СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сочинению-рассуждению

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка  как рекомендация для работы с учащимися 10 класса при подготовке к ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению-рассуждению»

Урок русского языка

Тема: «Подготовка к сочинению -рассуждению

Цель урока:

  • подготовить учащихся к написанию сочинения- рассуждения по заданному тексту;

  • совершенствовать навыки анализа текста;

  • воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: исходный текст; критерии оценки сочинения-рассуждения; рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения; дидактический материал.

Ход урока

I. Постановка цели урока. Диалог с текстом связан с процессом медленного чтения. Это работа, цель которой - осознать особенности строения текста; осмыслить логику движения мысли, сюжета; задуматься над выбором слова. Не надо огорчаться, если нам не удалось угадать, как написал автор. Зато мы задумаемся над тем, что достойно того, чтобы об этом подумать. Удивимся неожиданности выбранного слова, восхитимся тем, как самобытна, оригинальна мысль автора, как точен, выразителен создаваемый образ. Читатель ведёт диалог с текстом, а текст ведёт диалог с читателем. ЕГЭ. Русский язык, 6 июня 2018 года. Магическая дата - дата появления на свет великого поэта А.С.Пушкина, творца, кумира миллионов читателей не только в нашей стране, но и за её пределами. Именно этот день станет для каждого из вас днём откровения, испытания, ещё одной возможностью понять, что значит великое русское слово, возможностью вести диалог с писателем. О чём наш сегодняшний урок? (Слайд1)

II. Подготовка к сочинению-рассуждению.

Давайте вспомним, по какому плану должно строиться ваше сочинение? Из каких частей оно должно состоять?

План сочинения-рассуждения.

1. Вступление с формулировкой проблемы, поднятой автором в тексте.

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

3. Отражение позиции автора.

4. Собственное мнение по проблеме, обоснованной 2-3 аргументами.

5. Заключение.

- Прежде чем мы приступим к чтению текста, познакомьтесь с рекомендациями

“Как правильно понять исходный текст?”

1. О чём текст? Определите тему.

2. Какие вопросы рассматривает автор? Найдите проблемы.

3. О каком вопросе автор рассуждает больше всего? Сформулируйте основную проблему текста.

4. Что хочет сказать автор своим текстом? Определите идею.

5. Как автору удалось нам помочь определить его цель? Роль языковых средств.

6. Почему были использованы именно эти языковые средства?

7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)?

- Читаем текст. Во время чтения запишите ваши первоначальные наблюдения, первое впечатление.

- Итак, начинаем работу над текстом.

План работы

Рабочие материалы

1. Вступление.

- Что мы в первую очередь определяем, начиная работать над любым текстом? (Тему.) Определи тему

- О чем же идет речь в тексте? (О человеке и природе)

- Еще что определяем? (Идею.) (Слайд 2)

Определи идею

- С какой именно целью создал автор свой текст? Что он хотел сказать? Какие чувства хотел передать? (на протяжении долгого времени человек воспринимал природу как кладовую, из которой можно черпать до бесконечности. Необходимо беречь мир, в котором мы живём.)

- К чему теперь следует перейти?

Определи стиль

- Вспомните, какие вы знаете стили русской речи?

Функциональные - научный, официально-деловой, публицистический, язык художественной литературы и разговорная речь.

- Каков стиль данного текста? (Публицистический.)

Цель публицистического стиля – воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важным вопросам.

Основные стилистические особенности - логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

- Каков следующий шаг в нашей работе?

Определите тип речи

- Как строится текст-рассуждение? ( Исходный тезис; аргументы, включая примеры и доказательства; вывод.)

- Теперь мы можем приступить к формулировке проблемы. Определите проблему. (Слайд3)

- Что такое проблема? (вопрос, требующий исследования)

- Сформулируйте проблему данного текста. (1. Проблемы экологии. Человек бездумно относится к природе, уничтожает ее, тем самым рубит сук, на котором сидит).

