СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Походы Батыя на Русь

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Походы Батыя на Русь»

Пояснительная записка


ФИО

Назарова Анна Александровна, учитель истории первой квалификационной категории

Направление

Гуманитарное

Учебный предмет

История

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Походы Батыя на Русь, №1.

Предметная программа и её автор

История России 6-10 классы, И.Л. Андреев, О.В. Волобуев, Л.М. Ляшенко и др.

Количество часов

Программа предмета «История России. Всеобщая история» в 6 классе рассчитана на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в год, из них 28 часов отведено на изучение «Всеобщей истории», 40 часов - на изучение «Истории России».

Цели урока

Предметные: проследить с помощью исторической карты походы Батыя на Русь, обозначить захваченные княжества, указать города оказавшие сопротивление завоевателям, определить причины и последствия монгольских завоеваний.

Метапредметные: развивать умения извлекать необходимую информацию из различных источников, анализировать ее, обобщать факты, работать с историческим источникам, картой.

Личностные: развивать интерес, чувство гордости и уважения к героическому прошлому Родины, формировать негативное отношение к войне, развивать мышление, память и внимание.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Ресурсы, используемые на уроке

Учебник «История России с древнейших времен до XVI века. 6 класс», И.Л. Андреев, И.Н. Федоров; рабочие листы для учащихся; задания для групп; мультимедийная презентация; видеофрагмент История Государства Российского. Серия 65. Происхождение Татар. Чингисхан. StarMedia (0:25-03.35).

Средства ИКТ, используемые на уроке

ПК учителя, проектор

Этапы урока

1.Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

4.Первичное усвоение новых знаний

5.Физ. минутка

6.Первичное закрепление

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8.Рефлексия (подведение итогов занятия)

Методы обучения

Частично - поисковый, проблемный, объяснительно - иллюстративный

Формы обучения

Фронтальная, групповая формы работы, работа в парах

Результаты урока

Цели урока достигнуты. Большая часть обучающихся активно включилась в работу на уроке, сотрудничество в группах было бесконфликтным и эффективным. Психологический климат в классе на протяжении всего урока оставался благоприятным, поддерживалась рабочая обстановка, был выдержан оптимальный ритм работы. Этап первичного закрепления показал, что в целом всем обучающимся понятен пройденный материал. На этапе рефлексии обучающиеся отмечали, что довольны своей работой на уроке. У некоторых обучающихся проявилось стремление расширить свои знание по изученной теме.















СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Название используемых ЭОР, гиперссылка


Время

(в мин.)


1

2


3

4

5

6

1

Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствуют учителя.

Делятся на группы и организуют свое рабочее место.

Приветствует обучающихся, настраивает обучающихся на успешную работу.

Проверяет готовность к уроку.

Организует деление на 6 групп. Напоминает основные правила работы в группе.


2 мин

2

Актуализация опорных знаний.

Вспомнить ранее изученную тему «Русь в середине XII - начале XIII в.»

Отвечают на вопросы учителя

Организует устную работу обучающихся.

Вопросы для фронтального опроса по ранее изученному материалу:

Какое название получил период в истории Древнего Русского государства начала XII - середины XIII? В чем заключалась опасность этого периода для жителей государства, для Руси в целом? Принимались ли князьями какие либо согласованные действия?


4 мин

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Создать проблему, сформулировать тему урока.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя,

формулируют тему урока.

Учитель читает стихотворение, предлагает обучающимся сформулировать тему урока.

Учитель задает вопросы:

Как вы поняли основную мысль данного отрывка? О каком периоде идет речь? Предположите как будет звучать тема нашего урока (Отображается на слайде №1). На какие вопросы нам предстоит ответить, о чем узнать?

Слайд 1

Текст стихотворения и изображение «Монгольское нашествие на Русь»




3 мин

4

Первичное усвоение новых знаний

Обеспечить восприятие осмысления и первичного запоминания новой темы.

