СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подвижные (сюжетные) игры – эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подвижные (сюжетные) игры – эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста»

Тема «Подвижные (сюжетные) игры – эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста»

























Выполнила:

Жданова Е.С. учитель начальных классов




Содержание


Введение…………………………………………………………………………………...3

1 Подвижные игры в системе дошкольного образования……………………………...5

1.1 Роль подвижной игры для детей дошкольного возраста…………………………...5

2 Личная точка зрения на методику подготовки и проведения подвижных игр в дошкольном учреждении…………………………………………………………………9

2.1 Методическая работа по применению подвижных игр в дошкольном учреждении………………………………………………………………………………..9

2.2. Методика проведения подвижных игр…………………………………………….11

Заключение……………………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………………17



















Введение


Подвижная игра является естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой силой, поэтому она отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребёнка – неуёмной потребности его в жизнерадостных движениях.

Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Одна из характерных особенностей подвижных игр – стремление к результату. Ребёнок испытывает радость от удовлетворения потребности в движениях, от эмоциональной атмосферы игры, особый эмоциональный подъём вызывает достижение реального, наглядного положительного результата – выигрыша.

Сегодня подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка при его активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество подвижных игр заключается в том, что они всегда связаны с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме.

В педагогике широко используются подвижные игры, в которых кроме основных движений используются и другие, например, ритмичные хлопки, притопывание и прочие. Проводя их, воспитатель может преследовать разные цели в зависимости от того, на каком этапе находится физическое развитие детей.

Передовые русские учёные В.В. Гориневский, Е.А. Покровский, П.Ф. Лесгафт, учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребёнка, в приобретении им определённых навыков, уделяли много внимания сбору и изучению таких игр. Они разъясняли их значение для физического развития детей и пропагандировали практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения. В дальнейшем эти прогрессивные идеи нашли своё отражение в трудах учёных, разрабатывавших вопросы теории и методики подвижных игр в разных звеньях системы физического воспитания.

Разнообразие подвижных игр с давних пор приводило исследователей и составителей сборников к необходимости группировать игры, классифицировать их. Изучением подвижных игр для дошкольников занимались такие педагоги, как Е.А. Аркин, Л.И. Чулицкая, М.М. Конторович, Л.И. Михайлова, Н.А. Метлов, а позднее Е.Г. Батурина, А.И. Быкова, В.М. Богусловская, Н.Н. Кильпио Н.Г. Кожевникова, А.И. Сорокина и другие.

Цель работы заключается в изучении литературы о подвижных играх и их использовании в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Для выполнения работы необходимо решить несколько поставленных задач:

- рассказать о подвижных играх, их роли в физическом воспитании дошкольников;

- поделиться своей точкой зрения на методику подготовки и проведения подвижных игр в дошкольном учреждении.

Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы.
















1 Подвижные игры в системе дошкольного образования


1.1 Роль подвижной игры для детей дошкольного возраста


Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма — одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности.

Играм принадлежит особое место среди большого многообразия средств физического воспитания. Их значение выходит далеко за рамки тех представлений, с которыми мы обычно подходим к оценке средств физического воспитания.

Подвижные игры служат одним из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, действовать, двигаться. Во время подвижных игр у детей развиваются такие качества, как самостоятельность и инициатива, настойчивость и уверенность, совершенствуются движения. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определённые правила.

Игровая деятельность у дошкольников является ведущей, однако, важно учитывать основные элементы структуры как материальной, так и духовной деятельности детей: мотивы, побуждающие к деятельности; цели-образы результатов, на достижение которых деятельность направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется.

Исследования российских учёных (С.А. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.В. Теплова, А.А. Смирнова и других) показали, в дошкольном возрасте развитие физических качеств особенно тесно связано с восприятием. Дети становятся более внимательными, дисциплинированными, у них укрепляется воля, вырабатывается характер.

Исследования в области физической культуры (Л.М. Степановой, Л.М. Куликова, Е.Г. Горбачёва и других) показали, что правильно организованный процесс физического воспитания содействует развитию у детей памяти, логического мышления, самостоятельности, воображения, инициативы.

Все двигательные действия, которым обучаются дошкольники, сначала выступают как предмет подражания, затем являются основанием для построения новых, более сложных двигательных действий.

