Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Задание 25. Определение признаков, явлений и понятий по контексту»
Задание 25 ЕГЭ по обществознанию
Определение признаков, явлений и понятий по контексту
Рассмотрим задание 25
- Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.
- Давайте определимся: в заданиях этого типа сколько всего предложений вам надо составить и написать в бланке для ответа номер 2?
- Вначале нужно решить первую часть задания: какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “политический режим”? Это тоже вопрос, на который обязательно необходимо ответить. Первое ваше предложение – это как раз определение понятия “политический режим”.
- Причем это должно быть определение грамотное с обществоведческой точки зрения. Если смысл понятия в принципе раскрыт верно, но не совсем четко – бал может быть снижен.
- Вот поэтому максимально четко постарайтесь ответить на этот вопрос, а уже потом дополнительно к этому первому предложению, содержащему определение, вы пишете еще два предложения в соответствии с заданием.
1. Итак, какое понятие политического режима можно дать?
- политический режим – это совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает воздействие на общество, регулирует общественную жизнь.
- Обратите внимание, что ответить на вот этот первый вопрос крайне важно.
- Дело в том, что есть пояснение для проверяющих задания второй части, для экспертов ЕГЭ: ноль баллов выставляется, если смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.
- То есть если вы два следующих предложения напишете правильно, но смысл понятия не раскрыли или вообще проигнорировали (прочитали вопрос, вспомнили, что политический режим это то-то и то-то, и начали сразу писать два следующих предложения), то по условию вам должны будут выставить ноль баллов. Видите, насколько это важно! Три, два или один балл может быть выставлен только в том случае, если вы правильно раскрыли смысл понятия.
Одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) выделения типов политических режимов .
- Что значит эта оговорочка в скобках? Это значит, что на ваше усмотрение оставляется, будете вы давать информацию о нескольких критериях или об одном. Это не может повлиять на вашу оценку.
- Главное, чтобы эти критерии были названы правильно. Например, тот вариант, который предлагается в самой демоверсии ЕГЭ. Критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества.
- Эта информация о критериях? Да. По этому признаку мы различаем режимы демократические и недемократические. Тут же уточняется: может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о критериях или критерии выделения типов политических режимов.
Если вспомнить все, что изучается в курсе обществознания по данной теме (то есть по политическим режимам), какие в принципе можно выделить критерии их типов?
- Гарантированность прав и свобод личности. То есть не просто провозглашение прав и свобод, а наличие механизма их реализации и защиты.
- Можно также написать, что важнейшим критерием для выделения различных типов политических режимов является степень реального участия населения в политической жизни.
- Или, например, так: о типе политического режима может свидетельствовать доминирование, то есть преобладание, определенных методов при осуществлении политической власти - убеждения либо принуждения.
- То есть если вы в принципе эти критерии знаете, то вы можете сформулировать предложение достаточно просто. Весь вопрос в том, что их надо знать.
И последнее: одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.
- Здесь сведения про другой – авторитарный или тоталитарный режим – не подойдут. Только про демократический.
- Как пример:
- Особенностью демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан.
- Или вспомнить классическое определение демократии как народовластия и ответить, что особенностью демократического режима является признание народа единственным источником власти в государстве. То есть формирование органов государственной власти в результате всеобщих свободных альтернативных выборов.
- надо не просто знать, надо четко выполнить условия задания. У вас спрашивают, в чем сущность понятия – напишите. У вас просят написать предложения о каких-то конкретных вещах – пишите именно об этих конкретных вещах: о критериях – так о критериях, о демократическом режиме – так о демократическом режиме.
- Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «чувственное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания, и другое предложение, содержащее информацию об одной из этих форм.
1. Смысл понятия
- Чувственное познание – это отражение действительности в чувственных образах;
- Чувственное познание - это ступень познания, которая формирует непосредственное знание о предметах.
- Чувственное познание - это субъективный образ объективного мира, полученный при помощи органов чувств.
- То есть любое из этих трех определений вы можете привести. Можете два через запятую написать..
2. Составить два предложения.
- Одно, содержащее информацию о формах чувственного познания.
- Другое, содержащее информацию об одной из этих форм.
Три формы чувственного познания
- ощущение
- восприятие
- представление.
одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания
- К формам чувственного познания принято относить ощущение, восприятие и представление.
Другое, содержащее информацию об одной из этих форм.
- Восприятие – это целостный образ предмета, формируемый при его непосредственном воздействии на органы чувств человека.
информацию, которая поясняет, как формируется восприятие.
- Восприятие возникает в результате одновременной согласованной работы всех органов чувств.
Задание 25
- Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «юридическая ответственность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ, и одно предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма юридической ответственности.
1. Смысл понятия
- Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершённое правонарушение
2. Предложение, содержащее информацию о видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ
- Трудовой кодекс РФ устанавливает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям
3. Предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма юридической ответственности
- Согласно принципу гуманизма наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий, унижение человеческого достоинства виновного; оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения, возможность условного осуждения, отсрочки приговора.
- Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономический цикл»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о фазах экономического цикла, и одно предложение, раскрывающее связь экономического цикла и рыночного механизма.
1. Смысл понятия
- Экономический цикл – это регулярно повторяющееся, периодическое колебательное движение экономической системы, проявляющееся в чередовании фаз экономической активности.
1. Смысл понятия
- Экономический цикл –это повторяющиеся в длительном периоде подъемы и спады в хозяйственной деятельности людей, имеющие общую тенденцию к экономическому росту
2. Предложение, содержащее информацию о фазах экономического цикла
- «В экономическом цикле выделяются следующие фазы: кризис, депрессия, оживление и подъём»
- Четырехфазная структура цикла, называемая обычно классической, включает фазы кризиса, депрессии, оживления и подъема .
- Современная двухфазная модель экономического цикла состоит из нисходящей волны ( сокращение производства) и восходящей волны ( подъем производства)
3. Предложение, раскрывающее связь экономического цикла и рыночного механизма
- «Смена фаз экономического цикла отражает неравномерность развития рыночной экономики, периодически возникающее в различных отраслях перепроизводство».
Задания на дом
- Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об истине.
- Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная мобильность»? Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания.
- Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «государственный суверенитет»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о государственном суверенитете.
- Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.
- Одним из институтов права является юридическая ответственность. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «юридическая ответственность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о юридической ответственности.