СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Показатели метапредметных результатов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показатели метапредметных результатов

Просмотр содержимого документа
«Показатели метапредметных результатов»

Под моим руководством написана и успешно внедрена в образовательный процесс «Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего образования». Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

  1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;

  2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;

  3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;

  4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся 5-9 классов;

  5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального школьного образования и основного общего образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;

  6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся основного общего образования.

Объекты мониторинга:

  1. Универсальные учебные действия школьников 5-9 классов;

  2. Психолого- педагогические условия обучения;

  3. Педагогические технологии, используемые в среднем звене.

Условия реализации программы мониторинга  банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс.

Срок реализации программы 5 лет (ступень основного общего образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени основного общего образования.

Срок реализации программы 5 лет (2017-2022 учебные годы). Программа мониторинга представляет собой исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени основного общего образования.

Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.

Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных), основными составляющими которой являются материалы стартовой диагностики и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения, позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием.

Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведѐтся каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью оценочных листов, классных журналов, дневников учащихся на бумажных или электронных носителях.

Отдельные элементы из системы внутришкольного мониторинга могут быть включены в портфель достижений ученика.


Система критериев и показателей уровня сформированности УУД.

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:

  1. соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;

  2. соответствие свойств  универсальных действий заранее заданным требованиям;

  3. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

 Методы сбора информации:

  • анкетирование;

  • тестирование;

  • наблюдение;

  • беседа.


Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся осуществляется на основе метода наблюдения. Практика психологопедагогических исследований (Оценка уровня сформированности учебной деятельности. / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск: «Пеленг», 1993) показывает, что наблюдение является наиболее приемлемым методом диагностики, так как позволяет дать целостное представление о формирующейся учебной деятельности школьников.

Разработанная методика проведения мониторинга основывается на подходах к оценке уровня сформированности учебной деятельности, обобщенных в работе А.Г. Асмолова (Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Учебное пособие / А.Г. Асмолов, М.: Просвещение, 2008).

Оцениваемые показатели учебной деятельности отражают требования к сформированности универсальных учебных действий учащихся основной школы Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Процедура проведения диагностического исследования

  1. Учителя самостоятельно заполняют сводную таблицу по классу.

  2. Объектом наблюдения являются особенности отношения учеников к учебному материалу, их поведение и деятельность в самых различных учебных и внеучебных ситуациях и обстоятельствах.

  3. Опираясь на естественно накопившуюся сумму впечатлений о характере учебной активности учеников педагог сопоставляет их с описанием представленных уровней сформированности универсальных учебных действий (см. таблица 1). Процесс наблюдения за учащимися всего класса осуществляется в течение нескольких дней.

  4. Каждому уровню соответствует свой балл: от 1 до 4. Таким образом, каждому показателю из группы УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных) присваивается свой балл. Затем определяется средний балл по каждой группе УУД путем деления суммы баллов по всем показателям группы на число этих показателей. Результаты округляются до десятой доли. Баллы по частным и общим (всей группы) показателям заносятся в таблицу (см. таблица 2) по каждому ученику (соответственно его порядковому номеру по журналу).

  5. В последней графе таблицы по каждому общему (по группе УУД) и частному показателю УУД указывается средний балл по классу.

Приложение к программе мониторингу

Мною, как учителем информатики разработана для оперативности заполнения мониторинга сформированности универсальных учебных действий создала электронный образовательный ресурс в программе Excel, которую используют педагоги школы.


Приложение «ЭОР «Мониторинг сформированности УУД»




Показатели метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий обучающихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. 









Мониторинг сформированности метапредметных УУД

за последних 3 года

Учебный год

2020-2021 уч. Год

2021-2022 уч. год

2022-2023 уч. Год

5 класс

6 класс

7 класс (1 четверть)

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Сильная группа

2

2

4

2

3

4

3

4

6

Средняя группа

4

4

2

5

3

3

6

2

3

Слабая группа

3

3

3

2

3

2

0

3

0



Таким образом, мониторинг сформированности метапредметных УУД за последние три показал эффективность воспитательной и образовательной деятельности. Эффективное планирование уроков позволяет повысить развитие метапредметных умений учащихся в частности при работе с информацией: обобщение, анализ, структурирование, умение выделять общее, частное, прогнозировать и планировать свою деятельность для достижения поставленной цели по заранее выделенным критериям.



Мониторинг сформированности метапредметных УУД (7 класс)

(пофамильно)

Фамилии уч-ся

Регулятивные УУД (балл)

Познавательные УУД(балл)

Коммуникативные УУД (балл)

1

Бужинаева Настя

19

24

23

2

Бужинаев Ваня

11

11

16

3

Карпова Анна

12

12

17

4

Сибирякова Арина

15

15

19

5

Шоноева Анжела

16

28

24

6

Бадмаев Саян

15

29

23

7

Пархаева Катя

17

30

24

8

Жанчипов Валерий

15

22

22

9

Сониева Оксана

20

22

25







Мониторинг метапредметных результатов я провожу в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений. В ходе мониторинга было установлено, высокий уровень сформированности регулятивных УУД у трех учеников (Бужинаева Настя, Пархаева Катя и Сониева Оксана). Они способны осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. В большинстве случаев, приступая к работе, заранее планируют свои действия или успешно пользуется уже сформированными алгоритмами работы. В случае необходимости уточняют детали до начала работы. Осуществляя работу, точно придерживаются имеющегося плана или отступает от плана лишь в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая задание, обязательно добиваются запланированного результата. Закончив работу, проверяют ее, находят и исправляют ошибки. Средний уровень сформированности регулятивных УУД у 6 учеников (Жанчипов Валера, Шоноева Анжела, Бужинаев Иван, Карпова Анна, Пархаева Катя и Сибирякова Арина). В целом ряде случаев они способны осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. При этом планирование и необходимые уточнения осуществляют уже в ходе работы. Имея целый ряд сформированных алгоритмов работы, не всегда способны выбрать оптимальный. При реализации плана работы отступают от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добиваются запланированного результата. В случае необходимости могут обратиться за помощью, но не всегда способны ею воспользоваться.