Свобода двигательных действий дошкольника реализуется в подвижных играх. Они являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребёнка в движениях, необходимость найти новое решение двигательной задачи. Творческая инициатива проявляется при составлении комбинаций физических упражнений, придумывании новых правил подвижной игры. Для подвижных игр детей младшего дошкольного возраста характерно подражание. Малыши прыгают «как воробышки», взмахивают руками «как птички», кружатся «как листочки» [9].

Стремление ребёнка к одухотворению явлений и предметов объясняется желанием придать изображаемому образу живой характер. Имитация и подражательность сохраняют своё значение и в старшем дошкольном возрасте, обеспечивая вхождение ребёнка в роль, осмысленное восприятие игровой ситуации. Однако старшие дошкольники быстрее извлекают из своего опыта набор способов двигательных действий, обеспечивающих наибольший эффект в данной игровой ситуации.

Двигательные инсценировки учат ребёнка «ощущать» движение и представляют собой одну из форм разыгрывания двигательного образа.

Подвижные игры могут быть индивидуальные (одиночными), которые чаше всего организуются самими детьми (игра в «классики», со скакалкой, в мяч, катание обруча и другие). Однако одним из стимулов игровой деятельности служит потребность в общении, и это стимулирует участников объединяться в группы. Эти коллективные (групповые) и особенно командные подвижные игры имеют особое педагогическое значение. Именно здесь игроки имеют возможность проявить ориентировку, взаимовыручку и взаимопомощь в интересах достижения установленной цели. В них участник, сравнивая товарищей и себя, может правильно определить возможности своих товарищей, свой личный статус в группе. По отдельным подвижным играм и их комплексу проводятся соревнования, в которых могут участвовать дети разного возраста [2].

Подвижные игры в детском саду проводятся с дошкольниками ежедневно. В утренние часы, до завтрака, разумно дать детям возможность поиграть самостоятельно. Для этого необходимо вынести различные игрушки, помочь детям найти себе занятие, шуткой, подбадриванием способствовать созданию у них радостного, бодрого настроения.

Воспитатель может провести игровые упражнения с несложными заданиями, простые игры спокойного характера с небольшими группами детей или с некоторыми детьми индивидуально. Более подвижные игры, организованные со всей группой детей, можно заменить утреннюю гимнастику. Такая игровая форма проведения утренней гимнастики может быть использована в начале года и в первой и во второй младших группах, когда в коллективе много новых детей, впервые пришедших в детский сад. Со временем, когда дети привыкнут действовать в коллективе, вводится утренняя гимнастика, состоящая из отдельных упражнений.

Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки. В ненастную погоду (сильный холод. ветер, дождь) игры организуются в помещении, в зале, так как в групповых комнатах не всегда возможно полноценно провести подвижную игру с большим количеством детей.

На утренней прогулке после занятий проводятся различные по характеру подвижные игры. Их длительность и количество различны в разные дни.

При подборе игр учитываются предшествующие занятия. Так, после занятий по родному языку, рисованию, лепке лучше провести игру с более активными действиями. После занятий, требующих от детей сосредоточенного внимания, не рекомендуется разучивать новые игры.

Не исключены подвижные игры и в те дни, когда есть музыкальные и физкультурные занятия. В такие дни подвижные игры подбираются с менее активными действиями и проводят их не в начале, а в середине прогулки.

В режиме дня подвижная игра может проводиться как со всей группой, так и по подгруппам. Это зависит от характера игровых действий, количества играющих, их подготовленности, условий проведения и других факторов. Так, если детей в группе много, а места в помещении или на площадке недостаточно, организуют игры по подгруппам. Игровые упражнения также проводятся чаще всего небольшими группами или с отдельными детьми [6].

Для обеспечения достаточной двигательной активности детей в режиме дня программа по физическому воспитанию дошкольников предусматривает определённую длительность не только физкультурных занятий, но и ежедневных подвижных игр на прогулках (как на утренней, так и на вечерней).

Таким образом, каждая подвижная игра в дошкольном возрасте имеет своё содержание, форму (построение) и связанные с этим методические особенности. Изучение подвижных игр имеет особую ценность, поскольку они представляют собой составную часть так называемого игрового метода.

















