СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Понятие общества»

1.7Понятие обще­ства

  • Об­щие све­дения

  • Приз­на­ки об­ще­ства

  • Об­щес­твен­ные от­но­шения

Общие сведения

С дав­них пор лю­ди, жи­вя в кол­лекти­ве, за­думы­вались об осо­бен­ностях и за­коно­мер­ностях сов­ме­стной жиз­ни, стре­мились обес­пе­чить ее ор­га­низо­ван­ность и ста­бильность. Чис­ло тер­ми­нов, ко­торы­ми обоз­на­ча­ют фор­мы сов­ме­стной де­ятельно­сти лю­дей, со вре­менем уве­личи­ва­ет­ся. Мно­гие из них из­вес­тны. Груп­па зем­ле­дельцев, жи­вущих ря­дом друг с дру­гом и свя­зан­ных в не­кото­рых слу­ча­ях ве­дени­ем об­ще­го хо­зяйства, на­зыва­ет­ся об­щи­ной (ми­ром, вервью). Сов­мес­тное про­жива­ние лю­дей в од­ном мес­те при кол­лектив­ном ре­шении ком­му­нальных воп­ро­сов на­зыва­ют об­ще­жити­ем. На­ряду с эти­ми по­няти­ями су­щес­тву­ет и по­нятие об­ще­ство. Нет­рудно за­метить, что все три сло­ва яв­ля­ют­ся од­но­корен­ны­ми и име­ют в сво­ей ос­но­ве по­нятие «об­щий», т.е. объеди­ня­ющий лю­дей в не­кую груп­пу. Та­кое объеди­нение, не­сом­ненно, дол­жно ос­но­вываться на об­щем для всех чле­нов груп­пы ин­те­ресе. Нап­ри­мер, зри­телей в ки­ноте­ат­ре объеди­ня­ет ин­те­рес пос­мотреть ки­но. Ра­бот­ни­ки тру­дово­го кол­лекти­ва объеди­ня­ют­ся для сов­ме­стно­го вы­пол­не­ния тру­довой де­ятельно­сти. При­вер­женцы оп­ре­делен­ных по­лити­че­ских взгля­дов соз­да­ют по­лити­че­скую пар­тию. Уче­ники хо­дят на за­нятия в шко­лу, а за­тем од­ни из них идут за­ниматься в спор­тивную сек­цию, а дру­гие — в дра­мати­чес­кий кру­жок.

В трудовом коллективе

Как ви­дим, об­щий ин­те­рес при­сутс­тву­ет во всех при­веден­ных при­мерах. Од­на­ко по окон­ча­нии прос­мотра ки­нофильма зри­тели ра­зойдут­ся и больше не встре­тят­ся. Бри­гада стро­ите­лей рас­па­дет­ся пос­ле за­вер­ше­ния ра­боты. Уче­ники окон­чат шко­лу, и каж­дый из них из­бе­рет свой путь в жиз­ни.

Так что же та­кое об­ще­ство? Яв­ля­ет­ся ли оно прос­тым объеди­нени­ем лю­дей или пред­став­ля­ет со­бой слож­ную со­вокуп­ность че­лове­че­ских вза­имо­от­но­шений и форм сов­ме­стной де­ятельно­сти? На эти воп­ро­сы пы­тались дать от­ве­ты еще на­ши да­лекие пред­ки.

Зна­ния об об­ще­стве ста­ли фор­ми­роваться в не­запа­мят­ные вре­мена, ког­да че­ловек только на­чал осоз­на­вать, что он яв­ля­ет­ся чле­ном груп­пы. Ус­ложне­ние об­ще­ствен­ной струк­ту­ры и по­яв­ле­ние го­сударс­тва вы­зыва­ли не­об­хо­димость обоб­щить пред­став­ле­ния об ус­тройстве об­ще­ства как объек­та уп­равле­ния.

