к труду? 5. Как вы организуете участие ребёнка в совместном с вами труде?
Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Основная разница состоит в том, что в ходе консультации появляется возможность обсудить с родителями достаточно глубоко какой-то конкретный вопрос, проанализировать его, познакомиться с опытом семейного воспитания и сделать определенные выводы.
Родительские собрания - целесообразная и действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, предполагающая организованное ознакомление их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях группы кратковременного пребывания и семьи, а так же совместное решение вопросов организационного характера.
В течение учебного года у нас в ОУ проходят 3-4 групповых собрания на такие темы как: «Будем знакомы», «Возрастные особенности детей», «Адаптация детей к дошкольному учреждению», «Готовность детей к школе» продолжительностью около 1,5 часов.
Вопросы, поставленные на групповых собраниях, находят отражение в дальнейшем в индивидуальных беседах, в наглядных материалах, на групповых консультациях и т.д.
«Круглый стол» - предполагает обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов. В ходе обсуждения той или иной проблемы воспитатели и профильные специалисты вместе с родителями могут моделировать жизненные и педагогические ситуации, что даёт нам возможность не только накапливать знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с родителями воспитанников. В этом учебном году у нас прошел круглый стол с родителями группы на тему: «Семья – это самое важное на свете!», целью которого была помочь родителям осознать важность участия мам и пап в процессе воспитания детей. Наша задача - помочь родителям увидеть актуальность, необходимость и возможность воспитания гуманного отношения и доброты к окружающим;
формировать у родителей личностного смысла в усвоении психолого-педагогических знаний, которые помогают воспитывать ребенка;
развивать у родителей навыки общения и педагогической рефлексии.
Семинары – практикумы являются эффективной формой работы с родителями, которые нуждаются в приобретении практических навыков воспитания ребёнка-дошкольника. Они проводятся для продуктивного обучения родителей определённым методам взаимодействия с детьми дошкольного возраста, эффективным приёмам организации детской деятельности. Семинары – практикумы включают элементы деловых игр, тренингов, мастер-классов, разборы проблемных ситуаций по видеосъёмкам, заполнение перфокарт и другие способы организации активизирующего общения с каждым родителем.
У нас в ГКП пользуется спросом мастер-классы такие как: «Дидактическая игра как средство умственного воспитания дошкольников», «Путешествие в сказку», «Познаём играя». Так же родителям нравятся тренинги: «Психологическая готовность к школе», в задачи которого входит познакомить родителей с содержанием психологической готовности и повысить компетентность родителей в использовании игр и игровых упражнений по развитию познавательных процессов ребёнка; «Бумеранг родительского гнева», в задачи которого входит формирование положительных установок во взаимоотношениях ребенка и взрослого, дать рекомендации родителям по вопросам позитивного общения с детьми, заострить их внимание на эмоциональном мире детей, ознакомить родителей с особенностями формирования личности, развить умения семейного воспитания.
Проведение открытых просмотров различных видов детской деятельности для родителей в ГКП носит не только показательный, но и учебный характер. Поэтому при подготовке к открытому занятию мы продумываем вопросы для последующего обсуждения, чтобы родители были не только пассивными наблюдателями, но и активно участвовали в беседе, анализировали поведение своих детей.
НАГЛЯДНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
Уголки для родителей – традиционное средство наглядной педагогической пропаганды, включающее стенды и папки – передвижки. В нашей группе ГКП уголок для родителей включает:
- материалы информационного характера: режим дня группы, правила для родителей, информация о времени консультативного приёма администрации и специалистов ОУ, объявления различного характера;
- материалы педагогического характера: консультации по различным темам, рекомендации, план работы с детьми на неделю, фотографии из жизни детей в группе, творческие отчёты и т.д. В течение года у нас в ГКП оформляются газеты: «Мамочка любимая»; «День здоровья», «День доброты» и другие.
Папки- передвижки привлекают внимание родителей тематической информацией, которая охватывает разные вопросы воспитания и обучения дошкольников. У нас в ГКП пользуются спросом такие папки как: «Советы родителям по ПДД» - до того, как выходить на дорогу с ребенком, его нужно обязательно ознакомить с важными пунктами правил дорожного движения.
Еще до воспитателей в детском саду, беседу с детьми должны провести их родители. Советы родителям по ПДД помогут правильно сформулировать самые важные аспекты во время беседы с малышами. «Возрастные особенности детей 5-7 лет» - папка рассказывает о развитии физических и познавательных способностей ребенка этого возраста. Родители узнают самые важные моменты развития ребенка 5-7 лет, на что необходимо обратить внимание в первую очередь, к чему готовится и как правильно вести воспитательные беседы. «Роль книги в развитии ребёнка» - это информационный материал, который рассказывает о сути книги, о важности книги в развитии ребенка различного возраста, а также об актуальности книги на сегодняшний день. Папки размешаются в уголке для родителей. Обновляем их два – три раза в месяц.
Памятки, рекомендации, буклеты носят информационно-просветительский характер и содержат рекомендации и конкретные советы педагогов и специалистов по определённым темам, которые интересуют родителей. Все памятки и буклеты мы раздаём родителям после определённых тематических встреч. Наши рекомендации и советы носят чёткий и лаконичный характер, опираются на практический (жизненный опыт) родителей дошкольников.
В нашей группе кратковременного пребывания постоянно проводятся разнообразные конкурсы и выставки: «Краски осени», «Щедрая-осень», «Новогодняя ёлка», «Моя семья», «Космос», «День Победы», что позволяет укрепить взаимодействие ГКП с семьями воспитанников. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает сближению детей и родителей, а также воспитателя.
Таким образом, чем лучше налажено общение между семьей и коллективом образовательного учреждения, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в группе ГКП будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.
Список литературы:
1. Карабанова О.А. Психология семьи и основы семейного консультирования. М., 2007.
2. Корчак Я. Как любить детей. М., 1990.
3. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М., 1992.
4. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. С.-Пб., 2002.
5. Петерсон, Л.Г. Информальное образование родителей дошкольников как условие совершенствования педагогических компетенций / Л.Г. Петерсон, Л.Э. Абдуллина // Педагогическое образование и наука. — 2016. — № 5. — С.153-160.
6. Родители и дети: Психология взаимоотношений/ Под ред. Савиной Е.А., Смирновой Е.О. М., 2003.
7. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
8. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. — 2012. — 31 декабря. — № 5976.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155) // Российская газета. — 2013. — 25 ноября. — № 6241.