СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к уроку географии в соответствии с требованиями ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) - их деятельностный характер  ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.  Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету  в  образовательном учреждении, в том числе и по географии. 

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к уроку географии в соответствии с требованиями ФГОС»



















Подготовка к уроку географии в соответствии с требованиями ФГОС












Выполнила

учитель географии

МОУ «СОШ №48»

Ащеулова Виктория

Анатольевна

первая квалификационная

категория





Саратов 2013

Содержание

стр.

1.Введение………………………………………………………………… …..3

2. Требования к результатам освоения  основной образовательной программы основного общего образования по географии………….4

3. Основные моменты, которые следует учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС………………………………………………………………………..5
4. Технологическая карта урока географии ……………………..........6

5. Структура технологической карты…..................................................10

6. Преимущества технологической карты…………………………….11

7. Шаблон технологической карты……………………………………..16

8.Заключение………………………………………………………………..18

9. Список используемой литературы…………………………………...19

..



























Введение

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) - их деятельностный характер ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. 
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в образовательном учреждении, в том числе и по географии. 














Требования к результатам освоения   
основной образовательной программы основного общего образования по географии

1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач  человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения,  особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6)овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня  безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование  представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде

Основные моменты, которые следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС. 
Этапы конструирования урока:

  1. Определение темы учебного материала.

  2. Определение дидактической цели темы.

  3. Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

  4. Продумывание структуры урока.

  5. Обеспеченность урока (таблица).

  6. Отбор содержания учебного материала.

  7. Выбор методов обучения.

  8. Выбор форм организации педагогической деятельности

  9. Оценка знаний, умений и навыков.

  10. Рефлексия урока.


Карта обеспеченности урока

Раздел (учебный элемент)

Материально-техническое оснащение (количество бумажных источников и компьютеров с необходимым программным обеспечением)

Учитель

Ученики

Время

Используемые бумажные источники

Используемые электронные ресурсы

Используемые бумажные источники

Используемые электронные ресурсы


 

 

 

 

 

 

 


При отборе электронно-образовательных ресурсов (далее - ЭОР) к уроку необходимо строго следовать следующим критериям: 

- соответствие ЭОР: 

  • целям и задачам урока;

  • основным требованиям к ЭОР (обеспечение всех компонентов образовательного процесса, интерактивность, возможность удаленного (дистанционного) обучения);

  • научно-педагогическим требованиям к ЭОР*;

  • эргономическим требованиям;

- научность и достоверность предоставленной информации. 


Технологическая карта урока географии



Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте.

Технологическая карта - технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций. 
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. 

Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:

  1. Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.

  2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).

  3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.

  4. Сообщение нового материала.

  5. Решение учебной задачи.

  6. Усвоение новых знаний.

  7. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).

  8. Закрепление изученного материала.

  9. Обобщение и систематизация знаний.

  10. Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).

  11. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.

  12. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.


Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. 

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. 
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации. Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает: 
на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;
на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;
на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.

Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.

 

Структура технологической карты


Структура технологической карты включает: 

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

  • цель освоения учебного содержания;

  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредмет-ные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

  • основные понятия темы;

  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. 
Цель обычно начинается со слов "Определение", "Формирование", "Знакомство" и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм. 
Задача - данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определенной процедуре. Формулировка задач должна начинаться с глаголов - "повторить", "проверить", "объяснить", "научить", "сформировать", "воспитывать" и пр. 


Преимущества технологической карты


Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и  системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности. 

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС;

  • определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

  • системно формировать у учащихся УУД;

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

  • освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);

  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;

  • обеспечить повышение качества образования. 

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. 
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.: 

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

  • используются эффективные методы работы с информацией;

  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).

Например:

  • реализацию учителем целей урока;

  • использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;

  • осуществление оценивания и контроля.

Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности.

Формулировки деятельности учителя и обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

  • индивидуальный контроль;

  • выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Диктует.

Дает:

  • комментарий к домашнему заданию;

  • задание на поиск в тексте особенностей...

Организует:

  • взаимопроверку;

  • коллективную проверку;

  • проверку выполнения упражнения;

  • беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

  • оценочные высказывания обучающихся;

  • обсуждение способов решения;

  • поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);

  • самостоятельную работу с учебником;

  • беседу, связывая результаты урока с его целями.

Подводит обучающихся к выводу о…

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Записывают слова, предложения.

Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.

Выполняют упражнение в тетради.

По очереди комментируют…

Обосновывают выбор написания…

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Проговаривают по цепочке.

Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.

На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.

Составляют схемы слов (предложений).

Проводят морфемный анализ слов.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания по карточкам.

Называют правило, на которое опирались
при выполнении задания.

Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

Анализируют…

Определяют причины…

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Сравнивают…

Читают текст.

Читают план описания…

Подчеркивают характеристики…

Находят в тексте понятие, информацию.

Слушают стихотворение и определяют…

Слушают доклад, делятся впечатлениями о…

Высказывают свое мнение.

Осуществляют:

  • самооценку;

  • самопроверку;

  • взаимопроверку;

  • предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)



Шаблон технологической карты.

Ф. И. О. педагога: ................................. 
Предмет: .............................................. 
Класс: .................................................. 
Тип урока: ............................................ 


Технологическая карта с дидактической структурой урока 

Дидактическая структура урока*

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

 

 

 

 

 

Проверка домашнего задания

 

 

 

 

 

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

Закрепление нового материала

 

 

 

 

 

Контроль

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 


 Технологическая карта с методической структурой урока

Дидактическая структура урока

Методическая структура урока

Признаки решения дидактических задач

Организационный момент

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

приемы и их

содержание

Средства

обучения

Способы

организации

деятельности


Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

Сообщение нового материала

 

 

 

 

 

 

Закрепление изученного материала

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 













































Заключение

В связи с внедрением федеральных государственных стандартов в области образования изменяется технология обучения и способ графического проектирования урока.

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.




























Список используемой литературы:

1.   Справочник заместителя директора школы, №10, 2012 г.

(Автор: Е.В. Якушина,  канд. пед. наук, ст. науч. сотр. лаборатории медиаобразования ФГНУ "Институт содержания и методов обучения" Российской академии образования) 

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержденприказом Министерства образования

и науки Российской Федерацииот «17» декабря 2010 г. № 1897)

3. Журнал «География в школе» №3, 2012г., с.36-38




































12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!