СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Понятие социально-психологических тренингов"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную работу можно использовать для начала презентации, выступления. В ней описывается само понятие социально-психологических тренингов, задачи, принципы...

Просмотр содержимого документа
«"Понятие социально-психологических тренингов"»

Понятие социально-психологического тренинга


(СПТ) — активный групповой метод, направленный на усовершенствование и развитие установок, навыков и знаний межличностного общения. Социально-психологический тренинг — средство развития компетентности в общении.


Метод «социально-психологического тренинга» был разработан в Лейпцигском университете в Германии под руководством М. Форверга.


В России практику социально-психологического тренинга начала вести Петровская Л. А., которая в 1982 году ввела это понятие.


В 1989 году ею был разработан перцептивно-ориентированный социально-психологический тренинг.


1.Задачи СПТ:

  • развитие специальных умений.

  • приобретение диагностических знаний и умений.

  • самодиагностика участниками этого тренинга особенностей восприятия себя, партнера по общению и всей ситуации общения.

  • личностное развитие.


А также задачи развития перцептивных, коммуникативных и интерактивных аспектов коммуникативной компетентности.


Таким образом, социально-психологический тренинг можно определить, как область практической психологии, которая ориентирована на использование активных методов групповой работы с целью развития компетентности в общении и личностного развития.



Борис Парыгин и Манфред Форверг. Диалог о тренинге на факультете социальной психологии ЛГПИ. Ленинград. 1973.


2.Типы и виды СПТ


В зависимости от цели тренинга выделяют:


Инструментально-ориентированные тренинги

К ним относят социально-психологический тренинг поведения, который основывается на бихевиреальной традиции и рассматривает человека как предмет манипулирования.

Цель этого подхода - овладение эффективными моделями поведения. Главное - это изменение поведения человека, а результат этого изменения- усвоенные навыки и опыт.


К таким тренингам относят:

  • тренинг стратегии решения конфликта

  • тренинг для управляющих

  • тренинг делового общения

  • тренинг социальных навыков и др.


Личностно-ориентированные тренинги

К ним относят группы личностного роста, где главные цели - это самораскрытие и получение знаний о собственной личности.


В данном походе подчеркивается равенство психологических позиции тренера с участниками тренинга.


Примерами тренингов в рамках данного подхода являются:

  • группы встреч

  • экзистенциальные группы

  • психодинамические группы и др.


3.Методы СПТ


Для всего многообразия методов СПТ выделяются общие черты:

  • Ориентация на широкое использование полученных навыков в ходе группового взаимодействия.

  • Принцип активности членов социально-психологического тренинга через включение в тренинг элементов исследования. Обучающиеся сами активно участвуют в выработке и получении знаний.

  • Методы социально-психологического тренинга предполагают вариант обучения на моделях.


В качестве методов СПТ используются:

  • Групповые дискуссии

  • Ролевые игры


Стратегии ведения групповой работы:

  • Свободное ведение группы. Вмешательство тренера при этой стратегии минимально и сводится к активному слушанию участников тренинга и малочисленным комментариям.

  • Программированное ведение группы. Тренер ведет групповую работу, ориентируясь на определенный план цикла занятия с темами и соответствующими упражнениями.

  • Компромиссная форма ведения группы. Сочетание тренером программированности с отступлениями в сторону свободного стиля ведения группы. Данная стратегия является основной при проведении СПТ.


4.Принципы общения в СПТ:


Общение по принципу «здесь и сейчас». Обсуждение группой единичного случая пребывания в группе или психологической реальности конкретного человека в настоящее время. Уход от общих абстрактных рассуждений в сторону конкретных фактов.


Принцип персонификации высказываний. Отказ участников тренинга от безличных форм высказываний, замена безличных суждений выражениями «я считаю», «я думаю» и т. п. Этим достигается конкретизация дискуссии, которая позволяет проводить аналитическую работу в группе.


Принцип акцентирования языка чувств. Данный принцип подчеркивает важность эмоциональной составляющей общения. В процессе тренинга необходимо акцентировать внимание участников на их эмоциональных состояниях и на том, как они это выражают с помощью языковых средств.


Принцип активности.

Активное взаимодействие внутри тренинговой группы и включенность каждого члена группы в анализ группового процесса и другого участника.


Принцип доверительного общения. Доверительная атмосфера в группе и открытость являются залогом искренней обратной связи и богатого материала для неё.


Принцип конфиденциальности.

Тренер устанавливает правило не выносить содержание общения за пределы тренинговой группы. Это будет способствовать созданию доверительных отношений в группе, предотвращать потенциальный ущерб участникам, позволит группе свободно развивать дискуссию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!