СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ.»

Подготовка к ЕГЭ.

Цели :  закреплять знания, развивать умения, необходимые для выполнения    тестовых заданий  ЕГЭ.

Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и синтаксических норм.

Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: карточки;  мультимедийный  комплекс, ПРЕЗЕНТАЦИЯ. 

   

ХОД УРОКА.

 

Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего

 ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...  Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.

А. Н. Толстой

I.Организационный момент. Введение в тему.

1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.

-Здравствуйте. Садитесь. Откройте тетради и запишите  число, классная работа.  (Слайд 1)Давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа.

 «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал А.Н.Толстой. (слайд 2)

- Как вы понимаете слова известного русского писателя?

 (А.Н. Толстой говорит о богатстве и красоте русского  языка, отмечая в первую очередь культуру речи.

Я считаю, что каждый человек должен знать свой  родной язык, уметь правильно говорить, не допуская в речи ошибок.

- Мне кажется,  А.Н.Толстой  подчеркивает, что Родина - это язык. И только сохранив свой родной язык, мы сохраним свою Родину.

- Эта же мысль проходит красной нитью в стихотворении Анны Ахматовой "Мужество"  )

- Ребята, радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Чтобы речь была грамотной, надо все время заниматься.  Посмотрите на слайд. Как вы думаете, чем мы сегодня  будем заниматься на уроке?

- Готовиться к ЕГЭ.

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

- Продолжить работу по подготовке к ЕГЭ; разобрать задания  тестов, повторить сложные вопросы различных разделов языкознания,  развивать творческие и речевые способности .

Молодцы.  Мы  сегодня  уделим  внимание  заданиям №  4,6,  8,11, 14, 19 и 25.


II.  Актуализация знаний учащихся. Работа по теме урока.

Грамотный человек должен правильно произносить слова. Какой раздел науки о языке учит нас правильно произносить слова?

-Орфоэпия .

-Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку.

 Орфоэпическая разминка.

В ЕГЭ это задание 4.  Перед вами листы со словами. Ваша задача     правильно расставить в них ударение.

 клялАсь,  прИнял,  принялА, клАла,  занятА,  звонИт, вручИт,  опОшлят,  озлОбить, избалОванный,

- Обменяйтесь листочками,  проверьте свои  записи.

Проверьте себя

Лексическая разминка.

 - Вспомните, что такое паронимы? (Это слова одной части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения.  

- Перед вами паронимы. Объясните их лексическое значение. Подберите слова, с которыми они могут сочетаться. 

- Откройте  в брошюре "Я сдам ЕГЭ" урок  №13 стр.83, задание 7.

- Прочитайте ряд паронимов и объясните , почему в корне пишется гласная О. - - Поставьте ударение , выделите корень.

- Прочитайте значения паронимов.

годовой - годовалый - годичный

Годичный - продолжающийся в течение года. Годичный испытательный срок.

Годовой - получающийся к концу года. Годовой доход.

Годовалый - проживший один год после рождения. Годовалый ребенок.

- Составьте словосочетания с данными словами , используя один из паронимов.

годовой

годовалый

годичный

отпуск

дочь

командировка

курс

девочка

отсутствие

отчет

сын

цикл

конференция

теленок

 

план

 

 

оценка

 

 

  











Орфографическая пятиминутка. Задания 8 ,9,11

Обменяйтесь листочками с соседом по парте,

Задание 9

Задание 9

Задание 9

Задание 12

г . ризонт

подск . чить

р . сточек

зап . рать

г . ристый

оз . рить

заг . релый

симп . тичный

ск . кать

пар . дировать

ст . пендия

ур  .  ган

дов  . рять

с  .  минар

р  .  стение

зак  .  зать

сыпл  .   шь ,

поджар  .  шь ,

раскол  .  шь ,

реша  .  мый ,

заброш  .  нный

 

- В каком слове пропущена  безударную проверяемая ударением гласная корня?

- В каком слове пропущена безударная непроверяемая ударением гласная корня?

- В каком слове пропущена безударная  чередующаяся  гласная корня?

- Разберите слово  заброшенный  по составу.

Задание:   вставьте Н или НН.

Вспомним теорию.

Вставьте Н или НН в словосочетания.

1. реза..ые дольками фрукты

2. золоче…ые подсвечники

3. записа..ый текст

4. жаре..ое  мясо

5.ветре…ая погода

6.стены выкраше…ы краской

7.слома..ый карандаш

8.невида..ый урожай

9.ране..ый в плечо солдат

Обменяйтесь карточками,  проверьте работу. Кто хочет проверить свою работу.

( Один ученик работает за компьютером.)

Переходим к следующему этапу работы.

Синтаксическая пятиминутка.

Прочитайте предложение и расставьте знаки препинания.

1.Он доложил князю Багратиону, что против его полка была конная атака французов и  что , хотя атака эта была отбита , полк потерял больше половины  людей.

2. Блокадный Ленинград стал символом несгибаемой стойкости и мужества , и  когда Международному трибуналу были продемонстрированы фотографии ,  на которых умирающие от голода дети делали снаряды для фронта ,  то многие отказывались верить ,что такое возможно.


