СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Политические процессы в Восточной Европе в 1980-х

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Политические процессы в Восточной Европе в 1980-х»

Технологическая карта урока

Предмет: История

Курс 2

Тема урока: Политические процессы в Восточной Европе во второй половине 80-х годов.

Тип урока: лекция

Вид урока: лекция

Цели:

Образовательная- познакомить обучающихся с ситуацией в Восточной Европе во второй половине 80-х годов.

Развивающая - способствовать развитию познавательных интересов учащихся;

- развивать навыки коллективной и самостоятельной работы;


Воспитательная - способствовать воспитанию творческой активности учащихся;

- воспитать культуру делового общения.




Универсальные учебные действия

Познавательные: разобрать материал про ситуацию в Восточной Европе во второй половине 80-х годов с использованием учебной литературы

Регулятивные: изучение материала согласно плану

Коммуникативные: умение слушать и понимать других

Личностные: уметь осуществлять самооценку

Основное содержание темы, термины и понятия


Организация образовательного пространства

Формы работы: фронтальная

Образовательные ресурсы: рабочие тетради, учебник


ХОД УРОКА


Планируемые результаты

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

I этап Организационный момент

Умение слушать и понимать других.

Приветствует, проверяет готовность обучающихся к уроку, организует внимание.

Слушают, записывают дату в тетрадь.

II этап Постановка цели и задач учебного занятия (7 мин.)

Развитие умения формулировать тему и задачи урока. Формирование умения прогнозировать свою работу.

Подведение обучающихся к теме урока. Объяснение вкратце обучающимся что происходило в близлежащих к СССР странах.

План

1.Политические процессы в странах Восточной Европы.

2. Авторитарно-бюрократические режимы

План.

1.

Записывают за преподавателем

III этап Исследовательская работа

Умение анализировать ситуацию.

1.Политические процессы в странах Восточной Европы.

В течение 1989—1991 годов по странам Восточной Евро­пы прокатилась лавина революционных преобразований. Рухнули сложившиеся здесь за послевоенные десятилетия авторитарно-бюрократические режимы. События развива­лись не только стремительно, но и отличались радикально­стью результатов. Они втянули в свою орбиту Польшу и Венгрию, ГДР и Чехословакию, Болгарию и Румынию, а также Югославию. Создав качественно новый политический ландшафт в этих странах, события изменили расстановку сил на европейском континенте, затронули блоковую систе­му отношений на мировой арене, оказали воздействие на перестроечные процессы в Советском Союзе, повлияли на состояние дел в коммунистическом движении. Революции, начавшиеся в 1989 г., стали следствием глу­бокого экономического, политического и духовного кризи­са, который десятилетиями переживали государства Восточ­ной Европы. Доказательство тому — перманентно возникав­шие в 50 — 80-х годах острые общественно-политические конфликты в странах региона. Таким образом, революции конца 80-х — начала 90-х гг. явились результатом, прежде всего, их собственного внутреннего развития.



