Понятие социально-психологического тренинга
(СПТ) — активный групповой метод, направленный на усовершенствование и развитие установок, навыков и знаний межличностного общения. Социально-психологический тренинг — средство развития компетентности в общении.
Метод «социально-психологического тренинга» был разработан в Лейпцигском университете в Германии под руководством М. Форверга.
В России практику социально-психологического тренинга начала вести Петровская Л. А., которая в 1982 году ввела это понятие.
В 1989 году ею был разработан перцептивно-ориентированный социально-психологический тренинг.
1.Задачи СПТ:
развитие специальных умений.
приобретение диагностических знаний и умений.
самодиагностика участниками этого тренинга особенностей восприятия себя, партнера по общению и всей ситуации общения.
личностное развитие.
А также задачи развития перцептивных, коммуникативных и интерактивных аспектов коммуникативной компетентности.
Таким образом, социально-психологический тренинг можно определить, как область практической психологии, которая ориентирована на использование активных методов групповой работы с целью развития компетентности в общении и личностного развития.
Борис Парыгин и Манфред Форверг. Диалог о тренинге на факультете социальной психологии ЛГПИ. Ленинград. 1973.
2.Типы и виды СПТ
В зависимости от цели тренинга выделяют:
Инструментально-ориентированные тренинги
К ним относят социально-психологический тренинг поведения, который основывается на бихевиреальной традиции и рассматривает человека как предмет манипулирования.
Цель этого подхода - овладение эффективными моделями поведения. Главное - это изменение поведения человека, а результат этого изменения- усвоенные навыки и опыт.
К таким тренингам относят:
тренинг стратегии решения конфликта
тренинг для управляющих
тренинг делового общения
тренинг социальных навыков и др.
Личностно-ориентированные тренинги
К ним относят группы личностного роста, где главные цели - это самораскрытие и получение знаний о собственной личности.
В данном походе подчеркивается равенство психологических позиции тренера с участниками тренинга.
Примерами тренингов в рамках данного подхода являются:
3.Методы СПТ
Для всего многообразия методов СПТ выделяются общие черты:
Ориентация на широкое использование полученных навыков в ходе группового взаимодействия.
Принцип активности членов социально-психологического тренинга через включение в тренинг элементов исследования. Обучающиеся сами активно участвуют в выработке и получении знаний.
Методы социально-психологического тренинга предполагают вариант обучения на моделях.
В качестве методов СПТ используются:
Групповые дискуссии
Ролевые игры
Стратегии ведения групповой работы:
Свободное ведение группы. Вмешательство тренера при этой стратегии минимально и сводится к активному слушанию участников тренинга и малочисленным комментариям.
Программированное ведение группы. Тренер ведет групповую работу, ориентируясь на определенный план цикла занятия с темами и соответствующими упражнениями.
Компромиссная форма ведения группы. Сочетание тренером программированности с отступлениями в сторону свободного стиля ведения группы. Данная стратегия является основной при проведении СПТ.
4.Принципы общения в СПТ:
Общение по принципу «здесь и сейчас». Обсуждение группой единичного случая пребывания в группе или психологической реальности конкретного человека в настоящее время. Уход от общих абстрактных рассуждений в сторону конкретных фактов.
Принцип персонификации высказываний. Отказ участников тренинга от безличных форм высказываний, замена безличных суждений выражениями «я считаю», «я думаю» и т. п. Этим достигается конкретизация дискуссии, которая позволяет проводить аналитическую работу в группе.
Принцип акцентирования языка чувств. Данный принцип подчеркивает важность эмоциональной составляющей общения. В процессе тренинга необходимо акцентировать внимание участников на их эмоциональных состояниях и на том, как они это выражают с помощью языковых средств.
Принцип активности.
Активное взаимодействие внутри тренинговой группы и включенность каждого члена группы в анализ группового процесса и другого участника.
Принцип доверительного общения. Доверительная атмосфера в группе и открытость являются залогом искренней обратной связи и богатого материала для неё.
Принцип конфиденциальности.
Тренер устанавливает правило не выносить содержание общения за пределы тренинговой группы. Это будет способствовать созданию доверительных отношений в группе, предотвращать потенциальный ущерб участникам, позволит группе свободно развивать дискуссию.