8
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Сухоложская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
(ГБОУ СО «Сухоложская школа»)
Рассмотрена на заседании МС Утверждена приказом директора
Протокол № _________ ГБОУ СО «Сухоложская школа»
от «____»__________2021г. ________ Н.В.Голоушкиной
«____»__________2021г. № ___
Принята педагогическим советом
«____» августа 2021г. № ___
Рабочая программа воспитания
с обучающимися
2 «А» класса
На 2021-2022 учебный год
Составители: Мокрушина О.В.,
классный руководитель
Мушкетова Н.В.,
воспитатель группы продленного дня
г. Сухой Лог, 2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы ГБОУ СО «Сухоложская школа» с учетом программ, включенных в ее структуру.
Программа отражает содержание воспитательной работы с обучающимися класса.
Особенности воспитательной работы с классом
Во «2А» классе обучаются дети с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи и нарушением опорно-двигательного аппарата, всего12 человек. Из них 3 девочки, 9 мальчиков. Социальный статус семей неоднородный: полных семей-8, остальные неполные. 4 ребенка имеют статус ребенок-инвалид. Поэтому процесс воспитания в классе строится с учетом возрастных, типологических, индивидуальных особенностей обучающихся. Все учащиеся нуждаются в коррекционной логопедической работе по формированию языковых и речевых средств, по предупреждению проявления вторичных нарушений письма и чтения. Все дети посещают группу продленного дня. К концу первого года обучения у обучающихся нашего класса прослеживается динамика в развитии коммуникативных навыков, творческих и индивидуальных способностей. В прошлом учебном году 70% обучающих приняли участие в областных, всероссийских и международных конкурсах, заняли первые места, получили дипломы и грамоты. В классе сложились свои традиции: поздравление именинников, поздравление бабушек и дедушек с днём пожилого человека, день матери, Новый год, 23 февраля, 8 Марта, празднование окончания учебного года и др., коллективное участие в социально значимых делах класса (уборка класса, уход за растениями, дежурство), школы (трудовой десант, сбор макулатуры, дни здоровья) города (лыжня России, концерты для ветеранов. Обучающиеся класса активно принимают участие в коллективно-творческих делах школы, регулярно посещают городскую детскую библиотеку им. А.П. Гайдара, курсы внеурочной деятельности «Чудесные поделки из бумаги», занимаются в театральной студии «Маленький гений» в ДК «Кристалл».
Между детьми сложились дружеские и доброжелательные отношения. По результатам мониторинга межличностных отношений в классе 2 лидера, 4 предпочитаемых, 6 принятых, изолированных-нет.
Использование разнообразных организационных форм воспитательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося, вовлечение детей в продуктивную внеурочную деятельность, использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним способствовало росту личностных качеств детей. По результатам мониторинга в сравнении с первоначальными показателями прослеживается положительная динамика, но нам есть над чем работать: так как мониторинг межличностных отношений показал, что во взаимоотношениях между детьми нет постоянства, а мониторинг личностных качеств обучающихся указывает на недостаточно развитые эмоциональные, волевые и познавательные качества.
В соответствии с перечисленными особенностями детей и организацией воспитательного процесса класса на 2021 – 2022 учебный год ставится следующая цель работы с классным коллективом:
Цель: создание благоприятной среды для личностного развития обучающихся, способствующих получению качественного образования по адаптированным образовательным программам.
Задачи:
Способствовать приобретению обучающимися новых знаний об окружающей действительности, проявлению любознательности.
Содействовать развитию творческих и индивидуальных способностей обучающихся.
Воспитывать добросовестное отношение к учебному, общественно-полезному труду.
Воспитывать умение устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
Формировать ответственное отношение к окружающей среде.
Формировать культуру сохранения и укрепления своего здоровья (соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни).
Содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках направлений воспитательной работы школы, через модули, виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников и обучающихся, социальных партнеров организации, представленных в рабочей программе воспитания школы.
Направления воспитательной работы:
Духовно-нравственное: формирование ответственного отношения к учебе, готовности трудиться, послушание, способности различать добро и зло, уважения к традициям семьи, школы, страны.
Социальное: изучение природы и истории родного края, формирования личной ответственности к окружающей среде (подкормка птиц, изготовление кормушек)
Спортивно-оздоровительное формирование установки на использование здорового питания, потребности в занятиях физической культурой и спортом; соблюдение режима дня, знаний негативных факторов риска здоровью, способности становления навыков противостояния вредным привычкам.
Общекультурное содействие развитию творческих способностей, воспитанию ценностного отношения к труду , необходимых установок поведения, личностных качеств, знакомству с миром профессий и произведениями искусства.
Общеинтеллектуальное способности приобретения новых знаний об окружающей действительности, проявлению любознательности.
Планируемые результаты воспитательной работы
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в классе интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся позволит им получить необходимые социальные навыки, реализовать свой творческий потенциал.
В результате выполнения нашей программы мы планируем достичь следующих результатов
Планируемый результат
Личностные:
Дети получат возможность:
Соблюдать нормы и правила поведения, позволяющие сохранить здоровье в различных опасных ситуациях (спортивно-оздоровительное)
Участвовать в мероприятиях различного уровня, сотрудничая со сверстниками, старшими детьми и взрослыми (социальное)
Осознавать потребность в эмоционально-положительных действиях (духовно-нравственное)
Взаимодействовать с окружающей природой: заботиться о птицах и растениях на участке (общекультурное)
Расширять знания о достопримечательностях родного города, памятных датах и национальных праздниках своей страны через посещение музеев и выставок, экскурсии, просмотр фильмов (общеинтеллектуальное)
Метапредметные:
Дети научатся:
Отстаивать свою точку зрения при составлении рассказа из собственного опыта. (Познавательные УУД)
Проявлять инициативу при решении проблем творческого и поискового характера совместно с педагогом. (РегулятивныеУУД)
Представлять свою работу другим в письменной или устной форме. (Коммуникативные УУД)
Быть открытым и общительным, договариваясь со сверстниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды для коллективного дела. (Коммуникативные УУД)
Выделять признаки явлений и предметов. (Регулятивные УУД)
Самостоятельно отбирать информацию, полученную из различных источников. (Регулятивные УУД)
Основные направления самоанализа воспитательной работы
Анализ организуемого в классе воспитательного процесса будет основываться на динамике личностного развития обучающихся, уровня межличностных отношений в классе, состоянии организуемой в классе совместной деятельности детей и взрослых.
Весь воспитательный процесс мы строим с использованием принципов: принципа ориентации на идеал, аксиологического принципа, принципа следования нравственному идеалу, принципа идентификации, принципа диалогического общения и принципа системно-деятельностной организации воспитания.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, мониторинг межличностных отношений и личностных качеств обучающихся, портфолио детей, беседы со школьниками и их родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование.