СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поисковая деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для подготовки участиков экспедиции "Поисковая деятельность" для основного общего образования на 2018-2020 учебные годв

Просмотр содержимого документа
«Поисковая деятельность»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 207»








Педсовет Учреждения рассмотрел

и рекомендовал к утверждению Протокол № __ от ____.2018г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________________

_____ ________. 2018г.

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель поисковой экспедиции «Поиск МГИВ»

Н.И. Некрасова

приказ № ___ от _________ 2018г.





Рабочая программа

курса подготовки участников поисковой экспедиции

«Поисковая деятельность»

для основного общего образования

на 2018- 2019 учебный год








Составитель: Ёлгин А.И., учитель истории

и обществознания









ПРИНЯТО

решением методического объединения

учителей общественных наук

протокол № ____ от__________. 2018г






2018 г.


Пояснительная записка

Программа составлена на основании:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

  2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» : постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.;

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897;

  4. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 №2106);

  5. Концепция духовно-нравственного воспитания;

  6. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 8.

  7. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях;

  8. Письмо Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;

  9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

  10. Инструктивно-методические письма Департамента общего образования Минобрнауки России:

- О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (от 19.04.2011 № 03255);

- Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296).



Общая характеристика учебного предмета, курса


Программа курса «Поисковая деятельность» предназначена для учащихся 7-11 классов. Обучение содержит познавательный, развивающий и воспитательный компоненты. Познавательный компонент включает в себя ознакомление учащихся с теорией археологической науки; выработку у школьников представлений об основных этапах военного прошлого нашей страны на основе изучения находок в поисковых экспедициях. Развивающий аспект заключается в усовершенствовании навыков письменной и устной речи; в развитии логики мышления; в развитии сенсорной и двигательной сферы, вырабатывании умений самостоятельного получения знаний. Воспитательный компонент предполагает формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем; воспитание патриотизма и уважения к своей родине, к его истории, к другим людям. Занятия могут проходить как со всеми участниками объединения, так и с группой учащихся по отдельно взятой теме или в виде индивидуальных консультаций при подготовке самостоятельной работы.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.


Цель: расширение знаний по истории в основной школе, расширить исторические представления учащихся об поисковой деятельности и археологии. Программа курса охватывает исторический период Великой Отечественной войны.


Задачи:

  • познакомить учащихся со вспомогательной исторической дисциплиной – археологией;

  • помочь в изучении истории;

  • показать археологические предметы с точки зрения их исторической значимости;

  • прививать критическое отношение к достоверности того или иного исторического факта;

  • повышать интерес к поисковой деятельности и творческой активности.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


Программа факультативного курса «Поисковая деятельность» рассчитана на учащихся 7-х -11-х классов основной школы. Реализация курса «Поисковая деятельность» осуществляется по модульному принципу, что обеспечивает возможность перехода школьников от одной программы к другой на разных этапах обучения. Количество часов, выделяемое на освоение модуля в неделю, – 2 часа; на освоение всего курса – 22 часа.


Результаты освоения конкретного учебного предмета, курса


Результатом освоения курса могут стать следующие личностные, метапредметные и предметные результаты


Личностные результаты:

  • уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • осознание своей идентичности как гражданина России, для которого общая историческая судьба с другими народностями выступает в качестве важного признака;

  • понимание культурного многообразия России в изучаемый период, уважение к древнерусской культуре и культуре соседних народов.

Метапредметные результаты:

  • самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;

  • формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.


Регулятивные универсальные учебные действия:

  • самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

  • использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • планировать свои действия в соответствии с  поставленной задачей;

  • адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

  • ставить новые учебные задачи;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;


Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию;

  • оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

  • включаться в творческую деятельность.


Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • формулировать и задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.


Предметные результаты:

  • расширять поле зрения своих знаний, заниматься исследованиями;

  • работать с историческими источниками (вещественными памятниками археологии);

  • самостоятельно отбирать, анализировать и представлять историческую (археологическую) информацию;

  • давать самостоятельную оценку историческим явлениям и процессам, вырабатываемых в рамках археологической науки;

  • работать с археологическими находками, осуществлять разведку археологических памятников;

  • проводить археологические раскопки, разбираться в материалах той или иной археологической эпохи;

  • применять на практике основные методы археологических исследований.

Обучающийся научится:

  • определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);

  • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

  • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

  • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

  • раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

  • объяснять,в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

  • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • давать характеристику общественного строя древних государств;

  • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

  • видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

  • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.


















Тематическое планирование


№ занятия

Тема занятия

Форма образовательного процесса.

1-2

Общие положения, основные направления, исследовательская работа.


Экипировка поисковика. Предметы первой необходимости.

Лекция.

3-4

Работа с архивами. Интернет в помощь поисковику. Фото и видео документы. Устные источники.


Чтение советских и немецких карт периода ВОВ.

Работа с письменными источниками. Смертный медальон.

Занятие с элементами практической деятельности

5-6

На полях сражений Ленинградской области. Блокада Ленинграда.


Основные операции по прорыву Блокады Ленинграда.

Лекция

7-8

Личные вещи и экипировка советских солдат и солдат вермахта. Стрелковое оружие ВОВ. Составные части.


Авиация и БТТ времен войны. Элементы конструкций.

Лекция.

9-10

Поисковая разведка на местности. Работа Щупом


Правила работы с металлоискателем. Настройка на грунт. Черные металлы. Цветные металлы

Практические занятия.

11-12

Поход и преодоление препятствий. Походное снаряжение. Укладка рюкзака.


Гигиена и порядок жизни в полевом лагере.

Правила нахождения в зоне бывших боевых действий.

Занятие с элементами практической деятельности

13-14

Порядок проведения археологических работ. Особенности работы на раскопе. Правила проведения эксгумации.


Строение скелета человека. Правила и порядок установления личности погибших.

Занятие с элементами практической деятельности

15-16

Выживание в лесу. Огонь, вода, сооружение укрытия.

Правила поведения при встрече с дикими животными.


Животные и растения пригодные в пищу.

Лекция.

17-18

Первая медицинская помощь. Ожоги, укусы, отравления.


Первая медицинская помощь. Вывихи, переломы, кровотечения.

Лекция.

19-20

Реставрация и консервация изделий из дерева и металлов.


Реставрация и консервация изделий из кожи и ткани.

Занятие с элементами практической деятельности

21-22

Подведение итогов. Тестовая работа.

Лекция.


Материально-техническое обеспечение

  • Экспонаты школьного музея;

  • Фотоматериалы с поисковых экспедиций;

  • Фотоматериалы археологических находок.

  • Металлоискатель Терра -305, Поисковый щуп.

  • Парты 15 штук

  • Стулья 30 штук

  • Проектор

  • Экран

  • Компьютер


Список литературы

  • Авдусин Д.А. Основы археологии. – М.: Высшая школа, 1989.

  • Аксельрод С.С. Листая памяти страницы. М. 2009 г.

  • Березуцкий В.Д. Археологические памятники Восточной Европы. Воронеж, 2005.

  • Буйлова Л.Н. Дополнительное образование в современной школе. Москва. 2005 г.

  • Бормотов А.Л. Методика организации поисковой экспедиции. Волгоград. 2012 г.

  • Дорошенко А.Д. Памятка при работе с медальонами, их вкладышами и экспонатами при проведении поисковых работ. Западный фронт. 2014 г.

  • Иванова Е.А. Развитие поисковой работы в системе дополнительного образования детей. Москва. 2014 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!