СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подпрограмма "Дорожная азбука" (лето)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная программа "Дорожная азбука" для детей 5-10 лет

Просмотр содержимого документа
«Подпрограмма "Дорожная азбука" (лето)»

Отдел образования администрации

Ржаксинского района Тамбовской области



Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №2

имени Героя Советского Союза Г.А. Пономарева» в п. Пахарь



Утверждено приказом директора «Ржаксинская СОШ №2 им. Героя Советского Союза Г.А.Пономарева»

от №

Рассмотрена на заседании МО протокол от №













Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая подпрограмма

социально-гуманитарной направленности





«Дорожная азбука» (лето)

(базовый уровень)

Возраст детей: 5 – 10 лет

Срок реализации: 1 месяц















Руководитель: Сутормина Ф.Е.

Педагог дополнительного образования







п. Пахарь, 2023



ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Учреждение

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №2 им. Г.А. Пономарёва» в п. Пахарь

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дорожная азбука»

3. Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность

Сутормина Фаина Евдокимовна, педагог дополнительного образования

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.№ 678-р);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. N 196;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015).

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г №41г. Москва

«Об утверждении Сан ПиН 2,4,4,3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Устав филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ №2

им. Г.А. Пономарёва» в п. Пахарь.


4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

социально-гуманитарная

4.4. Уровень освоения программы

базовый

4.5. Вид программы

общеразвивающая

4.6. Возраст учащихся по программе

5-10 лет

4.7. Продолжительность обучения

1 месяц



















































1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной подпрограммы 1.1. Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеобразовательной подпрограммы

Детский дорожный транспортный травматизм является актуальной проблемой современной жизни. С увеличением количества машин на улицах городов, поселков увеличилось и количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей, и подростков.

Детский дорожно-транспортный травматизм устойчиво занимает ведущее место среди других видов и, пожалуй, труднее всего поддается снижению. Анализ причин происходящих дорожно-транспортных происшествий, в результате которых страдают дети, показывает, что главной причиной является недисциплинированность детей на дороге и легкомысленное отношение к опасности на дороге.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая подпрограмма «Дорожная азбука» (лето) (далее – программа) относится к социально-педагогической направленности. Программа направлена на воспитание у детей навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, пропаганду здорового образа жизни, предотвращение дорожно-транспортных происшествий с их участием.



Актуальность подпрограммы

Актуальность подпрограммы обусловлена  высокими статистическими показателями ДТП  участием детей в России. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Они не обладают навыками поведения  в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения, поэтому профилактика детского дорожного травматизма является на данный момент одной из основных задач школы и семьи.



Новизна подпрограммы

Новизна подпрограммы состоит в том, что с учетом возрастных познавательных возможностей обучающихся изложение материала строится на основе концентрического воспроизведения системы знаний о безопасности человека на дороге. Это позволяет давать ребенку представление о целостной картине ситуаций, которые могут возникнуть во дворе, на улице, на дороге. Такой подход обеспечивает закрепление и развитие знаний, умений и навыков, в следующем году обучения расширяя и постепенно углубляя мировоззренческие и практические уровни знаний детей.



Отличительные особенности подпрограммы

Отличительная особенность данной подпрограммы заключается в том, что она предполагает систематическую разноплановую деятельность. Использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей. Комплексное решение вопросов создаст условия для привития учащимся устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Преимущество программы заключается в разработке содержания и форм работы с учащимися по изучению правил дорожного движения: занятия построены в игровой форме с использованием современных инновационных технологий.

Педагогическая целесообразность подпрограммы

Педагогическая целесообразность данной подпрограммы заключается в том, что она направлена на обучение детей правилам дорожного движения, наблюдению и ориентированию на дорогах среди стремительно движущегося транспорта. Данная подпрограмма отвечает потребностям общества и образовательным стандартам в формировании у ребенка общих регуляторов социального поведения, позволяющих дорожить собственной жизнью и жизнью других людей.





Адресат подпрограммы

Подпрограмма адресована детям от 5 до 10 лет, дети примерно одного возраста .

Дети 5-10 лет способны хорошо запоминать, применять на практике знания и умения, полученные в ходе занятий по дополнительной общеобразовательной подпрограмме «Дорожная азбука». Это именно тот возраст, когда закладываются основы нравственного, безопасного и законопослушного поведения.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает

учет

личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к детям можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.