Записывают за преподавателем

IV этап Освоение новых знаний


2.СМИ. 2.Авторитарно-бюрократические режимы повсеместно ста­ли препятствием на пути экономического и технического прогресса своих государств, тормозом интеграционных про­цессов. Результатом был застой, который на фоне быстрого развития остального мира стал перерастать в отставание, в откат назад, особенно заметный в новых отраслях и прогрес­сивных технологиях. Уже к концу 70-х годов наметилась тен­денция к превращению стран социализма во второстепенное экономическое и социально-политическое объединение на мировой арене. Сильные позиции удерживались только в во­енно-стратегической области, и то в основном благодаря во­енному потенциалу СССР. Именно перспектива такого пре­вращения побудила руководство ряда стран приступить к экономическим и политическим реформам. Однако попытки их осуществления в рамках авторитарно-бюрократических режимов не затрагивали базисных структур и способствова­ли лишь дискредитации идей реформирования общества. Фак­тический провал этих попыток подвел общественность на­званных стран к осознанию невозможности преодоления уси­ливавшегося всестороннего кризиса без полного устранения сложившейся системы власти и управления. Другим мощным катализатором революционных перемен в странах Восточной Европы явился национальный фактор. Его проявление сильно варьировалась в разных государствах и зависело от национальных традиций, характера предше­ствовавшего, то есть, довоенного, политического режима, уровня развития национально-освободительного движения против фашизма в годы второй мировой войны, обстоятельств прихода к власти коммунистических партий. Субъективной предпосылкой революций стала монополия политической власти правивших режимов. Их неподотчетность народу разрушающе воздействовала на моральные и деловые каче­ства руководящего слоя восточноевропейских стран. Он по­лучал ряд необоснованных привилегий, погружался в кор­рупцию, злоупотребления властью. Неслучайно, что правя­щая элита. этих государств явилась объектом для всесторон­ней критики. Начавшаяся в 1985 г. перестройка в СССР послужила стимулом для идеологических и политических перемен. Происходит быстрая политизация различных слоев населе­ния, ведущая к выработке новых взглядов, к осознанию ре­альностей на ином качественном уровне. События в Польше и Венгрии приняли эволюционный характер, а именно – переход правивших ком­партий к парламентской модели развития, к признанию альтернативных политических сил. Такому исходу предше­ствовала долгая политическая борьба, как в руководствах партий, так и за их пределами. В Польше благодаря нали­чию столь мощного оппозиционного движения как «Соли­дарность» и реальному присутствию в общественно-полити­ческой жизни католической церкви с ее моральным автори­тетом возобладала компромиссная линия. Именно по ини­циативе правившей Рабочей партии (ПОРП) 6 февраля 1989 г. открылись заседания «круглого стола», за которым встретились представители власти и оппозиции. Весной 1989 г. аналогичные заседания начались в Венгрии. Достигнутые там соглашения ставили задачу формирования институтов парламентской демократии, правового государства, корен­ной реорганизации Венгерской социалистической партии (ВСРП).

Ситуации, сложившиеся в Болгарии, Чехословакии и ГДР, имела много общего. Известную однотипность им при­дала позиция руководства партий, которые либо вообще от­казывались идти на реформы (как, например, в ГДР), либо имитировали действия по их проведению. Стратегические линии партий уже не соответствовали происходящим в об­ществе процессам. Повсеместно, начиная с 1988 г., стали возникать неформальные организации. Так, в Болгарии по­явился «Независимый союз по охране прав человека», эко­логическое общество, «Движение 24 мая». Однако болгар­ское руководство расценило их как антикоммунистические и ответило репрессивными мерами.

Характерной особенностью Чехословакии было наличие в ее общественной жизни политической оппозиции, кото­рая в начале 1989 г. перешла к решительным действиям. Их проявлением стали демонстрации в Праге и ряде других городов.

Свою специфику имело и внутриполитическое положе­ние в Германской Демократической Республике (ГДР). Она заключались в том, что многие граждане, утратив надежды наизменения в стране, стали переселяться в соседнюю де­мократическую германскую страну (ФРГ). Выезд принял массовые формы, несмотря на репрессии властей и тоталь­ную слежку. Революционные процессы, охватившие восточ­ноевропейские государства, свидетельствовали об общем кризисе их авторитарно-бюрократических режимов. Нача­ло им положили события в ГДР. Под давлением массовых демонстраций глава германской социалистической партии Э. Хонеккер был освобожден от занимаемых им постов. 9 ноября 1989 г. новое руководство разрешило свободный пе­реход в Западный Берлин.

Внутренние противоречия в Болгарии, где отсутствовали традиции массовой оппозиции существовавшему режиму, прорвались на Пленуме Болгарской компартии, который 10 ноября 1989 г. отстранил Генерального секретаря Т. Жив­кова от руководства страной. Последовавшее включение в революционный процесс широких масс, начавшееся форми­рование политических партий и течений придало событиям характер демонтажа прежней системы власти.

