Условия занятия.
Три «круглых» стола.
На каждом столе:
- учебник «Теория. 5-9» (авт. Бабайцева);
- орфографические словари – по количеству учащихся;
- лист бумаги с таблицей для фиксации списка учащихся, для фиксации достигнутых результатов учащихся;
- индивидуальные рабочие листы по количеству учащихся;
- индивидуальные карточки с заданиями по теме стола.
За каждый стол отвечает наставник из учащихся (наставники из более сильных учащихся – возможно, назначенные, а лучше – выбранные самими детьми в начале урока). У наставников есть некоторые «бумаги» - с правилами, правильными ответами и т.п., с критериями оценивания работы учащихся.
Класс садится за «круглые» столы группами – по 7-8 чел.
За каждым столом группа будет заниматься своей орфографической темой: 1 стол - «Гласные в корне», 2 стол - «Приставки и суффиксы», 3 стол - «Удвоенные согласные».
1 стол
«Гласная в корне»
2 стол
«Приставки и суффиксы»
3 стол
«Удвоенные согласные»
1 этап
Общий тренировочный этап.
На экране транслируются слова под номерами – 25 слов (5 раз по 5 слов). Задача учащихся – найти и записать в свой рабочий лист №№ неправильно написанных слов.
5 кадров с пятёркой слов транслируются в течение 5 секунд.
На экран выводится ключ – дети самостоятельно проверяют, ставят баллы.
Наставник следит правильностью фиксации ответов.
Максимальный возможный балл 5.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2 этап – первая самостоятельная работа по теме своего стола с индивидуальными карточками.
Каждый учащийся решает 10 заданий по теме своего стола.
При решении ученик вправе использовать учебник «Теория. 5-9». При необходимости обращается за помощью к наставнику или учителю, которые имеют право оказать помощь только в поиске нужного правила в учебнике.
Наставник следит правильностью фиксации ответов.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Группы меняют диспозицию – занимают следующий стол «по солнцу».
3 этап
Общий промежуточный этап «Ошибки».
Учитель транслирует кадры с ошибками. Задача учащихся – найти и исправить ошибки.
Этап не оценивается.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4 этап
2 этап – вторая самостоятельная работа по теме своего стола с индивидуальными карточками.
Каждый учащийся решает 10 заданий по теме своего стола.
При решении ученик вправе использовать учебник «Теория. 5-9». При необходимости обращается за помощью к наставнику или учителю, которые имеют право оказать помощь только в поиске нужного правила в учебнике.
Наставник следит правильностью фиксации ответов.
Группы меняют диспозицию – занимают следующий стол «по солнцу».
5 этап
Общий промежуточный этап «Найди меня!».
Учащиеся за определённое время находят в орфографическом словаре 5 заданных слов (слова на карточках) и указывают на рабочем листе номера страниц, на которых эти слова находятся.
Остановка поиска по первому закончившему выполнять задание.
Максимальный возможный балл – 5 (по 1 баллу за каждую верно указанную страницу).
Штрафное условие: все баллы данного этапа аннулируются при условии фиктивного указания страницы.
Наставник следит правильностью фиксации ответов.
Слова и страницы в словаре:
Три(л/лл)ерный 713, ди(с/з)комфорт 160, умопомр(о/а)чение 730, по(дс/с)кользнуться 521, и(м/мм)у(н//нн)изация 238
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
6 этап – самостоятельная работа по теме своего стола с индивидуальными карточками.
Каждый учащийся решает 10 заданий по теме своего стола.
При решении ученик вправе использовать учебник «Теория. 5-9». При необходимости обращается за помощью к наставнику или учителю, которые имеют право оказать помощь только в поиске нужного правила в учебнике.
Наставник следит правильностью фиксации ответов.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
7 этап
Общий заключительный этап «Во загнули!».
Учащимся раздаются листы с вариантами интерпретации правописания по типу задания №6 ОГЭ. Задача: найти верные варианты. За каждый правильный ответ по 1 баллу.
Максимальный балл – 5
Наставник следит правильностью фиксации ответов.