- К какой категории можно отнести эту проблему? (Нравственной, морально-этической.)

- Какую еще проблему можно выделить в этом тексте? (Проблема ответственности человека за происходящее на Земле).

- Дадим определение основной проблеме текста. (Актуальная, злободневная, наболевшая.)

- Давайте вспомним, в какой форме может быть написано вступление.

1. В форме лирического размышления.

2. В форме ряда риторических вопросов, созвучных проблеме данного текста.

3. В форме рассуждения о заглавии, которое может быть дано данному тексту.

4. В форме диалога с воображаемым собеседником о проблеме данного текста. И др.

- Оформим вступление к сочинению. Не забудьте, что оно должно быть небольшим – 3-4 предложения! Воспользуйтесь при необходимости клише. (Слайд4)

Мир, в котором мы живём, трудно назвать совершенным. В нём много хорошего, но много и такого, что для неравнодушного человека является неприемлемым. Так, для ..., автора данного текста,

неприемлемым является ... .

...- один из писателей, который ощущает личную причастность ко всему происходящему в России. Его волнуют проблемы общественной жизни, в том числе и проблема ... .

Автор текста ... не случайно обратился к теме ... . Проблема, которую он затрагивает, ... . Она интересует и меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени.

... - вот название, которое я бы дал(а) предложенному тексту. В своей статье, говоря о ..., ... поднимает ...(какую?) проблему ...

- Прочитайте, что у вас получилось.

Возможные варианты вступлений:

Сегодня стоит вспомнить о том, что природа – это наш дом, который надо беречь. Чем прекраснее окружающее нас пространство, тем гуманнее мы сами. В.А.Солоухин не случайно обратился к теме отношения человека к природе, затронув назревшие в обществе экологические проблемы: человек бездумно относится к природе, уничтожает ее, тем самым рубит сук, на котором сидит.

“ Человек и природа” - вот название, которое я дала бы предложенному тексту. Для автора природа – это сама жизнь. Именно к такому важному выводу приводит В.А. Солоухин читателя, поднимая проблему бережного отношения человека к природе.

Человек не должен считать себя исключённым из мировой гармонии, так как в современном мире она не возможна без его участия. Если в 19-м веке страдающей стороной казался одинокий человек, то теперь явственно обнаружилось иное следствие его разлада с природой - экологическая проблема, которая так легко может обернуться экологической трагедией.

II. Комментарий.(Слайд5-7)

Рассмотрите композицию

- Что мы называем композицией? (построение, расположение и взаимосвязь частей текста)

- Найдите композиционные части текста-рассуждения в исходном тексте.

- Итак, как же прокомментировать этот текст?

1) насколько значима проблема;

2) что делает ее актуальной;

3) как удалось автору привлечь внимание к данной проблеме;

4) как характеризует автора выбор данной проблемы (не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции; осознающий значимость природы в жизни человека, чувствующий ответственность перед природой)

2. Составьте комментарий (устно).(Слайд8)

Рассмотрим примеры комментария

- Насколько актуальна проблема текста? (На протяжении долгого времени человек воспринимал природу как кладовую, из которой можно черпать до бесконечности. Это привело сегодня к угрозе экологической катастрофы).

- Почему человек так поступает? (Человек перестал ощущать свою неразрывную связь с матушкой – природой, возомнил себя богом, «мастеровым», хозяином вселенной: «неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка!»).

- Чем опасно подобное отношение к природе? (Герой признаётся, что «поступил неосторожно, испортил лужайку» и приходит к выводу: землю, её природные богатства надо бережно сохранять, а не разрушать)

- Отчего автору текста особенно горько? (В процессе эволюции люди отделялись от земли, возвышались над нею. О том, как бесконечно терпелива наша природа. Насилие над ней грозит уничтожением самому человека).

- Кто из писателей, публицистов обращался к проблеме бережного отношения человека к природе? (Д.С.Лихачев, В.П.Астафьев, В.Г.Распутин. Их, как и В.А. Солоухина, возмущали проявления безответственного отношения к природе, вызывая горечь, боль, тревогу за судьбу планеты и желание объяснить читателям последствия, к которым может привести нарушение экологии).

