Урок 1 (31). Тема: Поговорим о доброте
Педагогическая цель | Способствовать развитию представлений обучающихся о добре, формированию потребности в нравственном самосовершенствовании, ориентированию на ценности человеческой личности; содействовать воспитанию стремления совершать добрые дела, уважительного отношения к окружающим |
Тип урока | Отработка умений и рефлексия |
Планируемые результаты (предметные) | Узнают, что такое добро; будут стремиться совершать добрые поступки |
Личностные результаты | Осознают необходимость доброго отношения к окружающим людям. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: осуществляют анализ, установление причинно-следственных связей, аргументацию суждений, оформление вывода; обогащают словарь (пословицы и крылатые выражения); составляют рассказ-описание, рас-сказ-рассуждение, пересказ. Регулятивные: осуществляют оценку жизненных ситуаций, оценку своего отношения к окружающим, планирование учебного сотрудничества. Коммуникативные: владеют способами коммуникативного взаимодействия с учителем и сверстниками |
Основное содержание темы, понятия и термины | Правила взаимодействия людей. Доброта – необходимое для человека качество |
Образовательные ресурсы | http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/otkrytyy-urok-po-okruzhayushchemu-miru-tema-pogovorim-o |
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Учитель читает строки из текста песни…
– Ребята, подарите друг другу улыбку. Наш мир – это большое зеркало, и, если вы будете улыбаться окружающим, ваша улыбка будет возвращаться к вам радостью.
II. Проверка домашнего задания.
– Поделитесь своей радостью с другими, уделите внимание тем, кому оно требуется в первую очередь.
– Почему пожилым людям нужна наша помощь?
– Расскажите, как вы помогаете бабушке, дедушке.
– Какая мудрая мысль заключена в басне Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»?
Игра: распределите карточки по возрастным периодам.
••Играет сам с собой, учится хватать предметы, сидеть.
••Играет в куклы, говорит, учится писать.
••Ходит в школу, читает, получает паспорт.
••Учится в университете, становится самостоятельным, ищет работу.
••Работает журналистом, готовит кушать, растит ребенка.
••Уходит на пенсию, вяжет носочки, растит внуков.
III. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком.
Слово это серьезное, главное, важное.
То, что значит оно, очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка, тепло и любовь.
В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живет
И о боли других позабыть не дает.
И оно поважней, чем лица красота.
Догадались, что это?
(Сердец доброта!)
– О каком же качестве пойдет речь на сегодняшнем уроке окружающего мира?
– Да, сегодня мы будем говорить о доброте, о добром отношении к близким людям, к окружающим, о стремлении совершать добро.
IV. Изучение нового материала.
1. Введение в тему.
– Как вы понимаете смысл пословицы: «Добрый человек придет, словно свету принесет»?
– В процессе нашего общения, ребята, мы с вами постараемся ответить на вопросы:
••Что такое доброта?
••Какого человека мы можем назвать добрым?
••Легко или трудно быть добрым?
– Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написал А. Чепуров. (Читает подготовленный обучающийся.)
Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте: Вся в голубой и звездной красоте, Земля добра. | Она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом Давайте воевать за доброту! |
– С чем у вас ассоциируется слово «доброта»? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите это слово? Заслушиваются ответы детей.)
– Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие.
– Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Доброта – вещь удивительная. Она сближает людей как ничто другое.
В словаре Сергея Ивановича Ожегова доброта определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – «всё положительное, хорошее, полезное, ласковое».
– В наше время современному человеку очень нужно сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность. Но часто люди стесняются быть добрыми. Первый шаг к доброте – это доброе слово. Какие добрые, «волшебные» слова звучат в нашей речи?
– Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни. Есть приветствия и пожелания, в которые входит само слово «добро»: «Добро пожаловать!», «В добрый час!», «В добрый путь!».
– А знаете ли вы историю слова «добро»? Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок.
– Наверняка вы слышали такие выражения: «дать добро», «получить добро». А понятен ли вам смысл этих фраз?
Дать добро – дать согласие, разрешение на что-либо, одобрение.
Получить добро – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.
– Много теплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может приободрить, вселить уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый он или нет?
2. Работа в группах «Сложи пословицу».
– Перед вами карточки, на которых записаны слова и словосочетания. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы.
Дети выходят к доске, вывешивают пословицы и объясняют их значение, остальные проверяют.
1-я группа: Добрые дела… …красят человека.
2-я группа: Без добрых дел… …нет доброго имени.
3-я группа: Доброе слово лечит, … …злое калечит.
4-я группа: Делай другим добро – … …будешь сам без беды.
5-я группа: Живи добрее, … …будешь всем милее.
– В этих пословицах заключена мысль о том, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Пусть эти пословицы будут девизом для ваших поступков.
Подготовленный ученик читает стихотворение.
Если ты сегодня не умножил,
Хоть на каплю чью-то радость в мире –
Значит, день напрасно прожил,
Как унылый гость в чужой квартире.
– Тему доброты затрагивали и известные во всем мире писатели. Послушайте их высказывания о доброте:
••Чтобы поверить в добро, надо начать делать его (Л. Н. Толстой).
••Во внутреннем мире человека доброта – это солнце (В. Гюго).
••Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой (М. Твен).
••Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла (В. О. Ключевский).
– Не только слова, но и дела должны быть добрыми.
– Обсуждать поведение других людей легко. А добры ли вы сами?
3. Работа по учебнику.
– Чтобы проверить себя, рассмотрим ситуации в учебнике на с. 114–115.
Физкультминутка (см. Приложение).
Чтение статьи учебника «Делай добро и не жди награды…» (с. 115).
– Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела и приносили радость людям?
– Отгадайте, о ком пойдет речь?
1) Этот сказочный герой спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло.)
2) Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки. (Айболит.)
3) Девочка, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена. (Герда.)
4) Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из «Цветика-семицветика» В. Катаева.)
5) Героиня, которая спасла жизнь озябшей ласточки. (Дюймовочка.)
– Чем же отличаются эти сказочные герои от других героев, например Бабы Яги, Карабаса-Барабаса?
– Читайте, ребята, сказки и берите пример с положительных героев. Ведь недаром гласит народная мудрость «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».
4. Рубрика «Обсудим вместе» (с. 116).
– Итак, ребята, сможете вы теперь ответить на поставленные в начале урока вопросы?
– Скажите, что такое добро? (Всё положительное, хорошее, полезное, ласковое.)
– А какого человека мы называем добрым?
– Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Этому надо учиться.)
– Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце.)
Подготовленный ученик читает стихотворение.
Добро словно солнечный лучик!
Согреет – и всё расцветет.
Оно, как невидимый ключик
От дверцы, где радость живет!
А зло – это черные тучи.
Друзей нет, как их не зови.
Со злом не встречаться вам лучше.
Желаю добра и любви!
V. Итоги урока. Рефлексия.
– Выберите для себя предложение и закончите его:
••Я могу простить другого человека, если…
••Мне было одиноко, когда…
••Я раздражаюсь, если…
••Я переживаю, когда….
– В народе говорят:
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Добрые сердца – сады.
Ухаживайте за своим садом и не позволяйте ему зарастать сорняками (злыми делами и словами), наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
Подготовленный ученик читает стихотворение.
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живи на земле.
– Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы сами должны быть добрыми.
Помни!
Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
– У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, добро и зло. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о совершенных им поступках.
Домашнее задание: подготовьте рассказ о том, кто и когда совершил для вас добрый поступок. Расскажите о добром поступке, совершенном вами или оставившем добрый след в вашем сердце.