СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэзия Николая Степановича Гумилёва на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 7 классе при изучении  материка «Африка» я использую почти полностью цикл стихов Н.С. Гумилёва «Шатёр», написанный им во время пребывания на этом удивительном материке, который он посещал 4 раза.

Просмотр содержимого документа
«Поэзия Николая Степановича Гумилёва на уроках географии»

Поэзия Николая Степановича Гумилёва

на уроках географии.

В 7 классе при изучении материка «Африка» я использую почти полностью цикл стихов Н.С. Гумилёва «Шатёр», написанный им во время пребывания на этом удивительном материке, который он посещал 4 раза.

На первом уроке «Географическое положение Африки» использую стихотворение «Вступление».

Оглушённая рёвом и топотом,

Облечённая в пламя и дымы,

О тебе, моя Африка, шёпотом

В небесах говорят Серафимы.


Про деянья свои и фантазии,

Про звериную душу послушай,

Ты, на дереве древнем Евразии

Исполинской висящая грушей.


При анализе стихотворения, учащиеся делают вывод, что Африка – самый жаркий материк Земли («облачённая в пламя и дымы…», где многочисленные пожары из – за высоких температур и отсутствия дождей, материк, где сохранились стада копытных животных («оглушённая рёвом и топотом…»), наконец, Африка – второй по величине материк Земли, после древней Евразии, который Гумилёв по очертаниям сравнивает с исполинской грушей. И не глядя на карту, можно сказать, что материк находится к югу от Евразии.


Говоря об очертании береговой линии материка, о водах, омывающих Африку, предлагаю стихотворение «Красное море».


Здравствуй, Красное море, акулья уха,

Негритянская ванна, песчаный котёл!

На утёсах твоих, вместо влажного мха,

Известняк, словно каменный кактус, расцвёл.


Блещет воздух стеклянный, налитый прозрачным огнём,

Солнце сказочной птицей глядит с высоты:

Море, Красное море, ты царственно днём,

Но ночами вдвойне ослепительней ты.


И когда выступает Луна на зенит,

Ветер проносится, запахи леса тая,

От Суэца до Баб – эль – Мандеба звенит,

Как эолова арфа, поверхность твоя.


На обрывистый берег выходят слоны,

Чутко слушая волн набегающих шум,

Обожать отраженье ущербной Луны,

Подступают к воде и боятся акул.


Стихотворение «Суэцкий канал»

Стаи дней и ночей

Надо мной колдовали,

Но не знаю светлей,

Чем в Суэцком канале,

Где идут корабли

Не по морю, по лужам,

Посредине земли

Караваном верблюжьим.


Географические названия в стихотворении учащиеся наносят на контурную карту, показывают на стенной карте, знакомятся с географическим положением Красного моря, а стихи позволяют представить природу и его животный мир.

Для изучения внутренних вод материка, у Гумилёва есть несколько стихотворений.


Например, «Нигер».

Я на карте моей, под ненужною сеткой

Сочинённых для скуки долгот и широт

Замечаю, как что – то чернеющей веткой,

Виноградной, оброненной веткой ползёт.


А вокруг города, точно горсть виноградин,

Это – Бусса, и Гомба, и царь Тимбукту,

Самый звук этих слов мне, как Солнце, отраден,

Точно бой барабанов, он будит мечту.


Вместе с учащимися выясняем по карте направление течения реки, и их сравнения совпадает с воображением поэта, который сравнивает реку с виноградной веткой.


Но не верю, не верю я, справлюсь по книге,

Ведь должна же граница у тупости быть!

Да, написано Нигер… О царственный Нигер,

Вот как люди посмели тебя оскорбить!


Чём возмущён поэт? Оказывается названием реки. Нигер в переводе «река в стране чёрных людей». Гумилёв оправдывает реку:


Ты торжественным морем течёшь по Судану,

Ты сражаешься с хищною стаей песков,

И, когда приближаешься ты к океану,

С середины твоей не видать берегов.


Бегемотов твоих розоватые рыла

Точно сваи незримого чудо – моста,

И винты пароходов твои крокодилы

Разбивают могучим ударом хвоста.


После этих строк ребята делают вывод о размерах реки, о её борьбе с песками, о хозяйственном значении реки для местных жителей.

Прошу открыть политическую карту и найти государства, по территории которых протекает река Нигер. Ребята находят «ошибку» Гумилёва: по Судану река не протекает. Видимо, это политический приём Гумилёва или использовано для рифмы.


Рассказывая о самой длинной реке мира – Ниле, говоря о суеверном страхе жителей, живущих по берегам реки, когда в знойные, засушливее годы вдруг из пустыни несётся водный поток, читаю отрывок из стихотворения


«Египет»:

Здесь недаром страна сотворила

Поговорку, прошедшую мир:

«Кто попробовал воду из Нила,

Будет вечно стремиться в Каир»

Для него ежегодно разливы

Этих рыжих всклокоченных вод

Затопляют богатые нивы,

Где тройную он жатву берёт.


