Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
В жаркую летнюю пору я иду к лесу. Передо мной ра(с,сс)т…ла…тся(2)огромное ржа(н,нн)ое поле. В (не)об…ятном (светло)син…м простор… в..ют(?)ся жаворонки. Со…нце сильно пр…пека…т.
Вот и лес. (З,С)десь чу…ству…тся пр…ятная пр…хлада. (Сто)летние(3) сосны тянут(?)ся в…ршинами к син…му небу. На трав.. ещё бл…стят серебря(н,нн)ые капли утре(н,нн)…й росы. У берёзы бьёт ключ(?) и весело (с,з)бегает по камням.
К п…лудню в лесу жизнь зам…рает. Зам…лка…т птич(?)е пение и только иногда ра(с,з)даёт(?)ся настойч…вое постукивание дятла.
По у…кой тр…пинке я выхожу на (не)большую полянку и вижу пчели(н,нн)ые домики. Пчел…вод уг…щает меня х…лодным молоком с душистым мёдом. Старич..к ра(с,сс)казывает мне, что в этом году у него пр…бавилось несколько ульев.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) – морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) – морфологический разбор слова; (4) – синтаксический разбор предложения.
3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Пчел…вод уг…щает меня х…лодным молоком с душистым мёдом.
4. Поставьте знак ударения в следующих словах.
ходатайство, украинский, языковая (группа), звонит
5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
В жаркую летнюю пору я иду к лесу.
6. Найдите и исправьте ошибку в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова .
в ПОЛУТОРА ЧАСАХ
пара НОЖНИЦ
сто ВОЛЬТОВ
пять КИЛОГРАММОВ
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Твои радость и горе_это радость и горе для меня.
2) Этот яркий свет_словно ливень золотой.
3) Наш край_богат и прекрасен.
4) Снег_словно шелк.ой выбор.
8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) А ты иди и помоги помыть посуду.
2) В эту корзину мама много золота войдет?
3) Вылезают муравьи после зимней стужи.
4) Сад наполнился шумом и смехом.
2 часть.
(1)По влажной песчаной тропе ползёт Медведица. (2)Утром, ещё до дождя, здесь проходили лоси. (3)Потом пересёк тропу одинокий и чёрный вепрь. (4)И сейчас ещё слышно, как он ворочается в овраге .
(5)Не слушает вепря Медведица и не думает о лосях, которые пришли утром. (6)Она ползёт медленно и упорно и только ёжится, если падает на неё с неба запоздалая капля дождя.
(7)Медведица и не смотрит в небо. (8)Потом, когда она станет бабочкой, ещё насмотрится, налетается. (9)А сейчас надо ползти.
(10)Тихо в лесу. (11)С веток падают тяжёлые капли. (12)По влажной песчаной тропе ползёт мохнатая гусеница Медведица. (по рассказу Ю.Коваля)
9. Определите и запишите основную мысль текста.
10. Составьте и запишите план текста из четырёх пунктов.
11. Почему медведица не смотрит в небо?
12. Определите и запишите лексическое значение многозначного слова в выделенном предложении. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Лара стрельнула из лука и попала в яблочко!
13. Определите стилистическую принадлежность слова «ёжится» (предложение 6), запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
14. Объясните значение фразеологизма чесать языки, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.