Количество учащихся: 10-12 человек (в соответствии с СанПиН

2.4.4.3172-14)



Условия набора учащихся

Для занятий по данной программе принимаются все желающие, по заявлению родителей. Предварительной подготовки для зачисления в группу не требуется.



Объем и срок освоения подпрограммы

Срок освоения программы –1месяц.

Подпрограмма обучения рассчитана на 8 часов.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 учебному часу (по 40 минут).



Формы и методы, используемые при реализации подпрограммы

Подпрограмма рассчитана на месяц обучения.

Форма занятий – групповая, по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - лекция, семинар, практикум, экскурсия, по дидактической цели – занятия по углублению, систематизации и обобщению знаний. Занятия по данной программе состоят из теоритической, теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает теоритическая часть. Форму занятий можно определить как кружковую. Формы организации деятельности учащихся на занятии – групповая, по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - лекция, семинар, практикум, экскурсия, по дидактической цели – занятия по углублению, систематизации и обобщению знаний.

Санитарно-гигиенические требования

Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям технике безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо также наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.



1.2. Цель и задачи подпрограммы

Цель подпрограммы - формирование осознанного понимания опасности и безопасности юных граждан в области дорожного движения.

Задачи подпрограммы:

Образовательные задачи:

- Расширить представление о ПДД

- Приобрести знания об истории развития ПДД

- Приобрести основные навыки соблюдения ПДД

- Дать базовые знания о безопасности, связанной с дорожным движением.

Развивающие задачи:

- Развивать мотивацию к безопасному поведению

- Развивать способность ориентироваться в различных ситуациях на дороге

- Сформировать понятие безопасности дорожного движения.

- Обучить оперировать элементарными понятиями правил дорожного движения

- Научить выражать свои мысли и уметь их доказать, исходя из имеющегося жизненного опыта.



Воспитательные задачи:

- Сформировать устойчивый навык соблюдения правил дорожного движения.

- Способствовать развитию самоанализа своего поведения на улице

и в транспорте с целью безопасности жизни.

- Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах.

Данные образовательные задачи реализуются посредством выявления познаний учащихся в области правил дорожного движения в статусе «участник дорожного движения» и расширения их кругозора за счет создания творческой, дружелюбной атмосферы в группе, а также благоприятных условий для развития понимания правил дорожного движения.



1.3. Содержание подпрограммы



Задачи:



Обучающие задачи:

- формировать у обучающихся устойчивых знаний, умений и навыков в сфере безопасности дорожного движения;

- расширить общий кругозор по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;

- формировать знания о регулировании движения пешеходов, велосипедистов и транспортных средств на дорогах;

- формировать оптимальный для данного возраста набора терминов и понятий, используемых в дорожном движении и способствующих дальнейшему успешному усвоению основ безопасного поведения на дорогах.

Воспитательные задачи:

- формировать культуру участника дорожного движения;

- воспитать отрицательное отношение к нарушителям норм поведения в процессе дорожного движения.



Развивающие задачи:

- развивать навыки безопасного поведения на дорогах;

- развивать умение предвидеть скрытую опасность на дороге;

- развивать у обучающихся внимание, воображение, мышление, память, речь.



УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Название разделов и тем


Количество часов

Теоретических

Практических


Формы аттестации/

контроля

Всего


Теория

Практика


1

Как появились Правила дорожного движения. Вводное занятие.

1

1


Беседа

2

Дорога и ее составные элементы

1


1

Контрольное занятие

3

Мы – пешеходы

1


1

Тестирование

4

Мой друг – велосипед

1


1

Занятие

5

Мой безопасный путь в школу

1

1


Творческий проект

6

Играй, но о дороге не забывай

1


1

Тестирование

7

В стране дорожных знаков

1

1


Тестирование

8

Безопасность на дороге во время летних каникул. Итоговое занятие.

1

1


Аттестация


ИТОГО

8

4

4






КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОДПРОГРАММЫ

Вводное занятие. Входной контроль

Диагностика уровня осведомленности обучающихся о правилах дорожного движения и уровня сформированности у них практических навыков применения правил дорожного движения.

