муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 207»
Педсовет Учреждения рассмотрел и рекомендовал к утверждению Протокол № __ от ____.2018г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________________ _____ ________. 2018г. | УТВЕРЖДЕНО Руководитель поисковой экспедиции «Поиск МГИВ» Н.И. Некрасова приказ № ___ от _________ 2018г. |
Рабочая программа
курса подготовки участников поисковой экспедиции
«Поисковая деятельность»
для основного общего образования
на 2018- 2019 учебный год
| Составитель: Ёлгин А.И., учитель истории и обществознания |
ПРИНЯТО
решением методического объединения
учителей общественных наук
протокол № ____ от__________. 2018г
2018 г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основании:
Закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» : постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897;
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 №2106);
Концепция духовно-нравственного воспитания;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 8.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях;
Письмо Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
Инструктивно-методические письма Департамента общего образования Минобрнауки России:
- О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (от 19.04.2011 № 03255);
- Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296).
Общая характеристика учебного предмета, курса
Программа курса «Поисковая деятельность» предназначена для учащихся 7-11 классов. Обучение содержит познавательный, развивающий и воспитательный компоненты. Познавательный компонент включает в себя ознакомление учащихся с теорией археологической науки; выработку у школьников представлений об основных этапах военного прошлого нашей страны на основе изучения находок в поисковых экспедициях. Развивающий аспект заключается в усовершенствовании навыков письменной и устной речи; в развитии логики мышления; в развитии сенсорной и двигательной сферы, вырабатывании умений самостоятельного получения знаний. Воспитательный компонент предполагает формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем; воспитание патриотизма и уважения к своей родине, к его истории, к другим людям. Занятия могут проходить как со всеми участниками объединения, так и с группой учащихся по отдельно взятой теме или в виде индивидуальных консультаций при подготовке самостоятельной работы.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.
В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Цель: расширение знаний по истории в основной школе, расширить исторические представления учащихся об поисковой деятельности и археологии. Программа курса охватывает исторический период Великой Отечественной войны.
Задачи:
познакомить учащихся со вспомогательной исторической дисциплиной – археологией;
помочь в изучении истории;
показать археологические предметы с точки зрения их исторической значимости;
прививать критическое отношение к достоверности того или иного исторического факта;
повышать интерес к поисковой деятельности и творческой активности.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Программа факультативного курса «Поисковая деятельность» рассчитана на учащихся 7-х -11-х классов основной школы. Реализация курса «Поисковая деятельность» осуществляется по модульному принципу, что обеспечивает возможность перехода школьников от одной программы к другой на разных этапах обучения. Количество часов, выделяемое на освоение модуля в неделю, – 2 часа; на освоение всего курса – 22 часа.
Результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Результатом освоения курса могут стать следующие личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
осознание своей идентичности как гражданина России, для которого общая историческая судьба с другими народностями выступает в качестве важного признака;
понимание культурного многообразия России в изучаемый период, уважение к древнерусской культуре и культуре соседних народов.
Метапредметные результаты:
самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;
организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
ставить новые учебные задачи;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск и выделять конкретную информацию;
оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
включаться в творческую деятельность.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
формулировать собственное мнение и позицию;
формулировать и задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
договариваться и приходить к общему решению;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
Предметные результаты:
расширять поле зрения своих знаний, заниматься исследованиями;
работать с историческими источниками (вещественными памятниками археологии);
самостоятельно отбирать, анализировать и представлять историческую (археологическую) информацию;
давать самостоятельную оценку историческим явлениям и процессам, вырабатываемых в рамках археологической науки;
работать с археологическими находками, осуществлять разведку археологических памятников;
проводить археологические раскопки, разбираться в материалах той или иной археологической эпохи;
применять на практике основные методы археологических исследований.
Обучающийся научится:
определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
объяснять,в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Обучающийся получит возможность научиться:
давать характеристику общественного строя древних государств;
сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Форма образовательного процесса. |
1-2 | Общие положения, основные направления, исследовательская работа. Экипировка поисковика. Предметы первой необходимости. | Лекция. |
3-4 | Работа с архивами. Интернет в помощь поисковику. Фото и видео документы. Устные источники. Чтение советских и немецких карт периода ВОВ. Работа с письменными источниками. Смертный медальон. | Занятие с элементами практической деятельности |
5-6 | На полях сражений Ленинградской области. Блокада Ленинграда. Основные операции по прорыву Блокады Ленинграда. | Лекция |
7-8 | Личные вещи и экипировка советских солдат и солдат вермахта. Стрелковое оружие ВОВ. Составные части. Авиация и БТТ времен войны. Элементы конструкций. | Лекция. |
9-10 | Поисковая разведка на местности. Работа Щупом Правила работы с металлоискателем. Настройка на грунт. Черные металлы. Цветные металлы | Практические занятия. |
11-12 | Поход и преодоление препятствий. Походное снаряжение. Укладка рюкзака. Гигиена и порядок жизни в полевом лагере. Правила нахождения в зоне бывших боевых действий. | Занятие с элементами практической деятельности |
13-14 | Порядок проведения археологических работ. Особенности работы на раскопе. Правила проведения эксгумации. Строение скелета человека. Правила и порядок установления личности погибших. | Занятие с элементами практической деятельности |
15-16 | Выживание в лесу. Огонь, вода, сооружение укрытия. Правила поведения при встрече с дикими животными. Животные и растения пригодные в пищу. | Лекция. |
17-18 | Первая медицинская помощь. Ожоги, укусы, отравления. Первая медицинская помощь. Вывихи, переломы, кровотечения. | Лекция. |
19-20 | Реставрация и консервация изделий из дерева и металлов. Реставрация и консервация изделий из кожи и ткани. | Занятие с элементами практической деятельности |
21-22 | Подведение итогов. Тестовая работа. | Лекция. |
Материально-техническое обеспечение
Экспонаты школьного музея;
Фотоматериалы с поисковых экспедиций;
Фотоматериалы археологических находок.
Металлоискатель Терра -305, Поисковый щуп.
Парты 15 штук
Стулья 30 штук
Проектор
Экран
Компьютер
Список литературы
Авдусин Д.А. Основы археологии. – М.: Высшая школа, 1989.
Аксельрод С.С. Листая памяти страницы. М. 2009 г.
Березуцкий В.Д. Археологические памятники Восточной Европы. Воронеж, 2005.
Буйлова Л.Н. Дополнительное образование в современной школе. Москва. 2005 г.
Бормотов А.Л. Методика организации поисковой экспедиции. Волгоград. 2012 г.
Дорошенко А.Д. Памятка при работе с медальонами, их вкладышами и экспонатами при проведении поисковых работ. Западный фронт. 2014 г.
Иванова Е.А. Развитие поисковой работы в системе дополнительного образования детей. Москва. 2014 г.