Мониторинг познавательных универсальных учебных действий показал, что высокий уровень сформированности у четырёх человек из класса. Ребята успешно воспринимают учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления. Способны самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся. Результат работы получают, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать оригинальным, творческим способом. Способны дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев могут дать объективную оценку результату своей работы, т.к. понимают суть допущенных ошибок. В средней группе – 2 ученика. Воспринимают учебную информацию (как устную, так и письменную), нуждаются в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получают, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует самостоятельно. Давая правильный ответ, не всегда могут аргументировать его, обосновать свою точку зрения. Не всегда могут дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видят допущенные ошибки. Слабый уровень у троих учеников . Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытывают значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и еѐ результативность выражено снижены. Результат работы чаще всего получают путем «подгонки под ответ, а необходимость предъявлять его вызывает серьезные затруднения, ответы. Как правило, приходится «вытягивать». Не могут объективно оценить свою работу, т.к. часто не видят своих ошибок или не понимают, что допустил их. Освоение школьной программы значительно затруднено.

Мониторинг коммуникативный универсальных учебных действий показал, что шесть учеников входят в сильную группу. Способны ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Умеют аргументировать свою позицию или гибко менять ее в случае необходимости. Способны подчиниться решению группы ради успеха общего дела. В средней группе три ученика. Испытывают некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему вопросы в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. Не всегда способны отстоять свою позицию или разумно изменять ее. А также подчиниться решению группы для успеха общего дела.

В результате мониторига были решены следующие задачи:

- определен уровень сформированности метапредметных УУД каждого ученика

- определены проблемные зоны в решении задач образования учащихся и определение возможных путей их ликвидации,

- разработана стратегия помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД,

- определена успешность работы педагога по формированию метапредметных УУД учащихся.



Под моим руководством написана и успешно внедрена в образовательный процесс «Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего образования». Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

  1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;

  2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;

  3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;

  4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся 5-9 классов;

  5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального школьного образования и основного общего образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;

  6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся основного общего образования.

Объекты мониторинга:

  1. Универсальные учебные действия школьников 5-9 классов;

  2. Психолого- педагогические условия обучения;

  3. Педагогические технологии, используемые в среднем звене.

Условия реализации программы мониторинга  банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс.

Срок реализации программы 5 лет (ступень основного общего образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени основного общего образования.

Срок реализации программы 5 лет (2014-2019 учебные годы). Программа мониторинга представляет собой исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени основного общего образования.

Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.

Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных), основными составляющими которой являются материалы стартовой диагностики и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения, позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием.

Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведѐтся каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью оценочных листов, классных журналов, дневников учащихся на бумажных или электронных носителях.

Отдельные элементы из системы внутришкольного мониторинга могут быть включены в портфель достижений ученика.


Система критериев и показателей уровня сформированности УУД.

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:

  1. соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;

  2. соответствие свойств  универсальных действий заранее заданным требованиям;

  3. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

 Методы сбора информации:

  • анкетирование;

  • тестирование;

  • наблюдение;

  • беседа.


Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся осуществляется на основе метода наблюдения. Практика психологопедагогических исследований (Оценка уровня сформированности учебной деятельности. / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск: «Пеленг», 1993) показывает, что наблюдение является наиболее приемлемым методом диагностики, так как позволяет дать целостное представление о формирующейся учебной деятельности школьников.

Разработанная методика проведения мониторинга основывается на подходах к оценке уровня сформированности учебной деятельности, обобщенных в работе А.Г. Асмолова (Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Учебное пособие / А.Г. Асмолов, М.: Просвещение, 2008).

Оцениваемые показатели учебной деятельности отражают требования к сформированности универсальных учебных действий учащихся основной школы Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Процедура проведения диагностического исследования

  1. Учителя самостоятельно заполняют сводную таблицу по классу.

  2. Объектом наблюдения являются особенности отношения учеников к учебному материалу, их поведение и деятельность в самых различных учебных и внеучебных ситуациях и обстоятельствах.

  3. Опираясь на естественно накопившуюся сумму впечатлений о характере учебной активности учеников педагог сопоставляет их с описанием представленных уровней сформированности универсальных учебных действий (см. таблица 1). Процесс наблюдения за учащимися всего класса осуществляется в течение нескольких дней.

  4. Каждому уровню соответствует свой балл: от 1 до 4. Таким образом, каждому показателю из группы УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных) присваивается свой балл. Затем определяется средний балл по каждой группе УУД путем деления суммы баллов по всем показателям группы на число этих показателей. Результаты округляются до десятой доли. Баллы по частным и общим (всей группы) показателям заносятся в таблицу (см. таблица 2) по каждому ученику (соответственно его порядковому номеру по журналу).

  5. В последней графе таблицы по каждому общему (по группе УУД) и частному показателю УУД указывается средний балл по классу.

Приложение к программе мониторингу

Мною, как учителем информатики разработана для оперативности заполнения мониторинга сформированности универсальных учебных действий создала электронный образовательный ресурс в программе Excel, которую используют педагоги школы.


Приложение «ЭОР «Мониторинг сформированности УУД»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!