Древ­негре­чес­кие фи­лосо­фы Пла­тон и Арис­то­тель срав­ни­вали об­ще­ство с жи­вым ор­га­низ­мом, ко­торое так­же мо­жет бо­леть и выз­до­рав­ли­вать, ока­зывая вли­яние на каж­до­го че­лове­ка и ис­пы­тывая на се­бе его воз­действие. Действи­тельно, об­ще­ство пред­став­ля­ет со­бой слож­ную сис­те­му ор­га­низа­ции жиз­ни лю­дей, в ко­торой действу­ют свои со­ци­альные за­коны. Под вли­яни­ем об­ще­ства че­ловек со­вер­шенс­тву­ет­ся, ста­новясь лич­ностью. Имен­но в об­ще­стве, об­ща­ясь с се­бе по­доб­ны­ми, лю­ди раз­ви­ва­ют речь, при­об­ре­та­ют на­выки оп­ре­делен­но­го об­ра­за по­веде­ния.

Че­ловек — су­щес­тво об­ще­ствен­ное. Он не мо­жет жить изо­лиро­ван­но, не вза­имо­действуя с дру­гими людьми. Ге­рой из­вес­тно­го ро­мана Ро­бин­зон Кру­зо мно­го лет жил на не­оби­та­емом ос­тро­ве, но ис­пользо­вал на­выки, ко­торые он при­об­рел в про­цес­се об­ще­ния с дру­гими людьми. Ос­новным его же­лани­ем бы­ло пос­ко­рее уп­лыть с ос­тро­ва и вновь встре­титься с людьми. Ис­то­рии из­вес­тны при­меры, ког­да де­ти вос­пи­тыва­лись жи­вот­ны­ми. По­падая за­тем в че­лове­че­ское об­ще­ство, они не мог­ли адап­ти­роваться и зна­чительно от­ста­вали в раз­ви­тии от сво­их сверс­тни­ков.

Та­ким об­ра­зом, об­ще­ство — это про­дукт вза­имо­действия лю­дей. Че­ловек не мо­жет су­щес­тво­вать вне об­ще­ства, так же как не су­щес­тву­ет об­ще­ства без лю­дей. Об­щес­тво по­яви­лось тог­да, ког­да че­ловек вы­делил­ся из ми­ра жи­вот­ных. С тех пор че­ловек как би­оло­гиче­ский вид пе­рес­тал ме­няться. На­обо­рот, зна­чительные из­ме­нения на­чало пре­тер­пе­вать че­лове­че­ское об­ще­ство.

Об­щес­тво — это обо­собив­ша­яся от при­роды часть ма­тери­ально­го ми­ра со всей со­вокуп­ностью ис­то­риче­ски сло­жив­шихся форм сов­ме­стной де­ятельно­сти лю­дей.

Об­щес­тво сто­ит вне при­роды и не мо­жет раз­ви­ваться по ее за­конам. Эта точ­ка зре­ния не всег­да бы­ла гос­подс­тву­ющей.

