Поездка в зимний лес. Лексическая тема “Новый год”.
Богданова Ю.О., учитель-логопед.
Цели логопедические:
работать над развитием общей моторики;
работать над развитием координации движений;
учить координировать речь с движениями;
работать над автоматизацией [ш, р];
развитие мимических движений;
воспитание модуляции голоса;
воспитание длительного речевого выдоха;
развивать слуховое внимание;
развивать умение изменять характер движений в зависимости от изменения характера музыки;
учить детей определять характер музыкального произведения;
активизировать словарь детей по теме “Зимний лес”.
Цели воспитательные:
развитие внимательности;
воспитание выдержки, дисциплинированности, умения чувствовать своих товарищей;
воспитание умения слушать логопеда;
Цели образовательные:
знакомство с творчеством П.И.Чайковского.
Оборудование:
Кукла;
Портрет П.И.Чайковского;
Дуга с бубенчиками;
Погремушки;
Маски: зайчиков, лисиц, медведей;
Маленькая искусственная ёлочка.
План занятия:
Организационный момент - 1 мин.
Сообщение темы занятия - 1 мин.
Развитие общей моторики - 4 мин.
Развитие модуляции голоса - 2 мин.
Воспитание длительного речевого выдоха -1,5 мин.
Слушание музыки и определение её характера - 3 мин.
Распевка - 2 мин.
Развитие мимики - 1,5 мин.
Координация речи с движениями - 3 мин.
Развитие слухового внимания - 2 мин.
Самостоятельные танцы детей - 5 мин.
Координация речи с движениями - 2 мин.
Развитие умения изменять движения в зависимости от изменения характера музыки - 2 мин.
Подведение итогов занятия - 2 мин.
Оценка деятельности детей - 2 мин.
Организация конца занятия - 0,5 мин.
Деятельность логопеда
Деятельность детей
1.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли стоят красиво и ровно по одной линеечке. Кто знает, какой скоро праздник наступает?
Дети стоят по линеечке в ширенге лицом к логопеду.
– “Новый год”
2.
Мы сегодня, ребята, отправимся в волшебный новогодний лес. Там мы, может быть, встретим Деда Мороза? Согласны?
Все готовы? Пошли!
– “Да!”
3.
(Т.Ломова “Погуляем”)
а) Идут друг за другом в строю.
б) Вдруг мы увидели лошадок и захотелось прокатиться на лошадках (“Лошадка” Витлин)
в) А вот и мостик через речку. Пройдём по нему! (музыка Жилина “На прогулку”)
г) Вдруг пошёл снежок. Снежинки закружились, залетали. И нам захотелось потанцевать, как снежинки! (Жилин “Снежинки”)
Дети друг за другом движутся прискоками, руки впереди, правая нога впереди, левая сзади.
Дети идут по скамейке, держа руки в стороны.
Дети кружатся, легко бегают, плавно взмахивая руками.
4.
Незаметно подошли к станции: вот далеко идёт поезд: У-у-у! (тихо)
Ближе поезд: У-у-у! (громко)
Двери открылись, засвистели: с-с-с
Зашли ребята!
Двери закрылись: с-с-с-с.
Поезд дал последний гудок: У-у-у-у! (высоко)
И поехали: Чу-чу-чу-чу! (Музыка Т.Ломовой)
Дети повторяют за логопедом.
Делают 2 шага вправо.
Дети идут друг за другом, повторяя: “Чу-чу-чу-чу!”
Делают два шага влево
5.
Приехали! Выходим!
Вышли, вздохнули свежего чистого морозного воздуха:
Ах, как хорошо!
Ах, какой чистый воздух!
Посмотрели вверх на яркое солнышко: зажмурились:
Ах, какое яркое солнышко!
6.
Зайдём в волшебный лес:
сделайте 4 шага вперёд.
Мы в лесу.
Устали от дороги. Вдруг слышим, кто-то идет навстречу!
(появляется кукла). Послушайте, что про куклу расскажет музыка. (Звучит музыка П.И.Чайковского “Болезнь куклы”)
Какая музыка?
Какой характер у музыки?
Эту музыку написал композитор П.И.Чайковский.
Она называется “Болезнь куклы”.
Что куколка делает?
Что с ней происходит?
Дети садятся на стульчики.
Болеет.
Она заснула. Музыка её укачивает.
7.
Давайте покачаем нашу куколку, чтобы она заснула:
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю –
Придёт серенький волчок.
Тебя схватит за бочек.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Заснула куколка.
А нам нужно дальше идти в лес, посмотреть, как готовится Дед Мороз к Новому Году.
Дети укачивают воображаемую куклу у себя на руках.
Дети встают.
8.
Вдруг мы увидели много зайчиков и удивились: О! О! О!
А потом мы им улыбнулись!
Еще раз улыбнулись!
И подарили им морковку!
И зайчики стали грызть морковку: (щелкают зубками)
Убежали зайчики!
А перед нами полянка, а на полянке одна гора стоит на другой горе.
Дети высоко поднимают брови и удивляются
9.
Хоровод “Воронок”
Ой, ребята, тра-ра-ра,
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
В центре хоровода пляшет ворон.
10.
Заиграл воронок на своей трубе, а все остальные ему подигрывают:
Тру-ру-ру! (высоко)
Тра-ра-ра! (низко)
Тру-ру-ру-ру! (высоко)
Тру-ру-ру-ру-ру! (низко)
Улетел воронок.
Дети хором повторяют.
11.
а) А навстречу нам идут медвежата.
Покажите, как медвежата идут.
Захотели медвежата потанцевать, они всех приглашают на танец.
(Раухвергер “Медвежата”)
б) Прискоками зайчики с погремушками: и заиграли, и закружились.
(Жилин “Упражнение с погремушкой”)
в) Прибежали и лисички: шустрые, ловкие. И показали свой танец.
(Ломова “Вальс”)
Но вот пробежал волк и все зверюшки убежали. Только дети остались.
Рассердились дети на волка: У-у-у!
Но вот увидели маленькую пушистую ёлочку и удивились:
– Ах! Какая красивая!
Дети имитируют движения медвежат.
Дети танцуют танец медвежат.
Дети танцуют танец зайчат, играя в погремушку.
Дети мягко плавно танцуют.
Нахмуриться и сердито произнести:
У-у-у-у!
12.
Стали водить вокруг елочки хоровод:
“В лесу родилась ёлочка”
Дети водят хоровод и поют
13.
Давайте покажем, как мужичек рубил елочку.
Мужичек два раза топором взмахнет, потом пот рукой вытрет и снова рубит ёлочку, а когда нужно пот вытирать, музыка подскажет.
(Музыка Львова-Компанейца “Насос”)
Срубил мужичек ёлочку и повез её в детский сад ребятишкам.
И нам пора возвращаться в детский сад.
А поедем мы в детский сад на саночках. (Песня Филиппенко “Саночки”)
14.
Вот и приехали мы в детский сад.
А где мы были, ребята?
Кого видели в лесу?
Какую музыку слушали?
Чьи танцы танцевали?
Какие хороводы водили?
На чём мы возвращались из леса?
15.
Вы, ребята, были сегодня прекрасными добрыми детьми – убаюкали больную куколку.
Очень хорошо плясали танцы медвежат, зайчиков и лисичек.
Прекрасно трубили на дудочке вместе с воронком.
Просто молодцы!
Вполне заслужили, чтобы мужичок привёз вам срубленную ёлочку.
16.
Занятие окончено. До свидания!
Дети уходят из физкультурного зала.
Желаем успеха!