При характеристике реки Замбези, использую стихотворение Гумилёва «Замбези»:

Точно медь в самородном железе,

Иглы пламени врезаны в ночь,

Напухают валы на Замбези

И уносятся с гиканьем прочь.

Сквозь неистовство молнии белой

Что – то видно над влажной скалой.


Предлагаю ребятам посмотреть на карте, по какой территории протекает река, почему автор дал такую характеристику реке, что он имел в виду?

Учащиеся говорят, что он имел в виду характер течения этой реки, находят на карте водопад Виктория.


Замечательной характеристикой животного и растительного мира саванн у Гумилёва есть стихотворение «Судан»:

А кругом на широких равнинах,

Где трава укрывает жирафа,

Садовод всемогущего Бога

В серебрящейся мантии крыльев

Сотворил отражение рая:

Он раскинул тенистые рощи

Прихотливых мимоз и акаций,

Рассадил по холмам баобабы,

В галереях лесов, где прохладно

И светло, как в дорическом храме,

Он провёл многоводные реки

И в могучем порыве восторга

Создал тихое озеро Чад.


А потом, улыбнувшись, как мальчик,

Что придумал забавную шутку,

Он собрал здесь совсем небывалых,

Удивительных птиц и животных.

Краски взяв у пустынных закатов,

Попугаям он перья раскрасил,

Дал слону он клыки, что белее

Облаков африканского неба,

Льва одел золотою одеждой

И пятнистой одел леопарда,

Сделал рог, как янтарь, носорогу,

Дал газели девичьи глаза.


И ушёл на далёкие звёзды –

Может быть, их раскрашивать тоже.

Бродят звери, как Бог им назначил,

К водопою сбираются вместе

И не знают, что дивно прекрасны,

Что таких, как они, не отыщешь.


Рассказывая о величайшей пустыне мира – Сахаре, читаю стихотворение «Сахара». Прошу ребят внимательно слушать, делать пометки в ходе чтения, отмечать, какие особенности Сахары охарактеризовал автор в этом стихотворении.

Все пустыни друг другу навеки родны

Но Аравия, Сирия, Гоби –

Это лишь затиханье сахарской волны,

В сатанинской воспрянувшей злобе.

Плещет Красное море, Персидский залив,

И глубоки снега на Памире,

Но её океана песчаный залив

До зелёной доходит Сибири.

Ни в дремучих лесах, ни в просторе морей,

Ты в одной лишь пустыне на свете

Не захочешь людей и не встретишь людей,

А полюбишь лишь Солнце и ветер.

Всюду башни, дворцы из порфировых скал,

Вкруг фонтаны и пальмы на страже,

Это солнце на глади воздушных зеркал

Пишет кистью лучистой миражи.

И, небесный певец, лишь подаст оно знак,

Прозвучат гармоничные звоны,

Это лопнет налитый огнём известняк

И рассыплется пылью червленой.

Блещут скалы, темнеют под ними внизу

Древних рек каменистые ложа,

На покрытое волнами море в грозу,

Ты промолвишь, Сахара похожа.

Буйный ветер в пустыне второй властелин.

Вот он мчится порывами, точно

Средь высоких холмов и широких долин

Дорогой иноходец восточный.

И звенит и поёт, поднимаясь, песок

Он узнал своего господина,

Воздух меркнет, становится солнца зрачок,

Как гранатовая сердцевина.

Так и будет бродить до скончанья веков,

Каждый час всё грозней и грознее,

Головой пропадая среди облаков,

Эти страшные серые змеи.

Но мгновенье… отстанет и дрогнет она,

И осядет песчаная груда,

Это значит – в пути спотыкнулась она

О ревущего в страхе верблюда.

И когда на проясневшей глади равнин

Все полягут, как новые горы,

В Средиземное море уходит хамсин

Кровь дурманить и сеять раздоры.

И стоит караван, и его проводник

Всюду посохом шарит в тревоге,

Где – то около плещет знакомый родник,

Но к нему он не знает дороги.

А в оазисах слышится ржанье коня

И под пальмами веянье нарда,

Хоть редки острова в океане огня,

Точно пятна на шкуре гепарда.

И, быть может, немного осталось веков,

Как на мир наш, зелёный и старый,

Дико ринутся хищные стаи песков

Из пылающей юной Сахары.

Средиземное море засыпят они,

И Париж, и Москву, и Афины,

И мы будем в небесные верить огни,

На верблюдах своих бедуины.

И когда, наконец, корабли марсиан

У земного окажутся шара,

То увидят сплошной золотой океан

И дадут ему имя: Сахара.

Учащиеся безошибочно выделяют особенности Сахары, чаще всего спорят по поводу последнего четверостишия.


Эти стихи Н.С. Гумилёва дают возможность детям представить красочный мир удивительного материка Африка.

В своей работе я широко использую стихи , особенно при изучении физической географии. Они способны задавать тон и ритм выбранной теме, развивают речь, привлекают внимание. Поэзия «оживляет» географию. Дети лучше усваивают материал, расширяют свой кругозор, и при этом, изменяется их эстетическое, нравственное восприятие мира.

Стихи я использую как источник информации географических знаний.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!