СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка по сельскохозяйственному труду 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка по сельскохозяйственному труду 8 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа по профильному труду «сельскохозяйственный труд» для учащихся 8 класса разработана на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник 2, под редакцией В. В. Воронковой (Москва, гуманитарный издательский центр Владос, 2013 г.) авторы программы: Мирский С.Л., Журавлев Б.А., Иноземцева Л.С., Ковалева С.А., Васенков Г.В. Технология «Сельскохозяйственный труд» учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Е.А. Ковалева, М.: Просвещение,2019 г.

В процессе обучения сельскохозяйственному труду учащиеся 8 класса школы-интерната узнают о способах выращивания высоких урожаев овощей, картофеля, плодов, ягод, научатся ухаживать за животными и получать от них больше продукции.

Цели программы:

1.Создать условия для формирования трудовых навыков учащихся на уроках сельскохозяйственного труда.

2.Создать условия для овладения трудовыми навыками учащихся на уроках сельскохозяйственного труда.

3. Создать условия для приобретения индивидуальных трудовых навыков учащихся на уроках сельскохозяйственного труда.

Основные задачи:

- формирование трудовых качеств;

- обучение доступным приемам труда;

- развитие самостоятельности в труде;

- привитие интереса к труду;

- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы;

- знать и выполнять правила внутрен­него распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиени­ческие требования.

Наряду с основными задачами на занятиях труда решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

- предварительно планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество).



Общая характеристика учебного предмета

Сельскохозяйственный труд – одно из направлений технологического образования, реализующегося в сельских школах.

Оно предусматривает освоение материала по следующим сквоз­ным образовательным линиям:

- культура и эстетика труда;

-получение, обработка, хранение и использование техни­ческой и технологической информации;

-элементы домашней и прикладной экономики, предпри­нимательства;

-знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;

-влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

-творческая, проектно-исследовательская деятельность;

-технологическая культура производства;

-история, перспективы и социальные последствия разви­тия техники и технологии;

-распространённые технологии современного производ­ства.

В результате изучения технологии обучающиеся ознакомятся:

- с ролью технологий в развитии человечества, механиза­цией труда, технологической культурой производства;

- функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;

- пред­принимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом;

-экологическими требованиями к технологиям, социаль­ными последствиями применения технологий;

-производительностью труда, реализацией продукции;

-устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производст­ва (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);

методами обеспечения безопасности труда, культурой тру­да, этикой общения на производстве;

-информационными технологиями в производстве, перспективными технологиями.



Овладеют:

-основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов социальной и природной среды, навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

-умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе, и с использованием компьютера;

-навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учетом имеющихся ресурсов и условий, соблюдение культуры труда;

-навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;

-навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;

-умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;

-умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.

Базовым для учебного курса «Сельскохозяйственный труд» является раздел «Растениеводство». Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу отобран с учетом следующих положений:

• распространенность изучаемых технологий в сфере сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах и отражение в них современных научно-технических достижений;

• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений. Теоретическая подготовка заключается, прежде всего, в формировании ведущих понятий технологий сельского хозяйства – сорт, урожайность, продуктивность и т.д.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются сельскохозяйственные опыты, практические и лабораторно-практические работы, метод проектов. Практические работы связаны с выполнением различных приёмов обработки почвы, посева, посадки, ухода за растениями, технологических расчетов. На лабораторно-практических работах изучаются свойства почвы, удобрений. Учитель выбирает объекты и темы практических работ для учащихся, чтобы они как можно полнее представляли изучаемые агротехнологии. При этом необходимо учитывать посильность объектов труда для учащихся соответствующего возраста. Практическая деятельность при обучении технологии включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приёмов, она подразумевает также включение учащихся в поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность, связанную с выполняемыми работами. Для каждой темы перечислены возможные и наиболее целесообразные с точки зрения реализации минимума содержания виды практической деятельности.

Специфика сельскохозяйственных проектов такова, что их выполнение требует значительного времени. Продолжительность проекта определяется биологическими особенностями выращиваемых растений. Поэтому проектная деятельность организуется не как завершающий этап, а в тот период учебного года, когда необходимо начинать выполнение проекта в соответствии с агротехникой конкретных сельскохозяйственных культур. Предполагается, что значительная часть проектных работ будет выполняться во внеурочное время, в том числе во время летней практики. По методу проектов может быть организована и традиционная для сельской школы опытническая работа.

Желательно, чтобы проекты имели социальную направленность, требовали от школьников активной поисковой деятельности за пределами школы, в сельском социуме. Выбирая тему проектов, следует обратить внимание на её практическую значимость для УОУ или приусадебных хозяйств, благоустройства и озеленения.

Учитывая, что в сельской школе уменьшается объем учебного времени на освоение направлений «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома», желательно, чтобы темы творческих работ и проектов учащихся носили комбинированный характер, и при их выполнении учащиеся осваивали не только сельскохозяйственные технологии, но и технологии обработки различных материалов, предусмотренные обязательным минимумом содержания.

Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций, на соблюдение правил электробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень оборудования, разрешенного к использованию в общеобразовательных учреждениях. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологических машин. Также не разрешается применять на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 42 В.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Для обучения технологиям сельского хозяйства наиболее важны связи с биологией, экологией и химией.

Данный вариант программы имеет технологическую направленность обучения, формирует у школьников представление о выращивании растений. Цель обучения - формирование у школьников сельскохозяйственной грамотности, которая подразумевает освоение технологий получения двух-трех видов наиболее распространенной в регионе растениеводческой продукции в условиях школьного учебно-опытного участка.

Содержание обучения направлено на реализацию предусмотренной стандартом программы воспитания и социализации учащихся. Для этого предусмотрено расширение учебно-материальной базы обучения за счет личных подсобных и фермерских хозяйств родителей учащихся и выполнение социально ориентированных сельскохозяйственных проектов. Это будет способствовать ознакомлению школьников с социально-экономическими проблемами современного села, формированию ценностных ориентаций учащихся.

Программа направлена на здоровьесбережение школьников. При изучении всего курса у учащихся формируются безопасные приёмы труда.

Место учебного курса «Сельскохозяйственный труд» в учебном плане.

Согласно учебному плану школы, на изучение курса «Сельскохозяйственный труд» в части, формируемой участниками образовательных отношений, отводится в 8 классе –8 часов в неделю (всего 265 часов)

Планируемые (личностные, метапредметные и предметные) результаты освоения учебного предмета, курса

При изучении курса «Сельскохозяйственный труд» в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

-проявление познавательных интересов и активности в данной области деятельности;

-выражение желания учиться и трудиться в сельскохозяйственном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

-самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции будущей социализации и стратификации;

-развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

-осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;

- умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

-проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

-самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;

-формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

Метапредметные результаты:

-алгоритмизированное планирование процесса познавательной трудовой деятельности;

-выявление потребностей, проектирования и создания объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;

-согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;

- -соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

-формирование и развитие экологического мышления умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.



Предметные результаты

В познавательной сфере:

-осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о сущности технологической культуры и культуры труда;

-практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследования;

-уяснение социальных и экологических последствий развития технологий сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

-овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства.

В трудовой сфере:

-планирование технологического процесса и процесса труда;

-подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологий; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

-овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач;

-соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

-соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

-документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

В мотивационной сфере:

-оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности, осознание ответственности за качество результатов труда;

-оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

-согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

-формирование представление о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;

-стремление к экономии и бережливости в расходовании времени и материалов, денежных средств;

-наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ.

В эстетической сфере:

-рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

- оптимальное планирование работ;

-рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

-практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиций другого и уметь согласовывать свои действия, устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникаций, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникаций партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникаций;

-установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации, интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

В физиолого-психологической сфере:

-развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

-соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;

-сочетания образного и логического мышления в проектной деятельности.

Календарно тематическое планирование

Методы контроля определяются требованиями к его всеобщности и целесообразности. Учитель должен проверить:

  1. Усвоил ли ученик новый материал, понял ли, какие именно действия и в какой последовательности он должен осуществлять, решая задачу, поставленную в рамках содержания материала;

  2. Может ли ученик последовательно и целенаправленно достигать поставленной цели;

  3. Способен ли ученик осуществлять освоенные действия в свернутом виде.



Таким образом контроль усвоения материала по теме должен состоять из трех частей:

  1. Итоговый контроль усвоения содержания (контроль знаний);

  2. Контроль уровня сформированности умений (контроль умений);

  3. Итоговый контроль свернутой деятельности (контроль навыков).



Критерии оценки знаний и умений обучающихся на уроках профессионально - трудового обучения



Теоретическая часть: Оценка « 5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.

Оценка « 4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка « 3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материла, имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Практическая часть: Оценка « 5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.

Оценка « 4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания, и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.

Оценка « 3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена при помощи учителя.



Выставление отметки за четверть выставляется как среднеарифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего поурочного балла.

Годовая отметка выставляется как среднеарифметическая отметок по четвертям с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец года.

Перечень учебно-методического обеспечения:

ИКТ, демонстрационные материалы.

Раздаточный материал, учебник, периодические издания, рабочая программа.

Используемая литература:

  1. Закон Республики Башкортостан от 27 февраля 2015 г. № 192- з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан».

  2. Конституция Российской Федерации

  3. Конституция Республики Башкортостан

  4. Конвенция о правах ребенка

  5. Письмо Министерства образования РФ «О направлении Рекомендаций по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», от 14.03.2001 г. № 29/1448-6.

  6. Положение «О рабочей программе педагога»

  7. Положение «О системе оценок при промежуточной аттестации, формах и порядку их проведения»

  8. СанПин 2.4.2.821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189, в редакции изменений № 1 от 29.06.2011 г., № 85).

  9. Е. А. Ковалева «Учебное пособие для 5-9 классов для вспомогательных школ», М. 2015 год.

  10. Г.Г. Захарченко «Сельскохозяйственный труд». Методическое пособие для учителя, М. 2013 год.

  11. О.В. Павлова. «Технология. Поурочные планы», Волгоград, 2015 год.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!