2 Личная точка зрения на методику подготовки и проведения подвижных игр в дошкольном учреждении


2.1 Методическая работа по применению подвижных игр в дошкольном учреждении


В последние годы отмечается ухудшение состояния здоровья детей. Одна из причин ухудшения здоровья заключается в снижении двигательной активности. Несмотря на большую популярность физической культуры и здорового образа жизни, её пока нельзя назвать образом жизни каждого человека. Из личного жизненного опыта знаю, что многие родители вместо прогулок и игр со своими детьми предлагают им поиграть в компьютер или посмотреть мультфильмы. Поэтому понимая, как важно сохранить и укрепить здоровье малышей, всё большая ответственность перекладывается на воспитателей дошкольных учреждений, которые постоянно находят и разрабатывают новые методики, нетрадиционные способы, новые подходы к организации и содержанию работы по физическому развитию детей.

Руководя игрой, педагог учит ребёнка преодолевать трудности, воспитывает нравственность; формирует у него правильную самооценку, взаимоотношения детей друг с другом, взаимовыручку и дружбу. Я согласна с мнением Каптерева П.Ф., который отметил, что правильное педагогическое руководство игрой помогает ребёнку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает физическое, психотерапевтическое, психокоррекционное воздействие [7].

Практическая работа по применению подвижных игр в детском саду делится на подготовительный этап и непосредственное проведение игр.

При планировании и подборе подвижных игр необходимо учитывать особенности возрастной группы: общего уровня умственного и физического развития дошкольников, их состояния здоровья, двигательных умений каждого ребёнка, его индивидуальных особенностей, особенностей режима, времени года, интересов детей, места проведения. При подборе сюжетных игр принимаются во внимание сформированность у рёбенка представлений об обыгрываемом сюжете. Для лучшего понимания игрового сюжета воспитателю необходимо проводить предварительную работу с ребёнком: почитать художественные произведения, организовать наблюдения повадками животных, за природой, деятельностью людей разных профессий (спортсменами, водителями, пожарными и так далее), просмотреть кино-, видео- и диафильмы, провести беседы.

Убеждена в том, что важным условием успешной игровой деятельности является ясность понимания правил и содержания игры. Поэтому очень важно использовать при объяснении наглядность, сопровождать краткое объяснение показом отдельных действий и приёмов. После объяснения главных условий можно начинать игру, тем самым проверяя, как поняли игру дети. Если же правила неусвоены, то игру нужно остановить для дополнительных разъяснений. В других случаях остановка делается для введения мелких правил и исправления ошибок играющих.

Считаю, что целесообразно начинать обучение детей с простых некомандных игр, постепенно усложняя, переходить к сложным командным играм. Трудность игровых действий нарастает с усложнением отношений между играющими детьми с учётом подготовленности отдельных воспитанников и всей группы, подбирая игры и роли в них в соответствии с возможностями занимающихся.

Очень важно начинать переходить от простых игр к более сложным играм не дожидаясь, пока у занимающихся пропадёт интерес к уже изученным приёмам. При этом важно опираться на имеющийся опыт: каждая новая игра должна как бы вырастать из уже освоенной игры, хорошо известной. Это облегчит усвоение игры и будет способствовать закреплению навыков и умений [1].

При подготовке к играм необходимо значительное внимание уделять подготовке атрибутов, которые, в зависимости от возраста детей, можно изготавливать вместе с детьми или в их присутствии.

Для создания у детей интереса к игре часто использую маски, включаю музыку. В играх-эстафетах использую различные предметы: мячи, скакалки, кегли, обручи и т.д.


2.2. Методика проведения подвижных игр


На каждом занятия по физическому развитию использую подвижные игры разного характера: малой, средней и большой подвижности. Чаще всего использую игры сюжетного характера, так как сюжет захватывает внимание ребёнка, и в них ярче всего проявляются эмоции.

Особенно ярко у детей проявлялось чувство радости, когда игры были под музыку, так как музыка воздействует на эмоции детей, создаёт у них определённое настроение.

В игре «Бездомный заяц» дети под музыку выполняли движения зайцев: скакали по «лужку», плясали, веселились, песни распевали, лапочками махали

Для сплочения детского коллектива использую групповые игры (особенно командные), которые объединяют игроков общей целью – победой в соревновании. Члены команд помогают друг другу быстрее справиться с этапами игры, а после окончания игры интересно наблюдать, как дети обсуждают свои впечатления и делятся эмоциями.

