Ф.И.О.: Кушеев Батор Нимаевич
Должность: Учитель технологии
Имеющаяся категория: высшая
Заявленная категория: высшая
Педагогическая деятельность представляет собой сложноорганизованную систему различных видов деятельности педагога. Системный подход в педагогике представляет собой один из способов построения педагогической деятельности как целостного процесса, который обеспечивает эффективное взаимодействие всех его структур
Методические цели и задачи: «Зачем учить», «Чему учить», «Как учить».
Моя цель педагогической деятельности согласуется с целями и задачами деятельности образовательного учреждения
Именно на уроках технологии учащиеся вместе с первыми навыками получают представление о трудовой деятельности ,учатся на практике применять полученные знания, развивать в себе творческие качества ,фантазию ,знакомятся с различными профессиями.
Цель моей деятельности :формирование у учащихся ключевых и допрофессиональных компетентностей средствами предмета технология ,развитие творческого мышления.То есть научить учащихся самим находить пути решения возникающих проблем.
Задачи моей педагогической деятельности:
-развитие творческих способностей учащихся ,самостоятельного поиска решений стоящих перед ними задач
-планирование учащимися способов достижения намеченной цели
-формирование у учащихся познавательных универсальных действий, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность
-привитие коммуникативных универсальных действий, отражающие умение действовать в составе команды, группы, объединения и т.д.
В первую очередь это связано с системными изменениями, произошедшими в сфере труда и управления. Развитие информационных технологий, мы сами видим это в нашей сегодняшней жизни, привело не только к увеличению в десятки раз объёма потребляемой информации ,но и к её быстрому старению, постоянному обновлению. Что приводит к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности ,но в повседневной жизни. Список профессий обновляется более чем на 50% каждые семь лет ,и чтобы быть успешным, человеку приходится не только менять место работы, но и переквалифицироваться в среднем 3-5 раз в жизни. Таким образом продуктивность профессиональной деятельности зависит не от обладания какой бы то ни было раз и навсегда заданной информацией, а от умения ориентироваться в информационных потоках, от инициативности ,умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы .Соответственно претерпели серьёзные изменения и требования к сотрудникам. Мало быть хорошим специалистом ,надо ещё быть хорошим сотрудником. Место эффективно справляющегося со своими обязанностями исполнителя ,занял образ работника инициативного, умеющего брать на себя ответственность и принимать решения в неопределённых ситуациях ,умеющего работать в группе на общий результат, самостоятельно учиться ,восполняя недостаток профессиональных знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.
Само собой ,что проблема компетенций относится не только к профессиональной деятельности, но носит общечеловеческий характер.
И в этой связи решается хотелось бы привести примеры.
1.В традициях нашей страны и в частности советской космонавтики было принято к космических полётах делать всё сообща, вместе ,не деля обязанности на свои и не свои. Когда в «перестроечные» годы стали формироваться международные экипажи на наших космических кораблях, то столкнулись с интересной ситуацией: зарубежные, в частности американские астронавты во время неполадок возникающих в полетах, когда требуется срочно его устранить и необходимо усилия многих или всех членов экипажа ,отказывались от выполнения «не своей» работы ссылаясь на контракт ,должностные обязанности, где это всё было написано.Понятно ,что как быстро и в нужный срок ликвидируют неполадки ,зависит живучесть корабля, нашим космонавтам приходилось доказывать им, что так надо, так принято и т. д..
Свежий случай на международной с космической станции- то-то просверлил отверстие. интересно знать, как было на этот раз?
Пришлось вмешаться американскому агентству НАСА :прямо указать своим астронавтам что так надо и так необходимо поступать. То есть налицо неумение, нежелание работать в команде, работать на общий результат. В итоге в ходе совместных консультаций и согласований была приняты общие правила действий в экстремальных или неотложных ситуациях, которые всегда действовали в советской ,а ныне в российской космонавтике. Проблема эта шире ,если взять нашу планету-это тот же космический корабль. то проблемы надо решать сообща, вместе. Тут никакого противоречия нет: просто личное, индивидуальное ,не должно мешать общему ,и наоборот. При организации уроков технологии я регулярно об этом напоминаю учащимся.
2. WorldSkills International (WSI, от англ. skills — «умения») — международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований по всему миру. Основана в 1953 году[1][2][3]. На сегодняшний день в деятельности организации принимают участие 77 стран.
Первенства мира проводятся 1 раз в 2 года- по нечётным годам. Возраст участников до 22 лет,то есть молодёжь
Сборная России, сформированная по результатам национального чемпионата в Казани, участвовала в континентальном соревновании EuroSkills 2014 вЛилле. Итоговый результат — 6947 баллов и 11 место из 25.
