СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Подвигу народа жить в веках»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 7 классе прошел урок, посвященный 74-ой годовщине со Дня Победы!   

Просмотр содержимого документа
««Подвигу народа жить в веках»»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Рождественская средняя общеобразовательная школа»

Ичалковского муниципального района

Республики Мордовия





Конкурс методических разработок «Урок Победы»





Разработка урока музыки

«Подвигу народа жить в веках»

7 класс























Автор: учитель музыки

МОБУ «Рождественская СОШ»

Захарова Наталья Михайловна









2019 год, Рождествено

Урок музыки в 7 классе

Тема: «Подвигу народа жить в веках»

Цели:

  • Формирование у школьников чувства патриотизма, готовности к исполнению гражданского долга и защите Отечества.

  • Воспитание у обучающихся чувства гордости за свою страну, уважения и признательности к ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта.

Дидактическая цель урока: через различные виды искусств познакомить учащихся с образом защитника Отечества.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Задачи урока:

Образовательные:

  • актуализировать знания о музыкальных произведениях, в которых прославляются защитники Родины;

  • проанализировать, как создан образ защитника Отечества через межпредметные связи музыки, изобразительного искусства и литературы;

  • исследовать, что влияет на обращение современных художников, композиторов к героическим образам прошлого?

Воспитательные:

  • формировать компетенцию по эмоционально-образному анализу произведений искусства в сравнении с явлениям жизни;

  • Способствовать воспитанию всесторонне развитой личности в культурном и нравственном отношении.

Развивающие:

  • развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;

  • совершенствовать вокально-хоровые навыки;

  • развивать способность анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения;

  • развивать коммуникативные компетенции, формировать навыки самооценки и рефлексии

Оборудование: мультимедиа проектор, интерактивная доска, микрофоны, колонки.

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД


Организационный момент

Приветствие и установление рабочей атмосферы.

Приветствуют друг друга

Личностные УУД

Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Введение в тему урока

Читает стихотворение. Организует обсуждение с обучающимися, в ходе которого учащиеся формулируют примерную тему урока.

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, высказывают предположения

Регулятивные УУД

Учатся слушать, отвечать на вопросы и высказывать свое мнение

Этап подготовки к усвоению нового материала

Постановка и обсуждение вопроса «Что есть

Война и Победа»?

Просматривают видеоролик «О той весне», проводят анализ увиденного

Регулятивные УУД

Выполняют действия в устной форме

Этап усвоения новых знаний

Знакомство с историческим фильмом «Александр Невский»





Обзор песен, которые стали пророчеством военных событий











Знакомит с жанрами фронтовых песен



Посредством прослушивания и обсуждения песен знакомит с образом матери и с символами верности и надежды


Знакомит с отдельным видом искусства - частушками

Слушают учителя








Слушают «7 симфония Шостаковича», «Священная война». Совместно с учителям делают выводы о значимости советского солдата в победе.



Записывают жанры в конспект



Слушают отрывки из песен. Дают характеристику образам





Слушают, делают выводы

Познавательные УУД

Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.

Коммуникативные УУД

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД

Развитие умения осмысливать полученную информацию.

Познавательные УУД

Формирование умения правильно и корректно отстаивать свою точку зрения.

Формирование умения делать эмоционально-образный анализ героя

Физкультминутка

Учащимся предлагается музыкальная игра, ««Марш»» для здоровьесбережения учащихся.

Ребята разбиваются на 3 группы (по рядам) и выполняют движения

Личностные УУД

Выражение в музыкальном исполнительстве своих чувств и настроений; понимание настроения других людей.

Этап вокально - хоровой работы

Предлагает спеть «Последний бой»

Исполняют песню

Коммуникативные УУД

Участие в коллективном пении.

Этап подведения итогов учебной деятельности

Итоговая беседа о значимости победы советского народа в Великой Отечественной Войне

Принимают участие в итоговой беседе, делают вывод.


Регулятивные УУД

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность

Этап информации о домашнем задании

Нарисовать рисунки к любой композиции, прослушанной на уроке


Запоминают домашнее задание.

Коммуникативные УУД

Умение выражать свои мысли в рисунках на бумаге.

Познавательные УУД

Соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

Итоговый этап рефлексии учебной деятельности

Благодарит учащихся за активную работу, предлагает оформить нотный стан настроения различными нотками.

