СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие модели. Виды моделей.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по теме "Понятие модели. Виды моделей."

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа»

Тема «Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Виды инфор­мационных моделей.»


Задания к уроку



  1. Постройте табличную информационную модель по следующим данным.


Полярная звезда находится в созвездии Малая Медведица. Бетельгейзе находится в созвездии Орион. Расстояние до Спики – 260 световых лет. Денеб находится в созвездии Лебедь. Акрукс ярче Солнца в 2200 раз. Расстояние до Бетельгейзе – 650 световых лет. Ригель ярче Солнца в 55000 раз. Канопус находится в созвездии Стрекоза. Расстояние до Капеллы – 46 световых лет. Спика находится в созвездии Дева. Антарес находится в созвездии Скорпион. Расстояние до Арктура – 36 световых лет. Альдебаран ярче Солнца в 165 раз. Бетельгейзе ярче Солнца в 22000 раз. Расстояние до Акрукса – 260 световых лет. Денеб ярче Солнца в 72500 раз. Расстояние до Антареса – 425 световых лет. Альдебаран находится в созвездии Телец. Антарес ярче Солнца в 6600 раз. Расстояние до Канопуса – 181 световой год. Арктур находится в созвездии Волопас. Капелла ярче Солнца в 150 раз. Расстояние до Полярной звезды – 780 световых лет. Ригель находится в созвездии Орион. Спика ярче Солнца в 2200 раз. Акрукс находится в созвездии Южный Крест. Расстояние до Альдебарана – 70 световых лет. Арктур ярче Солнца в 105 раз. Расстояние до Денеба – 1600 световых лет. Канопус ярче Солнца в 6600 раз. Капелла находится в созвездии Возничий. Полярная звезда ярче Солнца в 6000 раз. Расстояние до Ригеля – 820 световых лет.





  1. Составьте сетевую информационную модель. В первом ряду укажите имена своих друзей, во втором – их увлечения. Изобразите дугами связи: имя - увлечение.











  1. Составьте иерархическую информационную модель родословного дерева потомков Владимира Мономаха.


Потомки Владимира Мономаха

Владимир Мономах умер в 1125 г. Он оставил 4 сы­новей: Мстислава (1132), Ярополка (1139), Вячеслава Туровского (1154) и Юрия Долгорукого (1157). После Мстислава осталось 3 сына: Изяслав Волынский (1154), Всеволод Новгородский (1138) и Ростислав Смоленский (1168). У Изяслава Волынского был сын Мсти­слав (1170), у Мстислава сын Роман (1205), у Романа — Даниил Галицкий (1264). Ростислав Смоленский имел 4 сыновей: Романа (1180), Рюрика (1215), Давида (1197) и Мстислава Храброго (1180). После Романа

Ростиславича остался сын Мстислав Киевский (1224), после Мстислава Храброго — сын Мстислав Удалой (1228). Юрий Долгорукий имел 3 сыновей: Андрея Боголюбского (1175), Михаила (1177) и Всеволода (1212). Сыновьями Всеволода были Константин (1217), Юрий (1238) и Ярослав (1246). У Ярослава Всеволодовича было 3 сына: Александр Невский (1263), Андрей Суз­дальский (1264) и Ярослав Тверской (1272). Сыновья Александра Невского: Дмитрий Переяславский (1294), Андрей Городецкий (1304) и Даниил Московский (1303). У Андрея Суздальского был сын Василий (?), у Ярослава Тверского — сын Михаил (1318).




Просмотр содержимого документа
«план-конспект»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: «Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Виды инфор­мационных моделей»

Информатика и ИКТ 9 класс

Тема и номер урока в теме Раздел 2. Информационное моделирование 1-й урок. Тема урока: «Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Виды информационных мо­делей»

Базовый учебник «Информатика и ИКТ» Базовый уровень для 9 класса Авторы: Семакин И.Г., Хеннер Е.К.


Цель урока: Ввести понятие модели. Познакомить с основными типами информационных моделей и их классификацией.

Задачи:

- обучающие: формирование представления у учащихся о понятии модели и моделирования.

- развивающие: изучить понятие модель и моделирование. Классифицировать модели по типу.

- воспитательные: повышение познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Тип урока (комбинированный):

  • фронтальная – учебная лекция;

  • эвристический диалог;

  • фронтальный опрос

  • практическая работа.


Необходимое техническое оборудование:

  • компьютерный класс, учительский компьютер, проектор, экран, приложения MS Word (OOWriter), MS PowerPoint (OOImpress).


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент


Приветствие ребят, проверка рабочего места, отсутствующих на уроке.


