СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка по предмету " Математические представления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка по предмету " Математические представления"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления»» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19декабря 2014 г. №1599 и на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 24.11.2022г. № 1026 ( вариант 1).

Обучающиеся с умственной отсталостью(нарушениями интеллекта) не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и тому подобное.

Цель обучения — формирование математических представлений и умения

применять их в повседневной жизни.

Задачи:

•формирование доступных умственно обучающимся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических представлений, знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;

•коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;

•формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.


Общая характеристика учебного предмета

Обучение математическим представлениям должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию полученных знаний в нестандартных ситуациях.

Практические действия с предметами, их заменителями обучающиеся должны учиться оформлять в громкой речи.

Одним из важных приемов обучения математическим представлениям является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использования приемов классификации и дифференциации, установления причинно-следственных связей между понятиями.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы обучения: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Приемы обучения: осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учетом возрастных особенностей, уровнем развития, интеллектуальных возможностей.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые.

Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей.

На уроках по предмету «математические представления» формируется и развитие речи учащихся. Поэтому учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

Основной формой организации процесса обучения математическим представлениям является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса.

Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Для обучения по предмету «математические представления» создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.

Ведущие принципы обучения— органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.

Содержание обучения представлено в программе разделами:

Нумерация.

Счет предметов.Чтение и запись чисел в пределах100.

Разряды. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых.Сравнение и

упорядочение чисел, знаки сравнения.

Единицы измерения и их соотношения.

Величины и единицы ихизмерения. Единица массы (килограмм), емкости (литр), времени (минута,час, сутки, неделя, месяц, год), стоимости (рубль, копейка), длины

(миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.

Арифметические действия.

Сложение ,вычитание, умножение и деление неотрицательных целых чисел. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения и деления. Арифметические действия с числами 0 и 1.Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения. Использование войств арифметических действий в вычислениях(переместительное свойство сложения и умножения). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления. Способы проверки правильности вычислений.

Арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности(остатка). Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение)чисел на несколько единиц. Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части, деление по содержанию);

увеличение в несколько раз, уменьшение в несколько раз. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Задачи ,содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…». Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Составные арифметические задачи, решаемые в два действия.

Геометрический материал. Пространственные отношения. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе— дальше, между и пр.).

Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг .Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии — замкнутая ,незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия. Использование чертежных инструментов для выполнения построений.

Измерение длины отрезка. Сложение и вычитание отрезков. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины.

Взаимное положение на плоскости геометрических фигур(пересечение,

точки пересечения).

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар.


.


Место учебного предмета, курса в учебном плане


Согласно учебному плану КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ», учебный предмет «Математические представления» относится к части, формируемой участниками образовательных отношений.

Сроки изучения учебного предмета – 3 года.

Кол-во часов на изучение предмета в 3 классе - 1 час в неделю.

Кол-во учебных недель - 34.

Кол-во часов на изучение в 3 классе за учебный год - 34.

Кол-во часов на изучение предмета на весь период обучения - 102.

Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.


Личностные результаты:

-сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,

-принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

-сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками вразных социальных ситуациях;

-развитие этических чувств, проявление доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи ,проявление сопереживания к чувствам других людей;

-сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни ,наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Минимальный уровень:

знание числового ряда 1—100 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 100, с использованием счетного материала;

знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения ,деления;

понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания,

умножения и деления (на равные части).

знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;

понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;

знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;

знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;

выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;

знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;

различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа,

полученного при измерении двумя мерами;

пользование календарем для установления порядка месяцев в году,

количества суток в месяцах;

определение времени по часам (одним способом);

решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;

решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя);

различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий;

вычисление длины ломаной;

узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий, фигур; нахождение точки пересечения без вычерчивания;

знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя);

различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных радиусов.

Достаточный уровень:

знание числового ряда 1—100 в прямом и обратном порядке;

счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100;

откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;

знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения ,деления;

понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания,

умножения и деления (на равные части и по содержанию); различение двух видов деления на уровне практических действий; знание способов чтения и записи каждого вида деления;

знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10;

правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;

понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;

знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;

знание и применение переместительного свойство сложения и умножения;

выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;

знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;

различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел,

полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах);

знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году; знание количества суток в месяцах;

определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин;

решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач;

краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия;

различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий;

вычисление длины ломаной;

узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения двух прямых и кривых линий, многоугольников, окружностей;

нахождение точки пересечения;

знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;

вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и круга.


Базовые учебные действия


Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников,


обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформирован

Личностные учебные действия


Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика,

заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.


Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик– ученик, ученик–класс, учитель−класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.


Регулятивные учебные действия:


Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,

принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.


Познавательные учебные действия:


К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями, читать;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией

(понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Содержание программы

Нумерация .Повторение (Второй десяток).Нумерация чисел в пределах 100.

Сравнение круглых десятков и однозначных чисел.

Присчитывание равными числовыми группами по 3, по 4.

Сравнение чисел по количеству разрядов.

Единицы измерения и их соотношения .Меры времени. Понятие о числах, полученных при измерении длины. Решение примеров и задач с именованными числами.

Арифметические действия Решение примеров без перехода через десяток. Прибавление числа 7. Вычитание из двухзначных чисел однозначных .Скобки. Действия первой и второй ступени.

Умножение. Таблица умножения числа 3. Таблица деления на 3. Умножение и деление .Решение примеров на деление.

Увеличение и уменьшение двузначного числа на несколько единиц. Сложение круглых десятков и двузначных чисел. Вычитание из круглых десятков двузначного числа.

Решение примеров со скобками.

Арифметические задачи.Решение задач на деление на равные части и по содержанию.Решение задач с мерами стоимости.Составление и решение задач по таблице.Составление и решение задач по данному условию.Составление задач по готовому решению.

Геометрический материал.Виды углов. Построение углов.Окружность. Круг. Понятие радиус. Углы. Свойства и их построение.

Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета

В соответствии, с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Результаты оценки личностных достижений ориентированы на динамику целостного развития ребенка. (и могут отслеживаться через систему мониторинга, дневники наблюдений, портфолио достижений обучающихся).

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Планируемые результаты служат нормативной базой одновременно и для различных оценочных процедур, и для определения содержания и организации образовательного процесса.

Мониторинг итоговой оценки достижения планируемых результатов в реализации ФАООП УО

«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

«хорошо» — от 51% до 65% заданий,

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.


Здесь мы ориентируемся на балльную систему оценки: 3, 4, 5. (1, 2 не выставляются, так как такие баллы не приемлемы в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Каждый педагог обязан подобрать задание в соответствии с интеллектуальными возможностями обучающегося.


Содержательный контроль и оценка предметных результатов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимсяи не допускает сравнения его с другими детьми.

Оценке не подлежит:

- темп работы учащегося с нарушением интеллекта;

- личностные качества;

- своеобразие психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.)


Специальная школа для обучающихся с ОВЗ не дает цензового образования, ее основной задачей является всесторонняя педагогическая поддержка ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Педагоги мотивируют обучающихся на ситуацию успеха, создают комфортную обстановку, сберегают психологическое здоровье детей, стимулируют и поощряют работу обучающихся независимо от степени усвоения учебного материала.

Тематический план

(1 час в неделю, 34 часа)


п/п

Наименование разделов

Количество часов

всего

теоретических

практических

1

Нумерация.

6


6

2

Единицы измерения и их соотношения.

3


3

3

Арифметические действия.

14


14

4

Арифметические задачи.

7


7

5

Геометрический материал.


4


4



34


34



Учебно-методическое

и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса



1.Средства обучения:

1. Наглядные пособия:

  1. Комплект динамических раздаточных пособий.

  2. Комплект наглядных пособий «Набор цифр».

  3. Таблицы.

2. Технические средства обучения:

1. Компьютер.

2.Телевизор.


2.Рекомендуемая учебно-методическая литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с интеллектуальными нарушениями и документы по его реализации

1. ФАООП УО( утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г.№1026

2. Учебник по математике: Математика.Т.В.Алышева 3 кл.: учеб. для общеобразовательных организаций,реализующих основные адаптированые основные общеобразовательные программы в 2х частях - 10-е изд., - М.: « Просвещение», 2020. - 231с

3 Программа по математике для 1- 4 кл., авт.: В.В. Эк. (Программы для подготовительного, 1 - 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2013- 192с.);

4 Учебник по математике: В.В. ЭкМатематика. 3 кл.: учебник для специальных (коррекционных)учреждений VIII вида. / 7-е изд., - М.: «Просвещение», 2011. - 215с.

5 Математика: коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы / авт.-сост. А. А. Шабанова.- Волгоград: Учитель, 2007.

6 Математика: коррекционно-развивающие задания и упражнения / авт .сост. Е.

П. Плешакова. - Волгоград: Учитель, 2009.

7 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 - 4 класс/ [А. А. Айдаберкова, В. М.Белов, В. В. Воронкова и др.] - 8- ое изд. - М.; Просвещение, 2013.

8 В. В. Эк. Обучение математике, учащихся младших классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. - М.: 1990.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!