Повторение теории.   

 1. Сколько баллов набирает выпускник за правильное выполнение ЕГЭ?

(54 балла за 100-процентное выполнение ЕГЭ).

2. А сколько баллов из 54 выпускник набирает за задание №25 – сочинение рассуждение по тексту?

(24  балла)

Значит, наша задача – научиться писать сочинение-рассуждение по тексту как можно лучше.

3. Каков должен быть объём сочинения? Что грозит выпускнику, если норма количества слов в сочинении будет меньше установленной нормы?

( Менее 150, но более 70 – баллы по критериям уменьшаются, менее 70 слов – выпускник получает 0 баллов).

 4. Правильно  ли составлен план сочинения-рассуждения по тексту в формате ЕГЭ?  Если допущены ошибки, то назовите их. (Слайд 5)

1.     Проблема.

2.     Своя позиция

3.     Позиция автора

4.     Аргумент 1

5.     Аргумент 2

6.     Комментарий.

7.     Заключение.

Проверим себя!

Правильный план сочинения по тексту

1.   Проблема.

2.     Комментарий.

3.Комментарий.

4.     Позиция автора

5.     Своя позиция

6.     Аргумент 1

7.     Заключение.

 

Прочитайте текст Игоря Константиновича  Бражина.   Подчеркните ключевые слова. Определите проблему текста.

- Беседа по содержанию прочитанного текста.

1)  Сформулируйте  ПРОБЛЕМУ, которую поднимает автор данного текста.

- Сравните формулировки проблем.

В анализируемом тексте современный публицист  И.К.Бражин   затронул вопрос патриотизма творческих людей. 

               В чем проявляется патриотизм творческих людей в годы войны?  Мне кажется, именно  проблему патриотизма  поднимает в своём тексте современный публицист И.К.Бражин .

2)  Поясните текст, авторский замысел и проблему (работа по составлению

     КОММЕНТАРИЯ).

- К какому типу проблем принадлежит эта проблема? (нравственная)

- Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему?

           Раскрывая проблему, автор опровергает истинность пословицы «При громе оружия музы молчат». И. Бражин говорит, что «плохи музы, которые в дни великих народных бедствий могут молчать…». По мнению автора, всегда были творческие люди, которые непосредственно участвовали в боевых действиях (предложения 4-7). В качестве примера, подтверждающего его точку зрения, В. Бражин приводит историю создателя «Слова о полку Игореве», «который проделал вместе с дружиной Игоря весь поход от начала до конца». Продолжая систему аргументов, автор говорит о традициях «певцов-воинов» от Дениса Давыдова до поэтов и прозаиков Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В заключение автор приходит к выводу, что многие творческие люди во все времена отдавали «кровному делу не только свое перо, но и … саму жизнь.

 

Автор рассуждает по данной проблеме, используя собственные наблюдения.

3) Выявите и сформулируйте ПОЗИЦИЮ АВТОРА

В годы войны творческие люди защищают Родину от врага, не только лично участвуя в военных походах и сражениях, но и создавая патриотические произведения.

       Авторская позиция четко прослеживается в данном тексте: творческие люди во время «великих народных бедствий» защищают свою Родину, не только непосредственно участвуют в боевых действиях, но и создают произведения, которые помогают победить.

 4) Выразите собственное отношение к позиции автора. Согласны ли вы с мнением? Докажите мысль автора и свою собственную мысль. Приведите два аргумента.

        Моя позиция по данной проблеме полностью совпадает с авторской. Роль

творческих людей в военные или просто тяжелые для народа годы очень велика. Ведь именно творческие люди создают произведения, которые помогают людям выжить и победить. Действительно, что может поддержать перед боем лучше, чем вдохновенные строчки о скорой победе.

         «В качестве примера, подтверждающего мою точку зрения, я могу привести пример военной и творческой биографии К. Симонова. С началом войны он был призван в армию, работал в газете. Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. В 1943 году К. Симонов получил звание подполковника, а после войны полковника. В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война». Стихи этого поэта переписывались от руки, их читали в окопах, они помогали выжить и победить.

       А.Т.Твардовский в годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом.   В 1941 году Твардовский начал работать над поэмой «Василий Теркин», которой дал подзаголовок «Книга про бойца».   Василий Теркин стал главным героем народной войны. Известно, что свыше 400 поэтов и писателей не вернулись с Великой Отечественной войны, 18 из них стали Героями Советского Союза. Стихи многих поэтов сейчас можно найти в сборнике До последнего дыхания: Стихи поэтов, павших в Великой Отечественной войне. Эти стихи поражают своим лиризмом и верой в победу.  Они напоминают нам еще раз о том, что нельзя решать споры между государствами путем войны, путем применения силы. Но главное эти произведения поражают верой в правоту и мужество людей, защищающих свою землю». 

 - Подведение презентации, подготовленной учащейся.

-  Подведение итогов урока.

-  Рефлексия.

-  Дом. задание : написать сочинение по тексту




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!