Уроки 150-151
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Рассуждение упр 480
Мы знаем три типа речи. Какие? (описание, повествование, рассуждение).
Как различаются типы речи?
Задание: заполнить таблицу «Типы речи», выбрав элементы строения, подходящие к конкретному типу речи из слов для справок:
Признаки предмета. Тезис. Доказательства. Начало события. Вывод. Продолжение события. Конец события. Общее впечатление о предмете.
Мы сегодня поговорим о рассуждении. Посмотрите, из каких частей состоит текст рассуждения (опираясь на предыдущую таблицу)
Что такое тезис?
Тезис – то, что требует доказательства.
Слова: я считаю, я думаю, я уверен, мне кажется
Доказательства.
Слова: во-первых, во-вторых, в-третьих и др.
Каждое доказательство начинаем с красной строки. Сколько доказательств, столько и абзацев +тезис+вывод.
Вывод начинается со слов таким образом, поэтому, из этого следует.
Вывод должен быть подтверждением тезиса и не должен ему противоречить.
Анализ текста (устно): определите тип речи данного текста, обоснуйте свой ответ. Какие части можно выделить в этом тексте?
Человек, умеющий и любящий читать, - счастливый человек. Во-первых, он окружен множеством умных и добрых друзей. Друзья эти - книги. Во-вторых, читая разные книги, можно найти ответы на все волнующие нас вопросы. Из книг мы узнаём о прошлом и находим картины будущего. Поэтому читайте больше и будете счастливы! (по Паустовскому)
Соответствует ли структура данного текста структуре текста-рассуждения?
— В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным свое мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав). Дискуссия – это рассматривание, исследование спорной ситуации и поиск её решения. Дискуссионная тема – это тема, которая вызывает споры. (запись терминов и значений в тетрадь).
В таком тексте должны быть как минимум две разные точки зрения на один и тот же вопрос. Даю вам тему: Чтобы хорошо учиться, нужны способности или ежедневный труд? Поработайте в парах и подберите доказательство в пользу этих двух точек зрения.
Сегодня мы рассмотрим, как работать над сочинением на дискуссионную тему.Как вы думаете, какой из типов речи поможет нам в написании сочинения на дискуссионную тему, почему?
Упр 480 с.87
О чем спорили дедушка и внучка? Является ли разговор между ними дискуссией. Докажите.
(О подарке. Это и есть предмет спора. Конкретно — о том, каким должен быть подарок.) Какие точки зрения на подарок высказаны в тексте?
Кто прав в этом споре и почему?
Формулирование и запись тезисов и аргументов:
Введение нового понятия «аргумент – мысль, суждение, доказательство, подкрепляется фактами, примерами из жизни»
Прав дедушка Права внучка
1. 1.
2. 2.
Подбираем аргументы на «за» и «против» и записываем их. Сообщаем ребятам, что пословицы тоже могут быть аргументами – ссылками на авторитеты. Просим ребят вспомнить подходящие к данной теме пословицы.
1. Тезис: прав дедушка
2. Доказательства
1)Мнение подруг из класса – потребительское
2) Подарок, сделанный своими руками, уникален, неповторим.
Составление плана сочинения КТО ПРАВ?
1. 1.
2. Прав дедушка 2. Права внучка
1) 1)
2) 2)
3. Вывод 3. Вывод
Что должно быть в пункте 1?
О чем нужно рассказать во вступлении? ( о проблеме)
Какой тип речи должен быть во вступлении?
Можно ли начать сочинение словами: однажды внучка говорит дедушке и маме…?
Как нужно начать рассказ о проблеме? (однажды мы с дедушкой поспорили, какой подарок лучше…)
А теперь предлагаю вам попробовать составить устное рассуждение на тему, кто прав в споре. (Один-два учащихся устно пробуют составить сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.)
Пишем сочинение
Однажды внучка с дедушкой поспорили. Дедушка говорил:
"В дни рождения нужно дарить только то, что сделано своими руками!"
А внучка отвечала, что если она подарит самодельный подарок, то все скажут, что она жадная девочка и плохая подруга. Я считаю, что девочка не права.
Во-первых, подарок, сделанный своими руками, ценнее, чем подарок купленный, потому что человек вкладывает в него кусочек своей души.
Во-вторых, если сильно потрудиться над таким подарком, то он будет даже красивее купленного подарка.
В-третьих, по подарку человека нельзя судить. Главное, чтобы гость позаботился об имениннике, о том, чтобы именинник в свой праздник не остался без внимания. А внимание можно выразить и стихотворением собственного сочинения, и песенкой, сочинённой к празднику, и оригинальной шуткой - совсем необязательно дарить именно вещь.
В-четвертых, я убеждена, что от стоимости подарка отношение к человеку не должно меняться. Ведь внучка считала как: если преподнести недорогой подарок, то окружающие могут подумать, что человек жадный и не уважает именинника… Но так делать нельзя, потому что этот человек может оказаться из небогатой семьи.
И поэтому я сама стараюсь делать подарки свои руками. К сожалению, это не всегда получается, потому что иногда не хватает времени. И я советую всем дарить самодельные подарки, потому что они сделаны с душой.