На нотный стан наклеивают нотки различного цвета, которые соответствуют настроению.

Личностные УУД

Интерес к различным видам творческой деятельности.



Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Настрой на плодотворную работу на уроке

  2. Введение в тему урока (Слайд1)

Учитель. 

От Москвы к Берлину путь был очень длинным

Был крутым, от неба до земли

Несмотря на мины и на бомб лавины

До Берлина воины дошли.

Много песен спето про победу эту

И ещё немало пропоют

Спасена планета, стало больше света

Но фашисты всё ещё живут

Заросли окопы, все исчезли тропы,

По которым шла тогда война

Не забудь Европа, про ужасный опыт

Помни всех героев имена.

Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Предположения учащихся.

Учитель. Все вы правы, мы собрались, чтобы вспомнить и почтить память погибших, отдать дань уважения живущим, всем тем, кто совершил Великий подвиг во имя Великой Победы.


Слайд 2 (читает запись на слайде один из учеников)

Еще тогда нас не было на свете

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

Еще тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой!

Еще тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли.

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину,

За мирный дом,

За мир, в котором мы живем!

Слайд 3

  1. Этап подготовки к усвоению нового материала

Учитель. Посмотрите следующий видеоролик и постарайтесь ответить на вопрос: что для вас означают слова «Война и Победа»?

Ответы детей.

Учитель. Слайд4. Совершенно верно, ребята, - вы правы. И уже в конце 30-х годов, предчувствуя угрозу нападения и чтобы предотвратить ужасы войны, поднять патриотизм русского народа был снят исторический фильм «Алекса́ндр Не́вский» о древнерусском князе, одержавшем победу в битве с рыцарями Тевтонского ордена на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Он относится к плеяде классических советских исторических фильмов 30-х годов и считается одной из лучших работ Сергея Эйзенштейна. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, «Александр Невский» вернулся на экраны с ещё более оглушительным успехом. В 1942 году, в год семисотлетия Ледового побоища, был выпущен плакат со словами И. В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков. Главным лейтмотивом произведения являются слова князя Невского: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет» Музыку к фильму написал знаменитый композитор Сергей Прокофьев.

Слайд 5

Передовые художники и музыканты, творцы прекрасного всегда шли на шаг впереди предстоящих событий, были пророками своего времени.

Так в музыке, которая звучит сейчас (7 симфония «Ленинградская» Шостаковича) знаменитая тема первой части симфонии - тема «нашествия» была написана Шостаковичем до начала Великой Отечественной войны — в конце 30-х годов или в 1940-м. В 1940 году Шостакович показывал это сочинение коллегам и ученикам, но не опубликовал и публично не исполнял. Когда летом 1941 года композитор начал писать всю симфонию, тема превратилась в большой вариационный эпизод, заменивший разработку в первой её части, а 27 декабря 1941 года и была закончена симфония. Знаменитая «тема сопротивления» - предвестник Великой Победы 1945года. И не случайно, критики сказали об этом произведении: «Народ, который создает такую музыку – победить невозможно» И это в 1941 году!!!

Слайд 6

В первый же день войны В. Лебедев-Кумач написал стихотворение “Священная война”, которое 24 июня было опубликовано одновременно в газетах “Известия” и “Красная Звезда”. Композитор А. Александров, создатель и художественный руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски советской армии, прочитав его, сочинил музыку. Вскоре три бригады ансамбля, выехавшие на фронт, исполнили ее перед воинами. Так с первых дней войны вместе с красной Армией в бой вступила и советская песня. С этой песней на вокзалах Москвы родные и близкие провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти как воинская присяга. Не случайно песня «Священная война» - это песня воин, пророк, победитель Почему? Как вы думаете?

Ответы детей.

Слайд 7

Учитель. Военное время – трудное и суровое время… И в душах, на первый взгляд, взаимоисключающие чувства: ненависть и любовь. Ненависть к врагам и любовь к Родине, матери, женщине. Образ матери жил в сердцах, звучал в песнях, читался в строчках писем. Эта любовь помогла воинам выстоять, выжить и победить. Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Жанры фронтовых песен перед вами

Слайд 8

Знали люди, что война - это пропасть, это гибель. Но матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков. Ждали, даже если приходила "похоронка". Ждали, надеялись и писали письма.

