СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поговорим о доброте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Поговорим о доброте»

Урок 1 (31). Тема: Поговорим о доброте

Педагогическая цель

Способствовать развитию представлений обучающихся о добре, формированию потребности в нравственном самосовершенствовании, ориентированию на ценности человеческой личности; содействовать воспитанию стремления совершать добрые дела, уважительного отношения к окружающим

Тип урока

Отработка умений и рефлексия

Планируемые

результаты

(предметные)

Узнают, что такое добро; будут стремиться совершать добрые поступки

Личностные

результаты

Осознают необходимость доброго отношения к окружающим людям.

Универсальные

учебные действия

(метапредметные)

Познавательные: осуществляют анализ, установление причинно-следственных связей, аргументацию суждений, оформление вывода; обогащают словарь (пословицы и крылатые выражения); составляют рассказ-описание, рас-сказ-рассуждение, пересказ.

Регулятивные: осуществляют оценку жизненных ситуаций, оценку своего отношения к окружающим, планирование учебного сотрудничества.

Коммуникативные: владеют способами коммуникативного взаимодействия с учителем и сверстниками

Основное содержание темы, понятия и термины

Правила взаимодействия людей. Доброта – необходимое для человека качество

Образовательные

ресурсы

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/otkrytyy-urok-po-okruzhayushchemu-miru-tema-pogovorim-o


Сценарий урока

I. Организационный момент.

Учитель читает строки из текста песни…

– Ребята, подарите друг другу улыбку. Наш мир – это большое зеркало, и, если вы будете улыбаться окружающим, ваша улыбка будет возвращаться к вам радостью.

II. Проверка домашнего задания.

– Поделитесь своей радостью с другими, уделите внимание тем, кому оно требуется в первую очередь.

– Почему пожилым людям нужна наша помощь?

– Расскажите, как вы помогаете бабушке, дедушке.

– Какая мудрая мысль заключена в басне Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»?

Игра: распределите карточки по возрастным периодам.

••Играет сам с собой, учится хватать предметы, сидеть.

••Играет в куклы, говорит, учится писать.

••Ходит в школу, читает, получает паспорт.

••Учится в университете, становится самостоятельным, ищет работу.

••Работает журналистом, готовит кушать, растит ребенка.

••Уходит на пенсию, вяжет носочки, растит внуков.

III. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком.

Слово это серьезное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка, тепло и любовь.

В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живет

И о боли других позабыть не дает.

И оно поважней, чем лица красота.

Догадались, что это?

(Сердец доброта!)

– О каком же качестве пойдет речь на сегодняшнем уроке окружающего мира?

– Да, сегодня мы будем говорить о доброте, о добром отношении к близким людям, к окружающим, о стремлении совершать добро.

IV. Изучение нового материала.

1. Введение в тему.

– Как вы понимаете смысл пословицы: «Добрый человек придет, словно свету принесет»?

– В процессе нашего общения, ребята, мы с вами постараемся ответить на вопросы:

••Что такое доброта?

••Какого человека мы можем назвать добрым?

••Легко или трудно быть добрым?

– Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написал А. Чепуров. (Читает подготовленный обучающийся.)

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звездной красоте,

Земля добра.

Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

– С чем у вас ассоциируется слово «доброта»? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите это слово? Заслушиваются ответы детей.)

– Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие.

– Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Доброта – вещь удивительная. Она сближает людей как ничто другое.

В словаре Сергея Ивановича Ожегова доброта определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – «всё положительное, хорошее, полезное, ласковое».

– В наше время современному человеку очень нужно сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность. Но часто люди стесняются быть добрыми. Первый шаг к доброте – это доброе слово. Какие добрые, «волшебные» слова звучат в нашей речи?

– Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни. Есть приветствия и пожелания, в которые входит само слово «добро»: «Добро пожаловать!», «В добрый час!», «В добрый путь!».

– А знаете ли вы историю слова «добро»? Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок.

– Наверняка вы слышали такие выражения: «дать добро», «получить добро». А понятен ли вам смысл этих фраз?

Дать добро – дать согласие, разрешение на что-либо, одобрение.

Получить добро – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.

– Много теплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может приободрить, вселить уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый он или нет?

2. Работа в группах «Сложи пословицу».

– Перед вами карточки, на которых записаны слова и словосочетания. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы.

Дети выходят к доске, вывешивают пословицы и объясняют их значение, остальные проверяют.

1-я группа: Добрые дела… …красят человека.

2-я группа: Без добрых дел… …нет доброго имени.

3-я группа: Доброе слово лечит, … …злое калечит.

4-я группа: Делай другим добро – … …будешь сам без беды.

5-я группа: Живи добрее, … …будешь всем милее.

– В этих пословицах заключена мысль о том, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Пусть эти пословицы будут девизом для ваших поступков.

Подготовленный ученик читает стихотворение.

Если ты сегодня не умножил,

Хоть на каплю чью-то радость в мире –

Значит, день напрасно прожил,

Как унылый гость в чужой квартире.

– Тему доброты затрагивали и известные во всем мире писатели. Послушайте их высказывания о доброте:

••Чтобы поверить в добро, надо начать делать его (Л. Н. Толстой).

••Во внутреннем мире человека доброта – это солнце (В. Гюго).

••Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой (М. Твен).

••Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла (В. О. Ключевский).

– Не только слова, но и дела должны быть добрыми.

– Обсуждать поведение других людей легко. А добры ли вы сами?

3. Работа по учебнику.

– Чтобы проверить себя, рассмотрим ситуации в учебнике на с. 114–115.

Физкультминутка (см. Приложение).

Чтение статьи учебника «Делай добро и не жди награды…» (с. 115).

– Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела и приносили радость людям?

– Отгадайте, о ком пойдет речь?

1) Этот сказочный герой спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло.)

2) Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки. (Айболит.)

3) Девочка, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена. (Герда.)

4) Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из «Цветика-семицветика» В. Катаева.)

5) Героиня, которая спасла жизнь озябшей ласточки. (Дюймовочка.)

– Чем же отличаются эти сказочные герои от других героев, например Бабы Яги, Карабаса-Барабаса?

– Читайте, ребята, сказки и берите пример с положительных героев. Ведь недаром гласит народная мудрость «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

4. Рубрика «Обсудим вместе» (с. 116).

– Итак, ребята, сможете вы теперь ответить на поставленные в начале урока вопросы?

– Скажите, что такое добро? (Всё положительное, хорошее, полезное, ласковое.)

– А какого человека мы называем добрым?

– Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Этому надо учиться.)

– Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце.)

Подготовленный ученик читает стихотворение.

Добро словно солнечный лучик!

Согреет – и всё расцветет.

Оно, как невидимый ключик

От дверцы, где радость живет!

А зло – это черные тучи.

Друзей нет, как их не зови.

Со злом не встречаться вам лучше.

Желаю добра и любви!

V. Итоги урока. Рефлексия.

– Выберите для себя предложение и закончите его:

••Я могу простить другого человека, если…

••Мне было одиноко, когда…

••Я раздражаюсь, если…

••Я переживаю, когда….

– В народе говорят:

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Добрые сердца – сады.

Ухаживайте за своим садом и не позволяйте ему зарастать сорняками (злыми делами и словами), наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

Подготовленный ученик читает стихотворение.

Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живи на земле.

– Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы сами должны быть добрыми.

Помни!

Попробуй не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.

– У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, добро и зло. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о совершенных им поступках.

Домашнее задание: подготовьте рассказ о том, кто и когда совершил для вас добрый поступок. Расскажите о добром поступке, совершенном вами или оставившем добрый след в вашем сердце.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!