СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка рабочей программы дополнительного образования "Экомир"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана для кружковой деятельности по направлению "Экология"

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка рабочей программы дополнительного образования "Экомир"»

Рабочая программа этапа начальной подготовки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экомир»



Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Экомир» социально-педагогической направленности является адаптированной программой для общеобразовательной школы.

Данная программа направлена на изучение экологии учащимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осуществляется на основе развития обобщения биологических понятий прикладного характера, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий? обеспечивающих формирование эколого-биологического мышления и подготовку учащихся к практической деятельности.


Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, практическая значимость курса

Данная программа рассчитана на учащихся 7-9 классов с целью развития экологической культуры у учащихся, воспитанию и уважительного отношения к живой природе. Изучение учащимися экологических понятий, законов по-прежнему актуально, т.к. способствует расширению кругозора, научного мировоззрения, установлению логических связей в окружающей природе. Недостаточность уровня экологических знаний приводит к негативным последствиям по отношению к окружающей среде. Целенаправленное изучение экологических ситуаций, поможет учащимся овладеть экологическими знаниями и применить их в повседневной жизни. Программа предусматривает активное проявление знаний, умений учащихся, осознание значимости экологических знаний, их ценности.


Отличительные особенности данной программы от уже существующих:

Программа кружка отличается от уже существующих тем, что способствует не только развитию у участников кружковой работы экологической грамотности, экологической культуры, но и позволяет передать свой жизненный опыт и экологические знания ученикам младших классов.


Цель и задачи программы

  • Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

  • Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

  • Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

  • Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.

  • Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.

  • Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­ образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

  • Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

  • Развитие коммуникативные навыков, с целью распространения экологических знаний, умений среди учащихся.


Основные принципы программы

Принцип системности

  • Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

  • Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

  • Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых-

  • Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

  • Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить ихмнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности-

  • И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.


Формы организации обучения: работа в малых группах, экскурсии, уроки - конференции, уроки - практикумы, уроки – викторины, комбинированные уроки, лабораторные и практические работы.


Данная программа ориентирована на детей и подростков от 12 до 15 лет, рассчитана на 162 часа (4,5 часа в неделю).


Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

К концу года учащиеся должны знать:

  • Предмет изучения экологии

  • Связь между человеком и природой.

  • Основные законы экологии.

  • Типы экосистем

  • Многообразие экологических групп комнатных растений

  • Экологические группы растений и животных по отношению к различным факторам

  • Связь между состоянием природы и здоровьем человека.

  • Основные экологические проблемы мира и пути их решения

  • Значение мониторинга окружающей среды

  • Природа родного края.

К концу года учащиеся должны уметь:

  • Умение выступать с докладом, презентацией

  • Вести наблюдения в природе под руководством учителя

  •  Выполнять правила поведения в природе

  • Изготовлять экологические памятки, этикетки комнатных растений

  • Составлять описание природного сообщества

  • Находить отличия между естественным и искусственным  сообществом

  • Выявлять черты приспособленности  растений и животных

  • Проводить исследования окружающей среды на предмет загрязненности

  • Проводить наблюдения за живыми организмами и биологические эксперименты

  • Отстаивать свою позицию по отношению к экологическим проблемам мира

  • Решать экологические задачи

  • Применять экологические законы для решения проблемных ситуаций

  • Конструировать экологические модели, выполнять рисунки по экологической тематике

  • Уметь вести диалог, беседу по экологической тематике с другими учащимися

Формы подведения итогов:

  • - учебно-исследовательские конференции

  • - экологические викторины

  • - защита презентации

  • - мини-олимпиада

2. Содержание тем учебного курса.


Тема 1. Экология- Наука о доме: раздел науки и учебный предмет (11ч)

Введение в экологию. Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.

Экскурсия. Живой организм, его среда обитания и условия существования. (Экскурсия проводится на любой объект, где можно познакомиться с любым растительным организмом и его средой обитания: парк, лес, луг, живой уголок.)