В XIX в., ког­да по­яви­лась те­ория Ч. Дар­ви­на, в на­уке воз­никло те­чение со­ци­ал-дар­ви­низ­ма, про­воз­гла­шав­ше­го не­об­хо­димость пе­рене­сения на об­ще­ство за­конов раз­ви­тия при­роды, в част­нос­ти ес­тес­твен­но­го от­бо­ра и борьбы за вы­жива­ние. Со­ци­ал-дар­ви­нис­ты счи­тали, что прин­цип «вы­жива­ет сильнейший» дол­жен быть пе­рене­сен не только на вза­имо­от­но­шения от­дельных лю­дей и их групп, но и на раз­ви­тие от­дельных на­родов. По­доб­ная точ­ка зре­ния оп­ро­вер­га­ет­ся со­вре­мен­ной на­укой. Тем не ме­нее по от­но­шению к не­кото­рым ви­дам жи­вот­ных при­меня­ют­ся об­ще­ство­вед­ческие тер­ми­ны. Нап­ри­мер, му­равьев и пчел на­зыва­ют со­ци­альны­ми или об­ще­ствен­ны­ми жи­вот­ны­ми, имея в ви­ду их кол­лектив­ный об­раз жиз­ни, раз­де­ление тру­да и спе­ци­али­зацию де­ятельно­сти от­дельных групп осо­бей. Не­сом­ненно, у со­ци­альных жи­вот­ных и че­лове­че­ско­го об­ще­ства есть схо­жие чер­ты, но в то же вре­мя они су­щес­твен­но от­ли­ча­ют­ся друг от дру­га. Со­ци­альные на­секо­мые эво­люци­они­ру­ют не ин­ди­виду­ально, а в рам­ках всей по­пуля­ции. По­это­му му­равейни­ки и пче­линые семьи час­то на­зыва­ют би­оло­гиче­ски­ми свер­хорга­низ­ма­ми, в ко­торых роль каж­дой осо­би ге­нети­чес­ки зап­рограм­ми­рова­на. Каж­дый же че­ловек в об­ще­стве су­губо ин­ди­виду­ален, об­ла­да­ет во­лей и со­зна­ни­ем и мо­жет при­нимать са­мо­сто­ятельные ре­шения.

По­нятие «об­ще­ство» упот­ребля­ет­ся в раз­ных сло­восо­чета­ни­ях, на­при­мер: пер­во­быт­ное об­ще­ство, об­ще­ство фи­лате­лис­тов, рос­сийское об­ще­ство, спор­тивное об­ще­ство и т.д. В со­вре­мен­ной на­уч­ной ли­тера­туре су­щес­тву­ет мно­жес­тво трак­то­вок по­нятия «об­ще­ство». Оно по­нима­ет­ся и как оп­ре­делен­ная груп­па лю­дей, объеди­нив­шихся для сов­ме­стно­го вы­пол­не­ния ка­кой-ли­бо де­ятельно­сти (об­ще­ство охот­ни­ков и ры­боло­вов), и как про­дукт вза­имо­действия лю­дей, и как оп­ре­делен­ная ор­га­низа­ция жиз­ни лю­дей, вклю­ча­ющая их мно­го­об­разные свя­зи и вза­имо­от­но­шения, и как этап в ис­то­риче­ском раз­ви­тии че­лове­че­ства (пер­во­быт­ное об­ще­ство, фе­одальное об­ще­ство), и как со­ци­альная ор­га­низа­ция ка­кой-ли­бо стра­ны, име­ющая оп­ре­делен­ную струк­ту­ру (рос­сийское об­ще­ство, гер­ман­ское об­ще­ство).

С мо­тива­ци­он­ной точ­ки зре­ния (мо­тив сов­ме­стной де­ятельно­сти, объеди­ня­ющий лю­дей) об­ще­ство — это со­вокуп­ность ин­ди­видов, име­ющих об­щий ин­те­рес, на ос­но­ве ко­торо­го стро­ят­ся их от­но­шения, ре­гули­ру­емые об­ще­обя­зательны­ми пра­вила­ми по­веде­ния (нор­ма­ми), под­держи­ва­емые и ох­ра­ня­емые ор­га­низо­ван­ной властью.

Признаки обще­ства

Аме­рикан­ский со­ци­олог Э. Шилз счи­тал, что об­ще­ство — это объеди­нение лю­дей, ко­торое об­ла­да­ет оп­ре­делен­ны­ми приз­на­ками:

  • не яв­ля­ет­ся частью круп­ной сис­те­мы;

  • бра­ки зак­лю­ча­ют­ся меж­ду пред­ста­вите­лями дан­но­го объеди­нения;

  • по­пол­ня­ет­ся за счет де­тей пред­ста­вите­лей это­го объеди­нения;

  • име­ет свою тер­ри­торию;

  • име­ет свое наз­ва­ние и да­же свою ис­то­рию;

  • об­ла­да­ет собс­твен­ной сис­те­мой уп­равле­ния;

  • су­щес­тву­ет дольше сред­ней про­дол­жи­тельнос­ти жиз­ни ин­ди­вида;

  • его спла­чива­ет об­щая сис­те­ма цен­ностей (свои обы­чаи, тра­диции и пр.), ко­торые на­ходят вы­раже­ние в оп­ре­делен­ной культу­ре.

