СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка по предмету " Чтение и развитие речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка по предмету " Чтение и развитие речи"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19декабря 2014 г. №1599 и на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 24.11.2022г. № 1026 ( вариант 1).

Цели:

1. научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

2.повысить уровень общего и речевого развития учащихся;

3. научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форм.

Задачи:

  • Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова;

  • Воспитание интереса к чтению и книге, обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

  • Общая характеристика учебного предмета

  • Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся читают произведения устного народного творчества (сказки, загадки), небольшие по объёму стихотворения и рассказы русских и зарубежных авторов на темы, связанные с жизнью и бытом детей, с окружающей их природой, на темы, описывающие простейшие морально-этические ситуации.Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым учащиеся с ОВЗ в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтенииВ третьем классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. Дети знакомятся с выразительностью речи, учатся соблюдать при чтении интонацию в соответствии со знаками препинания.Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Особое внимание уделяется работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.

Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

Место учебного предмета, курса в учебном плане.

Согласно учебному плану КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» учебный предмет «Чтение и развитие речи» относится к обязательной части, формируемой участниками образовательных отношений.

Сроки изучения учебного предмета - 3 года.

Кол-во часов на изучение предмета в 3 классе -1 час в неделю.

Кол-во учебных недель -34.

Кол-во часов на изучение в 3 классе за учебный год – 34 часа.

Кол-во часов на изучение предмета на весь период обучения -102 часа.

Личностные и предметные результаты

Личностные результаты:

  • Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга

  • Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

  • Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.

  • Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;

  • Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);

  • Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар;

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  1. Отличать устную и письменную речь

  2. Различать на слух выделенные из слов звуки речи, последовательно вычленять звуки из слов, написание которых не расходится с произношением;

  3. Выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи;

  4. Разделять слово на слоги с использованием графических схем;

  5. Делить слова на слоги; определять ударный слог в слове;

  6. Определять главную мысль предложения;

  7. Отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков;

Минимальный уровень:

  • осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;

  • группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;

  • использовать знако-символические средства с помощью учителя;

пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;

Достаточный уровень:

  • чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

  • ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

  • определение основной мысли текста после предварительного его анализа;

  • чтение текста молча с выполнением заданий учителя;

  • определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

  • чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

  • пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

  • выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

  • участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

  • выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.

Базовые учебные действия

Регулятивные УД

• Входить и выходить из учебного помещения со звонком.

• Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения).

• Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).

• Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя.

• Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя.

Познавательные УД

• Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.

• Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя.

• Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.

Коммуникативные УД

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УД

1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2. Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей.

3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

4 Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения дома, в школе, на улице и в транспорте.

Содержание учебного предмета.

Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В программе даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию, навыков устной речи и объёму внеклассного чтения.

Тематика произведений подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстрационным материалом как одним из эффективных средств формирования обучающихся. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи.

Примерная тематика

      Произведения о Родине; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
      Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.

Темы разделов:

«О школе и школьниках»

«Верные помощники»

«Крылатые друзья»

«Листьям – время опадать»

«Здравствуй, зимушка-зима!»

«Вот такие истории»

«Трудолюбие – это клад»

«Настали дни весенние!»

«Сказочные истории»

«Летняя пора»

Основные направления коррекционной работы:

  • Развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • Развитие пространственных представлений и ориентации;

  • Развитие основных мыслительных операций;

  • Развитие наглядно - образного и словесно - логического мышления;

  • Коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы;

  • Обогащение словаря;

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках


Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.

В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: «удовлетворительно» (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» — от 51% до 65% заданий, «очень хорошо» (отлично) свыше 65%. Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

Тематическое планирование


п/п

Перечень разделов

Кол-во часов

Всего

Теоретических

Практических

1

«О школе и школьниках»

5


5

2

«Верные помощники»

3


3

3

«Крылатые друзья»

4


4

4

«Листьям – время опадать»

4


4

5

«Здравствуй, зимушка-зима!»

6


6

6

«Вот такие истории»

1


1

7

«Трудолюбие – это клад»

2


2

8

«Настали дни весенние!»

6


6

9

«Сказочные истории»

1


1

10

«Летняя пора»

2


2



34


34

Учебно – методическоеи материально-технического обеспечение программы:

Средства обучения:

1. Наглядные пособия:

  1. Алфавит.

  2. Лента букв.

2. Технические средства обучения:

1. Компьютер.

2.Телевизор.

Основная литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с интеллектуальными нарушениями и документы по его реализации

2.ФАООП УО( утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г.№1026

3. Учебник чтения для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. С.Ю.Ильина - Санкт- Петербург.»Просвещение». 2014ч.

4. Методическое руководство к учебнику « Книга для чтения»  для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида С.Ю.ИльинаМ.»Просвещение» 2004 г.



Дополнительная литература

1.Методическое пособие по обучению грамоте и письму «Книга для учителя» В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2001.

  1. Пособие для учителя. Обучение грамоте и правописанию в 1—4 классах вспомогательной школы. В.В. Воронкова — М.: Просвещение, 1988.

  2. Полная Библиотека внеклассного чтения. Времена года"Сост.: Позина Е., Давыдова Т.– М.: Стрекоза, 2014.

  3. Пособие«Читаю самостоятельно» Д.Л. КолдинаМ.: ТЦ Сфера, 2011.

  4. Пособие «Учусь составлять рассказы» Т.А. Чохонелидзе. - М.: Сфера, 2011.

  5. Пособие «Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова» О.И. Крупенчук. М.: ИД Литера, 2013.

  6. Пособие «Решаем кроссворды» А.И. Баева. – М.: Сфера, 2011.

  7. Пособие «Правильно называем предлоги».О.Н. Митропольская. – М.: Сфера, 2011.

  8. Литературное чтение. Родная речь: учебник для 2 класса начальной школы.Л.Ф.Климова, В.Г. Горецкий. – М: Просвещение, 2008.

  9. Пособие:Знакомимся с гласными звуками.Авт. Чохонелидзе Т.А. – М.: Сфера, 2011.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!