Обучающиеся просматриваю видеофрагмент и выполняют задание №1 в Рабочем листе.






Обучающиеся в ходе поисковой деятельности находят ответы на вопросы учебника в тексте параграфа.


Обучающиеся слушают рассказ учителя.












Обучающиеся выполняют задания в группах.





Обучающиеся представляют результаты работы групп и выполняют задание №2 в Рабочих листах.

Учитель: Прежде чем говорить о нашествии монголов на Русь, нам необходимо узнать об этом народе подробнее. Для этого я предлагаю вам познакомиться с видеофрагментом История Государства Российского. Серия 65. Происхождение Татар. Чингисхан. StarMedia (0:25-03.35) и выполнить на его основе задание №1 в Рабочем листе (Приложение №1).


Учитель организует проверку выполнения задания. Предлагает отыскать в тексте учебника на стр. 127 год избрания Темучина ханом Монгольской империи (1206 г.) и значение, полученного им титула - Чингисхан (повелитель Вселенной).


Учитель рассказывает: «Поначалу монголы стремились захватывать только новые кочевья на юге. Однако со временем Чингисхан понял, что выгоднее не уничтожать города, попадающие на их пути, а сохранять их и облагать данью. Монголам покорились народы Китая, Средней Азии, Южной Сибири, Ирана, Ближнего Востока, Закавказья. А далее и земель Древнерусского государства и даже ряда Европейских земель.

(Рассказ сопровождается показом по карте территорий захваченных монголами).


Учитель: Я предлагаю вам исследовать как проходил процесс подчинения русских земель. Для этого работая в группе вам нужно будет выполнить задания, а затем представить результат своей работы».

Задания для групп (Приложение №2).


Учитель организует выступление 1-5 групп и выполнение задания №2 в Рабочих листах (Приложение №1) по ходу выступлений.


Слайд 2

Видеофрагмент



Слайд 3

Изображение Чингисхана и задания к видеофрагменту










Слайд 4

Карта «Монгольские завоевания в XIII веке»









Слайд 5

«Нашествие»





Слайд 6

Задание №2 Рабочий лист

18 мин











































5

Физ. минутка

Обеспечить смену деятельности.

Обучающиеся встают рядом с партами и выполняют упражнения:

если ответ на вопрос «да» - поднимают руки вверх и хлопают в ладоши, если «нет» - приседают, если не знают ответ - интенсивно пожимают плечами.

Учитель проводит физкультминутку «Да-нет» - задает вопросы:

1.Крещение Руси произошло в X веке.

2.Вече-это вооружение древнерусского война.

3.Чингисхан в переводе означает «повелитель Вселенной»

4.Первое упоминание о Москве связано с именем Ярослава Мудрого.

5.Чингисхан - это сын Батыя .

7.Повесть временных лет это сборник сказок, былин и сочинений греческих авторов


3 мин

6.

Первичное закрепление

Установить правильность и осознанность изучения темы. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала.

Обучающиеся обдумывают вопрос, предлагают свои варианты ответа.


Обучающиеся выполняют задание №3 в Рабочем листе, обмениваются листами в парах, проверяют и оценивают друг друга.

Учитель предлагает подумать над вопросом «В чем причины многочисленных побед монголов?», организует проверку работы 6 группы.


Учитель предлагает выполнить задание №3 в Рабочих листах (Приложение №1).

Учитель организует работу в парах, создает условия для сотрудничества, отображает правильные ответы и правила оценивания на слайде.






Слайд 7/8

Задание №3, ответы и критерии оценки


4 мин





6 мин

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечить понимание выполнения домашнего задания

Обучающиеся внимательно слушают, задают вопросы, записывают домашнее задание.

Учитель дает комментарий к домашнему заданию.

Домашнее задание на выбор:

-читать параграф 18, ответить на вопросы после параграфа;

-подготовить сообщение об одном из сражений, произошедших в ходе монгольского нашествия на Русь;

-составить рассказ о нашествии Батыя на Русь от имени современника этих событий.