РАБОЧИЙ ЛИСТ Учащийся ______________________
Цель:………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………
1 этап – ОБЩИЙ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ОТВЕТЫ
2 этап – ПЕРВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА «_____________________________________»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ВСЕГО |
| | | | | | | | | | |
3 этап – ОБЩИЙ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ «НАЙДИ ОШИБКУ» - не оценивается
4 этап – ВТОРАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА «_____________________________________»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ВСЕГО |
| | | | | | | | | | |
5 этап - ОБЩИЙ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ЭТАП «НАЙДИ МЕНЯ!» (орфографич.словарь)
6 этап – ТРЕТЬЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА «_____________________________________»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ВСЕГО |
| | | | | | | | | | |
7 этап – ОБЩИЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП «ИНТЕРПРЕТАЦИЯ»
ОТВЕТЫ :
ИТОГИ | ЭТАП | 1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | ВСЕГО БАЛЛОВ | ОТМЕТКА |
БАЛЛЫ | | | | | | | | |
Я ЦЕЛИ __________________ ЧУВСТВУЮ СЕБЯ: _______________________________
Предлагаю___________________________________________________________________
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА для стола «ГЛАСНАЯ В КОРНЕ» 1 вариант
Задание: проанализировать правильность написания гласных в корнях выделенных слов.
В графу «Ответы» на рабочем листе внести №№ ПРАВИЛЬНО написанных слов.
От Белого моря до Чёрного и от Балтийского моря до Тихого океана простерается Россия-матушка.
Женщин шофёрами как-то язык не поворачивается называть, лучше водителями.
От невнимательности водителя зависят сотни жизней.
Самодельный Славкин поплавок совсем не держался на воде.
На игру «Зарница» в этом году заявились все школы.
Молодая женщина оказалась слишком впечетлительной.
Генетики любят экспериментировать как с животными, так и с ростениями.
На длинном флагштоке развивался пиратский флаг..
Тренер сделал замичание спортсмену и назвал выскочкой.
В моду вошли увеличение груди и наращение ногтей.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА для стола «ГЛАСНАЯ В КОРНЕ» 2 вариант
Задание: проанализировать правильность написания гласных в корнях выделенных слов.
В графу «Ответы» на рабочем листе внести №№ ПРАВИЛЬНО написанных слов.
Куда это Ивановы запропостились с утра?
«Неваляшка – интересная игрушка!» - заявили иностранцы.
Собирайтесь-ка, братцы: пойдём сено косить, пока солнечно.
Среди знаков препинания наиболее интересна мне точка с запятой.
Эскалатор – движущаяся лестница в метро, а экскаватор – это трактор.
Среда обетания сумчатых – австралийские тёплые территории.
У князя Растислава армия была невелика.
Хор запел очередную патреотическую песню на стихи Добронравова.
В русском языке есть одиннадцать разноскланяемых слов, и не все они оканчиваются на «-мя».
Георгий решил стать преподавателем местного вуза.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА для стола «ГЛАСНАЯ В КОРНЕ» 3 вариант
Задание: проанализировать правильность написания гласных в корнях выделенных слов.
В графу «Ответы» на рабочем листе внести №№ ПРАВИЛЬНО написанных слов.
Мне бы разрядить морковку, да пальцы болят.
Автомобильные гонки называются красиво – «Шёлковый путь».
Несколько партизан прошли мимо комендатуры и скрылись за ближайшим зданием.
«Он же патологический трудоголик!» - сделал заключение тесть.
Появление симпатии не значит появление чувства.
Многие учёные отмечают быстрое распростронение болезни.
Разведчиками обноружено расположение вражеской группировки.
Ученик несмело начертил косательную линию.
Галушка сама обмокнулась в сметану и полетела в рот.
Прозвучал приказ: «Равнение на середину!»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА для стола «ПРИСТАВКИ и СУФФИКСЫ» 1 вариант
Задание: проанализировать правильность написания приставок и суффиксов в выделенных словах.
В графу «Ответы» на рабочем листе внести №№ ПРАВИЛЬНО написанных слов.
«Да я грузщиком больше зарабатываю!» - заявил сосед.
Трудиться нужно непрестанно, чтобы достичь чего-то.
Возможно, я сгореча и переборщил чуть-чуть.
Мне вообще-то старое пальтецо мало стало.
По стволу пальмы медлено поднимался шимпанзе.
Преинтересное произведение – эти ваши «Серебряные коньки».
Самоклеящиеся обои поступили в продажу ещё вчера.
С перебежчиками во время войны разговор был коротким.