Игра помогает осуществить несколько задач: укреплять организм детей, развивать движения, вызывать радостные переживания, воспитывать моральные качества и так далее. Подбирая к занятиям какую-либо игру, учитываю, какие качества и навыки необходимо с её помощью развить и закрепить: в одной игре преобладают прыжки, а в другой – бег, в одной игре от детей требуется ловкость, а в другой – выдержка и т.д. Также при этом необходимо учесть, где будет проводиться игра: в помещении или на открытой площадке.

Подбирая игры, учитывается также и сезонность. Летом можно использовать такие игры, как «Лягушки и цапля», «Ловля бабочек» и другие. В зимнее время надо подбирать игры, в которых можно использовать специфический зимний материал – снежные валы для равновесия и спрыгивания, снежки для метания и т.д.

Занятия по физической культуре проводятся в сочетании с другими предметами, например, экологическому воспитанию во время прогулки по экологической тропе здоровья осенью во время листопада, которое приведу в качестве примера.

Подготовительная часть

1. Построение в одну шеренгу на спортивной площадке. Воспитатель обращает внимание на внешний вид детей (соответствие одежды и обуви цели занятия и погодным условиям). Затем приглашает детей в гости к Лесовичку.

2. Перестроение в пары. Ускоренная ходьба от детского сада к экологической тропе (8 мин). В процессе ходьбы использовать специально подобранные речёвки, сочетая ритм речи с ритмом движений:

Листопад, листопад.
Листья жёлтые летят.
Жёлтый клён, жёлтый бук,
Жёлтый в небе солнца круг,
Жёлтый двор, жёлтый дом,
Вся земля желта кругом. (И.В. Цветкова)

3. Медленный бег по маршруту экологической тропы (3 мин).

- Упражнение дыхательной гимнастики «Листья шуршат».

На поляне дети идут по кругу в колонне по одному обычным шагом и произносят речитатив:

Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...

Произнеся последние слова, дети делают глубокий вдох через нос и идут врассыпную по полянке, произнося на удлинённом выдохе звук «ш-ш-ш», стараясь пройти при этом больше шагов. Как только воздух закончился, ребёнок останавливается. Повторить 3 раза.

Основная часть

1. Между детьми появляется лесовичок и загадывает им загадку

Падают с ветки
Золотые монетки. (Осенние листья)

Получив правильный ответ, читает четверостишие:

Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый кленовый. (Е.Авдеенко)

Затем спрашивает детей, знают ли они, почему осенью деревья сбрасывают листья. Лесовичок выслушивает ответы детей (например, «Деревья готовятся к зиме»; «Листья защищают корни деревьев от морозов» и др.) и уточняет и дополняет их представления.

2. Подвижная игра «Беги к своему листу».

Дети строятся в шеренгу и рассчитываются по два, затем перестраиваются в две колонны. Лесовичок показывает каждой колонне опавший лист (например, первой колонне – лист берёзы, второй – лист клёна) и даёт детям задание по первому сигналу разойтись по поляне и каждому в колонне найти соответствующий лист, а по второму сигналу – построиться в две шеренги на противоположных сторонах поляны (чья команда быстрее построится). Стоящий в центре воспитатель поднимает лист, называет его. К нему подбегают дети с такими же листьями, кружатся и бегут обратно. Затем подбегает вторая подгруппа с другими листьями. Повторить 4 – 5 раз.

3. Упражнение дыхательной гимнастики «Сдуй листочек».

Дети кладут опавший листочек на ладонь, подносят его к лицу, делают глубокий вдох через нос и сильный выдох через рот, стараясь сдуть листочек с ладони, чтобы он закружился в воздухе. Повторить 3 раза.

4. Подвижная игра «Ветер и листья».

Дети – «осенние листья». По сигналу «Ветер» дети произвольно бегают по площадке в разных направлениях («ветер кружит листву в воздухе»), по сигналу – «Ветер стих» быстро приседают («листья упали на землю»). Повторить 4-5 раз.

5. Упражнение на расслабление «Листопад».

И.п. – стоя ноги вместе, руки вверх. 1 – «уронить» расслабленно кисти, 2 – «уронить» предплечья, 3 – «уронить» плечи, 4 – круглый полуприсед, руки вниз, голову опустить, мышцы шеи, рук и плечевого пояса расслабить, 5 – 8 – медленно выпрямляясь, руки через стороны вверх. Повторить 3-4 раза.

6. Дети наблюдают за тихо опадающими с деревьев листьями и слушают, как они шуршат.

7. Медленный бег по маршруту экологической тропы (2 мин).

