СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подходы к решению заданий 18 профильного ЕГЭ по математике.

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассматриваются приемы  решения задания 18 банка заданий профильного ЕГЭ по математике.

Просмотр содержимого документа
«Подходы к решению заданий 18 профильного ЕГЭ по математике.»

Числа и их свойства  Задание 19 профильного ЕГЭ МАОУ «Гимназия № 1 г. Благовещенска» Учитель: Ситникова Людмила Геннадьевна

Числа и их свойства Задание 19 профильного ЕГЭ

МАОУ «Гимназия № 1 г. Благовещенска»

Учитель: Ситникова Людмила Геннадьевна

№ 1 По кругу в некотором порядке по одному разу записаны числа от 9 до 18 . Для каждой из десяти пар соседних чисел нашли их НОД . А) Возможно ли, что все НОД равны 1? Б) Возможно ли, что все НОД попарно различны? В) Какое наибольшее количество попарно различных НОД могло при этом получиться?

1

  • По кругу в некотором порядке по одному разу записаны числа от 9 до 18 . Для каждой из десяти пар соседних чисел нашли их НОД .
  • А) Возможно ли, что все НОД равны 1?
  • Б) Возможно ли, что все НОД попарно различны?
  • В) Какое наибольшее количество попарно различных НОД могло при этом получиться?
По кругу в некотором порядке по одному разу записаны числа от 9 до 18 . Для каждой из десяти пар соседних чисел нашли их НОД . А) Возможно ли, что все НОД равны 1? Пример: Если чередуем четные и нечетные числа, при условии, что соседние числа взаимно простые: 9, 16 , 15, 14 , 13, 12 , 11, 18 , 17, 10 . В этом случае все НОД соседних чисел равны 1 .  Ответ: а) Да, возможно.
  • По кругу в некотором порядке по одному разу записаны числа от 9 до 18 . Для каждой из десяти пар соседних чисел нашли их НОД .
  • А) Возможно ли, что все НОД равны 1?

Пример:

Если чередуем четные и нечетные числа, при условии, что соседние числа взаимно простые:

9, 16 , 15, 14 , 13, 12 , 11, 18 , 17, 10 .

В этом случае все НОД соседних чисел равны 1 .

Ответ: а) Да, возможно.

По кругу в некотором порядке по одному разу записаны числа от 9 до 18 . Для каждой из десяти пар соседних чисел нашли их НОД .  Б)Возможно ли, что все НОД попарно различны? Решение: Если всего записано по кругу 10 чисел ( 18 – 8 = 10) и для каждой пары ищем НОД, то получим всего  10  НОД . Пусть все они различны. Тогда хотя бы один из них не меньше 10. Но это невозможно. Так как для данных чисел наибольший из всех возможных НОД равен НОД(18;9)=9. Ответ: б) Нет, не возможно.
  • По кругу в некотором порядке по одному разу записаны числа от 9 до 18 . Для каждой из десяти пар соседних чисел нашли их НОД .
  • Б)Возможно ли, что все НОД попарно различны?

Решение:

Если всего записано по кругу 10 чисел ( 18 – 8 = 10) и для каждой пары ищем НОД, то получим всего 10 НОД . Пусть все они различны. Тогда хотя бы один из них не меньше 10.

Но это невозможно. Так как для данных чисел наибольший из всех возможных НОД равен НОД(18;9)=9.

Ответ: б) Нет, не возможно.

По кругу в некотором порядке по одному разу записаны числа от 9 до 18 . Для каждой из десяти пар соседних чисел нашли их НОД .  В)  Какое наибольшее количество попарно различных НОД могло при этом получится? Решение: Числа 11 , 13 и 17 – простые, НОД этих чисел с остальными равны 1. Хотя бы четыре ( если простые числа идут подряд )  из всех возможных НОД равны 1 , а значит совпадают . Всего же 10 НОД для соседних пар чисел, поэтому наибольшее возможное количество различных НОД равно 7. Пример : 9; 18; 12; 16; 14; 11; 17; 13 ; 10; 15 – получается  7 попарно различных НОД (среди которых и НОД, равное 1). НОД(9;18)=9 , НОД(18;12)=6, НОД(12;16)=4, НОД(16;14)=2, НОД(14;11)=1, НОД( 11;17)=1, НОД(17;13)=1, НОД(13;10)=1, НОД(10;15)=5, НОД(15;9)=3 . Ответ: в) 7.
  • По кругу в некотором порядке по одному разу записаны числа от 9 до 18 . Для каждой из десяти пар соседних чисел нашли их НОД .
  • В) Какое наибольшее количество попарно различных НОД могло при этом получится?