Тема 1 «Как появились Правила дорожного движения»

Теория. Правила дорожного движения - нормативный документ РФ. Обязанности участников дорожного движения - знать и соблюдать требования Правил дорожного движения. Первые дорожные знаки. История развития Правил дорожного движения.

Тема 2 «Дорога и ее составные элементы»

Теория. Что такое дорога? Как устроена дорога, ее основные элементы и их назначение. Дорога – место, где движется транспорт, идут пешеходы. Как пешеходы и водители поделили дорогу. Проезжая часть - место повышенной опасности. Пешеходная дорожка. Граница между транспортной и пешеходной зонами (бордюр, газон, обочина). Дороги в городе (населенном пункте) и вне населенного пункта, их сходство и отличие. Движение пешеходов в городе и за городом.

Практика. Закрепление у обучающихся знаний об основных элементах дороги через практическое занятие на учебной площадке образовательного учреждения (макете участка дороги или по картинкам), разгадывание кроссвордов.

Тема 3«Мы – пешеходы»

Теория. Места, разрешенные для движения пешеходов (по тротуарам, обочинам; пешеходным дорожкам; велосипедным дорожкам (если это не мешает движению велосипедистов). Если вышеперечисленные места отсутствуют, или движение по ним затруднено, разрешается идти по краю проезжей части в один ряд (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части).

Правила поведения пешеходов на тротуаре и проезжей части дороги (движение по тротуарам, придерживаясь правой стороны; единственная необходимость появления на проезжей части – переход дороги; пересекать проезжую часть можно только в местах, установленных для перехода; при отсутствии обозначенного перехода в зоне видимости, разрешается переходить дорогу, если она хорошо просматривается в обе стороны, и строго под прямым углом к краю проезжей части дороги).

При наличии разделительной полосы пешеходам запрещается переходить проезжую часть дороги не по пешеходному переходу. Запрещено переходить проезжую часть в местах, где установлены пешеходные или дорожные ограждения; ходить по дорогам, обозначенным дорожным знаком «Автомагистраль»; выходить на проезжую часть при приближении к пешеходному переходу транспортного средства с включенным проблесковым маячком, начинать переход можно лишь после проезда всех автомобилей, сопровождаемой колонны.

Практика. Разбор дорожно-транспортных ситуаций по картинкам и видеосюжетам, проведение игры-тренинга «Грамотный пешеход» по отработке навыков безопасного поведения пешеходов на тротуаре и проезжей части дороги.

Тема 4 «Мой друг - велосипед»

Теория. История появления велосипеда. Велосипед как транспортное средство: положительные и отрицательные качества. Положительные качества: не причиняет вреда экологии города, способствует физическому развитию детского организма, является удобным средством передвижения, позволяет легко маневрировать. Отрицательные качества: недостаточная устойчивость, особенно на поворотах, незащищен-ность велосипедиста. Ребенок и велосипед. Основные правила безопасной езды для юных велосипедистов. Исправность тормозов – гарантия быстрой остановки. Где можно кататься на велосипеде. Необходимость наличия (оборудования) у велосипедов звуковых и световых сигналов.

Тема 5 «Твоя безопасная дорога в школу»

Теория. Что такое маршрут. Какой маршрут называют безопасным. Короткая дорога – не всегда безопасная. Основные дороги в районе расположения образовательного учреждения. Обсуждение составленных совместно с родителями маршрутов обучающихся из дома в школу и обратно. Выявление скрытых опасностей для пешехода и выработка мер по их преодолению. Правила поведения на маршруте.

Практика. Разработка и обсуждение безопасного маршрута в школу и домой (по предоставленным педагогом материалам). Выработка безопасного правила поведения на маршруте. Устный журнал на тему «Наиболее безопасный путь – самый лучший».