1

2

Постановка целей урока

Презентация

Слайд № 1

Формулировка темы и цели урока


1

3

Актуализация опорных знаний

Презентация Слайд № 2

Демонстрация, учитель задаёт вопросы учащимся:

С различными моделями мы сталкиваемся еще в раннем детстве.

- вспомните, какие игрушки были любимыми в детстве?

-назовите реальные объекты, моделями которых являются эти игрушки?

Ответы на вопросы

3

4

Изучение нового материала

Презентация Слайды № 3-7, 13-14

Демонстрация, объяснение содержания.


Восприятие информации, запись краткого конспекта в тетради

7

5

Закрепление нового материала

Презентация Слайд № 8-12

Объяснение условия задания:

-учитель раздает карточки с заданием

-правильные ответы выводятся на экран



-Выполнение задания

-Проверка ответов


3

6

Практическая работа

Текстовый процессор MS Word

(OOWriter)



Презентация Слайд № 15

Инструктирование по выполнению практической работы- построение табличной, иерархической или сетевой модели по выбору учащихся.

(Текстовые задания выдаются учащимся на карточках)

Выполнение практического задания

20

7

Подведение итогов урока

Текстовые документы с выполненным заданием

Анализ результатов выполнения учащимися практической работы

Предъявление файла с практической работой

4

8

Домашнее задание

Презентация

Слайд № 16

Объяснение содержания домашней работы

Записывают задание в дневники

1


Используемая литература:

  1. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  2. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

  3. Семакин И.Г. Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

Просмотр содержимого документа
«Задания к уроку»

Задание 1: Выберите из предложенного списка пары объектов, находящихся в отношениях «объект-модель».

Компьютерная программа, атлас мира, Великобритания, припев, карта Великобритании, Функциональная схема компьютера, комната, куплет, песня, графическое изображение комнаты, компьютер, глобус, Пушкин А. С., роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», памятник А. С. Пушкину

Объект

Модель













Задание 2: Заполни таблицу:

Имя объекта

Существенные характеристики объекта


Горизонтальная поверхность на опоре, предназначенная для работы на ней.


Материальный бумажный носитель информации.


Атмосферные осадки в виде капель воды, размером от 0,1 до 5-7 мм.


Излияние магмы на поверхность земли в виде лавы.


Форма организации учебного процесса.


Демократическое волеизъявление гражданина по поводу выбора главы государства.



Задание 3: Классифицируйте модели по типам:

Глобус, рисунок цветка, макет дома, карта, формула, периодическая система химических элементов Менделеева, модель самолета, муляж яблока, манекен.

Материальные (натурные) модели

Информационные модели













Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

« Понятие модели.  Виды моделей»

« Понятие модели. Виды моделей»

Объект  Модель

Объект Модель

  • Некоторая часть окружающей нас реальной действительности (предмет, процесс, явление), которая может быть рассмотрена как единое целое.
  • Материальный или мысленно представляемый объект, замещающий объект-оригинал и сохраняющий его существенные особенности.
Моделирование  – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей Цели моделирования:

Моделирование это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей

Цели моделирования:

  • Понять как устроен реальный объект
  • Научиться управлять объектом или процессом
  • Оптимизировать управление объектом или процессом
  • Прогнозировать прямые или косвенные последствия различных воздействий на объект
Этапы моделирования Объект  Модель Изучение модели Получение знаний об объекте

Этапы моделирования

Объект

Модель

Изучение модели

Получение знаний об объекте

Классификация моделей  (по области знаний)   модели   (с учетом фактора времени)    э биологические экономические исторические социологические модели Динамические Статические непрерывные дискретные

Классификация моделей (по области знаний)

модели

(с учетом фактора времени)

э

биологические

экономические

исторические

социологические

модели

Динамические

Статические

непрерывные

дискретные

Классификация моделей  (по способу представления) Модели Материальные Информационные  Образные Знаковые Текстовые(словесные) Визуальные Вербальные геометрические Устные математические Мысленные структурные логические компьютерные специальные

Классификация моделей (по способу представления)

Модели

Материальные

Информационные

Образные

Знаковые

Текстовые(словесные)

Визуальные

Вербальные

геометрические

Устные

математические

Мысленные

структурные

логические

компьютерные

специальные

Проверь себя!  Задание 1: Выберите из предложенного списка пары объектов, находящихся в отношениях «объект-модель».

Проверь себя! Задание 1: Выберите из предложенного списка пары объектов, находящихся в отношениях «объект-модель».