Решение:

Числа 11 , 13 и 17 – простые, НОД этих чисел с остальными равны 1.

Хотя бы четыре ( если простые числа идут подряд ) из всех возможных НОД равны 1 , а значит совпадают .

Всего же 10 НОД для соседних пар чисел, поэтому наибольшее возможное количество различных НОД равно 7.

Пример : 9; 18; 12; 16; 14; 11; 17; 13 ; 10; 15 – получается 7 попарно различных НОД (среди которых и НОД, равное 1).

НОД(9;18)=9 , НОД(18;12)=6, НОД(12;16)=4, НОД(16;14)=2, НОД(14;11)=1, НОД( 11;17)=1, НОД(17;13)=1, НОД(13;10)=1, НОД(10;15)=5, НОД(15;9)=3 .

Ответ: в) 7.

№ 2 На доске записано 30 различных натуральных чисел , десятичная запись которых оканчивается на цифры 2 или 6 . Сумма всех чисел равна 2454 . А) Возможно ли, что на доске будет поровну чисел, оканчивающихся на 2 и на 6? Б) Возможно ли, что ровно одно число оканчивается на 6? В)Какое наименьшее количество чисел, оканчивающихся на 6, может быть записано на доске?

2

  • На доске записано 30 различных натуральных чисел , десятичная запись которых оканчивается на цифры 2 или 6 . Сумма всех чисел равна 2454 .
  • А) Возможно ли, что на доске будет поровну чисел, оканчивающихся на 2 и на 6?
  • Б) Возможно ли, что ровно одно число оканчивается на 6?
  • В)Какое наименьшее количество чисел, оканчивающихся на 6, может быть записано на доске?
№ 2 На доске записано 30 различных натуральных чисел , десятичная запись которых оканчивается на цифры 2 или 6 . Сумма всех чисел равна 2454 . А) Возможно ли, что на доске будет поровну чисел, оканчивающихся на 2  и  на 6 ?      Решение: Если чисел, оканчивающихся на 2 и на 6 , записано поровну , т е по 15, то сумма всех 15 чисел, оканчивающихся на 2, будет оканчиваться на 0. Сумма 15-ти чисел, оканчивающихся на 6, тоже оканчивается на 0. В этом случае, сумма всех 30-ти чисел должна оканчиваться на 0 , что противоре-чит условию , что сумма всех чисел 2454 .  Ответ: а) нет.

2

  • На доске записано 30 различных натуральных чисел , десятичная запись которых оканчивается на цифры 2 или 6 . Сумма всех чисел равна 2454 .
  • А) Возможно ли, что на доске будет поровну чисел, оканчивающихся на 2 и на 6 ? Решение:
  • Если чисел, оканчивающихся на 2 и на 6 , записано поровну , т е по 15, то сумма всех 15 чисел, оканчивающихся на 2, будет оканчиваться на 0. Сумма 15-ти чисел, оканчивающихся на 6, тоже оканчивается на 0. В этом случае, сумма всех 30-ти чисел должна оканчиваться на 0 , что противоре-чит условию , что сумма всех чисел 2454 .

  • Ответ: а) нет.
№ 2 На доске записано 30 различных натуральных чисел , десятичная запись которых оканчивается на цифры 2 или 6 . Сумма всех чисел равна 2454 . Б ) Возможно ли, что ровно одно число оканчивается на 6?      Решение: Пусть на доске ровно одно число , оканчивающееся на 6 . Тогда 29 чисел оканчиваются на 2 . Их сумма не меньше суммы следующих 29-ти чисел, оканчивающихся на 2:  = 2+12+22+32+…+ 282 (где = + 28d=2 + 28 10 =282).  = ЭТО  ПРОТИВОРЕЧИТ  УСЛОВИЮ, ЧТО СУММА РАВНА 2454.       ОТВЕТ: б) НЕТ, НЕ МОЖЕТ. оТВЕТ  