2 мин

8

Рефлексия

(подведение итогов занятия)

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Обучающиеся формулируют тему урока, его цели.

Отвечаю на вопросы в «билетиках на выход».


Дают самооценку.


Организует рефлексию учебной деятельности:

Предлагает назвать тему и цели урока. Организует рефлексию в форме «Билет на выход» (Приложение №3).


Организует самооценку учебной деятельности.


Спасибо за урок!










Слайд 9

3 мин

Приложение №1


Рабочий лист для работы на уроке


Рабочий лист по теме ____________________________

________________________(Ф.И. и класс)

Задание №1 Внимательно посмотрите видеофрагмент и продолжите предложения.

1.Основными занятиями монголов были _____________________________________________________.

2.После смерти Есугей -Багатура ханом стал ______________. В последствии он получил прозвище _______________.

3. Черты характера, благодаря которым наследнику Есугей- Багатура удалось подчинить соседние земли - _________________________________________________________.

Задание 2. Заполни пропуски в тексте.

1.В 1223 г. состоялась битва на реке _________ между объединенными половецко - русскими отрядами и монголами. Эта битва закончилась ___________________________.

2.В ________году начался великий монгольский поход на Европу. Его возглавил ______.

Первым русским городом, подвергшимся разорению стала _________________________.

В след за ней были разорены ___________________________________________________.

3.Русский город _________________ монголы назвали «злым» городом потому что ___ ____________________________________________________________________________.

4.После удара по Юго - Западной Руси кочевники дальше на запад в Европу и захватили ­­

____________________________________________________________________________.

5. Но в ________ году походы в Европу прекратились. Батый направился в низовье реки Волги и здесь в 1243 г. основал столицу своего улуса город _____________.

Задание 3. Отметьте верные утверждения знаком «+», неверные знаком «-».

1)Тимучин в 1206 г. получил имя - титул «Угедей».

2)Рязани удалось выстоять под натиском монголов и объединить Русь перед лицом внешней угрозы.

3)В начале 1238 г. жертвой монгольских орд стали Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль и Тверь

4)Нашествию монголов подверглись также Польша и Венгрия.

5)Батый дошел до Парижа и захватил этот город.

6)Одной из причин побед монголов была разобщенность русских земель.












Приложение №2

Задания для групп

1 группа:

-Изучите карту на стр. 140, какую информацию вы можете получить с помощью нее?;

-Проследите по карте путь Батыя (какими условными обозначениями он отображен?);

-Пользуясь легендой карты, назовите места сражений, дату и города которые были захвачены монголо - татарами;

- Сколько лет сопротивлялась Русь монголам?

Какие государства на западе также подверглись нашествию монголов?

Для заметок:________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________


2 группа:

1.Познакомьтесь с текстом документа и ответьте на вопросы к нему.

"В 1223 году явился народ незнаемый; пришла неслыханная рать, безбожные татары, о которых никто хорошо не знает, кто они и откуда пришли, и что у них за язык, и какого они племени, и какая у них вера... Половцы не могли противиться им и побежали к Днепру. Хан их Котян был тесть Мстиславу Галицкому; он пришел с поклоном к князю, зятю своему, и ко всем князьям русским..., и сказал: Татары отняли нашу землю нынче, а завтра вашу возьмут, так защитите нас; если не поможете нам, то мы нынче будем иссечены, а вы будете завтра иссечены."

По данным Лаврентьевской летописи, битва на реке Калке произошла 31 мая 1223 года. Войска, переправившиеся через реку были почти полностью уничтожены. Натиск храброй дружины Мстислава Удалого, который едва не прорвал ряды кочевников, не был поддержан другими князьями и все его атаки были отбиты. Половецкие отряды, не выдержав ударов монгольской конницы, побежали, расстроив боевые порядки русского войска. Лагерь Мстислава Киевского, разбитый на другом берегу и сильно укрепленный, войска Джебе и Субэдея штурмовали 3 дня и смогли взять только хитростью и коварством, когда князь, поверив обещаниям Субэдэя, прекратил сопротивление. В результате этого Мстислав Добрый и его окружение были зверски уничтожены, Мстислав Удалой бежал. Потери русских в этой битве были очень велики, шесть князей были убиты, из воинов домой вернулась только десятая часть.

