СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка по предмету " Письмо и развитие речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка по предмету " Письмо и развитие речи"»

Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19декабря 2014 г. №1599 и на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 24.11.2022г. № 1026 ( вариант 1).

В младших классах учащимся даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по письму и развитию речи прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.

Обучение письму будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.

Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

Цели данной программы:

  • приобретение практических навыков устной и письменной речи;

  • формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;

  • овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;

  • развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму;

  • овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих задач

Задачи:

  • выработать элементарные навыки грамотного письма:

  • формирование правильного начертания букв и соединения их в слоги, слова, предложения;

  • повышение уровня общего речевого развития;

  • формирование нравственных качеств.

Общая характеристика учебного предмета «Письмо и развитие речи»

Программа по письму и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.

Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения у школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко - буквенному анализу.

В 3 классез вуко - буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых, двойных.

Учащихся с нарушением интеллекта овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.

Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков.

Предложение.Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.

Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.

В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.

Связная речь.Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.

Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся направлена на разносторонне развитие личности, способствует умственному развитию.

На уроках будут использованы формы занятий и виды деятельности, развивающие творческие способности, вырабатывающие навыки контроля и оценки своей деятельности. Рабочая программа предусматривает формирование у обучающегося таких важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Программа нацелена на развитие навыков каллиграфии, умения работать по письменной исловесной инструкции. При изучении учебного материала необходимо создать специальные условия в системе коррекционно-развивающего обучения: конкретность указания действий и вариативных тренировочных упражнений, поэтапного обобщения, памяток-инструкций, опоры на наглядность, связь изучаемого материала с реальной жизнью. Программой предусмотрены уроки развития речи в соответствии с особенностями изучаемой темы. Развитие речи учащихся осуществляется в направлениях:

- ознакомление, овладение нормами русского литературного языка;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;

- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;

- формирование навыков выразительного чтения.

Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться.

Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на доступном для обучающегося уровне.

Ввиду психологических особенностей обучающихся, с целью усиления практической

направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие

восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Методы работы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения, карточки, тесты.

Основной формой организации процесса обучения письму является урок.

Типы уроков:

-урок объяснения нового материала;

-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно – обобщающий урок);

-комбинированный урок;

-урок развития речи;

-нестандартные уроки: урок-путешествие, игра, викторина, конкурс, презентация и др.

В школе для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении письму используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как учащиеся коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют учащиеся, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% - испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто недостаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% - овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

Место учебного предмета, курса в учебном плане.

Согласно учебному плану КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» учебный предмет «Письмо и развитие речи» относится к части, формируемой участниками образовательных отношений.

Сроки изучения учебного предмета – 3 года.

Кол-во часов на изучение предмета в 3 классе - 1 час в неделю.

Кол-во учебных недель - 34.

Кол-во часов на изучение в 3 классе за учебный год - 34.

Кол-во часов на изучение предмета на весь период обучения - 102.

Личностные и предметные результаты

Личностные результаты:

  • Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга

  • Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

  • Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.

  • Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;

  • Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);

Предметные результаты:Обучающийся научится:Отличать устную и письменную речь

  1. Различать на слух выделенные из слов звуки речи, последовательно вычленять звуки из слов, написание которых не расходится с произношением;

  2. Выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи;

  3. Разделять слово на слоги с использованием графических схем;

  4. Делить слова на слоги; определять ударный слог в слове;

  5. Определять главную мысль предложения;

  6. Отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков;


Минимальный уровень:

различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости,твердости-мягкости;

деление слов на слоги для переноса;

списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными

орфограммами;

обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);

дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;

составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

выделение из текста предложений на заданную тему;

участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

Достаточный уровень:

различение звуков и букв;

характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;

списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);

дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);

составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

деление текста на предложения;

выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;

Базовые учебные действия

формируемые у младших школьников,обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

  1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

  2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

  3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

  4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика,

заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального

окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действияследующие умения:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик– ученик, ученик–класс, учитель−класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,

вставать и выходить из-за парты и т. д.);

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;

принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев;

корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

читать; писать;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией

(понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.

Содержание учебного предмета

ПовторениеУпотребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.

Звуки и буквыЗвуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.Разделительный ь перед гласными е, ё, ю,и.Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы) Слово Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает? правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:- называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?;- нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;

- подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);

- согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы. Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со

словами (с помощью учителя).