Ну, какой же это шедевр! Это – полная безвкусица!
Загадка про град: «Расыпался горох на сто дорог».
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА для стола «ПРИСТАВКИ и СУФФИКСЫ» 2 вариант
Задание: проанализировать правильность написания приставок и суффиксов в выделенных словах.
В графу «Ответы» на рабочем листе внести №№ ПРАВИЛЬНО написанных слов.
Друзья затеели небольшой спорчик и чуть не поссорились.
Баррикады бастующих преградили путь конной полиции.
В будующем году у Станислава намечается юбилей.
«А ты меня не съешь?» - спросил червячок у птицы.
Эти две компании, борящиеся за первенство в отрасли, быстро развиваются.
Нас волнуют преимущественно проблемы пенсионеров, а не работающих граждан.
Бодибилдер с гордостью показывал накачанные мышцы.
Директор школы не знал, что делать с курильщиками и прогульщиками.
По узкоколейке мчался небольшой паровозик, тянул за собой три вагончика.
Никогда не добьётся цели Сизиф, тащущий в гору камень
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА для стола «ПРИСТАВКИ и СУФФИКСЫ» 3 вариант
Задание: проанализировать правильность написания приставок и суффиксов в выделенных словах.
В графу «Ответы» на рабочем листе внести №№ ПРАВИЛЬНО написанных слов.
Кто не любовался соловьинными трелями по весне!
Задание в который раз уже оказалось невыполненным.
Преград неприодолимых не бывает – не хватает терпения и не бывает желания.
У избушки я заприметил мальчишку, с неохотой колющего дрова.
У раненого шальной пулей бойца плечо стало гноиться.
Чаще всего дети не определяют бессуффиксный способ образования слов, а таких слов много.
Отзывчивые люди не задумываются над вопросом, стоит ли помогать людям.
В пермяцских деревнях до сих пор сур да ырэш – главные напитки.
Семилетняя Анютка привыкла к непрекращающимся разрывам и выстрелам.
А у нас издавно как-то повелось: невеста идёт в дом жениха, а не наоборот.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА для стола «УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ» 1 вариант
Задание: проанализировать правильность написания удвоенных согласных в выделенных словах.
В графу «Ответы» на рабочем листе внести №№ ПРАВИЛЬНО написанных слов.
Поутру рано отправился Макарыч в тайгу, взяв с собой овчарку.
«Ест – за ушами трещит!» - так скажут, когда ешь с аппетитом.
Сколько бесонных ночей да дней без отдыха было во время войны!
Глаза мужчины стали какими-то неживыми – словно стекляные.
Жили себе братья беззаботно, не тужили, пока беда не пришла.
Новый мэр обещал детишкам атракционы и стадион.
С названием «Парма» в Кудымкаре и гостинница, и столовая, и стадион.
Ну не бессердечный же он человек, этот ваш Простушин?
Получить высоки балл на экзамене стремятся все.
Несколько ученических подделок из картона и пластика были выставлены как лучшие работы.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА для стола «УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ» 2 вариант
Задание: проанализировать правильность написания удвоенных согласных в выделенных словах.
В графу «Ответы» на рабочем листе внести №№ ПРАВИЛЬНО написанных слов.
На деревянном табурете стояла небольшая кастрюля с кашей.
В светлую гостиную вошли трое ребят – пришли навестить Костика.
Рассказ «После балла» Льва Толстого изучается в восьмом, а не в седьмом.
Моя бабушка вчера зарегистрировалась на сайте «Однокласники». Сама!
И охота тебе было нарушать границы территории лагеря!
И первый бешенный скачок мне страшной смертию грозил.
Что с обезьянки взять – она же бесловесное существо!
«Митинг прошёл торжественно и празднично», - отчитался председатель комитета.
И зачем тратить бумагу на введение – ни один школьник его не читает.
Несколько садин на спине и ногах больного насторожили доктора.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА для стола «УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ» 3 вариант
Задание: проанализировать правильность написания удвоенных согласных в выделенных словах.
В графу «Ответы» на рабочем листе внести №№ ПРАВИЛЬНО написанных слов.
Водителей любого транспорта предупреждают об аккуратности во время движения.
В одном ухе жужжит, а в другом нет – странно!
«Формы кристалов бывают самые разные», - добавил студент.