Вопросы к тексту:

  1. При каких обстоятельствах впервые встретились русские и монгольские войска?

  2. Что заставило южнорусских князей объединиться с половцами для борьбы с монголами?

  3. Чем закончилась битва?

2.Обратитесь к карте на странице 140 и найдите место сражения, которому был посвящен прочитанный вами документ. Какими условными обозначениями отображены места и годы важнейших сражений?

Для ответов и заметок:_____________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________


3 группа:

Познакомьтесь с текстом учебника на странице 128 -130 (пункт 2) и ответьте на вопросы:

1.В каком году начался великий монгольский поход в Европу?

2.Кто возглавил этот поход?

3.Какому событию посвящены иллюстрации на стр. 129? Что вы о нем узнали?

4.Какие еще города Руси были захвачены монголами?

5.Какой из этих городов монголы прозвали «злым» и почему?

6.Расскажите о сражении которое произошло 4 марта 1238 года.

Для ответов и заметок:______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________


4 группа:

Прочитайте документ и выполните задания. Из «Повести о разорении Рязани Батыем»

«В год 1237. Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ Рязанской земли. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, и во всяких людях и в остальном. И услышал князь Юрий Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя, и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы он сам на него пошел. Князь великий Георгий Всеволодович Владимирский и сам не пошел и помощи не послал, задумав один сразиться с Батыем. И пошел (рязанский князь) против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ рязанских. И напали на него, и  стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало… И едва одолели их сильные полки татарские. Здесь был убит благоверный князь Юрий Игоревич, брат его князь Давыд Игоревич Муромский, брат его князь Глеб Игоревич Коломенский, брат их Всеволод Пронский и многие князья местные, и воеводы крепкие, и воинство. …И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю, и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город  — одни с огнями, другие с пороками, а третьи с бесчисленными лестницами — и взяли град Рязань… и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали — во святой церкви пожгли… И в городе многих людей, и жен, и детей мечами посекли. А других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли… И не осталось в городе ни одного живого…»

Задания: 1.  Подчеркните одной чертой причины поражения русских воинов и князей в борьбе против Батыя, на которые указывает летописец. 2.  Подчеркните волнистой линией строки, где летописец говорит о мужестве русских людей.

3.  Подчеркните двумя чертами строки, в которых летописец отмечает военную силу монголов.


5 группа:

1)Изучите карту на стр. 140, можно ли проследить по ней походы Батыя? Определите какие Западные государства подверглись нашествию монголов?

2)Познакомьтесь с текстом учебника на стр. 130-131 (пункт 3) и ответьте на вопросы:

-как в Европе относились к нашествию Батыя?

-почему Батый после столь удачных походов не продолжил свой путь на запад? Когда закончился великий монгольский поход в Европу?

-Куда отправился Батый после окончания похода?

Для ответов и заметок: _____________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

6 группа:

1)Изучите карту на стр. 140 и ответьте на вопросы:

-Какие русские города и западные государства удалось захватить монголам?

-В каком году Батый прервал свой великий поход в Европу и отправился в обратный путь?

2)Познакомьтесь с текстом учебника на стр. 132 (4 пункт), выполните задание и ответьте на вопрос: 1. Выделите три основные причины побед монголов. 2.Откуда у кочевников - монголов были современные орудия для взятия городов и отличное оружие?

Для ответов и заметок:_______________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________




























Приложение №3


Рефлексия «Билетик на выход»


Ответьте себе каждый на следующие вопросы:

1) 3 самых важных момента которые я сегодня узнал…

1. ___________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________

2)Что я не понял.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Комментарий или вопрос, который у меня возник.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!