Ука­зан­ные Шил­зом кри­терии мож­но счи­тать уни­вер­сальны­ми, так как они под­хо­дят к со­вер­шенно раз­но­об­разным объеди­нени­ям лю­дей, ко­торые су­щес­тво­вали в прош­лом и су­щес­тву­ют сейчас. В то же вре­мя та­кие из ука­зан­ных вы­ше приз­на­ков, как зак­лю­чение бра­ков меж­ду пред­ста­вите­лями объеди­нения, по­пол­не­ние за счет де­тей пред­ста­вите­лей объеди­нения и су­щес­тво­вание дольше сред­ней про­дол­жи­тельнос­ти жиз­ни ин­ди­вида, вряд ли по­дойдут для ха­рак­те­рис­ти­ки сту­ден­ческих групп, тру­довых кол­лекти­вов, по­лити­че­ских пар­тий, клу­бов по ин­те­ресам и т.д. Та­ким об­ра­зом, Шилз соз­дал сис­те­му приз­на­ков, ха­рак­терных для от­но­сительно круп­ных объеди­нений лю­дей. В пер­вую оче­редь кри­терии Шил­за мо­гут быть при­мене­ны к та­ким об­ще­ствен­ным яв­ле­ни­ям, как стра­на, го­сударс­тво, на­ция.

Стра­на — оп­ре­делен­ная тер­ри­тория, име­ющая го­сударст­вен­ную при­над­лежность.

Лю­ди, про­жива­ющие на тер­ри­тории стра­ны, име­ют, как пра­вило, оди­нако­вое граж­данс­тво, что уже объек­тивно объеди­ня­ет их в еди­ную груп­пу. Нап­ри­мер, на­ша стра­на — Рос­сия — за­нима­ет тер­ри­торию бо­лее 17 млн км2, на ко­торой про­жива­ют око­ло 150 млн че­ловек. При­род­ные ус­ло­вия на всей тер­ри­тории стра­ны от­ли­ча­ют­ся большим раз­но­об­ра­зи­ем. Раз­ли­чен и на­цио­нальный сос­тав на­селе­ния. Тем не ме­нее тер­ри­тори­альное единс­тво под­держи­ва­ет­ся го­сударст­вен­ной властью Рос­сийской Фе­дера­ции. Граж­да­не Рос­сии име­ют рав­ные пра­ва, под­чи­ня­ют­ся еди­ным за­конам. В не­кото­рых слу­ча­ях граж­да­не Рос­сии объеди­ня­ют­ся для вы­пол­не­ния од­ной об­щей за­дачи, на­при­мер из­бра­ния ор­га­нов вла­сти — Пре­зиден­та и Го­сударст­вен­ной Ду­мы. По­доб­ную ха­рак­те­рис­ти­ку мож­но при­менить и к дру­гим стра­нам (Ан­глия, Фран­ция, США и т.д.).

Москва — сердце России

Го­сударс­тво име­ет свою сис­те­му вла­сти (пар­ла­мент, пра­ви­тельство), оп­ре­делен­ный тип от­но­шений с на­селе­ни­ем (де­мок­ра­тия или ан­ти­демок­ра­тиче­ский ре­жим), спе­цифи­ку рас­пре­деле­ния вла­сти по тер­ри­тории (уни­тар­ное или фе­дера­тив­ное го­сударс­тво).

Го­сударс­тво — по­лити­че­ская ор­га­низа­ция, осу­щест­вля­ющая уп­равле­ние на­селе­ни­ем оп­ре­делен­ной тер­ри­тории.