В 2015 г заняли 14 место
В 2016 году сборная России, сформированная по результатам национального чемпионата в Красногорске, приняла участие в соревновании Euroskills 2016 в Гётеборге. По итогам трёх дней состязаний Россия заняла 1-е место в общекомандном и 7-е место в медальном зачёте, заслужив 2 золотые, 2 серебряные, 1 бронзовую медаль, а также 11 медальонов за профессиональное мастерство.
В 2017 году 1 место в общекомандном зачёте 5 место в медальном зачёте. Президент России принимал и чествовал их в Кремле как настоящих олимпийцев.
WorldSkills Kazan 2019
WorldSkills Kazan 2019 - это 45-ый чемпионат мира по профессиональному мастерству, который пройдёт в городе Казани c 22 по 27 августа 2019 года. Молодые специалисты из более чем 70 стран приедут в Россию соревноваться за звание лучшего в 51 компетенции.
Лично я старался внимательно следить за итогами, ведь кажется в 2009 году наша сборная впервые приняв участие заняла 45 или 46 место. Лидер КПРФ Зюганов весьма жёстко критиковал этот результат, назвав его позорным ,провальным и недостойным нашей страны. Хотя дебютантам это было простительно.
Самое интересное в методике решения нестандартных задач.
Она перекликается с темой моей разработки. В одном из заданий надо было решать задачу в отсутствии некоторых данных или расположенных не в том месте. Европейцы сразу входят в ступор и не могут решить задачу. Азиаты тупо начинают решать её и естественно не могут. А россияне сообразив что тут что-то не так переставляют условие задачи и успешно решают её!
3.Это было в послевоенное время , если я не ошибаюсь в1948 году в Австрии на международном совещании профсоюзных деятелей. В составе нашей делегации были и простые рабочие-стахановцы. Так вот когда они узнали что один из них -слесарь выполняет 10 норм,они рассмеялись и даже расхохотались_ типа что у вас за нормы такие…Возник спор кто лучше и назавтра приехав на завод устроили состязание. выставили своего лучшего слесаря против нашего. Заминка маленькая вышла –что изготовить на быстроту и качество. Один из руководителей вынул свой ключ от своего сейфа попросил изготовить такой же. Подготовили инструменты, оборудование ,материал ,засекли время и дали старт. Борьбы не получилось. Через полчаса ключом нашего стахановца открывали сейф, а лучший австрийский слесарь только успел сделать заготовку!?
Только тогда скептики поняли почему наши победили фашизм и дошли до Вены и заняли её в 1945 году, кстати это Австрия-родина Гитлера.
4.Мне кажется именно эти качества:Смекалку,сообразительность,умение находить путь из самых сложных ситуаций и раскрывает данная моя разработка- головоломки
Как мне кажется нам бы со временем не утерять эти самые качества- нестандарность мышления, смекалку и т. д.,которые не раз выручали нашу страну и надеюсь ещё и не раз выручат.
В своей работе я стремлюсь чтобы учащиеся сами находили решения тех или иных задач стоящих перед ними. В федеральном государственном образовательном стандарте об этом чётко сказано .Учащиеся сами формулируют способы достижения цели, осуществляют контроль, самоконтроль , выявляют затруднения, осуществляют коррекцию, дают оценку, себе и своим товарищам. В процессе учебной деятельности учащиеся учатся выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор. Учащимся необходимо выявлять известное и неизвестное, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
Важное значение имеет моделирование различных отношений между объектами окружающего мира(строить модели),с учётом специфики(природный, математический, художественный и др.),исследовать собственные нестандартные способы решения , преобразовывать объект: импровизировать , изменять, творчески переделывать.
Познавательная деятельность учащихся невозможна без активной деятельности. Деятельностной подход предполагает что решение проблемных задач –главный способ изучение предмета..
Проблема над которой я работаю «Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках технологии».Для решения этой проблемы я использую следующие приёмы:
-ставить учащихся перед проблемой :как и каким образом решить возникшую задачу, не давать готовых решений, только объяснив общую цель, не указывая пути решения.
-развивать нестандартный подход, нещаблонность мышления.