Тема 2. Среда обитания. Факторы среды обитания. (34ч.)

Среда обитания как экологическое понятие. Факторы среды – элементы среды

обитания. Биотические, абиотические, антропогенные факторы. Законы оптимального и ограничивающего действия факторов среды, взаимодействие факторов.

Практические и лабораторные работы.

Свет – важнейший экологический фактор

Тема 3. Понятие об экосистемах. (24,5 ч.)

Экосистема. Структура экосистем. Примеры экосистем. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи. Структура пищевой сети. Трофический уровень. Пирамида численности. Пирамида биомасс. Развитие динамики экосистем. Естественные экосистемы. Биосфера как глобальная экосистема. Биогенная миграция элементов. Глобальные проблемы современной биосферы. Агроэкосистемы. Морские экосистемы. Возможности использования ресурсов Мирового океана.

Практическая работа №3 «Редкие и лекарственные растения»

Тема 4. Животные и растения. (16 ч.)

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники. Растения-паразиты. Способы распространения плодов и семян

Изучение защитных приспособлений животных. Изучение защитных приспособлений растений.

Тема 5. Растительные сообщества. (22,5 ч.)

Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.

Практическая работа. Изучение состояния сообщества пришкольного участка, городского парка, сквера и т. д. (Группами по3-5 человек обследуется состояние растительности на пришкольном участке, в парке, сквере и т. д., выясняется степень антропогенного влияния на растения.)

Экскурсия. Строение растительного сообщества.

Тема 6. Экология человека. Социальная экология (24,5 ч)

Понятие социальной экологии. Социоэкосистемы. Общие проблемы адаптации человека. Стресс и адаптации. Адаптивные биологические ритмы.

Народонаселение. Демографические про­блемы. Здоровый образ жизни.

Здоровье человека и среда обитания. Качество среды. Факторы здоровья.

Практическая работа №4 «Изучение показателей здоровья человека»

Вредное действие радиаци­онных мутагенов среды на организм человека.

Влияние химических загрязнений на организм человека. Шумовые и электромагнитные загрязнения. Экология продуктов питания

Тема 7. Глобальные экологические проблемы. ( 10ч.)

Анализ существующих проблемПроблемы урбанизированных территорий. Развитие промышленности и сельского хозяйства. Химическое загрязнение среды и состояние природы. Биологические загрязнения и его влияние. Проблемы адаптации человека к окружающей среде. Отношение общества к жизненной среде. Взгляд на отношение к жизненной среде в настоящем и прошлом. Сохранение биоразнообразия. Заповедники, заказники, национальные парки. Защита и улучшение окружающей среды человека. Экологические проблемы Калининградской области.























Учебно-тематический план занятий рабочей программы «Экомир»

(Этап начальной подготовки)



Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Экология- Наука о доме: раздел науки и учебный предмет

11


11

-

2

Среда обитания. Факторы среды обитания.

34

29,5

4,5

3

Понятие об экосистемах.

24,5

22

2,5

4

Животные и растения.

16

16

-

5

Растительные сообщества. 

22,5

22,5

-

6

Экология человека. Социальная экология

24,5

22,5

2

7

Глобальные экологические проблемы.

29,5

27,5

2


ИТОГО

162

151

11



















Тематическое планирование

(этап начальной подготовки)

на 2018-2019 учебный год


№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Тема 1. Экология- Наука о доме: раздел науки и учебный предмет (11ч)

1

Введение в экологию.

2

2

Становление экологии как науки. Изменение экологических знаний в ходе исторического развития человечества

2,5

3

Экскурсия. Живой организм, его среда обитания и условия существования.

2

4

Экскурсия. Живой организм, его среда обитания и условия существования.

2,5

5

Подведение итогов экскурсии. Анализ собранного материала.

2

Тема 2. Среда обитания. Факторы среды обитания. (34ч.)

6

Среда обитания как экологическое понятие

2,5

7

Факторы среды – элементы среды

обитания.