2

  • На доске записано 30 различных натуральных чисел , десятичная запись которых оканчивается на цифры 2 или 6 . Сумма всех чисел равна 2454 .
  • Б ) Возможно ли, что ровно одно число оканчивается на 6?
  • Решение:
  • Пусть на доске ровно одно число , оканчивающееся на 6 . Тогда 29 чисел оканчиваются на 2 . Их сумма не меньше суммы следующих 29-ти чисел, оканчивающихся на 2:
  • = 2+12+22+32+…+ 282 (где = + 28d=2 + 28 10 =282).
  • = ЭТО ПРОТИВОРЕЧИТ УСЛОВИЮ, ЧТО СУММА РАВНА 2454. ОТВЕТ: б) НЕТ, НЕ МОЖЕТ.
  • оТВЕТ
  •  

№ 2 На доске записано 30 различных натуральных чисел , десятичная запись которых оканчивается на цифры 2 или 6 . Сумма всех чисел равна 2454 . В) Какое наименьшее количество чисел, оканчивающихся на 6 , может быть записано на доске?    Решение: Пусть n – количество чисел, оканчивающихся на 6 , 30 -  n – количество чисел, оканчивающихся на 2. Тогда сумма чисел, оканчивающихся на 2 , не меньше суммы 2+12+…+(2+10(29-n))= , где d=10. (По формуле  Сумма чисел, оканчивающихся на 6 , не меньше суммы  6+16+…+(6+10(n-1))=  = 5  . Отсюда для суммы всех 30 чисел: 2454  

2

  • На доске записано 30 различных натуральных чисел , десятичная запись которых оканчивается на цифры 2 или 6 . Сумма всех чисел равна 2454 .
  • В) Какое наименьшее количество чисел, оканчивающихся на 6 , может быть записано на доске? Решение:
  • Пусть n – количество чисел, оканчивающихся на 6 ,
  • 30 - n – количество чисел, оканчивающихся на 2.
  • Тогда сумма чисел, оканчивающихся на 2 ,
  • не меньше суммы 2+12+…+(2+10(29-n))=
  • , где d=10. (По формуле Сумма чисел, оканчивающихся на 6 , не меньше суммы
  • 6+16+…+(6+10(n-1))= = 5 .
  • Отсюда для суммы всех 30 чисел: 2454
  •  
№ 2 На доске записано 30 различных натуральных чисел , десятичная запись которых оканчивается на цифры 2 или 6 . Сумма всех чисел равна 2454 . В) Какое наименьшее количество чисел, оканчивающихся на 6 , может быть записано на доске?    Решение (продолжение) :  0     Ответ: в)  =11.  Ответ: в)  =11.  Ответ: в)  =11.  Ответ: в)  =11.  Ответ: в)  =11.  Ответ: в)  =11.

2

  • На доске записано 30 различных натуральных чисел , десятичная запись которых оканчивается на цифры 2 или 6 . Сумма всех чисел равна 2454 .
  • В) Какое наименьшее количество чисел, оканчивающихся на 6 , может быть записано на доске?
  • Решение (продолжение) :
  • 0
  •  
  • Ответ: в) =11.
  • Ответ: в) =11.
  • Ответ: в) =11.
  • Ответ: в) =11.
  • Ответ: в) =11.
  • Ответ: в) =11.
№ 3 После проверки контрольной выяснилось, что задачу решила меньшая часть класса. На перемене один ученик доказал, что его решение задачи верное. В классе учится не более 30 и не менее 20 человек. А) Возможно ли, что теперь уже большая часть класса решила задачу верно?  Б) Возможно ли, что исходный процент решивших задачу выражался нецелым числом, а после перемены – целым числом?  В)Какое наименьшее натуральное значение может после перемены принять процент учеников класса, верно решивших задачу?

3

  • После проверки контрольной выяснилось, что задачу решила меньшая часть класса. На перемене один ученик доказал, что его решение задачи верное. В классе учится не более 30 и не менее 20 человек.
  • А) Возможно ли, что теперь уже большая часть класса решила задачу верно?

  • Б) Возможно ли, что исходный процент решивших задачу выражался нецелым числом, а после перемены – целым числом?