- Как В.А.Солухин заостряет внимание читателя на этой проблеме? (В качестве иллюстрации приводит безобидный, на первый взгляд, поступок, который привёл к серьёзным последствиям. Именно этот случай вызвал чувство вины и задуматься над последствиями безответственного поведения человека).

3. Позиция автора. Определите позицию автора (Слайд 10)

- Что такое позиция автора? (тот ответ, который автор дает на поставленный им проблемный вопрос, что думает обо всем этом автор)

- В какой строке звучит основная мысль автора?

- Какой нравственный итог он подводит своим размышлениям?

- Можно ли сказать о том, что позиция автора выражена прямо?

- Какие языковые средства использует автор для выражения своей позиции?

Обилие восклицательных предложений делает текст эмоциональным;

вопросно-ответная форма изложения сближает автора с читателем (7-10, 21-23);

парцелляция придает статье интонации разговорной речи, облегчает читательское восприятие (8-10, 25-28);

лексические повторы придают тексту особую значимость и публицистический пафос(24-25);

ирония выражает негодование, возмущение автора по поводу подобных безобразных поступков (8-12)

- Формулируем позицию автора. Воспользуйтесь при необходимости клише.

По мнению автора, ...

Публицист убеждён в том, что...

Глубже понять идею текста помогает чётко сформулированная авторская позиция: ...

Для того чтобы повлиять на убеждения читателей, автор использует специально подобранные изобразительно-выразительные средства русского языка...

Слова автора “...” отражают основную идею. Автор призывает нас к ...

В своих рассуждениях о ... автор убедителен и доказателен. По его мнению, “...”

Автор убеждает читателя в том, что...

Авторскую позицию нельзя не увидеть в...

4. Отражение собственной позиции (Слайд11)

Определите собственную позицию, подберите 2-3 аргумента

- Что такое аргумент? (довод, основание, суждение, приводимые в доказательство высказанной мысли) (Слайд 12-15)

- Каково ваше отношение к позиции автора? Согласны или не согласны вы с его точкой зрения? Не забудьте, что ваши высказывания должны быть корректны и доказательны.

Я полностью согласен с автором...

Проблемы, поднятые автором, злободневны и актуальны. Мне, как и автору, представляется правомерным убеждение в том, что...

Как и автор, я убеждён в том, что...

Безусловно, нельзя не признать правоту автора...

Нельзя не согласиться с автором...

Позиция автора представляется мне убедительной, потому что...

5. Заключение.(Слайд16)

- Вспомните, в какой форме может быть написано заключение?

Вывод-впечатление.

Ответ на вопрос.

Призыв к действию.

Концовка с использованием цитаты.

Какая форма заключения наиболее уместна для данного текста? (Вывод-впечатление)

- Напишите заключение.

Возможные варианты:

1. Любовь к родной природе - один из важнейших признаков любви к своей стране. Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой берёзки. Нельзя любить весь мир, не имея родины. То, что мы порою принимали за «чистую» лирику природы, пейзажные зарисовки, на поверку оказывается особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможны бережное отношение к природе, активность человека в её защите, сохранение и приумножение её богатств.

2. Человечество всегда будет зависеть от природы и ее состояния. На данном этапе обществу необходимо пересмотреть свое небрежное отношение к окружающему миру и перестать изо дня в день разрушать свой единственный дом.

3. Народная мудрость гласит: « Что имеем, не храним- потерявши – плачем». Это непреложная истина. Ни один из живущих на нашей хрупкой и беззащитной планете не мыслит себя вне связи с природой, без наблюдения над её изменяющимся ликом, над тем, как она преображается- а иногда и уродуется – человеком. Мы должны осмыслить свою роль и свое место во Вселенной и выработать подлинно гуманистические основы своих взаимоотношений с природой.