2

8

Биотические, абиотические, антропогенные факторы

2,5

9

Законы оптимального и ограничивающего действия факторов среды, взаимодействие факторов.

2

10

Наземно-воздушная среда обитания. Виды адаптаций человека и животных к жизни в различных климатических зонах.

2,5

11

Воздух как экологический фактор. Влияний загрязнения атмосферы на здоровье человека.

2

12

Водная среда обитания. Проблема обеспечения качества и количества пресной воды.

2,5

13

Почва как среда обитания. Гигиеническое значение почвы.

2

14

Живой организм как среда обитания. Паразитизм.

2,5

15

Практическая работа №1 «Простейшие – паразиты человека»

2

16

Практическая работа №2 «Черви – паразиты человека»

2,5

17

Симбиоз в природе

2

18

Хищничество и конкуренция в природе

2,5

19

Популяции и их характеристики

2

20

Экологические ниши. Типы взаимодействия организмов.

2,5

Тема 3. Понятие об экосистемах. (24,5ч.)

21

Экосистема. Структура экосистем. Примеры экосистем.

2

22

Продуценты, консументы, редуценты.

2,5

23

Пищевые цепи. Структура пищевой сети. Трофический уровень

2

24

Пирамида численности. Пирамида биомасс.

2,5

25

Развитие динамика экосистем.

2

26

Естественные экосистемы.

2,5

27

Биосфера как глобальная экосистема. Биогенная миграция элементов.

2

28

Глобальные проблемы современной биосферы.

2,5

29

Агроэкосистемы.

2

30

Практическая работа №3 «Редкие и лекарственные растения»

2,5

31

Морские экосистемы. Возможности использования ресурсов Мирового океана.

2

Тема 4. Животные и растения. (16ч)

32

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений

2,5

33

Значение растений для животных.

2

34

Растения-хищники.

2,5

35

Растения-паразиты.

2

36

Способы распространения плодов и семян

2,5

37

Изучение защитных приспособлений животных

2

38

Изучение защитных приспособлений растений


2,5

Тема 5. Растительные сообщества. (22,5ч.)

39

Растительные сообщества, их видовой состав

2

40

Естественные и искусственные растительные сообщества.

2,5

41

Устойчивость растительных сообществ.

2

42

Количественные соотношения видов в растительном сообществе.

2,5

43

Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе.

2

44

Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность.

2,5

45

Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах

2

46

Изучение состояния сообщества пришкольного участка, городского парка, сквера и т. д.

2,5

47

Изучение состояния сообщества пришкольного участка, городского парка, сквера и т. д.

2

48

Описание природного сообщества (парк, школьный сад) по плану.

2,5

Тема 6. Экология человека. Социальная экология (24,5 ч)

49

Понятие социальной экологии. Социоэкосистемы.

2

50

Общие проблемы адаптации человека. Стресс и адаптации. www.youtube.com/watch?v=TUJftfA9BJg

2,5

51

Адаптивные биологические ритмы. www.youtube.com/watch?v=Fs-oR8tM7Uw

2

52

Народонаселение. Демографические про­блемы. www.youtube.com/watch?v=Fs-oR8tM7Uw

2,5

53

Здоровый образ жизни. www.youtube.com/watch?v=Ipne2c-zOlQ

2

54

Здоровье человека и среда обитания. Качество среды. Факторы здоровья. www.youtube.com/watch?v=Ipne2c-zOlQ

2,5

55

Практическая работа №4 «Изучение показателей здоровья человека» https://youtu.be/E-csP6vxWlohttps://drive.google.com/file/d/1vobjFJRXCh-djDfNfoVHEffE5MS3d3QW/view?usp=sharing

2

56

Вредное действие радиаци­онных мутагенов среды на организм человека. interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/vzaimodeystvie-cheloveka-i-prirody/radioaktivnoe-zagryaznenie-biosferyк

2,5

57

Влияние химических загрязнений на организм человека www.youtube.com/watch?v=YoObun-2lGwк.