  • В)Какое наименьшее натуральное значение может после перемены принять процент учеников класса, верно решивших задачу?
№ 3 После проверки контрольной выяснилось, что задачу решила меньшая часть класса. На перемене один ученик доказал, что его решение задачи верное. В классе учится не более 30 и не менее 20 человек. А) Возможно ли, что теперь уже большая часть класса решила задачу верно?    Решение: Да, возможно. Пусть в классе 29 человек ( любое нечетное количество от 21 до 29 ). И сначала решили задачу верно 14 человек, а после перемены – 15 чело-век ( большая часть класса ) .   Ответ: Да, возможно.

3

  • После проверки контрольной выяснилось, что задачу решила меньшая часть класса. На перемене один ученик доказал, что его решение задачи верное. В классе учится не более 30 и не менее 20 человек.
  • А) Возможно ли, что теперь уже большая часть класса решила задачу верно? Решение:
  • Да, возможно. Пусть в классе 29 человек ( любое нечетное количество от 21 до 29 ). И сначала решили задачу верно 14 человек, а после перемены – 15 чело-век ( большая часть класса ) .

  • Ответ: Да, возможно.

№ 3 После проверки контрольной выяснилось, что задачу решила меньшая часть класса. На перемене один ученик доказал, что его решение задачи верное. В классе учится не более 30 и не менее 20 человек. Б) Возможно ли, что исходный процент решивших задачу выражался нецелым числом, а после перемены – целым числом? Решение: Пусть в классе было 30 учеников, из которых ровно 2 решили верно задачу. Тогда процент учеников, решивших задачу = , был нецелым . А после перемены, когда число решивших станет 3 , процент решивших будет целым:  Ответ: б) Да, возможно.  

3

  • После проверки контрольной выяснилось, что задачу решила меньшая часть класса. На перемене один ученик доказал, что его решение задачи верное. В классе учится не более 30 и не менее 20 человек.
  • Б) Возможно ли, что исходный процент решивших задачу выражался нецелым числом, а после перемены – целым числом?
  • Решение:
  • Пусть в классе было 30 учеников, из которых ровно 2 решили верно задачу. Тогда процент учеников, решивших задачу = , был нецелым .
  • А после перемены, когда число решивших станет 3 , процент решивших
  • будет целым:
  • Ответ: б) Да, возможно.
  •  

№ 3 После проверки контрольной выяснилось, что задачу решила меньшая часть класса. На перемене один ученик доказал, что его решение задачи верное. В классе учится не более 30 и не менее 20 человек. В)Какое наименьшее натуральное значение может после перемены принять процент учеников класса, верно решивших задачу? Решение: Пусть n – количество учеников в классе, k – количество решивших задачу, k Тогда исходный процент – будет наименьшим при наименьшей дроби Наименьшее значение дроби равно 4, при k=1, n=25.  

3

  • После проверки контрольной выяснилось, что задачу решила меньшая часть класса. На перемене один ученик доказал, что его решение задачи верное. В классе учится не более 30 и не менее 20 человек.
  • В)Какое наименьшее натуральное значение может после перемены принять процент учеников класса, верно решивших задачу?
  • Решение:
  • Пусть n – количество учеников в классе, k – количество решивших задачу, k Тогда исходный процент – будет наименьшим при наименьшей дроби
  • Наименьшее значение дроби равно 4, при k=1, n=25.
  •  
№ 3 После проверки контрольной выяснилось, что задачу решила меньшая часть класса. На перемене один ученик доказал, что его решение задачи верное. В классе учится не более 30 и не менее 20 человек. В)Какое наименьшее натуральное значение может после перемены принять процент учеников класса, верно решивших задачу? Решение (продолжение) : Наименьшее значение дроби  равно 4, при k=1, n=25. При n. При n25, либо k=1, что не подходит, т к дроби ; ; …; не являются натуральными ; либо k и тогда Ответ: 4.  

3

  • После проверки контрольной выяснилось, что задачу решила меньшая часть класса. На перемене один ученик доказал, что его решение задачи верное. В классе учится не более 30 и не менее 20 человек.
  • В)Какое наименьшее натуральное значение может после перемены принять процент учеников класса, верно решивших задачу?
  • Решение (продолжение) :
  • Наименьшее значение дроби равно 4, при k=1, n=25.
  • При n.
  • При n25, либо k=1, что не подходит, т к дроби ; ; …; не являются натуральными ; либо k и тогда
  • Ответ: 4.
  •  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!