Подготовка к всероссийской олимпиаде по литературе
Практическое занятие по творчеству Т. Ю. Кибирова
У искусства основная задача… явить некую со всеми опасностями свободу, абсолютную
свободу. Я хотел показать, что есть свобода. Язык – только язык, а не абсолютная истина,
и, поняв это, мы получим свободу.
Д. Пригов
1.Повторение по теме «Литературные направления»
- Вспомните ведущие литературные направления. Охарактеризуйте их основные особенности.
- Что вы знаете о поэзии модернизма?
- Какие литературные течения сформировались в начале 20 века? Назовите ярких представителей этих течений, вспомните любимые поэтические строки.
- Попробуйте самостоятельно объяснить названия таких литературных направлений, как футуризм и акмеизм. Какие принципы художественного творчества вы бы назвали главными для этих течений?
Выводы. На протяжении нескольких столетий в русской литературе сменяли друг друга различные художественные направления. Порой одно какое-нибудь переживало расцвет, затем приходило в упадок, на смену ему появлялось другое. Однако обычно несколько направлений сосуществовали в одну историческую эпоху, обогащая друг друга темами, образами, идеями.
Каждое литературное направление или течение характеризуется определяющим признаком. Символисты, например, уделяли много внимания символу, скрытому, глубинному значению слова. В художественном образе их интересовало не конкретное содержание. А отвлеченное, символическое. А акмеисты оттачивали вещественный образ.
2. Работа с новыми терминами
В 1970-е г. в русской литературе появляется новое направление – концептуализм. В основе определения лежит представление о концепте (понятие, идея, возникающие у человека при восприятии значения слова). Концепт в литературе – это не просто лексическое значение слова, но и те сложные ассоциации, которые возникают у нас в связи со словом. Концепт переводит лексическое значение в сферу понятий и образов, давая богатые возможности для его свободной трактовки, домысливания и воображения. Один и тот же концепт может быть понят разными людьми по- разному, в зависимости от личного восприятия каждого, образованности, культурного уровня и определенного контекста.
- Попробуем расшифровать концепты «рыцарь», «море, «осень». Какие ассоциации вызывают у вас эти слова? Какие прозаические и поэтические тексты вспоминаются? В какие разные контексты можно поместить эти слова?
- Вспомните определение художественного образа. Чем различаются образ и концепт?
Выводы. Когда писатель создает художественный образ, он вкладывает в него целый комплекс ассоциаций, эмоциональную оценку, определенный смысл. Задача писателя - восстановить эти ассоциации, почувствовать авторское настроение, понять, что хочет сказать автор. С концептом все иначе. В нем отсутствует заданность эмоционального воздействия или определенный смысл. Истолкование образа подсказывается автором, истолкование концепта полностью зависит от читательского отношения и не является авторской задачей.
3. Анализ фрагмента стихотворения Тимура Кибирова. Беседа по тексту
Столь светлая — аж золотая! —
весенняя зелень сквозит.
Вверху облачка пролетают,
а снизу водичка блестит.
Направо, налево — деревья,
вот тут — ваш покорный слуга.
Он смотрит направо, налево
и вверх, где плывут облака.
такою вот пошлостью вешней,
и мусорной талой водой,
и дуростью клейкой и нежной
наполнен мой мозг головной!
- Вспомните определение художественного образа. Чем, по-вашему, различаются образ и концепт? Если вы затрудняетесь с ответом, подумайте, какова роль автора в создании образа и чем в читательском восприятии различаются художественный образ и концепт.
- Какой концепт содержится в стихотворении Т. Кибирова «Столь светлая...»?
Выводы. Иногда сложно восстановить ассоциативные связи между концептом и конкретным предметом или явлением: настолько у автора эти ассоциации индивидуальны, а порой нелогичны. Для концептуализма характерны своеобразный протест против окостенения языка, ироническое обыгрывание речевых штампов, создание новых смыслов у всех знакомых выражений. Концептуализм предполагает создание художником не столько художественного произведения, сколько идеи, концепта. Здесь традиционный концепт помещается в нетрадиционный контекст. Это приводит к тому, что сама идея воспринимается как парадокс, и проблематика произведения переосмысляется.
4. Написать сопоставительный анализ стихотворения Т. Кибирова «Столь светлая…» и стихотворений Ф. И. Тютчева «Ещё в полях белеет снег» и С. А. Есенина «Сыплет черемуха снегом…». Подготовка к ЕГЭ по литературе.