«Бархатная революция» в Чехословакии началась с раз­гона студенческой демонстрации в Праге 17 ноября 1989 г. Действия полиции вызвали забастовку студентов, а с 21 ноября в столице начались массовые демонстрации. В тот же день был создан «Гражданский форум», объединивший все оппозиционные силы в чешских землях, и «Общество против насилия» в Словакии. Новое правительство возгла­вил М. Чалфа. Президентом страны был избран В. Гавел. В отличие от ГДР, Болгарии и Чехословакии, где преобразо­вания не сопровождались кровопролитием и проходили в цивилизованных формах, в Румынии они приняли другой характер. Революция началась с карательных действий пра­вительственных войск, подавивших оружием выступление в городе Темишоара. 20 декабря 1989 г. волнения перекину­лись в столицу страны — Бухарест. Последующие дни со­провождались ожесточенными столкновениями демонстран­тов с силами госбезопасности. Массовое движение возгла­вил Фронт национального спасения. Арестованные им быв­ший президент Н. Чаушеску и его жена были преданы суду военного трибунала и расстреляны.

В результате революций в странах Восточной Европы власть партийно-государственного аппарата перешла к де­мократическим представительным органам управления. Провозглашались политические права и свободы граждан. Пришедшие к власти правящие элиты добились проведе­ния свободных выборов, завершившихся повсеместно пора­жением партии коммунистической направленности. Завое­вать симпатии избирателей не удалось и возрожденным со­циал-демократическим и социалистическим партиям. Более популярными оказались лозунги «христианского социализ­ма», с которыми выступали христианско-демократические партии, связанные с католической или протестантской цер­квами.

Изменения политической системы были закреплены в новых конституциях, восстановивших традиционный для европейской цивилизации принцип разделения власти на исполнительную, законодательную и судебную.

Революции конца 80-х-начала 90-х годов были в основ­ном мирными. Однако в ходе революционных событий обо­стрились межнациональные противоречия. Чехам и слова­кам удалось договориться, и с 1 января 1993 г. на месте Чехословакии возникло два государства — Чехия и Слова­кия. Конфликт же между народами Югославии принял во­оруженный характер. Летом 1991 г. начался распад федера­тивного государства. Республики Словения, Хорватия, Бос­ния и Герцеговина провозгласили свою независимость. В составе Югославии остались лишь Сербия и Черногория. Национальные проблемы в этой стране вылились в самый кровавый после окончания второй мировой войны конфликт в Европе.

Революционные преобразования привели к изменениям во внешнеполитической ориентации восточноевропейских государств. Все международные организации, созданные этими странами при участии Советского Союза, в том числе Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и Организация Варшавского договора (ОВД), были распущены. В восточно­европейском регионе формируется новая система безопасно­сти. Венгрия, Польша и Чехословакия договорились с СССР о полном выводе с их территории советских войск. Все на­стойчивее стали выдвигаться требования присоединения к экономическим и политическим союзам стран Запада (в ча­стности Европейскому Союзу, НАТО). «Железный занавес», разделявший Европу все годы «холодной войны», быстро разрушался. Кульминацией этого процесса стало объедине­ние, а точнее присоединение ГДР к ФРГ. Таким образом, в ходе событий 1989 — 1991 гг. произошло крушение социа­листической системы, создавшее качественно новую поли­тическую и социально-экономическую ситуацию на европей­ском континенте.



Записывают конспект.


V этап Формирование умений и навыков учащихся

Воплощение плана по обретению умений и навыков


Закрепляет полученный материал занятия просмотром конспектов занятия.



Отвечают на вопросы преподавателя:

1.Какие факторы оказывали влияние на формирование современной культуры?

2.Что

обществе?


VI этап Рефлексия


Самостоятельная оценка действий обучающимися

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии

Ставит оценки

Формулируют конечный результат своей работы на занятии.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

VII этап Домашнее задание

Обеспечить понимание обучающимися целей и содержание домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию.


Параграф 34, стр. 194.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!