Тема 6. «Играй, но о дороге не забывай»

Теория. Особенности движения автомобилей во дворе: могут заезжать на тротуар для парковки, могут двигаться в разных направлениях, могут останавливаться перед подъездом или домом для погрузки-разгрузки или высадки пассажиров. Стоящий автомобиль может неожиданно поехать вперед или назад. Играя во дворе, надо стараться быть дальше от автомобилей и мотоциклов и постоянно следить за их передвижением. Неожиданные маневры автомобиля и мотоцикла во дворе и их опасность для пешеходов: объезд лужи, выбоины, камня; занос автомобиля при повороте. Признак, по которым можно предвидеть начало движения автомобиля (водитель садиться за руль, появление выхлопных газов автомобиля, включен сигнал поворота, включение стоп-сигнала или сигнала заднего хода). Почему водитель может не за-метить детей, играющих около автомобиля. Гараж во дворе – место неожиданного выезда транспортного средства. Разбор дорожно-транспортных ситуаций по картинкам.

Тема 7 «В стране дорожных знаков»

Теория. История возникновения дорожных знаков. Введение одинаковых для всех стран дорожных знаков. Дорожный знак как источник информации. Группы дорожных знаков (цвет и форма). Назначение дорожных знаков (предупреждающие знаки, запрещающие знаки, знаки приоритета, знаки особых предписаний, информационные знаки, знаки сервиса, знаки дополнительной информации (таблички)). Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Место остановки общественного транспорта», «Движение пешеходов запрещено», «Железнодорожный переезд» и др.

Практика. Игра «Собери дорожный знак» с объяснением его значения по отработке навыков пользоваться дорожными знаками, как источниками информации. Индивидуальная творческая работа обучающихся (рисунки на тему дорожных знаков).

Тема 8 «Безопасность на дороге во время летних каникул»

Теория. Летние опасности на дороге: длинный световой день, яркое солнце, дождь, увеличение количества иногородних машин, велосипедов и мотоциклов. Правила безопасности. Разбор дорожно-транспортных ситуаций по картинкам. Инструктаж перед летними каникулами.

Итоговое занятие «Посвящение в пешеходы»

Практика. Повторение, обобщение и демонстрация обучающимися своих знаний, практических умений и навыков грамотного и без-опасного поведения в дорожной среде, полученных в период обучения. Присвоение звания «Пешеход» в целях формирования положительного эмоционального отношения к безопасности дорожного движения. Театрализованная конкурсная программа «Посвящение в пешеходы».









1.4. Планируемые результаты обучения

обучающиеся должны

знать: элементы дороги и их назначение; правилам перехода проезжей части; различать группы участников дорожного движения; различать виды пешеходных переходов; правилам ПДД; различать виды светофоров и значение их сигналов; правилам посадки и высадки из автобуса, троллейбуса, трамвая; различать виды транспортных средств; правилам поведения пешехода и пассажира.

уметь: использовать знания ПДД, определять места безопасного перехода проезжей части; применять на практике основные правила перехода проезжей части; выбрать безопасный путь в школу, магазин, к друзьям; определять безопасные места для игр; пользоваться городским транспортом; ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации.

владеть навыками: дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге, не переходящее в чувство страха; взаимной поддержки и выручки во время проведения конкурсных мероприятий.





2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей подпрограммы


2.1. Календарный учебный график

Количество учебных недель – 4

Количество учебных дней – 21

Учебный период с 1 июня по 24июня.

Календарный учебный график является составной частью рабочей программы (Приложение № 1).





2.2. Условия реализации подпрограммы Материально-техническое обеспечение

Для успешной реализации подпрограммы необходимо материально-техническое и дидактико-методическое обеспечение:

  • помещение: учебный кабинет, столы и стулья для педагога и учащихся, классная магнитная доска, шкафы для дидактического и раздаточного материалов, общее освещение;

При реализации подпрограммы в учебном процессе используются методические пособия, дидактические материалы, фото- и видеоматериалы, книги, материалы на электронных носителях.

Сведения о помещении

• Учебный кабинет

• 6 столов

• 12 стульев

Техническое обеспечение

• 1 ноутбук

• 1 принтер

• Проектор

• Экран

• Видео -диски

• Фотоаппарат

Методическое обеспечение

• Методические разработки занятий;

• Подборка информационной справочной литературы;

• Наглядные пособия по темам;

• Видео- и фотоматериалы.



Кадровое обеспечение.

Педагоги, организующие образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей подпрограмме базового уровня «Дорожная азбука» должны иметь среднее профессиональное или высшее профессиональное образование по специальности. Требования к квалификации и стажу работы не предъявляются.



