СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Задание 25. Определение признаков, явлений и понятий по контексту

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрен алгоритм работы над заданием 25. 

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Задание 25. Определение признаков, явлений и понятий по контексту»

Задание 25 ЕГЭ по обществознанию     Определение признаков, явлений и понятий по контексту

Задание 25 ЕГЭ по обществознанию

  Определение признаков, явлений и понятий по контексту

Рассмотрим задание 25 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

Рассмотрим задание 25

  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.
Давайте определимся: в заданиях этого типа сколько всего предложений вам надо составить и написать в бланке для ответа номер 2?
  • Давайте определимся: в заданиях этого типа сколько всего предложений вам надо составить и написать в бланке для ответа номер 2?
Вначале нужно решить первую часть задания: какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “политический режим”? Это тоже вопрос, на который обязательно необходимо ответить. Первое ваше предложение – это как раз определение понятия “политический режим”. Причем это должно быть определение грамотное с обществоведческой точки зрения. Если  смысл понятия в принципе раскрыт верно, но не совсем четко – бал может быть снижен. Вот поэтому максимально четко постарайтесь ответить на этот вопрос, а уже потом дополнительно к этому первому предложению, содержащему определение, вы пишете еще два предложения в соответствии с заданием.
  • Вначале нужно решить первую часть задания: какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “политический режим”? Это тоже вопрос, на который обязательно необходимо ответить. Первое ваше предложение – это как раз определение понятия “политический режим”.
  • Причем это должно быть определение грамотное с обществоведческой точки зрения. Если  смысл понятия в принципе раскрыт верно, но не совсем четко – бал может быть снижен.
  • Вот поэтому максимально четко постарайтесь ответить на этот вопрос, а уже потом дополнительно к этому первому предложению, содержащему определение, вы пишете еще два предложения в соответствии с заданием.
 1. Итак, какое понятие политического режима можно дать?   политический режим – это совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает воздействие на общество, регулирует общественную жизнь.

1. Итак, какое понятие политического режима можно дать?

  •   политический режим – это совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает воздействие на общество, регулирует общественную жизнь.
Обратите внимание, что ответить на вот этот первый вопрос крайне важно.  Дело в том, что есть пояснение для проверяющих задания второй части, для экспертов ЕГЭ: ноль баллов выставляется, если смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. То есть если вы два следующих предложения напишете правильно, но смысл понятия не раскрыли или вообще проигнорировали (прочитали вопрос, вспомнили, что политический режим это то-то и то-то, и  начали сразу писать два следующих предложения), то по условию вам должны будут выставить ноль баллов. Видите, насколько это важно! Три, два или один балл может быть выставлен только в том случае, если вы правильно раскрыли смысл понятия.
  • Обратите внимание, что ответить на вот этот первый вопрос крайне важно.
  • Дело в том, что есть пояснение для проверяющих задания второй части, для экспертов ЕГЭ: ноль баллов выставляется, если смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.
  • То есть если вы два следующих предложения напишете правильно, но смысл понятия не раскрыли или вообще проигнорировали (прочитали вопрос, вспомнили, что политический режим это то-то и то-то, и  начали сразу писать два следующих предложения), то по условию вам должны будут выставить ноль баллов. Видите, насколько это важно! Три, два или один балл может быть выставлен только в том случае, если вы правильно раскрыли смысл понятия.
 Одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) выделения типов политических режимов . Что значит эта оговорочка в скобках? Это значит, что на ваше усмотрение оставляется, будете вы давать информацию о нескольких критериях или об одном. Это не может повлиять на вашу оценку. Главное, чтобы эти критерии были названы правильно. Например, тот вариант, который предлагается в самой демоверсии ЕГЭ. Критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества.

Одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) выделения типов политических режимов .

