Подготовка к ЕГЭ в 6 классе. Комплексный анализ текста.
ШКАТУЛКА
(1) В знойный летний день около маленького беленького домика остановился путник. (2)Он был гол...ден и хотел пить. (3)Это был пр...вл...кательный молодой человек но его лицо излучало глубокую боль и разоч...рование.
(4) Словно не надеясь на человеческую д…броту, прохожий постучал в дверь. (5) Та сразу открылась. (6)На пороге стояла оч...ровательная пр...лес...ная девочка . (7) Она пр...ветливо позд...ровалась.
— (8)Заходите к нам. (9) Вы наверное устали и прог...лодались.
(10) Девочка пр...гласила незнакомца в дом пр…дложила умыт…ся с дороги усадила за стол и стала хл…потать об уг…щении.
(11) Гость осм...трелся. (12) Гостиная была просто обставлена. (13)На подоко…нике стояли разноцветные полевые цветы. (14)В углу перед иконой горела л...мпадка.
(15) Скоро появилась юная хозяйка в (серо)голубом платье. (16)Она поставила перед ним уг...щение миску с горяч…й картошкой домашнюю ветчину сыр помидоры огурцы чай с вишневым в...реньем.
(17) Он смотрел на нее и какой-то горький к...мок таял в его груди.
(18) И вдруг гость, сам не понимая почему, стал сбивчиво рассказывать этой девочке, почти ребенку, все, что с ним случилось.
(19) Он работал служащим в час...ном банке и выдал своему другу без р...списки большую су...му денег. (20) Тот клялся вернуть их через три дня, говорил что без них ему только пулю в лоб.(21) Но через три дня друг и….чез а еще через два пропажа была обнаружена. (22) Молодого человека обв…нили в ра.трате. (23) Хозяин уволил его и, грозя судом, потребовал немедленно вернуть деньги. (24)Тот ра...продал все, что имел, ра...платился с хозяином, и, опозоренный, без копейки в кармане, покинул город.
—(25) Как бездарно прошли лучшие годы! — словно стон, вырвались горькие слова. (26)Девочка внимательно и сочу....ственно слушала потом ласково сказала:
—(27) Вы не переживайте.(28) Моя мама говорит, что лучше поверить человеку и обманут…ся, чем обидеть его недоверием. (29) Ой, — вдруг воскликнула она, — у меня же есть...
(30) Девочка выбежала в другую комнату и пр...несла шкатулку, пояснив:
—(31) Папа иногда дает мне несколько золотых монет, как пр…даное к свадьбе. (32)Но ведь до свадьбы еще далеко. (33) Мне всего двенадцать лет! — засмеялась девочка и поставила перед ним шкатулку. (34) На дне ее бл….стело золото.
-(35) Воз…мите всё. (36) Вам сейчас нужны деньги.
(37) Слезы навернулись на глаза молодого человека. (38) Он выпр…мился и торжественно сказал:
—(39) Милая девочка я клянусь тебе всем что есть светлого на земле что верну твою шкатулку.(40) Но что ты скажешь своим родителям?(41) Они же станут тебя ругать!
— (42)Нет, — отвечала она, — я скажу им что дала деньги в долг хорош…му человеку. (43)Я об...ясню им что они ему были очень нужны.
Задания к тексту «Шкатулка»
Произведите следующие разборы:
А) Фонетический («сбивчиво»)
Б) Морфемный («разноцветные»)
В) Морфологический («шкатулку», предложение 33)
Г) Синтаксический (предложение 16)
Речеведческий анализ текста
1. Определите стиль речи данного текста:
А)художественный;
Б)публицистический;
В)деловой;
Г)научный.
2.К какому типу текста относится предложенный отрывок:
А) повествование;
Б) описание;
В) рассуждение.
Языковой анализ текста
3.В каком предложении использованы в качестве определений синонимы?
А) 1
Б) 3
В) 6
Г) 31.
4.Выпишите из предложения 26 слово, в котором букв больше, чем звуков.
5. Выпишите из предложений 1-7 слово(а) с непроизносимой согласной в корне.
6. Из предложений 25 -29 выпишите слова с нулевым окончанием.
7. Из предложений 25-29 выпишите слова, не имеющие окончаний.
8. Из предложений 10-17 выпишите сложные слова.
9. Из предложений 1-17 выпишите прилагательные, употребленные в роли существительных.
10.Из предложений 19-30 выпишите слова с удвоенной согласной в корне.
11.Из предложений 18-25 выпишите слова, написание которых проверяется правилом «Буквы –з и –с на конце приставок».
12. Из предложений 30-38 выпишите глаголы
А) в прошедшем времени ;
Б) в повелительном наклонении.
13. Укажите номера предложений с однородными членами (для анализа взять предложения с 1-20).
14. Укажите номер предложения с обобщающим словом.
15. Укажите средства связи:
А)1-го и 2-го предложений;
Б)4-го и 5-го;
В) 6-го и 7-го;
Г)39-го и 40-го;
Д) 42-го и 43-го.
16. Из предложений 1-18 выпишите номера нераспространенных предложений.
17. Из предложений 1-25 выпишите номера:
А) сложносочиненных;
Б) сложноподчиненных предложений;
В) простых предложений.
18. Выпишите номера предложений с вводными словами.
19. Найти предложение с риторическим восклицанием.
20. Из предложений 1-9 выпишите эпитеты.
21. Выпишите номера предложений, содержащих олицетворение.
Сочинение
( Понравился ли вам текст? Почему? Дайте оценку тексту. Какую проблему поднимает автор? Является ли она актуальной (злободневной)? Почему?)
В тексте неизвестного автора речь идет о доброте и милосердии. Милосердие – это…….
Проблема милосердия и доброты является в наши дни особенно актуальной. Во-первых, потому, что….
Во-вторых, ….
Таким образом, после прочтения предложенного текста приходишь к выводу….
Мы не знаем продолжения истории, но, я думаю, она могла бы закончиться так…
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________