СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ: синтаксический анализ текста (словосочетание)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит теоретический и практический материал по теме "Словосочетание", позволяющий качественно подготовиться к заданию 4 ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ: синтаксический анализ текста (словосочетание)»

К 100-летию Автономной индустриальной колонии «Кузбасс») Подготовка к ОГЭ: синтаксический анализ (словосочетание) Выполнила: Родионова Инна Владимировна,  учитель русского языка и литературы  МБОУ «СОШ № 44»

К 100-летию Автономной индустриальной колонии «Кузбасс»)

Подготовка к ОГЭ: синтаксический

анализ (словосочетание)

Выполнила: Родионова Инна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 44»

Вспомним теорию! Дайте определение словосочетанию. Не помнишь ответ - нажимай! 2. Что не является словосочетанием? Не помнишь ответ - нажимай! 3.Как устанавливается в словосочетании смысловая связь? Не помнишь ответ - нажимай! 4. Какие виды подчинительной связи различают? Не помнишь ответ - нажимай!

Вспомним теорию!

  • Дайте определение словосочетанию.

Не помнишь ответ - нажимай!

2. Что не является словосочетанием?

Не помнишь ответ - нажимай!

3.Как устанавливается в словосочетании смысловая связь?

Не помнишь ответ - нажимай!

4. Какие виды подчинительной связи различают?

Не помнишь ответ - нажимай!

Определение 1: Словосочетание  – синтаксическая единица , состоящая из двух и более знаменательных слов , соединённых подчинительной связью .  Определение 2 . Словосочетание — это слова , связанные между собой по смыслу и грамматически  или только по смыслу.  Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью  окончаний, предлогов и порядка слов. Смысловая связь слов  в словосочетаниях устанавливается по вопросам , которые задаются от главного слова к зависимому. Например: гражданской войны – войны (какой?) гражданск ой   помочь в создании – помочь (в чём?) в  создани и Быстро построить – построить (как?) быстро

Определение 1: Словосочетание синтаксическая единица , состоящая из двух и более знаменательных слов , соединённых подчинительной связью .

Определение 2 . Словосочетание — это слова , связанные между собой по смыслу и грамматически или только по смыслу.

Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью  окончаний, предлогов и порядка слов.

Смысловая связь слов  в словосочетаниях устанавливается по вопросам , которые задаются от главного слова к зависимому.

Например:

гражданской войны – войны (какой?) гражданск ой

помочь в создании – помочь (в чём?) в создани и

Быстро построить – построить (как?) быстро

Словосочетаниями  не могут быть:  –  грамматическая основа предложения , то есть сочетание подлежащего и сказуемого:   он написал;  –  однородные члены предложения:  весёлый и громкий, сидел и писал, мать и дочь;  –  сочетание служебного и знаменательного слов:   напротив дома, в школе, около трёхсот.

Словосочетаниями  не могут быть:

–  грамматическая основа предложения , то есть сочетание подлежащего и сказуемого:

он написал;

–  однородные члены предложения:

весёлый и громкий, сидел и писал, мать и дочь;

–  сочетание служебного и знаменательного слов:

  напротив дома, в школе, около трёхсот.

Смысловая связь слов  в словосочетаниях устанавливается по вопросам , которые задаются от главного слова к зависимому. голландский  (какой? чей?) инженер печать (чего? какая? ) колонии проходившего (где?) в Москве, разработали  (что?) проект приехали (как?)  вовремя Печать автономной  индустриальной колонии «Кузбасс»

Смысловая связь слов  в словосочетаниях устанавливается по вопросам , которые задаются от главного слова к зависимому.

голландский (какой? чей?) инженер

печать (чего? какая? ) колонии

проходившего (где?) в Москве,

разработали (что?) проект

приехали (как?) вовремя

Печать автономной

индустриальной

колонии «Кузбасс»

Виды подчинительной связи Согласование  — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова : оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже ( оба слова являются изменяемыми) .   схемы: сущ  + прил (причастие, порядк. числит., притяж.мест.)   мест .+ сущ . 2. Управление   — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, которого требует главное слово .  схемы: глагол + сущ.; дееприч. + сущ., мест.  прилаг. + мест.; сущ. + сущ. ; нареч . + сущ.;  числ . + сущ. 3. Примыкание  — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу. В качестве зависимого слова выступают  неизменяемые части речи и их формы: инфинитив, наречие, деепричастие, неизменяемые прилагательные, форма сравнительной степени прилагательного .  схемы: глагол + нареч. (дееприч., инфинитив, сравнит.степень прил.)  нареч. + нареч., дееприч. +нареч.

Виды подчинительной связи

  • Согласование  — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова : оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже ( оба слова являются изменяемыми) .

схемы: сущ + прил (причастие, порядк. числит., притяж.мест.)

мест .+ сущ .

2. Управление   — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, которого требует главное слово .

схемы: глагол + сущ.; дееприч. + сущ., мест.

