СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ по русскому языку: материалы к уроку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Матераилы к уроку по подготовке 9 класса к ОГЭ по руссскому языку

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку: материалы к уроку»

Условия занятия.

Три «круглых» стола.

На каждом столе:

- учебник «Теория. 5-9» (авт. Бабайцева);

- орфографические словари – по количеству учащихся;

- лист бумаги с таблицей для фиксации списка учащихся, для фиксации достигнутых результатов учащихся;

- индивидуальные рабочие листы по количеству учащихся;

- индивидуальные карточки с заданиями по теме стола.

За каждый стол отвечает наставник из учащихся (наставники из более сильных учащихся – возможно, назначенные, а лучше – выбранные самими детьми в начале урока). У наставников есть некоторые «бумаги» - с правилами, правильными ответами и т.п., с критериями оценивания работы учащихся.

Класс садится за «круглые» столы группами – по 7-8 чел.

За каждым столом группа будет заниматься своей орфографической темой: 1 стол - «Гласные в корне», 2 стол - «Приставки и суффиксы», 3 стол - «Удвоенные согласные».



1 стол

«Гласная в корне»



2 стол

«Приставки и суффиксы»



3 стол

«Удвоенные согласные»



1 этап

Общий тренировочный этап.

На экране транслируются слова под номерами – 25 слов (5 раз по 5 слов). Задача учащихся – найти и записать в свой рабочий лист №№ неправильно написанных слов.

5 кадров с пятёркой слов транслируются в течение 5 секунд.

На экран выводится ключ – дети самостоятельно проверяют, ставят баллы.

Наставник следит правильностью фиксации ответов.

Максимальный возможный балл 5.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2 этап – первая самостоятельная работа по теме своего стола с индивидуальными карточками.

Каждый учащийся решает 10 заданий по теме своего стола.

При решении ученик вправе использовать учебник «Теория. 5-9». При необходимости обращается за помощью к наставнику или учителю, которые имеют право оказать помощь только в поиске нужного правила в учебнике.

Наставник следит правильностью фиксации ответов.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Группы меняют диспозицию – занимают следующий стол «по солнцу».



3 этап

Общий промежуточный этап «Ошибки».

Учитель транслирует кадры с ошибками. Задача учащихся – найти и исправить ошибки.

Этап не оценивается.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4 этап

2 этап – вторая самостоятельная работа по теме своего стола с индивидуальными карточками.

Каждый учащийся решает 10 заданий по теме своего стола.

При решении ученик вправе использовать учебник «Теория. 5-9». При необходимости обращается за помощью к наставнику или учителю, которые имеют право оказать помощь только в поиске нужного правила в учебнике.

Наставник следит правильностью фиксации ответов.

Группы меняют диспозицию – занимают следующий стол «по солнцу».



5 этап

Общий промежуточный этап «Найди меня!».

Учащиеся за определённое время находят в орфографическом словаре 5 заданных слов (слова на карточках) и указывают на рабочем листе номера страниц, на которых эти слова находятся.

Остановка поиска по первому закончившему выполнять задание.

Максимальный возможный балл – 5 (по 1 баллу за каждую верно указанную страницу).

Штрафное условие: все баллы данного этапа аннулируются при условии фиктивного указания страницы.

Наставник следит правильностью фиксации ответов.

Слова и страницы в словаре:

Три(л/лл)ерный 713, ди(с/з)комфорт 160, умопомр(о/а)чение 730, по(дс/с)кользнуться 521, и(м/мм)у(н//нн)изация 238

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6 этап – самостоятельная работа по теме своего стола с индивидуальными карточками.

Каждый учащийся решает 10 заданий по теме своего стола.

При решении ученик вправе использовать учебник «Теория. 5-9». При необходимости обращается за помощью к наставнику или учителю, которые имеют право оказать помощь только в поиске нужного правила в учебнике.

Наставник следит правильностью фиксации ответов.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

7 этап

Общий заключительный этап «Во загнули!».

Учащимся раздаются листы с вариантами интерпретации правописания по типу задания №6 ОГЭ. Задача: найти верные варианты. За каждый правильный ответ по 1 баллу.

Максимальный балл – 5

Наставник следит правильностью фиксации ответов.