Разделительный ъ. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться

словарем, данным в учебнике.

Предложение

Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).

Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.

Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать,

доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.

Связная письменная речь

Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам. Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно). Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя. Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.

Письмо и чистописание

 Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.

Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:

1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;

2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;

3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д, з;

4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;

5-я группа — э, х, ж, к;

письмо заглавных букв:

1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;

2-я группа — О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;

3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;

4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.

Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов.

Выборочное списывание по указанию учителя.

Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Устная речь

Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.

Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному

плану (серии картинок).

Повторение пройденного за год.


Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов

освоения программы учебного предмета


В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Мониторинг итоговой оценки достижения планируемых результатов в реализации ФАООП УО

«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

«хорошо» — от 51% до 65% заданий;

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Здесь мы ориентируемся на балльную систему оценки: 3, 4, 5. (1, 2 не выставляются, так как такие баллы не приемлемы в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Каждый педагог обязан подобрать задание в соответствии с интеллектуальными возможностями обучающегося.

В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

Специальная школа для обучающихся с ОВЗ не дает цензового образования, ее основной задачей является всесторонняя педагогическая поддержка ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Оценка достижения требований стандарта ведется на основе планируемых результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки.

Планируемые результаты служат нормативной базой одновременно и для различных оценочных процедур, и для определения содержания и организации образовательного процесса.

Содержательный контроль и оценка предметных результатов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимсяи не допускает сравнения его с другими детьми.

Оценке не подлежит:

- темп работы учащегося с нарушением интеллекта;

- личностные качества;

- своеобразие психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.)


Учебно – тематический план

по предмету «Письмо и развитие речи»

34 часа (1 час в неделю)


п/п

Перечень разделов

Кол-во часов

Всего

Теоретических

Практических

1

Гласные и согласные звуки и буквы.

4


4

2

Ударение в слове.

2


2

3

Слог как часть слова.

2


2

4

Твердые и мягкие согласные.

2


2

5

Гласные после шипящих.

4


4

6

Парные звонкие и глухие согласные.

2


2

7

Разделительный мягкий знак (ь).

2


2

8

Слово.

7


7

9

Предлоги.

1


1

10

Предложение.

4


4

11

Повторение.

4


4



34




Учебно-методическое

и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса



1.Средства обучения:

1. Наглядные пособия:

  1. комплект динамических раздаточных пособий «Обучение грамоте» (веера);

  2. комплект наглядных пособий «Набор букв русского алфавита» (256 карточек);

  3. алфавит;

  4. лента букв.

2.Технические средства обучения:

1) компьютер;

2) телевизор Основная литература

Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с интеллектуальными нарушениями и документы по его реализации

1.ФАООП УО( утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г.№1026


2. Учебник Русский язык. Э.В. Якубовская.Я.В. Коршунова. учеб. для общеобразовательных организаций,реализующих основные адаптированые основные общеобразовательные программы в 2х частях - 10-е изд., - М.: « Просвещение», 2020.

3.Рабочая тетрадь по русскому языку 2 класс «Читай, думай, пиши» специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в двух частях. Москва: «Просвещение», 2019. Автор: А.К. Аксенова

.АндросоваВ.В. Сборник диктантов по русскому языку для 1-4 классов. -

Ростов н/Д: Кредо, 2012.

1. Пособие: Русский язык. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва: «Просвещение», 2012. А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская.

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой 6 издание. «Просвещение», 2013.

3. Рабочая тетрадь по русскому языку3 класс «Читай, думай, пиши» специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в двух частях. Москва: «Просвещение», 2012. Автор: А.К. Аксенова


Дополнительная литература


  1. Андросова В.В. Сборник диктантов по русскому языку для 1-4 классов. -

Ростов н/Д: Кредо, 2012.

2. Волина В.В. «Веселая грамматика» фонетика и графика. - Москва: Дрофа,2001.

3.Кодолбенко Е.А. Зашифрованные скороговорки. – М.: Сфера, 2011.

4. Плешакова Е. П. Русский язык: коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2009.

5. Трушина В.П. Русский язык. Занятия по развитию речи 3 класс. – Волгоград: Учитель, 2008.

6. Уроки чистописания. 2 класс: формирование каллиграфического навыка /С. Н. Фролова, Н. Г. Полуэктова. – Волгоград: Учитель, 2011.

7. Ушакова О. Д. Словарные слова: Справочник школьника. — СПб.: «Литера», 2005.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!