2.3.Формы аттестации

Контроль за реализацией данной программы может быть в форме тестирования, собеседования, итогового занятия. Во время проведения вышеназванных форм контроля выявляются пробелы в знаниях, что позволяет скорректировать работу

по программе. Так же предусмотрены защита проектов и творческих работ, во время чего происходит обсуждение материала, задаются вопросы автору, что позволяет поддерживать положительное эмоциональное состояние, наладить совместную работу в группе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

продуктивные формы: конференция, выставки, собеседование, контрольное упражнение, тестирование, участие в конкурсах, выставках и других

мероприятиях, итоговая аттестация

документальные формы: дневник достижений каждого учащегося, карта оценки результатов освоения программы, дневник педагогических наблюдений, грамоты, призы.



2.4. Оценочные материалы

Контроль осуществляется один раз в месяц в соответствии с планом мониторинга (проверка журналов; маршрутных листов; проведение диагностических работ по теории ПДД;

Контрольно-диагностические материалы

и диаграммы результативности реализации программы.

Критерии оценки уровня усвоения программы (лето):

Низкий уровень: знает, какой транспорт передвигается по дороге. Знает

его части; умеет ориентироваться в пространстве. Знает о назначении светофора

в целом, знает какой транспорт передвигается по автодороге. Знаком с работой водителя.

Средний уровень: знает о правилах поведения на проезжей части, на тротуаре, улице, в транспорте, на зимней дороге; знает назначение транспорта. Хорошо ориентируется в пространстве. Имеет представление о видах транспорта. Имеет представление о назначении специализированного транспорта: пожарной машины, полицейской машины, машины скорой помощи. Умеет себя правильно вести во всех видах общественного транспорта. Знает, какие правила безопасного



поведения необходимо соблюдать на дороге.

Высокий уровень: знает об особенностях труда водителей различного вида транспорта и о правилах поведения водителей на дороге; имеет представление о «регулируемом перекрестке»; знаком с правилами передвижения пешеходов

машин с помощью светофора. Знает, называет и объясняет назначение информационно – указательных знаков. Запрещающих и предупреждающих

знаков.



2.5. Методические материалы

Методические условия реализации подпрограммы




1 год обучения

п/п

Название раздела, темы

Материально техническое оснащение, дидактико-методический материал

Формы/методы, приемы обучения

Формы подведения итогов


1





Вводное занятие. Входной контроль


вопросы для опроса и викторины

рассказ-объяснение, беседа, блиц опрос, мини-викторина/ словесный, методы устного контроля

опрос, конкурс

2

Раздел 1.

«Путешествие в прошлое»

наглядно-иллюстрационный материал, кроссворды, альбомы для рисования, цветные карандаши, краски, фломастеры

рассказ-объяснение, беседа, конкурс рисунков/ словесный, наглядный, репродуктивный, самостоятельная работа

опрос, выставка работ «Автомобиль будущего»

3

Раздел 2.

«Дорога, что ты расскажешь о себе?»

наглядно-иллюстрационный материал, макет микрорайона, макет перекрестка, загадки, стихи, кроссворды, модели транспортных средств, ситуационные задачи, набор дорожных знаков, инструкция по технике безопасности во время экскурсии, тестовые

рассказ-объяснение, игра-упражнение, ролевая игра, экскурсия, беседа, творческая работа в группах, контрольная работа/ словесный, наглядный,

репродуктивный, практический, игровой, инструктаж, работа под руководством педагога, самостоятельная работа, методы письменного и практического контроля


опрос, создание макета микрорайона школы, контрольное упражнение, тестирование

4

Раздел 3.

«Участники дорожного движения»

наглядно-иллюстрационный материал, кроссворды, цветные кар-точки (красный, желтый, зеленый), свисток, стихи, загадки, ситуационные задания, инструкция по технике безопасности во время экскурсии, конкурсы, игры, музыкальные записи

рассказ-объяснение, игра-тренинг, игра, беседа, экскурсия, контрольная работа, групповая творческая работа/

словесный, наглядный, репродуктивный, практический, игровой, наблюдение, инструктаж, методы письменного и практического к

нтроля, работа под руководством педагога


опрос, тренировочное упражнение, контролирующая игра, контрольная работа, тематическая программа «Мы все – участники дорожного движения»

5

Раздел 4.