РАБОЧИЙ ЛИСТ Учащийся ______________________

Цель:………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………

1 этап – ОБЩИЙ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ОТВЕТЫ

1

2

3

4

5

ВСЕГО










2 этап – ПЕРВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА «_____________________________________»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ВСЕГО















3 этап – ОБЩИЙ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ «НАЙДИ ОШИБКУ» - не оценивается



4 этап – ВТОРАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА «_____________________________________»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ВСЕГО















5 этап - ОБЩИЙ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ЭТАП «НАЙДИ МЕНЯ!» (орфографич.словарь)

1

2

3

4

5

ВСЕГО










6 этап – ТРЕТЬЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА «_____________________________________»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ВСЕГО















7 этап – ОБЩИЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП «ИНТЕРПРЕТАЦИЯ»

ОТВЕТЫ :





ВСЕГО



ИТОГИ

ЭТАП

1

2

4

5

6

7

ВСЕГО БАЛЛОВ

ОТМЕТКА

БАЛЛЫ












Я ЦЕЛИ __________________ ЧУВСТВУЮ СЕБЯ: _______________________________

Предлагаю___________________________________________________________________

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА для стола «ГЛАСНАЯ В КОРНЕ» 1 вариант

Задание: проанализировать правильность написания гласных в корнях выделенных слов.

В графу «Ответы» на рабочем листе внести №№ ПРАВИЛЬНО написанных слов.

  1. От Белого моря до Чёрного и от Балтийского моря до Тихого океана простерается Россия-матушка.

  2. Женщин шофёрами как-то язык не поворачивается называть, лучше водителями.

  3. От невнимательности водителя зависят сотни жизней.

  4. Самодельный Славкин поплавок совсем не держался на воде.

  5. На игру «Зарница» в этом году заявились все школы.

  6. Молодая женщина оказалась слишком впечетлительной.

  7. Генетики любят экспериментировать как с животными, так и с ростениями.

  8. На длинном флагштоке развивался пиратский флаг..

  9. Тренер сделал замичание спортсмену и назвал выскочкой.

  10. В моду вошли увеличение груди и наращение ногтей.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА для стола «ГЛАСНАЯ В КОРНЕ» 2 вариант

Задание: проанализировать правильность написания гласных в корнях выделенных слов.

В графу «Ответы» на рабочем листе внести №№ ПРАВИЛЬНО написанных слов.

  1. Куда это Ивановы запропостились с утра?

  2. «Неваляшка – интересная игрушка!» - заявили иностранцы.

  3. Собирайтесь-ка, братцы: пойдём сено косить, пока солнечно.

  4. Среди знаков препинания наиболее интересна мне точка с запятой.

  5. Эскалатор – движущаяся лестница в метро, а экскаватор – это трактор.

  6. Среда обетания сумчатых – австралийские тёплые территории.

  7. У князя Растислава армия была невелика.

  8. Хор запел очередную патреотическую песню на стихи Добронравова.

  9. В русском языке есть одиннадцать разноскланяемых слов, и не все они оканчиваются на «-мя».

  10. Георгий решил стать преподавателем местного вуза.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА для стола «ГЛАСНАЯ В КОРНЕ» 3 вариант

Задание: проанализировать правильность написания гласных в корнях выделенных слов.

В графу «Ответы» на рабочем листе внести №№ ПРАВИЛЬНО написанных слов.

  1. Мне бы разрядить морковку, да пальцы болят.

  2. Автомобильные гонки называются красиво – «Шёлковый путь».

  3. Несколько партизан прошли мимо комендатуры и скрылись за ближайшим зданием.

  4. «Он же патологический трудоголик!» - сделал заключение тесть.

  5. Появление симпатии не значит появление чувства.

  6. Многие учёные отмечают быстрое распростронение болезни.

  7. Разведчиками обноружено расположение вражеской группировки.

  8. Ученик несмело начертил косательную линию.

  9. Галушка сама обмокнулась в сметану и полетела в рот.

  10. Прозвучал приказ: «Равнение на середину!»



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА для стола «ПРИСТАВКИ и СУФФИКСЫ» 1 вариант

Задание: проанализировать правильность написания приставок и суффиксов в выделенных словах.

В графу «Ответы» на рабочем листе внести №№ ПРАВИЛЬНО написанных слов.

  1. «Да я грузщиком больше зарабатываю!» - заявил сосед.

  2. Трудиться нужно непрестанно, чтобы достичь чего-то.

  3. Возможно, я сгореча и переборщил чуть-чуть.

  4. Мне вообще-то старое пальтецо мало стало.

  5. По стволу пальмы медлено поднимался шимпанзе.

  6. Преинтересное произведение – эти ваши «Серебряные коньки».

  7. Самоклеящиеся обои поступили в продажу ещё вчера.

  8. С перебежчиками во время войны разговор был коротким.