Ничего зазорного нет в проффесии портного – в старину все портные были мужчины.
Улыбающийся беззубый рот старухи приснился впечатлительной девочке.
Распространёный во всём мире коронавирус перестал пугать большинство людей.
Вошедший сел за игральный стол и покосился на карты: не меченные ли они?
Несколько современных кассовых аппаратов понадобилось для нового супермаркета.
С замечательными песнями этого певца выпущено уже несколько дисков.
А этот флаг повесим на зданниях администрации и вокзала.
Задания для этапа «Во загнули!» 1 вариант
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) РАСХОДНЫЙ (материал) — на конце приставки перед глухой буквой пишется буква С.
2) НОЧНОЙ — в сочетании ЧН буква Ь не пишется.
3) СКАКАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса -А-.
4) РАЗВЕЯННЫЙ — написание гласной Я перед НН зависит от принадлежности к спряжению глагола.
5) НЕДОРОГОЕ (изделие) — имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что его можно заменить синонимом без НЕ.
6) БЛЕСТИТ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от последующих согласных.
7) В ТЕЧЕНИЕ (суток) — на конце производного предлога пишется буква Е.
8) (тема) УСВОЕНА — в суффиксе краткого страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.
9) КЛЕЯЩИЙ — написание суффикса действительного причастия настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано.
10) СБЕРЕЧЬ — на конце глагола в повелительном наклонении после шипящих пишется буква Ь.
Задания для этапа «Во загнули!» 2 вариант
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ОТДАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква Т.
2) ПРИМЕРЯТЬ (платье) — написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемый гласный находится в ударном слоге.
3) ПОДДЕРЖАННЫЙ (друзьями) — в имени прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, пишется НН.
4) МОРЕХОДНЫЙ — в сложном слове после мягкого согласного пишется соединительная гласная Е.
5) НЕВЗРАЧНЫЙ — НЕ пишется слитно с именем прилагательным, которое не употребляется без НЕ.
6) ПРИТОРМОЗИТЬ — написание приставки определяется её значением — присоединение.
7) ЛЬНЯНОЙ — в суффиксе прилагательного, образованного от существительного с помощью суффикса -ЯН-, пишется одна буква Н.
8) В АКВАРИУМЕ — в форме дательного падежа единственного числа имени существительного 2-го склонения пишется окончание -Е.
9) УМЫШЛЕННО – в страдательном причастии при наличии приставки пишется НН.
10) БЕЗВКУСНЫЙ — на конце приставки перед звонкой буквой пишется З.
Правильные ответы для этапа «Во загнули!»
1 вариант
1,2,5,8, 9
2 вариант
2, 4, 5, 7, 10
Шкала перевода в отметки
5 | 4 | 3 | 2 |
28-30 | 22-27 | 15-21 | 14 |
Правильные ответы для стола «Гласные в корне»
2, 3, 4, 5, 10
Правильные ответы для этапа «Найди меня!» (орфографич.словарь)
Три(л/лл)ерный 713 ди(с/з)комфорт 160 умопомр(о/а)чение 730
по(дс/с)кользнуться 521 и(м/мм)у(н//нн)изация 238
Правильные ответы для этапа «Во загнули!»
1 вариант 2 вариант
1, 2, 5, 8, 9 2, 4, 5, 7, 10
Правильные ответы для стола «Приставки и суффиксы»
2, 4, 6, 7, 9
Правильные ответы для этапа «Найди меня!» (орфографич.словарь)
Три(л/лл)ерный 713 ди(с/з)комфорт 160 умопомр(о/а)чение 730
по(дс/с)кользнуться 521 и(м/мм)у(н//нн)изация 238
Правильные ответы для этапа «Во загнули!»
1 вариант 2 вариант
1, 2, 5, 8, 9 2, 4, 5, 7, 10
Правильные ответы для стола «Удвоенные согласные»
1, 2, 5, 8, 9
Правильные ответы для этапа «Найди меня!» (орфографич.словарь)
Три(л/лл)ерный 713 ди(с/з)комфорт 160 умопомр(о/а)чение 730
по(дс/с)кользнуться 521 и(м/мм)у(н//нн)изация 238
Правильные ответы для этапа «Во загнули!»
1 вариант 2 вариант
1, 2, 5, 8, 9 2, 4, 5, 7, 10