прилаг. + мест.; сущ. + сущ. ; нареч . + сущ.;

числ . + сущ.

3. Примыкание  — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.

В качестве зависимого слова выступают  неизменяемые части речи и их формы: инфинитив, наречие, деепричастие, неизменяемые прилагательные, форма сравнительной степени прилагательного .

схемы: глагол + нареч. (дееприч., инфинитив, сравнит.степень прил.)

нареч. + нареч., дееприч. +нареч.

Потренируемся! Задание 1 . Выпишите из предложения все возможные словосочетания. Отметьте главное слово, составьте схемы.   Способствуя развитию Кузбасса, аиковцы реконструировали и электрифицировали шахты, достроили коксохимический завод, создали механизированную ферму, построили первые благоустроенные дома, школы из кирпича.  Проверьте себя!

Потренируемся!

Задание 1 . Выпишите из предложения все возможные словосочетания. Отметьте главное слово, составьте схемы.

Способствуя развитию Кузбасса, аиковцы реконструировали и электрифицировали шахты, достроили коксохимический завод, создали механизированную ферму, построили первые благоустроенные дома, школы из кирпича.

Проверьте себя!

Задание 1. способствуя развитию (дееприч.+сущ.) развитию Кузбасса (сущ.+сущ.) реконструировали шахты (гл.+сущ.) электрифицировали шахты (гл.+сущ.) достроили завод (гл.+сущ.) коксохимический завод (прил.+сущ.) создали ферму (гл.+сущ.) механизированную ферму (прил.+сущ.) построили дома (гл.+сущ.) построили из кипича (гл.+ сущ.с предл.) благоустроенные дома (прил.+сущ.) первые дома (числ.+сущ.) построили школы (гл.+сущ.) За каждый правильный ответ 1 балл

Задание 1.

способствуя развитию (дееприч.+сущ.)

развитию Кузбасса (сущ.+сущ.)

реконструировали шахты (гл.+сущ.)

электрифицировали шахты (гл.+сущ.)

достроили завод (гл.+сущ.)

коксохимический завод (прил.+сущ.)

создали ферму (гл.+сущ.)

механизированную ферму (прил.+сущ.)

построили дома (гл.+сущ.) построили из кипича (гл.+ сущ.с предл.)

благоустроенные дома (прил.+сущ.)

первые дома (числ.+сущ.)

построили школы (гл.+сущ.)

За каждый правильный ответ 1 балл

Задание 2. Распределите словосочетания по видам подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.   Восстановить хозяйство, разрушенное хозяйство, приехать в Кемерово, восстановить без оборудования, на призыв откликнулись, быстро собрались, голландский инженер, шахтное оборудование, горел всегда, вербовка колонистов, в тот день, закупка оборудования, боялись выключить, выключить его, больше не включат, новейших технологий.           Проверьте себя!

Задание 2. Распределите словосочетания по видам подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

Восстановить хозяйство, разрушенное хозяйство, приехать в Кемерово, восстановить без оборудования, на призыв откликнулись, быстро собрались, голландский инженер, шахтное оборудование, горел всегда, вербовка колонистов, в тот день, закупка оборудования, боялись выключить, выключить его, больше не включат, новейших технологий.

Проверьте себя!

Задание 2. согласование управление примыкание разрушенное хозяйство восстановить хозяйство быстро собрались  голландский инженер приехать в Кемерово горел всегда шахтное оборудование вербовка колонистов больше не включат в тот день восстановить без оборудования боялись выключить новейших технологий выключить его  закупка оборудования  на призыв откликнулись   За каждый правильный ответ 1 балл

Задание 2.

согласование управление примыкание

разрушенное хозяйство восстановить хозяйство быстро собрались

голландский инженер приехать в Кемерово горел всегда

шахтное оборудование вербовка колонистов больше не включат

в тот день восстановить без оборудования боялись выключить

новейших технологий выключить его

закупка оборудования

на призыв откликнулись

За каждый правильный ответ 1 балл

Задание 3. Замените словосочетания синонимичными. Помните, что форму главного слова менять нельзя.  согласование управление шахтное оборудование - … экспериментальной площадке - … зарубежных представительств - … с технической помощью - …   управление согласование инженер из Голландии - … компанией в Америкие - … из публикаций газет - … разрухой экономики - …   Проверьте себя!

Задание 3. Замените словосочетания синонимичными. Помните, что форму главного слова менять нельзя.

согласование управление

шахтное оборудование - …

экспериментальной площадке - …

зарубежных представительств - …

с технической помощью - …

управление согласование

инженер из Голландии - …

компанией в Америкие - …

из публикаций газет - …

разрухой экономики - …

Проверьте себя!