  9. Ну, какой же это шедевр! Это – полная безвкусица!

  10. Загадка про град: «Расыпался горох на сто дорог».



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА для стола «ПРИСТАВКИ и СУФФИКСЫ» 2 вариант

Задание: проанализировать правильность написания приставок и суффиксов в выделенных словах.

В графу «Ответы» на рабочем листе внести №№ ПРАВИЛЬНО написанных слов.

  1. Друзья затеели небольшой спорчик и чуть не поссорились.

  2. Баррикады бастующих преградили путь конной полиции.

  3. В будующем году у Станислава намечается юбилей.

  4. «А ты меня не съешь?» - спросил червячок у птицы.

  5. Эти две компании, борящиеся за первенство в отрасли, быстро развиваются.

  6. Нас волнуют преимущественно проблемы пенсионеров, а не работающих граждан.

  7. Бодибилдер с гордостью показывал накачанные мышцы.

  8. Директор школы не знал, что делать с курильщиками и прогульщиками.

  9. По узкоколейке мчался небольшой паровозик, тянул за собой три вагончика.

  10. Никогда не добьётся цели Сизиф, тащущий в гору камень



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА для стола «ПРИСТАВКИ и СУФФИКСЫ» 3 вариант

Задание: проанализировать правильность написания приставок и суффиксов в выделенных словах.

В графу «Ответы» на рабочем листе внести №№ ПРАВИЛЬНО написанных слов.

  1. Кто не любовался соловьинными трелями по весне!

  2. Задание в который раз уже оказалось невыполненным.

  3. Преград неприодолимых не бывает – не хватает терпения и не бывает желания.

  4. У избушки я заприметил мальчишку, с неохотой колющего дрова.

  5. У раненого шальной пулей бойца плечо стало гноиться.

  6. Чаще всего дети не определяют бессуффиксный способ образования слов, а таких слов много.

  7. Отзывчивые люди не задумываются над вопросом, стоит ли помогать людям.

  8. В пермяцских деревнях до сих пор сур да ырэш – главные напитки.

  9. Семилетняя Анютка привыкла к непрекращающимся разрывам и выстрелам.

  10. А у нас издавно как-то повелось: невеста идёт в дом жениха, а не наоборот.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА для стола «УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ» 1 вариант

Задание: проанализировать правильность написания удвоенных согласных в выделенных словах.

В графу «Ответы» на рабочем листе внести №№ ПРАВИЛЬНО написанных слов.

  1. Поутру рано отправился Макарыч в тайгу, взяв с собой овчарку.

  2. «Ест – за ушами трещит!» - так скажут, когда ешь с аппетитом.

  3. Сколько бесонных ночей да дней без отдыха было во время войны!

  4. Глаза мужчины стали какими-то неживыми – словно стекляные.

  5. Жили себе братья беззаботно, не тужили, пока беда не пришла.

  6. Новый мэр обещал детишкам атракционы и стадион.

  7. С названием «Парма» в Кудымкаре и гостинница, и столовая, и стадион.

  8. Ну не бессердечный же он человек, этот ваш Простушин?

  9. Получить высоки балл на экзамене стремятся все.

  10. Несколько ученических подделок из картона и пластика были выставлены как лучшие работы.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА для стола «УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ» 2 вариант

Задание: проанализировать правильность написания удвоенных согласных в выделенных словах.

В графу «Ответы» на рабочем листе внести №№ ПРАВИЛЬНО написанных слов.

  1. На деревянном табурете стояла небольшая кастрюля с кашей.

  2. В светлую гостиную вошли трое ребят – пришли навестить Костика.

  3. Рассказ «После балла» Льва Толстого изучается в восьмом, а не в седьмом.

  4. Моя бабушка вчера зарегистрировалась на сайте «Однокласники». Сама!

  5. И охота тебе было нарушать границы территории лагеря!

  6. И первый бешенный скачок мне страшной смертию грозил.

  7. Что с обезьянки взять – она же бесловесное существо!

  8. «Митинг прошёл торжественно и празднично», - отчитался председатель комитета.

  9. И зачем тратить бумагу на введение – ни один школьник его не читает.

  10. Несколько садин на спине и ногах больного насторожили доктора.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА для стола «УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ» 3 вариант

Задание: проанализировать правильность написания удвоенных согласных в выделенных словах.

В графу «Ответы» на рабочем листе внести №№ ПРАВИЛЬНО написанных слов.

  1. Водителей любого транспорта предупреждают об аккуратности во время движения.

  2. В одном ухе жужжит, а в другом нет – странно!