На­ции мо­гут су­щес­тво­вать в рам­ках од­ной тер­ри­тории и го­сударс­тва. Но час­ты слу­чаи ком­пак­тно­го про­жива­ния ма­лого на­рода на тер­ри­тории мно­гона­цио­нально­го го­сударс­тва. В та­ком слу­чае, да­же ес­ли этот на­род не соз­дал сво­ей го­сударст­вен­ности, он сох­ра­ня­ет свои на­цио­нальные тра­диции, культу­ру, об­ря­ды и т.д.

На­ция — груп­па лю­дей, скла­дыва­юща­яся на ос­но­ве об­щнос­ти тер­ри­тории, эко­номи­че­ских свя­зей, язы­ка, культу­ры, со­зна­ния сво­его внут­ренне­го единс­тва и от­ли­чия от по­доб­ных об­ра­зова­ний.

Та­ким об­ра­зом, объеди­нения лю­дей на ос­но­ве тер­ри­тори­альной об­щнос­ти, го­сударст­вен­ности и на­цио­нальной при­над­лежнос­ти, не­сом­ненно, мож­но оха­рак­те­ризо­вать как об­ще­ства. Но на­ряду с эти­ми круп­ны­ми объеди­нени­ями су­щес­тву­ет ог­ромное ко­личес­тво мел­ких групп лю­дей, осу­щест­вля­ющих не­пос­редс­твен­ное вза­имо­действие меж­ду со­бой. Ра­нее уже упо­мина­лись клу­бы по ин­те­ресам, тру­довые кол­лекти­вы, по­лити­че­ские пар­тии. В рам­ках этих групп про­ис­хо­дит лич­ное об­ще­ние лю­дей на ос­но­ве стрем­ле­ния к дос­ти­жению об­щей це­ли.

Итак, об­ще­ство пред­став­ля­ет со­бой слож­ную сис­те­му, сос­то­ящую из вза­имос­вя­зан­ных час­тей — от­дельных групп лю­дей. В об­ще­стве по­сто­ян­но про­ис­хо­дят из­ме­нения. Ис­че­за­ют преж­ние груп­пы, по­яв­ля­ют­ся но­вые. Ме­ня­ют­ся от­но­шения меж­ду людьми и их объеди­нени­ями. Од­ни груп­пы и их пред­ста­вите­ли уси­лива­ют свое вли­яние на об­ще­ство, дру­гие — его те­ря­ют.

Общественные отношения

Од­на­ко неп­ра­вильно бы­ло бы сво­дить по­нятие об­ще­ства только к со­вокуп­ности че­лове­че­ских ин­ди­видов. В ши­роком смыс­ле под тер­ми­ном «об­ще­ство» на­до по­нимать со­вокуп­ность от­но­шений меж­ду людьми, скла­дыва­ющих­ся в про­цес­се их жиз­не­де­ятельно­сти.

Об­щес­твен­ные от­но­шения — все мно­го­об­разные свя­зи меж­ду людьми, воз­ни­ка­ющие в про­цес­се их вза­имо­действия.

Об­щес­твен­ные от­но­шения так­же пред­став­ля­ют со­бой сис­те­му свя­зей, с по­мощью ко­торых об­ще­ство при­об­ре­та­ет це­лос­тность и ус­тойчи­вость. Они име­ют не­сколько раз­но­вид­ностей:

  • про­из­вод­ствен­ные от­но­шения, скла­дыва­ющи­еся в про­цес­се про­из­вод­ства и рас­пре­деле­ния ма­тери­альных благ;

  • по­лити­че­ские от­но­шения, воз­ни­ка­ющие в про­цес­се уп­равле­ния об­ще­ством и борьбы за власть;

  • брач­но-се­мейные от­но­шения — лич­ные от­но­шения, свя­зан­ные с рож­де­ни­ем и вос­пи­тани­ем де­тей;

  • меж­на­цио­нальные от­но­шения меж­ду пред­ста­вите­лями раз­ных на­ций;

  • со­ци­альные от­но­шения меж­ду раз­личны­ми со­ци­альны­ми груп­па­ми (на­при­мер, бо­гаты­ми и бед­ны­ми).