Стихи простые, наивные, но сколько в них надежды и любви! Такие письма были необходимы солдату. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского. Эта песня была написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность: "Катюша" олицетворяла все самое лучшее в жизни - все то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Потому песня эта в дни войны стала столь популярной, и не только в нашей стране. Мелодия "Катюши" стала гимном итальянских партизан! Именем Катюша названа самая грозная установка Второй Отечественной войны.

Слайд 9 ("В землянке" сл. А. Сурков, муз. К. Я. Листов)

А с одной произошла вообще невероятная история. Писал поэт письмо жене на КП возле Волоколамского шоссе. Тревога. Артналет. Оставил письмо. Кто-то из офицеров штаба нашел листок, переписал текст и послал своей жене. И вдруг, Суриков слышит по радио на музыку К. Листова "Бьется в тесной печурке огонь". И не песня вовсе, а письмо домой. Да, да, друзья, стихи "Землянки" вовсе не песенные. Осенью 1941 года в селе Кашино они были написаны военным корреспондентом Алексеем Сурковым своей жене. Вот такие письма писали с фронта! Полк автора стихов пробивался из окружения, и после напряженного дня Сурков запишет в своем потрепанном блокнотике "Бьется в тесной печурке огонь:". А позже - зимой 1942 композитор Константин Листов попросит военного корреспондента "что-нибудь, на что можно написать песню". "Стихи захватили меня своей эмоциональной силой, - вспоминал композитор, - забрали искренностью, отозвались в сердце. Время - бесконечно тревожное: немцы под Москвой, я - один, семья в эвакуации. Думаю, не было тогда человека, у которого душа не болела бы...". Уже через неделю Листов в редакции фронтовой газеты под гитару исполнил "В землянке" на стихи Суркова. Её слушали, затаив дыхание. На прощание Листов начертил на листе бумаги ноты и оставил их в редакции. Позднее стихи и записанную мелодию напечатают в "Комсомольской правде". "Я много написал во время войны песен, но ни одна из них не полюбилась слушателям, как эта, - рассказывал Константин Яковлевич Листов



Слайд 10 «Синий платочек»

Казалось, что среди грохота сражений, небывалых еще в истории войн, могут звучать лишь боевые песни, да марши. Однако, как отмечал поэт А. Сурков, "уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками "Идет война народная, священная война" в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова, в общем-то, не очень сильной песни "Синий платочек". Правда, жизнь внесла свои коррективы в содержание популярной песни.

Однажды весной 1942 года Фронтовой джаз-оркестр В. Коралли и К. Шульженко выступал в гвардейском подразделении генерала Н. А. Гагена, защищавшем легендарную "дорогу жизни" через Ладожское озеро. После концерта, беседуя с бойцами, Клавдия Ивановна познакомилась с литературным сотрудником газеты 54-й армии Волховского фронта "В решающий бой!" лейтенантом Михаилом Александровичем Максимовым. Когда речь зашла о любимых песнях и, в частности, о "Синем платочке", артистка сказала: - Песня популярна в народе, у нее простая, запоминающаяся мелодия. Но нужны другие слова, которые отражали бы сегодняшний день, нашу великую битву с фашизмом. Тогда песня будет нужна армии.

Лейтенант М. А. Максимов не был поэтом, но слова К. И. Шульженко его очень взволновали, и он воспринял их как личное задание. Вернувшись с концерта певицы, он сразу же принялся работать над новым текстом песни. Было это 9 апреля 1942 года. К утру текст был готов. "Мне сразу понравились простые, берущие за душу слова, - вспоминала К. И. Шульженко. - В них было много правды. У каждого из защитников нашей Родины, у каждого воина есть одна, родная женщина, самая любимая, близкая и дорогая, за горе, страдание, лишения, за разлуку с которой он будет мстить врагу... И вскоре я уже пела фронтовой "Синий платочек" для своих слушателей. С тех пор песня эта навсегда осталась в моем репертуаре".

Слайд 11

1.Кто сказал, что надо бросить 
Песни на войне? 
После боя сердце просит 
Музыки вдвойне.

2-й.

Нынче у нас передышка, 
Завтра вернемся к боям. 
Что ж твоей песни не слышно, 
Друг наш, походный баян?