  3. «Формы кристалов бывают самые разные», - добавил студент.

  4. Ничего зазорного нет в проффесии портного – в старину все портные были мужчины.

  5. Улыбающийся беззубый рот старухи приснился впечатлительной девочке.

  6. Распространёный во всём мире коронавирус перестал пугать большинство людей.

  7. Вошедший сел за игральный стол и покосился на карты: не меченные ли они?

  8. Несколько современных кассовых аппаратов понадобилось для нового супермаркета.

  9. С замечательными песнями этого певца выпущено уже несколько дисков.

  10. А этот флаг повесим на зданниях администрации и вокзала.

Задания для этапа «Во загнули!» 1 вариант

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  РАСХОДНЫЙ (материал)  — на конце приставки перед глухой буквой пишется буква С.

2)  НОЧНОЙ  — в сочетании ЧН буква Ь не пишется.

3)  СКАКАТЬ  — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса -А-.

4)  РАЗВЕЯННЫЙ  — написание гласной Я перед НН зависит от принадлежности к спряжению глагола.

5)  НЕДОРОГОЕ (изделие)  — имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что его можно заменить синонимом без НЕ.

6) БЛЕСТИТ  — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от последующих согласных.

7)  В ТЕЧЕНИЕ (суток)  — на конце производного предлога пишется буква Е.

8)  (тема) УСВОЕНА  — в суффиксе краткого страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.

9)  КЛЕЯЩИЙ  — написание суффикса действительного причастия настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано.

10)  СБЕРЕЧЬ  — на конце глагола в повелительном наклонении после шипящих пишется буква Ь.



Задания для этапа «Во загнули!» 2 вариант

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  ОТДАТЬ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква Т.

2)  ПРИМЕРЯТЬ (платье)  — написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемый гласный находится в ударном слоге.

3)  ПОДДЕРЖАННЫЙ (друзьями)  — в имени прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, пишется НН.

4)  МОРЕХОДНЫЙ  — в сложном слове после мягкого согласного пишется соединительная гласная Е.

5)  НЕВЗРАЧНЫЙ  — НЕ пишется слитно с именем прилагательным, которое не употребляется без НЕ.

6)  ПРИТОРМОЗИТЬ  — написание приставки определяется её значением  — присоединение.

7)  ЛЬНЯНОЙ  — в суффиксе прилагательного, образованного от существительного с помощью суффикса -ЯН-, пишется одна буква Н.

8)  В АКВАРИУМЕ  — в форме дательного падежа единственного числа имени существительного 2-го склонения пишется окончание -Е.

9)  УМЫШЛЕННО – в страдательном причастии при наличии приставки пишется НН.

10)  БЕЗВКУСНЫЙ  — на конце приставки перед звонкой буквой пишется З.

Правильные ответы для этапа «Во загнули!»



1 вариант

1,2,5,8, 9



2 вариант

2, 4, 5, 7, 10

Шкала перевода в отметки

5

4

3

2

28-30

22-27

15-21

14





Правильные ответы для стола «Гласные в корне»

2, 3, 4, 5, 10

Правильные ответы для этапа «Найди меня!» (орфографич.словарь)

Три(л/лл)ерный 713 ди(с/з)комфорт 160 умопомр(о/а)чение 730

по(дс/с)кользнуться 521 и(м/мм)у(н//нн)изация 238



Правильные ответы для этапа «Во загнули!»

1 вариант 2 вариант

1, 2, 5, 8, 9 2, 4, 5, 7, 10



Правильные ответы для стола «Приставки и суффиксы»

2, 4, 6, 7, 9



Правильные ответы для этапа «Найди меня!» (орфографич.словарь)

Три(л/лл)ерный 713 ди(с/з)комфорт 160 умопомр(о/а)чение 730

по(дс/с)кользнуться 521 и(м/мм)у(н//нн)изация 238



Правильные ответы для этапа «Во загнули!»

1 вариант 2 вариант

1, 2, 5, 8, 9 2, 4, 5, 7, 10



Правильные ответы для стола «Удвоенные согласные»

1, 2, 5, 8, 9



Правильные ответы для этапа «Найди меня!» (орфографич.словарь)

Три(л/лл)ерный 713 ди(с/з)комфорт 160 умопомр(о/а)чение 730

по(дс/с)кользнуться 521 и(м/мм)у(н//нн)изация 238



Правильные ответы для этапа «Во загнули!»

1 вариант 2 вариант

1, 2, 5, 8, 9 2, 4, 5, 7, 10


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!