2

58

Шумовые и электромагнитные загрязнения. видеоурок www.youtube.com/watch?v=cqfOMGRu5Xw. Теоретический материал https://drive.google.com/file/d/1aKoCeSxlhKLQ4m4IqTzUzKM8kagynRDh/view?usp=sharingк

2,5

59

Экология продуктов питания. nterneturok.ru/lesson/biology/11-klass/vzaimodeystvie-cheloveka-i-prirody/vozdeystvie-cheloveka-na-prirodu-v-protsesse-stanovleniya-obschestva.

2

Тема 7. Глобальные экологические проблемы. ( 47,5ч.)

60

Анализ существующих проблем. www.youtube.com/watch?v=wgQtGNUoBFI&list=PLHYZenZg0FRmcyWuwOVKG6Gk5T4VPm_gE&index=20&t=0s Разгадать ребус по ссылке https://drive.google.com/file/d/1PIJUL-Ejmk1ozGxsRsF-ENIW450

2,5

61

Рациональное природопользование как основа экологической безопасности. interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/vzaimodeystvie-cheloveka-i-prirody/prirodnye-resursy-i-ih-ispolzovanieк

2

62

Проблемы урбанизированных территорий. https://drive.google.com/file/d/1mdwJotjGC2qKv4Hsxdot6J-y3Crza7MO/view?usp=sharingК

2,5

63

Мониторинг окружающей среды. Приборы и методы. www.youtube.com/watch?v=tMb_aSgnP1A.

2

64

Развитие промышленности и сельского хозяйства. nterneturok.ru/lesson/biology/11-klass/vzaimodeystvie-cheloveka-i-prirody/posledstviya-hozyaystvennoy-deyatelnosti-cheloveka-dlya-okruzhayuschey-sredy-zagryaznenie-vozduhaкроссворд https://drive.google.com/file/d/1fNKKk0pEkz5MWLLgluwcU5NT9GCu5Tp3/view?usp=sharing

2,5

65

Химическое загрязнение среды и состояние природы. К просмотру interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/vzaimodeystvie-cheloveka-i-prirody/ohrana-prirody-i-perspektivy-ratsionalnogo-prirodopolzovaniya.

2

66

Биологические загрязнения и его влияние. www.youtube.com/watch?v=YoObun-2lGw

2,5

67

Практическая работа №5 «Мониторинг выбросов автомобильного транспорта в городе» www.youtube.com/watch?v=sUqHNo20Hew&list=PLHYZenZg0FRmcyWuwOVKG6Gk5T4VPm_gE&index=38&t=0s Выполнение практической работы. Инструкция по ссылкеhttps://drive.google.com/file/d/1SI

2

68

Проблемы современного города. Бытовые отходы. www.youtube.com/watch?v=an_6kb17nRQ.

2,5

69

Проблемы адаптации человека к окружающей среде. www.youtube.com/watch?v=sUqHNo20Hew&list=PLHYZenZg0FRmcyWuwOVKG6Gk5T4VPm_gE&index=38&t=0s

2

70

Отношение общества к жизненной среде.

2,5

71

Концепция устойчивого развития. Эколо­гическое мировоззрение, экологическая культура

2

72

Промежуточная аттестация

2,5


Итого – 162 часа



Список литературы


  • Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 2010.

  • Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: «Академия развития», 2008.

  • Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. Ярославль: «Академия развития», 2000.

  • Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учащихся. М: Просвещение, 2005.

  • Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М., 2003.

  • Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2010.

  • Завьялова О.Г. Азбука экологии. М., 2007.

  • Ильин М.П. Школьный гербарий (Пособие для учителей). М. : «Просвещение», 2013 г.

  • Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. М., 2001.

  • Панарков М.А. Школьные походы в природу. М.: «Просвещение», 2005.

  • Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.

  • Тайны живой природы. М.: Росмэн, 2005 г.

  • Чернова Н.М. Экология животных. М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2007.

  • Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство АСТ, 2004.

  • Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта +, 2005.



















13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!