«Транспорт на дорогах нашего города»

наглядно-иллюстрационный материал, модели транспортных средств, загадки, стихи, вопросы для беседы, ситуационные задания по темам раздела, велосипед, кегли, тест, бумага, клей, цветные карандаши, пластилин; конкурсы, игры, музыкальные записи, CD-проигрыватель

рассказ-объяснение, творческая работа, беседа, игра-упражнение, тестовый контроль, конкурс творческих работ, конкурсная мини-программа/

словесный, наглядный, репродуктивный, игровой, практический, методы практического и письменного контроля, самостоятельная работа, работа под руководством педагога

опрос, мини-соревнование, тестирование, контролирующая игра, выставка работ «Транспорт нашего города», конкурсная программа «Островок безопасности»

6

Раздел 5.

«Безопасность на дороге – зависит от нас»

наглядно-иллюстрационный материал, стихи, макет участка дороги, цветные мелки, альбомы для рисования, цветные карандаши, краски, подборка дорожных ситуаций, заготовки индивидуальных маршрутных листов, макет (схема) микрорайона школы, набор дорожных знаков, вопросы викторины, карточки-задания, конкурсы, игры, музыкальные

рассказ-объяснение, беседа, творческая работа, игра-упражнение, тренировочное упражнение/

словесный, наглядный, практический, репродуктивный, игровой, самостоятельная работа, методы практического и фронтального контроля, работа под руководством педагога

опрос, выставка рисунков, создание маршрутного листа «Мой путь в школу», викторина, контрольное упражнение, мини-представление для воспитанников д/с

7

Раздел 6.

«Средства регулирования дорожного движения»

наглядно-иллюстрационный материал, свисток, жезл, цветные карточки (красный, желтый, зеленый), иллюстрации различных видов светофоров и дорожно-транспортных ситуаций, стихи, загадки, макет светофора, набор дорожных знаков, пазлы «Дорожные знаки», частушки, конкурсы, игры, музыкальные записи, CD-проигрыватель


рассказ-объяснение; беседа, викторина, индивидуальная (групповая) творческая работа обучающихся, игра- упражнение, тестирование, театрализованное мероприятие/

словесный, наглядный, практический, игровой, самостоятельная работа, методы практического и индивидуального контроля, работа под руководством педагога

опрос, выставки рисунков и поделок, тестирование, контрольное упражнение, праздник «В стране дорожных знаков

8

Раздел 7.

«Безопасность на дороге в разное время года»

наглядно-иллюстрационный материал, ситуационные задачи, инструкция по БДД перед

каникулами


рассказ-объяснение, беседа, игра-тренинг, творческая работа/ словесный, наглядный, практический, игровой, инструктаж, самостоятельная работа

опрос, выставка работ обучающихся на тему «Безопасность на дороге»

8

Итоговое занятие «Посвящение в пешеходы»

стихи, загадки, набор дорожных знаков, макет светофора, жезл, свисток, CD-проигрыватель,

музыкальные записи


театрализованная конкурсная программа/ работа под руководством педагога, поощрение

театрализованная конкурсная про-грамма «Посвящение в пешеходы»



2.6. Список литературы

Для педагога:

1. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе. Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2019.

2. Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах / авт.-сост. Е.Ю. Лавлинскова.- Волгоград: Учитель, 2018.

3. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2018.

4. Матюхин В.А., Панченко О.Г., Рубин А.В.Методические рекомендации по обучению школьников Правилам дорожного движения / под общ. ред. А.В. Рубина. – Красноярск, СибЮИ МВД России, 2016. – 192 с.

5. Методические рекомендации для системы дополнительного обучения детей правилам дорожного движения / Никитин Б.Т, Зуева Т.Э. Под рук. С.В. Барканова и О.А. Никоновой. - М.: Министерство транспорта РФ, Министерство образования РФ, Ассоциация юношеских автошкол, 2017.

6. Методические рекомендации по организации в образовательных учреждениях работы с родителями по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма- ТОГУ ДОД «Центр творсеского развития экологии и туризма», региональный Центр по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма, Тамбов 2009г.

7. ПДД РФ (в редакции, действующей с 8 ноября 2017 г.) – http://stpddrf.ru

8. Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В. А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. “Просвещение”,2019 г.