Задание 3. Обратите внимание: форму главного слова менять нельзя.  согласование управление шахтное оборудование – оборудование шахты экспериментальной площадке – площадке для экспериментов зарубежных представительств – представительств из-за рубежа с технической помощью – с помощью техники   управление согласование инженер из Голландии – голландский инженер компанией в Америкие – американской компанией из публикаций газет – из газетных публикаций разрухой экономики – экономической разрухой За каждый правильный ответ 1 балл

Задание 3.

Обратите внимание: форму главного слова менять нельзя.

согласование управление

шахтное оборудование – оборудование шахты

экспериментальной площадке – площадке для экспериментов

зарубежных представительств – представительств из-за рубежа

с технической помощью – с помощью техники

управление согласование

инженер из Голландии – голландский инженер

компанией в Америкие – американской компанией

из публикаций газет – из газетных публикаций

разрухой экономики – экономической разрухой

За каждый правильный ответ 1 балл

Задание 4. Замените словосочетания синонимичными. Помните, что форму главного слова менять нельзя.  управление примыкание  работали с усердием - …  ехал с  надеждами - …  встретили с радостью - …  строили с толком - …   примыкание управление  героически трудится - …  восторженно принявшего - …  работал бесперебойно - …  проводили увлеченно - …    Проверьте себя!

Задание 4. Замените словосочетания синонимичными. Помните, что форму главного слова менять нельзя.

управление примыкание

работали с усердием - …

ехал с  надеждами - …

встретили с радостью - …

строили с толком - …

примыкание управление

героически трудится - …

восторженно принявшего - …

работал бесперебойно - …

проводили увлеченно - …

Проверьте себя!

Задание 4. Обратите внимание: форму главного слова менять нельзя.   управление примыкание  работали с усердием – работали усердно  ехал с  надеждами – ехал надеясь  встретили с радостью – встретили радостно строили с толком – с троили толково   примыкание управление героически трудится – трудится с героизмом восторженно принявшего – принявшего с восторгом работал бесперебойно – работал без перебоя проводили увлеченно – проводили с увлечением    За каждый правильный ответ 1 балл

Задание 4.

Обратите внимание: форму главного слова менять нельзя.

управление примыкание

работали с усердием – работали усердно

ехал с  надеждами – ехал надеясь

встретили с радостью – встретили радостно

строили с толком – с троили толково

примыкание управление

героически трудится – трудится с героизмом

восторженно принявшего – принявшего с восторгом

работал бесперебойно – работал без перебоя

проводили увлеченно – проводили с увлечением

За каждый правильный ответ 1 балл

 Автономная индустриальная колония «Кузбасс» осталась единственным примером создания иностранных промышленных колоний в СССР. Кузбассовцы не забыли эту интереснейшую страницу истории. В Кемерове на Красной горке сохранился целый комплекс сооружений , связанных с деятельностью АИК «Кузбасс».  Подведём итоги! «5» – от 40 баллов «4» – от 31 балла «3» – от 23 баллов, а если меньше, попробуй еще раз!

Автономная индустриальная колония «Кузбасс» осталась единственным примером создания иностранных промышленных колоний в СССР. Кузбассовцы не забыли эту интереснейшую страницу истории. В Кемерове на Красной горке сохранился целый комплекс сооружений , связанных с деятельностью АИК «Кузбасс». 

Подведём итоги!

«5» – от 40 баллов

«4» – от 31 балла

«3» – от 23 баллов, а если меньше, попробуй еще раз!

Список литературы  1. АИК «Кузбасс». – Текст: электронный // сайт Музея-заповедника – Красная горка. – URL : https://redhill-kemerovo.ru/istoriya/stati/aik-kuzbass/ (дата обращения: 12.10.2021). 2. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. - Москва: Просвещение, 2020. – С. 32-34. 3. Словосочетание. Его строение и грамматическое значение. – Текст: электронный // сайт interurok. – URL : https://interneturok.ru/lesson/russian/8-klass/slovosochetanie/slovosochetanie-ego-stroenie-i-grammaticheskoe-znachenie  (дата обращения: 12.10.2021). 4. Что такое словосочетание? - Текст: электронный // сайт РЯ. – URL : https://russkiiyazyk.ru/sintaksis/chto-takoe-slovosochetanie.html (дата обращения: 12.10.2021).

Список литературы

1. АИК «Кузбасс». – Текст: электронный // сайт Музея-заповедника – Красная горка. – URL : https://redhill-kemerovo.ru/istoriya/stati/aik-kuzbass/ (дата обращения: 12.10.2021).

2. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. - Москва: Просвещение, 2020. – С. 32-34.

3. Словосочетание. Его строение и грамматическое значение. – Текст: электронный // сайт interurok. – URL : https://interneturok.ru/lesson/russian/8-klass/slovosochetanie/slovosochetanie-ego-stroenie-i-grammaticheskoe-znachenie

(дата обращения: 12.10.2021).

4. Что такое словосочетание? - Текст: электронный // сайт РЯ. – URL : https://russkiiyazyk.ru/sintaksis/chto-takoe-slovosochetanie.html (дата обращения: 12.10.2021).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!