8. Упражнение дыхательной гимнастики «Осенние паутинки».

Дети делают обычный вдох через нос и выдох через рот, изменяя характер выдоха: первый раз – сильный резкий выдох («сильный порывистый ветер подул, разорвал паутинку»), второй раз – средний выдох («ветер чуть стих, паутинка не разорвалась»), третий раз медленный тихий выдох («паутинка чуть шевельнулась под дуновением ласкового ветра»).

Заключительная часть

Дети прощаются с Лесовичком, он желает им счастливого возвращения.

Ходьба в спокойном темпе по маршруту экологической тропы в направлении к детскому саду. По дороге дети собирают опавшие листья, отломленные сухие веточки, красивые камешки и т.п. для составления осенних букетов, аппликаций из листьев и других поделок.

Проведение подобного рода мероприятий прививает у детей интерес к занятиям, делает их более интересными и запоминающимися.






Заключение


Подвижные игры полностью удовлетворяют природное состояние ребёнка, его потребность в жизнерадостных движениях, ознакомлении с окружающее средой непосредственно через игру, приобретении трудовых навыков в интересных видах движений. Игра – всегда инициатива, фантазия, творчество, круговорот эмоций. В ней всегда много весёлых неожиданностей, обыденное явление становится необычным, сказочным, чудным. Игра имеет чрезвычайное значение в жизни ребёнка, – «каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

Правильно организованные подвижные игры могут выступать способом физического развития, укрепления здоровья, коррекции взаимоотношений детей, способствуют выработке положительных качеств, являются средством, способным оказать положительное влияние на взаимоотношения со сверстниками.

В играх не только развлечение, но радость и веселье. Характер многих подвижных игр таков, что они имеют большое значение в физическом, нравственном, художественном воспитании. Дети ближе знакомятся друг с другом, глубже узнают друг друга.

Подвижные игры гармонично соответствуют естеству самого ребёнка – учитывают его возрастные способности. Данные игры направлены на развитие гибкости, ловкости, скоростных и силовых качеств ребёнка дошкольного возраста.

В процессе организации подвижных игр необходимо учитывать эмоциональное отношение ребёнка к изучаемому материалу, создающего в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес. Достигнутый уровень развития физических качеств, психологическая готовность к большей концентрации волевых усилий определят новый виток физического развития, дальнейший рост физических возможностей детей, усвоение более сложных двигательных действий, овладение их техникой. Так постепенно достигается уровень физического совершенства, необходимый для определённого возрастного этапа.

Одна из важных задач воспитателя – дозирование нагрузки в игре. Из-за высокой эмоциональности игры дети не могут контролировать свое состояние. В результате легко может возникнуть перевозбуждение и утомление. При появлении выраженных симптомов усталости (пассивность, нарушение точности и контролируемости действий, побледнение и т. п.) необходимо снизить нагрузку. Регулировать её можно различными методами: сокращением длительности игры, введением перерывов, изменением числа играющих, сокращением величины игровой площадки, изменением правил и сменой ролей играющих.

Очень важно, чтобы игры правильно сочетались в режиме дня с другими упражнениями. Поэтому, продумывая содержание занятия, воспитатель должен не только определить соответствие игры данной части занятия, но и найти ей место среди других упражнений.



















Список литературы


1. Аманатиди О.В. Подвижные игры. Армавир: Перо, 2011. – 69 с.

2. Баршай В. М. Активные игры для детей: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 320 с.

3. Дворкина Н.И. Физическое воспитание детей 5-6 лет на основе подвижных игр, дифференцированных по преимущественному развитию физических качеств: методическое пособие. М.: Советский спорт, 2007. – 78 с.

4. Детские подвижные игры / под ред. Е. В. Конеевой. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 251 с.

5. Жуков М.Н. Подвижные игры: учебник. М.: Академия. 2002. – 162 с.

6. Пензулаева Л. И.Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Владос, 2001. – 108 с.

7. Подвижные игры и упражнения с детьми 3-5 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Владос, 2010. – 167 с.

8. Подвижные игры: учебное пособие / коллектив авторов. М.: СпортАкадемПресс, 2012. – 193 с.

9. Симонова Е.А. Творчество в подвижной игре // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 39. С. 131-134.

10. Финогенова Н.В., Решетов Д.В. Возможности подвижных игр в процессе социально-личностного развития детей 5-6 лет // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 8. С. 98-102.


20




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!