СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к методическому семинару в рамках муниципального этапа профессионального конкурса "Учитель года - 2017"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка к презентации "Методический семинар"

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к методическому семинару в рамках муниципального этапа профессионального конкурса "Учитель года - 2017"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Дроздовская средняя общеобразовательная школа









Всероссийский конкурс

«Учитель года России»



Конкурсное задание «Методический семинар»


Пояснительная записка

Тема: Преподавание музыки в условиях реализации ФГОС.






Автор: Пивнева Нунехия Юрьевна

учитель музыки



Важнейшая задача современной системы образования –
«научить учиться»

Начало музыкально-эстетического воспитания начинается уже с первых дней жизни маленького человека. Музыкальные предпочтения родителей оставляют яркий и незабываемый след в жизни ребенка. И дальнейшее развитие музыкальных способностей ребенка формируется именно на этом этапе знакомства с миром прекрасного. По моим наблюдениям, люди, которые не имеют музыкального слуха и не могут правильно интонировать песню, обрекают своего ребенка на «плавание» по тональности, т.е. не очень четкое интонирование.

Дальнейший этап становления музыкального воспитание – это школа. Вот тут складывается интересная следующая ситуация. В школах ранее учились не непосредственному переживанию музыки, а знаниям о музыке; не духовному проживанию, а интеллектуальному осмыслению музыки и т. п. Процесс вытеснения духовного интеллектуальным в школьном уроке музыки остроумно показала О. А. Апраксина, сопоставив программы школьного урока музыки. Об этом подробнее в моем блоге.

Меняется время, изменилось и отношение к урокам музыки. Работая в системе государственного образования, каждый учитель должен соотносить свою работу с "требованиями заказчика", которым в данном случае является государство. Сегодня такой заказ есть – это "Федеральный государственный образовательный стандарт" – сокращенно ФГОС. Введение в образование детей ФГОС, кардинально изменило требования к урокам музыки. И, конечно, к Учителю. Но! «Учитель – это детских душ целитель» («Кто добрее всех на свете» слова и музыка Л. Мельниковой). Он, как и врач должен помнить о главной заповеди: «НЕ НАВРЕДИ!» Ведь Музыка – это мощное средство художественно-эстетического воспитания детей. На уроках музыки учитель помогает детям открыть чудесный мир музыки – классической и современной, музыки, которая изображает мир природы и раскрывает мир человеческих взаимоотношений. Важно комплексное эстетическое воздействие: с соблюдением естественной преемственности уроков и внеурочных занятий, с продолжением в условиях свободного времени в виде оригинальных творческих заданий и игр с музыкальными элементами. Все это поможет ребёнку реализовать свои возможности, применить полученные знания во внеурочной деятельности, доставить радость окружающим и самому себе. Тогда то, что называется мотивацией, не нужно будет формировать специально: дети сами будут хотеть петь, говорить о музыке, изучать её и другие произведения искусства, искать связь между ними и связь с жизнью.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»

слова К.Д. Ушинского

Сегодня образование в России ориентируется на инновационное развитие. В соответствии со стандартами второго поколения «учебный процесс должен строиться на основе активной деятельности учащихся на уроке, должен быть связан непосредственно с жизнью». Ученики на таких уроках овладевают такими универсальными учебными действиями (УУД), которые должны помочь им стать людьми, умеющими чувствовать красоту окружающего мира, сопереживающими, духовно развитыми гражданами, способными ценить жизнь, любить и беречь свою Родину. В связи с этим перед учителями встаёт проблема – как правильно организовать такие уроки.

Фундаментальное ядро ФГОС: базовые национальные ценности, основные элементы научного знания, универсальные учебные действия (УУД)

Чтобы развить у школьника интерес к предмету, нужен интересный урок. Одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы – Щукина Г.И. считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:

  • личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

  • содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);

  • методов, форм и приемов обучения.

Последний пункт является актуальным для творческой деятельности любого учителя.

В условиях реализации требований ФГОС НОО и ООО наиболее актуальными становятся следующие технологии:

  1. Информационно – коммуникационная технология

  2. Технология развития критического мышления

  3. Проектная технология

  4. Технология развивающего обучения

  5. Здоровье сберегающие технологии

  6. Технология проблемного обучения

  7. Игровые технологии

  8. Модульная технология

  9. Технология мастерских

  10. Кейс – технология

  11. Технология интегрированного обучения

  12. Педагогика сотрудничества.

  13. Технологии уровневой дифференциации

  14. Групповые технологии.

  15. Традиционные технологии (классно-урочная система)

Любая технология в той или иной мере используется на каждом уроке. Но для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках музыки я в своей практике активно использую здоровье сберегающие технологии, технологию ассоциативно-образного мышления, проектную технологию, игровые формы работы. О каждой из них можно много рассказать, показать, поделиться, но Я хочу рассказать о технологии, которая обязательна абсолютно на каждом уроке, занятии, лекции. Рассмотрим…

Здоровье сберегающие технологии (на уроках музыки)

Обучение ребёнка в школе - это период интенсивного развития организма. Многие учителя и родители убеждены в том, что забота о здоровье входит в обязанности врача. Но это не так. Учёными доказано, что здоровье человека более чем на 50% зависит от его образа жизни, т.е. от знаний, умений и желания сохранять его самим человеком.

Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровье сбережению, внедрение здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс. Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья.

Урок музыки сам по себе – здоровье сберегающая технология. В чем же особенность урока музыки? Это организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а наоборот, способствует его сохранению, укреплению и развитию.

Цель здоровье сберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни




Остановимся кратко на основных средствах реализации здоровье сберегающих технологий в нашей школе.

Ритмотерапия

(лечение музыкально-ритмическими и ритмическими упражнениями).

Ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Дыхательные упражнения Двигательные упражнения Речевые упражнения


Музыкотерапия

(лечение средствами музыкального искусства).

Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщение детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведения «золотого фонда» музыкальной культуры неоднократно повторяются на разных этапах обучения школьников.

«История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. О целебных свойствах музыки человечество узнало еще из Библии. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор. В III в. до н.э. в Парфянском царстве был создан музыкально-медицинский центр, где с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств, сердечных болей. В настоящее время музыкотерапия – признанная наука во всем мире. Западные вузы сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. При Российской Академии Музыки им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. Отделение музыкотерапии и реабилитации успешно работает и в Российской Академии медицинских наук. Педагогам-музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. В начале XX в. было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. В Московском центре «Эйдос» музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета, т.к. было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, регулируя и изменяя свое психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, пение птиц, рокота волн, шума дождя, раскатов грома. Исследования центра под руководством Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают благотворное влияние на весь организм, особенно на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом».


Терапия творчеством.

Преимущество метода исцеления души, в основе которого лежит рисунок, танец, театр, музыка или движение, в том, что пациенту даётся возможность самовыражения без слов. А так как происходящее в фантазиях тесно связано, как правило, с событиями реальной жизни ребёнка, у нас появляется возможность увидеть мир его глазами.

Вокалотерапия (лечение пением).

Большое внимание в школе уделяется воспитанию и развитию детских голосов. Голос, которым поют наши учащиеся, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека.

Фольклорная арт-терапия

Это метод, использующий фольклор в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

Улыбкотерапия

Медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. В улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важна на уроке и улыбка самого ребенка. Постепенно улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и школьник уже с ней смотрит на мир и на людей. От внутренней улыбки во время исполнения зависит качество звука.



Я не являюсь приверженцем какой-то одной педагогической технологии, поэтому в своей работе использую приемы различных технологий. И все же, по моему мнению, главное – это УЧИТЕЛЬ. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

Источники:

  • http://www.eti-deti.ru/specpsy/211.html Детская психология, воспитание детей

  • http://i-mazina.ru/metodihka/mihlenie/

  • http://krinik.ru/content/sovremennyy-urok-muzyki-v-kontekste-fgos

  • http://suslovoschool.narod.ru

  • http://dou78.ru

  • http://www.emissia.org/

  • http://uvd45.ru/3-kurs/zdorovesberezhenie-v-obrazovatelnom-protcesse-aktualnaia-tendentc/

  • http://pandia.ru/

  • http://ext.spb.ru/







4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!