  • Компьютерная программа
  • Атлас мира
  • Россия
  • Припев
  • Карта России
  • Функциональная схема компьютера
  • Комната
  • Куплет
  • Песня
  • Графическое изображение комнаты
  • Компьютер
  • Глобус
  • Пушкин А. С.
  • Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
  • Памятник А. С. Пушкину
Задание 1:  ОТВЕТЫ

Задание 1: ОТВЕТЫ

  • Россия – карта России
  • Компьютер - функциональная схема компьютера
  • Комната - графическое изображение комнаты
  • А. С. Пушкин - памятник А. С. Пушкину
Проверь себя!  Задание 2:  Заполни таблицу: Имя объекта Краткое описание (существенные характеристики Горизонтальная поверхность на опоре, предназначенная для работы на ней. Материальный бумажный носитель информации. Атмосферные осадки в виде капель воды, размером от 0,1 до 5-7 мм. Излияние магмы на поверхность земли в виде лавы. Форма организации учебного процесса. Демократическое волеизъявление гражданина по поводу выбора главы государства, от которого зависит будущее страны.

Проверь себя! Задание 2: Заполни таблицу:

Имя объекта

Краткое описание (существенные характеристики

Горизонтальная поверхность на опоре, предназначенная для работы на ней.

Материальный бумажный носитель информации.

Атмосферные осадки в виде капель воды, размером от 0,1 до 5-7 мм.

Излияние магмы на поверхность земли в виде лавы.

Форма организации учебного процесса.

Демократическое волеизъявление гражданина по поводу выбора главы государства, от которого зависит будущее страны.

Задание 2: Ответы Имя объекта Краткое описание (существенные характеристики Стол Книга Дождь Извержение вулкана Урок Выборы президента Горизонтальная поверхность на опоре, предназначенная для работы на ней. Материальный бумажный носитель информации. Атмосферные осадки в виде капель воды, размером от 0,1 до 5-7 мм. Излияние магмы на поверхность земли в виде лавы. Форма организации учебного процесса. Демократическое волеизъявление гражданина по поводу выбора главы государства, от которого зависит будущее страны.

Задание 2: Ответы

Имя объекта

Краткое описание (существенные характеристики

Стол

Книга

Дождь

Извержение вулкана

Урок

Выборы президента

Горизонтальная поверхность на опоре, предназначенная для работы на ней.

Материальный бумажный носитель информации.

Атмосферные осадки в виде капель воды, размером от 0,1 до 5-7 мм.

Излияние магмы на поверхность земли в виде лавы.

Форма организации учебного процесса.

Демократическое волеизъявление гражданина по поводу выбора главы государства, от которого зависит будущее страны.

Проверь себя! Задание 3: Классифицируйте модели по типам:  Глобус, рисунок цветка, макет дома, карта, формула, периодическая система химических элементов Менделеева, модель самолета, муляж яблока, манекен материальные информационные

Проверь себя!

Задание 3: Классифицируйте модели по типам:

Глобус, рисунок цветка, макет дома, карта, формула, периодическая система химических элементов Менделеева, модель самолета, муляж яблока, манекен

материальные

информационные

  • Рисунок цветка
  • Карта
  • Формула
  • Периодическая система химических элементов Менделеева
  • Глобус
  • Макет дома
  • Модель самолета
  • Муляж яблока
  • Манекен
Системный подход в моделировании Система  – совокупность взаимосвязанных объектов,  называемых элементами системы.   Система = элементы + связи между ними  Системный эффект  – при объединении элементов в систему у системы появляются новые свойства, которыми не обладал ни один из элементов системы.

Системный подход в моделировании

Система – совокупность взаимосвязанных объектов,

называемых элементами системы.

Система = элементы + связи между ними

Системный эффект – при объединении элементов в систему у системы появляются новые свойства, которыми не обладал ни один из элементов системы.

Структура информационных систем

Структура информационных систем

  • Табличная – для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств . Изображается в виде таблицы.
  • Иерархическая – результат классификации объектов. Все элементы распределены по уровням. Каждый элемент более высокого уровня может содержать несколько элементов нижнего уровня. Но каждый элемент нижнего уровня входит в состав только одного элемента верхнего уровня. Обычно изображается в виде ориентированного графа.
  • Сетевая – для отражения систем, в которых связи между элементами имеют произвольный характер. Обычно изображается в виде неориентированного графа.
Практическая работа:

Практическая работа:

  • Создайте в текстовом редакторе одну из предложенных моделей.
Домашнее задание

Домашнее задание

  • § 6 , задание № 5 (стр. 40)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!