СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к методическому семинару

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка к методическому семинару " Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к методическому семинару»

Пояснительная записка к методическому семинару "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания "

Технология критического мышления.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Какие цели и задачи ставит данная технология?

1) Формирование нового стиля мышления

2)   Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность

3) Развитие аналитического, критического мышления.

4)   Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации

5)  Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:

  • Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.

  • Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.

  • Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими

  • Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.

  • Развитие умения анализировать полученную информацию.

Базовая модель технологии развития критического мышления включает в себя фазу вызова, осмысления и рефлексии.

1– я стадия

2– я стадия

3– я стадия

Вызов:

– актуализация имеющихся знаний;
– пробуждение интереса к получению новой информации; 
– постановка учеником собственных целей обучения.

Реализация смысла:

– получение новой информации;
– учащиеся соотносят старые знания с новыми.

Рефлексия:

– размышление, рождение нового знания;
– постановка учеником новых целей обучения.



Из всех используемых приемов и методов критического мышления чаще всего использую такие методы:

  1. Прием «Составление кластера».

Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Первый этап урока. Учащиеся в группах читают материал параграфа, обмениваются новой информацией, находят ключевую идею темы и смысловые единицы, связанные с ней. Второй этап урока. Составление кластера. На каждой парте есть бумага, цветные карандаши и фломастеры. На этом этапе работы ученики проявляют творчество при составлении кластера. Но главное – содержание. Третий этап урока. Защита кластеров. Четвертый этап урока. Оценивание работы в группах и подведение итогов.

  1. Прием «Ромашка Блума»

Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов. 
Пример.

  1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

  2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

  3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей.

  4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?",

  5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?",

  6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?",

  1. Прием « Синквейн»

Описание:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Пример

Тема «Смутное время»



1.Смута

2. Опасная, разоряющая

3. Губит, ослабляет, убивает

4. Страх потери независимости

5. Разорение

4. Прием «Сюжетная таблица»

Суть работы с этой таблицей — читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста. Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.

При чтении текста полезно проводить сравнительный анализ различных явлений и понятий. Такие сравнительные таблицы могут стать основанием для будущей дискуссии.

В соответствии с изменившимися требованиями общества ФГОС второго поколения, основанный на системно-деятельностном подходе, особое внимание уделяет технологиям работы с текстом (в широком смысле значения слова «текст»). Образовательные стандарты второго поколения ставят задачу дать возможность обучающимся научиться критически относится к информации, находить способы проверки противоречивой информации, определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Безусловно, развитие критического мышления позитивно сказывается на результатах обучения. Однако, следует отметить, что работа в рамках технологии развития критического мышления оказывается весьма трудоёмкой. Главные условия достижения результата – систематическая, а не спорадическая работа, сочетание урочных и внеурочных форм деятельности, постоянная рефлексия, а также желание и умение слышать своих учеников, которые могут дать много полезных советов своему педагогу. Но вместе с тем испытываешь огромный эмоциональный подъём от успехов своих учеников и осознаёшь огромную творческую свободу в осуществлении поставленных задач.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!