Ука­зан­ные раз­но­вид­ности об­ще­ствен­ных от­но­шений не мо­гут су­щес­тво­вать изо­лиро­ван­но. Каж­дый че­ловек стре­мит­ся найти бо­лее оп­ла­чива­емую и прес­тижную ра­боту, что­бы обес­пе­чить свою семью и в то же вре­мя под­няться вы­ше по со­ци­альной лес­тни­це, — так про­из­вод­ствен­ные от­но­шения свя­заны с со­ци­альны­ми и брач­но-се­мейны­ми. Ес­ли у че­лове­ка не по­луча­ет­ся улуч­шить свое ма­тери­альное и со­ци­альное по­ложе­ние, он час­то ви­нит го­сударст­вен­ную власть или сам стре­мит­ся учас­тво­вать в осу­щест­вле­нии вла­сти, от­да­вая пред­почте­ние той или иной по­лити­че­ской си­ле на вы­борах в го­сударст­вен­ные ор­га­ны. Иног­да не­довольство вы­лива­ет­ся в об­ви­нения в ад­рес пред­ста­вите­лей дру­гих на­ций. Так мо­гут пе­ресе­каться про­из­вод­ствен­ные, со­ци­альные, по­лити­че­ские и на­цио­нальные от­но­шения.

На ос­но­ве сис­те­мы об­ще­ствен­ных от­но­шений мож­но оха­рак­те­ризо­вать струк­ту­ру об­ще­ства, под ко­торой по­нима­ет­ся со­вокуп­ность его сос­тавных эле­мен­тов:

  • про­из­вод­ство ма­тери­альных и ду­хов­ных благ;

  • со­ци­альные об­щнос­ти — груп­пы лю­дей, объеди­нен­ные на ос­но­ве ка­ких-ли­бо об­щих приз­на­ков;

  • по­лити­че­ские ор­га­низа­ции, глав­ное мес­то сре­ди ко­торых за­нима­ет го­сударс­тво;

  • ин­сти­туты об­ще­ства.

В обы­ден­ной жиз­ни по­нятие «ин­сти­тут» упот­ребля­ет­ся в ка­чес­тве на­име­нова­ния об­ра­зова­тельной ор­га­низа­ции. В ши­роком смыс­ле ин­сти­тут — это со­вокуп­ность норм, пра­вил по­веде­ния в оп­ре­делен­ной сфе­ре жиз­не­де­ятельно­сти че­лове­ка (схе­ма 6).

Схема 6.Институты обще­ства

Пер­вичный со­ци­альный ин­сти­тут — ин­сти­тут семьи, свя­зан­ный с вос­про­из­вод­ством че­лове­ка как би­оло­гиче­ско­го ви­да, его вос­пи­тани­ем и со­ци­али­заци­ей как чле­на об­ще­ства. У че­лове­ка в от­ли­чие от жи­вот­ных су­щес­тву­ет ус­тойчи­вая меж­по­колен­ная связь. Ро­дите­ли не за­быва­ют сво­их де­тей, ког­да те ста­новят­ся взрос­лы­ми, а де­ти за­ботят­ся о прес­та­релых ро­дите­лях. От­но­шения люб­ви и вза­имо­помо­щи поз­во­ля­ют лю­дям вы­жить в тех си­ту­аци­ях, в ко­торых жи­вот­ные вы­жить не в со­сто­янии.

Важ­ным об­ще­ствен­ным ин­сти­тутом выс­ту­па­ет по­лити­че­ский ин­сти­тут, вклю­ча­ющий от­но­шения в сфе­ре уп­равле­ния об­ще­ством. Сю­да вхо­дят пра­вовые нор­мы, обы­чаи, тра­диции и др., т.е. те пра­вила по­веде­ния, ко­торые ре­гули­ру­ют внут­реннюю жизнь об­ще­ства и от­но­шения меж­ду раз­личны­ми со­ци­альны­ми груп­па­ми.