Слайд 11-12.

И конечно же самыми любимыми былина фронте, пожалуй, песни из народа- частушки. Искрометные. Доступные. Понятные. Как говорится - на «ходу». Ведь частушка- часть русской души, и ей уже 200 лет.

Слайд13

  1. Физкультминутка.

Учитель: Предлагаю немного отвлечься и поиграть в игру «Марш». Разделимся на 3 группы: «музыканты», «Инструменты», «ноты». Каждая группа вступает на свой куплет, а последний исполняют все вместе)

  1. Мы – лихие музыканты, Развесёлые таланты, Шаг печатаем мы наш Под весёлый этот марш!

  2. А за нами – инструменты, Наши им аплодисменты! Важен каждый инструмент, И в оркестре лишних нет.

  3. После них шагают ноты, И у нот полно работы – Музыки основа всей, Хоть всего их только семь.

  4. До-ре-ми-фа-соль-ля-си! Только ноты попроси, Си-ля-соль-фа-ми-ре-до! Вспыхнет музыка легко!

  1. Этап вокально - хоровой работы

Долгий и нелегкий путь пришлось пройти советским солдатам, чтобы завоевать победу. Они шли сквозь огонь и пургу, через ужас и смерть. Мертвые завещали живым свое право возмездия, свою веру в победу и незримые шли среди живых. Шли, чтобы отгремел тот решительный и последний бой.

Слайд 14 «Последний бой! – исполнение

  1. Этап подведения итогов учебной деятельности

 Слайд 15- 17 (звучит музыка Р. Шумана «Грезы» фоном)

Давно закончилась война….

Затекли и сравнялись с землей окопы, заросли травой временные фронтовые дороги, цветами покрылись блиндажи. Но земля всегда будет помнить о войне. И люди помнят!

Прошла война, прошла страда
Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда об этом не забудем!
Пусть память верную о ней хранят, об этой муке
И дети нынешних детей, и наших внуков внуки
Затем, чтоб этого забыть не смели поколенья
Затем, чтоб нам счастливыми быть
А счастье – не в забвенье

В канун Великой Победы статисты подсчитали, что если бы каждого погибшего в годы Отечественной войны почтить минутой молчания, то человечество замолчало бы на 50 лет!!!!

Слайд 18

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Слайд 19

Остановись время! Замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас, кто отдал за нас свои жизни!

Давно умолк войны набат, 
Цветут цветы в родном краю,
Но будет вечно жить солдат,
Что смертью храбрых пал в бою.
Он сохранил тебе и мне
И человечеству всему
Покой и счастье мирных дней.
Поклонимся, поклонимся ему!

Слайд 20

«Салют героям» исполнение.

Слайд 21

«Грядущего в жизни не будем, коль прошлого помнить невмочь»

Сегодня Вам предстоит написать письмо – завещание для будущих поколений,

Используйте фразы:

Война- это….

Я не хочу….

Пусть всегда…

Слайд 22

Слава героям! Слава! В праздник Победы мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага: терпение, мужество, величайшая стойкость, любовь к Отечеству! День 9 Мая стал для нас не только всенародным праздником, но и Днем Памяти.

Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям он приносит следом,
Мы поздравляем вас великим днем,
С днем нашей Славы!
С Днем Победы!(Звучит песня “День Победы” – музыка Д.Тухманова, слова В. Харитонова)

  1. Этап информации о домашнем задании. Нарисовать рисунок к любой композиции, прозвучавшей на уроке.

  2. Итоговый этап рефлексии учебной деятельности

Учитель. Ребята, я предлагаю вам заполнить данный нотный стан нотками настроения. У каждого из вас есть нотки разных цветов, каждый цвет имеет свое значение. Выберите нотку сообтетствующего цвета и прикрепите на доску

Спасибо за урок!



Интернет-источники

  1. Видеоклип «О той весне» https://www.youtube.com/watch?v=4ofPOUu9gzo

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Александр_Невский_(фильм)

  3. Как родилась песня «Синий платочек» https://shkolazhizni.ru/culture/articles/14126/

  4. https://www.1tv.ru/shows/dobroe-utro/pro-pobedu/podlinnaya-istoriya-pesni-zemlyanka




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!