9. Сборник методических разработок Организация мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма – Калуга: отделение пропаганды БДД отдела ОАР и пропаганды БДД, 2017г.

10. Школа дорожных наук» О.Ю. Старцева Творческий Центр Сфера Москва 2019г.

11.   https://www.prodlenka.org/ Методические разработки, конкурсы и олимпиады для школьников и учителей. Образовательный портал «Продленка»


Для обучающихся:

1.Автомобили. Иллюстрированная энциклопедия для детей. Издательство «Валдис», Школьник Ю.М. 2018г

2. ПДД для детей. Лабунько А.В., Лабунько Ю.В Издательство «Эксмо», 2017г.

3. Пособие для учащихся “Безопасное поведение на улицах и дорогах”, 1–4 кл., пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией П.В.Ижевского, авторы: П.В. Ижевский, Б.О.Хренников, И.В.Александрова, М.В.Маслов

4. Программа для системы дополнительного образования детей “Дорожная Азбука”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В.А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. “Просвещение”,2019 г.

5. Учебная книжка – тетрадь для 3 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2018 г.

6. Учебная книжка – тетрадь для 4 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2018 г.

7. Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода. М.: Филол. о-во СЛОВО, Эксмо, 2018.

8. Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2019.



2.7.Глоссарий (понятийный аппарат)

(выдержка из ПДД Российской Федерации)

«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1** и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энерги ей лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

«Велосипедист» - лицо, управляющее велосипедом.

«Велосипедная дорожка» - конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.

«Водитель» — лицо, управляющее каким либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1-2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

«Дневные ходовые огни» — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие
аналогичные технические характеристики.

«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного
типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

«Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1, 5.23.2, 5.24.1, 5.24.2, 5.25, 5.26

«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

«Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

«Опасный груз» — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

«Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

«Организованная перевозка группы детей» — организованная перевозка восьми и более детей в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству.

«Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

«Организованная транспортная колонна» — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.

«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

«Островок безопасности» - элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения противоположных направлений (в том числе и полосы для велосипедистов), конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.

«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

«Парковка (парковочное место)» — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадной или подмостовых пространств, площадей или иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1,5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

«Пешеходная дорожка» — обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.

«Пешеходная зона» — территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34.

«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2-4.5.7.

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

«Полоса для велосипедистов» - полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2.

«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для, сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажира либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

«Школьный автобус» – специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации






Приложение № 1

Календарный учебный график

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дорожная азбука»

(базовый уровень)

Первый год обучения

п/п

Дата проведения



Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1





групповая



1


Вводное занятие.

Как появились Правила дорожного движения

Учебная комната


Знакомство с предметом Азбука дорожного движения.

Беседа.

Определение

Элементов дороги и пешеходной части

2




групповая

1

Дорога и ее составные элементы

Учебная комната

Составление памятки.

3



групповая

1

Мы – пешеходы

Учебная комната

Работа по карточкам

4



групповая


1

Мой друг - велосипед

Учебная комната

Просмотр видеофильма

Обсуждение

5




групповая


1

Мой безопасный путь в школу

Учебная комната

Составление схемы

6



групповая


1

Играй, но о дороге не забывай

Учебная комната

Практическое занятие-рассказы учащихся

7



групповая

1

В стране дорожных знаков

Учебная комната

Рисунки дорожных знаков

8



групповая

1

Безопасность на дороге во время летних каникул. Итоговое занятие


Проверка теоретических знаний.

Итого:




8




Приложение 2.

Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД


Контрольные вопросы:

Кого называют пешеходом?
Что такое транспорт?
Для чего предназначен тротуар?
Что такое перекресток?
Для чего служат ПДД?
Для чего служит проезжая часть?
Где надо переходить улицу?
Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?
Где можно играть?
Как нужно вести себя на улице?
Кому дает команды пешеходный светофор?
При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?
Зачем нужны дорожные знаки?
В каких местах устанавливается знак «Дети»?
Где можно кататься на велосипеде?
Почему опасно цепляться за автомобили?
Почему на санках нельзя кататься на улице?
Где нужно ожидать общественный транспорт?
Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
Как нужно себя вести в общественном транспорте?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!