Кро­ме то­го, со­став­ля­ющи­ми по­лити­че­ско­го ин­сти­тута яв­ля­ют­ся по­лити­че­ские ор­га­низа­ции, име­ющие сво­ей целью учас­тие в осу­щест­вле­нии вла­сти и уп­равле­нии об­ще­ством. Ос­новной ор­га­низа­ци­ей, ре­али­зу­ющей уп­равле­ние об­ще­ством, яв­ля­ет­ся го­сударс­тво. Оно име­ет мо­нопо­лию на ру­ководс­тво об­ще­ствен­ной жизнью и в ря­де слу­ча­ев не до­пус­ка­ет вме­ша­тельства в эту сфе­ру дру­гих по­лити­че­ских сил, та­ких как по­лити­че­ские пар­тии. В со­вре­мен­ном ми­ре при гос­подс­тве де­мок­ра­тиче­ских цен­ностей до­пус­ка­ет­ся по­лити­че­ское мно­го­об­ра­зие (плю­рализм), по­лити­че­ские пар­тии мо­гут действо­вать, от­кры­то вы­ражая ин­те­ресы сво­их чле­нов, и учас­тво­вать в осу­щест­вле­нии вла­сти все­ми не зап­ре­щен­ны­ми за­коном спо­соба­ми.

Эко­номи­чес­кий ин­сти­тут свя­зан с про­из­вод­ством ма­тери­альных благ, средств к су­щес­тво­ванию.

Про­из­водс­тво воз­никло тог­да, ког­да че­ловек соз­дал пер­вое ору­дие тру­да. На на­чальном эта­пе раз­ви­тия че­лове­че­ства ору­дия тру­да бы­ли при­митив­ны, но с их по­мощью лю­ди ус­пешнее ста­ли ре­шать проб­ле­му средств су­щес­тво­вания. Ис­пользо­вание пал­ки-ко­пал­ки поз­во­лило эф­фектив­нее ис­кать съедоб­ные ко­ренья, а при­митив­ные ду­бин­ки по­мога­ли в охо­те на зве­рей. По ме­ре раз­ви­тия че­лове­че­ства ору­дия тру­да улуч­ша­лись, вмес­те с этим уве­личи­вал­ся объем про­из­во­димых ма­тери­альных благ. С по­яв­ле­ни­ем ма­шин и вы­соких тех­но­логий про­из­вод­ство ста­ло мас­со­вым, спо­соб­ным удов­летво­рить мно­го­об­разные ма­тери­альные по­треб­ности.

Ду­хов­ный ин­сти­тут об­ще­ства свя­зан с удов­летво­рени­ем ду­хов­ных по­треб­ностей че­лове­ка, по­яв­ле­ни­ем и пе­реда­чей зна­ний но­вым по­коле­ни­ям. Ду­хов­ный ин­сти­тут вклю­ча­ет культу­ру, ко­торая в ши­роком смыс­ле оз­на­ча­ет со­вокуп­ность всех дос­ти­жений че­лове­че­ства в ма­тери­альной и ду­хов­ной сфе­рах. Кро­ме то­го, со­став­ля­ющи­ми ду­хов­но­го ин­сти­тута выс­ту­па­ют на­ука, ре­лигия и об­ра­зова­ние. На­ука и ре­лигия — это две по­зиции, с ко­торых ос­мысли­ва­ет­ся проб­ле­ма воз­никно­вения и су­щес­тво­вания все­го су­щего на Зем­ле. С по­мощью об­ра­зова­ния про­ис­хо­дит пе­реда­ча зна­ний, на­коп­ленных че­лове­че­ством за вре­мя его су­щес­тво­вания.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!