4. От нас, живущих на земле сегодня, зависит не только нынешний, но и будущий вид земли. Будем же делать всё, чтобы она была прекрасна во веки веков!

- Итак, мы провели подготовку, и теперь, я думаю, вы легко справитесь с работой. Ваше домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по исходному тексту.

Помните: читатель ведёт диалог с текстом, а текст ведёт диалог с читателем. Этот сложный процесс помогает нам вести диалог с самим собой. Процесс чтения становится событием внутренней жизни человека, что является основой самопознания, самосовершенствования. Именно об этом говорит поэт Л.Мартынов:

Есть книги –

В иные из них загляни

И вздрогнешь:

Не нас ли

Читают

Они?!













Анализ повести «Царь-рыба»

Браконьерство — страшное зло. Автор изнутри показывает браконьера Игнатьича. В нем есть своя золотинка человеческой любви, человеческого достоинства, но все это подавляется безграничным хищничеством, превращается в стремление урвать лишний кусок. Автор пытается донести до нас мысль о том, что все-таки это люди, живущие среди нас, но возникающее сочувствие больше похоже на соболезнование. Смысл в том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, допускает существование зла везде. Главная вина Игнатьича в надругательстве над любившей его девушкой. Получается что неважно начинается ли зло с человека, с рыбы, со зверя а оборачивается общим злом. Астафьев осуждает браконьерство как зло многогранное и страшное по своей разрушаю щей силе, причем речь писатель ведет не только об уничтожении живой и неживой природы вне нас, говорит он о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой природы. Бездуховность - отказ признать нравственные законы, объединяющие людей и природу, отсутствие ответственности за все, что не «я».

Русский писатель был не одинок в своем утверждении. То же говорил и Достоевский, утверждая, что тот, кто не любит природу, не может считаться человеком и гражданином. Природа – наш общий дом. А забота о доме – это и есть любовь к Родине.

Ф. И. Тютчев. Непревзойдённым мастером, описывающим жизнь природы и её влияние на человека, был Ф. И. Тютчев. Читая стихи поэта, сразу замечаешь, что за внешней простотой скрыт величественный мир, полный гармонии и красоты. Становится ясно, что природа полна движения, благодаря которому, может быть, существует человек.

В. Астафьев «Царь - рыба». В процессе эволюции общества люди отделялись от земли, возвышались над нею. Человек тешил свою гордыню и тщеславие. О том, как бесконечно терпелива наша природа, говорит В. Астафьев в «Царь - рыбе». Писатель также беспощадно карает распоясавшихся в стрельбе по зверю и птице туристов. Ведь насилие над природой грозит уничтожением самому человеку. Рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Для того, чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни. В минуты отчаянной борьбы с рыбой он вдруг вспоминает всю свою жизнь, осознавая, что как мало он сделал для других людей. Эта встреча нравственно меняет героя.

«Слово о полку Игореве»

Вся природа в «Слове» наделяется автором человеческими чувствами, способностью различать добро и зло. Она предупреждает русских о несчастьях, переживает с ними горе и радости.

И.С. Тургенев «Записки охотника». Глубокую и нежную любовь к природе высказал И. С. Тургенев в «Записках охотника». Сделал он это с проникновенной наблюдательностью. Герой рассказа «Касьян» с Красивой Мечети исходил половину страны, с радостью узнавал и изучал новые места. Этот человек ощущал свою неразрывную связь с матушкой - природой и мечтал, чтобы жил «всяк человек» в довольстве и справедливости. Не мешало бы нам у него поучиться.

Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей». Сейчас, когда взрываются атомные станции, когда по рекам и морям течёт нефть, исчезают целые лесные массивы, человек обязан остановиться и задуматься над вопросом: что же останется на нашей планете? В романе Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» также звучит мысль автора об ответственности человека за природу. Главного героя романа, Егора Полушкина, волнует поведение приезжих «туристов», опустевшее от рук браконьеров озеро. Роман воспринимается как призыв ко всем беречь нашу землю и друг друга.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!