  • Что значит эта оговорочка в скобках? Это значит, что на ваше усмотрение оставляется, будете вы давать информацию о нескольких критериях или об одном. Это не может повлиять на вашу оценку.
  • Главное, чтобы эти критерии были названы правильно. Например, тот вариант, который предлагается в самой демоверсии ЕГЭ. Критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества.
Эта информация о критериях? Да. По этому признаку мы различаем режимы демократические и недемократические. Тут же уточняется: может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о критериях или критерии выделения типов политических режимов.
  • Эта информация о критериях? Да. По этому признаку мы различаем режимы демократические и недемократические. Тут же уточняется: может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о критериях или критерии выделения типов политических режимов.
 Если вспомнить все, что изучается в курсе обществознания по  данной теме (то есть по политическим режимам), какие в принципе можно выделить критерии их типов?  Гарантированность прав и свобод личности. То есть не просто провозглашение прав и свобод, а наличие механизма их реализации и защиты. Можно также написать, что важнейшим критерием для выделения различных типов политических режимов является степень реального участия населения в политической жизни. Или, например, так: о типе политического режима может свидетельствовать доминирование, то есть преобладание, определенных методов при осуществлении политической власти - убеждения либо принуждения.

Если вспомнить все, что изучается в курсе обществознания по  данной теме (то есть по политическим режимам), какие в принципе можно выделить критерии их типов?

  • Гарантированность прав и свобод личности. То есть не просто провозглашение прав и свобод, а наличие механизма их реализации и защиты.
  • Можно также написать, что важнейшим критерием для выделения различных типов политических режимов является степень реального участия населения в политической жизни.
  • Или, например, так: о типе политического режима может свидетельствовать доминирование, то есть преобладание, определенных методов при осуществлении политической власти - убеждения либо принуждения.
То есть если вы в принципе эти критерии знаете, то вы можете сформулировать предложение достаточно просто. Весь вопрос в том, что их надо знать.
  • То есть если вы в принципе эти критерии знаете, то вы можете сформулировать предложение достаточно просто. Весь вопрос в том, что их надо знать.
И последнее: одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима. Здесь сведения про другой – авторитарный или тоталитарный режим – не подойдут. Только про демократический. Как пример: Особенностью демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан. Или вспомнить классическое определение демократии как народовластия и ответить, что особенностью демократического режима является признание народа единственным источником власти в государстве. То есть формирование органов государственной власти в результате всеобщих свободных альтернативных выборов.

И последнее: одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

  • Здесь сведения про другой – авторитарный или тоталитарный режим – не подойдут. Только про демократический.
  • Как пример:
  • Особенностью демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан.
  • Или вспомнить классическое определение демократии как народовластия и ответить, что особенностью демократического режима является признание народа единственным источником власти в государстве. То есть формирование органов государственной власти в результате всеобщих свободных альтернативных выборов.
надо не просто знать, надо четко выполнить условия задания. У вас спрашивают, в чем сущность понятия – напишите. У вас просят написать предложения о каких-то конкретных вещах – пишите именно об этих конкретных вещах: о критериях – так о критериях, о демократическом режиме – так о демократическом режиме.
  • надо не просто знать, надо четко выполнить условия задания. У вас спрашивают, в чем сущность понятия – напишите. У вас просят написать предложения о каких-то конкретных вещах – пишите именно об этих конкретных вещах: о критериях – так о критериях, о демократическом режиме – так о демократическом режиме.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «чувственное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания, и другое предложение, содержащее информацию об одной из этих форм.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «чувственное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания, и другое предложение, содержащее информацию об одной из этих форм.
1. Смысл понятия Чувственное познание – это отражение действительности в чувственных образах; Чувственное познание - это ступень познания, которая формирует непосредственное знание о предметах. Чувственное познание - это субъективный образ объективного мира, полученный при помощи органов чувств. То есть любое из этих трех определений вы можете привести. Можете два через запятую написать..

1. Смысл понятия

  • Чувственное познание – это отражение действительности в чувственных образах;
  • Чувственное познание - это ступень познания, которая формирует непосредственное знание о предметах.
  • Чувственное познание - это субъективный образ объективного мира, полученный при помощи органов чувств.
  • То есть любое из этих трех определений вы можете привести. Можете два через запятую написать..
2. Составить два предложения. Одно, содержащее информацию о формах чувственного познания.  Другое, содержащее информацию об одной из этих форм.

2. Составить два предложения.

  • Одно, содержащее информацию о формах чувственного познания.
  • Другое, содержащее информацию об одной из этих форм.
Три формы чувственного познания   ощущение  восприятие  представление.

Три формы чувственного познания

  •   ощущение
  • восприятие
  • представление.
одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания К формам чувственного познания принято относить ощущение, восприятие и представление.

одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания

  • К формам чувственного познания принято относить ощущение, восприятие и представление.
 Другое, содержащее информацию об одной из этих форм.     Восприятие – это целостный образ предмета, формируемый при его непосредственном воздействии на органы чувств человека.

Другое, содержащее информацию об одной из этих форм.

  •   Восприятие – это целостный образ предмета, формируемый при его непосредственном воздействии на органы чувств человека.
информацию, которая поясняет, как формируется восприятие. Восприятие возникает в результате одновременной согласованной работы всех органов чувств.

информацию, которая поясняет, как формируется восприятие.

  • Восприятие возникает в результате одновременной согласованной работы всех органов чувств.
Задание 25 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «юридическая ответственность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ, и одно предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма юридической ответственности.

Задание 25

  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «юридическая ответственность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ, и одно предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма юридической ответственности.
1. Смысл понятия Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершённое правонарушение

1. Смысл понятия

  • Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершённое правонарушение
2. Предложение, содержащее информацию о видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ Трудовой кодекс РФ устанавливает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям

2. Предложение, содержащее информацию о видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ

  • Трудовой кодекс РФ устанавливает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям
3. Предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма юридической ответственности Согласно принципу гуманизма наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий, унижение человеческого достоинства виновного; оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения, возможность условного осуждения, отсрочки приговора.

3. Предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма юридической ответственности

  • Согласно принципу гуманизма наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий, унижение человеческого достоинства виновного; оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения, возможность условного осуждения, отсрочки приговора.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономический цикл»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о фазах экономического цикла, и одно предложение, раскрывающее связь экономического цикла и рыночного механизма.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономический цикл»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о фазах экономического цикла, и одно предложение, раскрывающее связь экономического цикла и рыночного механизма.
1. Смысл понятия Экономический цикл – это регулярно повторяющееся, периодическое колебательное движение экономической системы, проявляющееся в чередовании фаз экономической активности.

1. Смысл понятия

  • Экономический цикл – это регулярно повторяющееся, периодическое колебательное движение экономической системы, проявляющееся в чередовании фаз экономической активности.
1. Смысл понятия Экономический цикл –это повторяющиеся в длительном периоде подъемы и спады в хозяйственной деятельности людей, имеющие общую тенденцию к экономическому росту

1. Смысл понятия

  • Экономический цикл –это повторяющиеся в длительном периоде подъемы и спады в хозяйственной деятельности людей, имеющие общую тенденцию к экономическому росту
2. Предложение, содержащее информацию о фазах экономического цикла «В экономическом цикле выделяются следующие фазы: кризис, депрессия, оживление и подъём» Четырехфазная структура цикла, называемая обычно классической, включает фазы кризиса, депрессии, оживления и подъема . Современная двухфазная модель экономического цикла состоит из нисходящей волны ( сокращение производства) и восходящей волны ( подъем производства)

2. Предложение, содержащее информацию о фазах экономического цикла

  • «В экономическом цикле выделяются следующие фазы: кризис, депрессия, оживление и подъём»
  • Четырехфазная структура цикла, называемая обычно классической, включает фазы кризиса, депрессии, оживления и подъема .
  • Современная двухфазная модель экономического цикла состоит из нисходящей волны ( сокращение производства) и восходящей волны ( подъем производства)
3. Предложение, раскрывающее связь экономического цикла и рыночного механизма «Смена фаз экономического цикла отражает неравномерность развития рыночной экономики, периодически возникающее в различных отраслях перепроизводство».

3. Предложение, раскрывающее связь экономического цикла и рыночного механизма

  • «Смена фаз экономического цикла отражает неравномерность развития рыночной экономики, периодически возникающее в различных отраслях перепроизводство».
Задания на дом Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об истине. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная мобильность»? Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «государственный суверенитет»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о государственном суверенитете. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме. Одним из институтов права является юридическая ответственность. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «юридическая ответственность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о юридической ответственности.

Задания на дом

  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об истине.
  • Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная мобильность»? Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «государственный суверенитет»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о государственном суверенитете.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.
  • Одним из институтов права является юридическая ответственность. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «юридическая ответственность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о юридической ответственности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!