-развивать познавательную активность учащихся через технологию решения изобретательских задач, когда цель поставлена.а пути решения не указаны
-применение метода фокальных объектов американского учёного Чайзинга
-выполнение творческих проектов учащихся по технологии. где ценится оригинальность изделия ,его выполнения ,реклама, товарный знак, пути снижения затрат
Впервые я столкнулся с этой проблемой по истечению нескольких лет работы учителем технологии. Думаю, что с этой проблемой сталкивались многие педагоги. Ведь главная задача учителя- научить ученика думать. Много раз задавался вопросом :почему многие ,даже добросовестные учащиеся совершают ошибки, бездумно выполняя те или иные поручения или задачи, притом время от времени снова совершают ошибки . Я понял одно: одними нравоучениями , замечаниями, исправлениями допущенных ошибок проблему не решить. Ярким примером для меня послужил один случай. Как-то на уроке, через 10-15 минут я попросил одного дежурного, который выполнял отдельную от других ребят работу, пересчитать всех ребят , которые находились и работали в мастерских. У меня не сходилось число их, хотя в начале занятия, как это положено, я провёл перекличку класса. Он называет число,9 или 10,сейчас не помню, да и это неважно. у меня оно не сходится. К слову сказать, ребята во время занятия не стояли на месте, ходили к сверлильному станку, уходили к своему месту и т .д. и т. п.Я попросил его ещё раз пересчитать, называет другое число, я ещё раз попросил- он называет опять другое число. Начинаю нервничать, мог бы конечно сам давно пересчитать, но надо детей приручать самостоятельно выполнять поручение. Подозвали другого дежурного, он называет другую цифру. Задание –то пустяковое для 6 –х или 7 –х классов . Нарочно подозвал ещё одного ученика, ответ-то должен у всех совпасть. он также называет другую цифру .Я уже перестаю понимать это что- же происходит ,начинаем всем классом считать ,временно остановив работу. Даже разделились на разные группы которые называют разные цифры. Прошу при пересчёте ,считать самих себя себя -опять разнотолки. В классе раздаются смех ,хохот и наконец дружными усилиями всего класса установили число.
Я потом долго размышлял ,думал над этой проблемой и может, для себя нашёл выход. Надо обязательно время от времени давать ребятам задания на смекалку, на сообразительность ввиде загадок, головоломок и т.д.То есть в непринуждённой форме решать нестандартные ,«нелогичные» задачи .И с тех пор вот уже около 15 -16 лет решаем головоломки прямо на уроке. Их великое множество, есть технические, есть и словесные(вербальные).я отбираю их применительно к своему предмету «Технология».Мы с ребятами сами их изготавливаем на уроках, чтобы всем хватило ,ребята приносят идеи, вместе их претворяем в жизнь. Они тесно переплетаются и перекликаются с ТРИЗ- технологией решения изобретательских задач, которые являются составной частью образовательной области «технология».
Задача каждого учителя- вызвать интерес к своему предмету, помочь сформировать убеждения и взгляды в соответствии с общечеловеческими ценностями. Педагог сам должен быть заинтересован ,погружён в свой предмет. Он должен создавать на своих уроках такую образовательную, развивающую среду ,в котором становится возможным достижение образовательных результатов ребёнком, сформулированных как ключевые компетенции.
-уметь определять цели и образовательные результаты ребёнка на языке умений(компетенций)
-уметь включать учащихся в разные виды работы и деятельности в соответствии с намеченными результатами, учитывая склонности, индивидуальные особенности и интересы
-уметь использовать разнообразные приёмы и способы включения учащегося в разные виды деятельности, позволяющие ему наработать требуемые компетенции
-уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять примерное направление его развития
-уметь организовать и руководить групповой проектной деятельностью учащихся
-уметь занимать экспертную позицию относительно демонстрируемых учащимися компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев
-уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебных занятий и корректировать их
-уметь организовать дискуссию и участвовать в ней, понимая, что своя собственная точка зрения может быть также подвержена сомнению и критике
-уметь создавать атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, хотя бы они и расходились с уже существующими, проявляли свою инициативу и предприимчивость
Этот список принципиально открыт и каждый может добавить те умения, которые он считает наиболее важными для достижения тех или иных образовательных результатов
В течении учебного года по учебному плану проводятся предметные олимпиады, конкурсы, выставки , конференции как на школьном уровне, так и на городском и республиканском. На них выявляются продуктивность работы педагога ,лучшие ученики. Учебный год завершается выполнением творческих проектов, который позволяет вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и то тоже время понимать роль и значение групповой работы.
Участие в олимпиадах, конкурсах, творческой и исследовательской деятельности во внеурочное время, показывает качественный уровень теоретических знаний, полученных на уроках технологии. Ежегодно учащиеся принимают активное участие в городских и республиканских олимпиадах, выставках и т.д.и неоднократно занимали призовые места
Достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах, НПК представлены в таблице:
Год | Мероприятие | ФИ учащегося | Уровень | Результат |
2013 | Республиканская научно- техническая олимпиада среди школьников | Хозеев Иван 9а кл | республиканский | 1 место |
2013 | Республиканская научно- техническая олимпиада среди школьников | Суриков Вадим 9акл | республиканский | Сертификат |
2014 | Республиканская научно- техническая олимпиада среди школьников | Дружинин Кирилл 9а | республиканский | Сертификат |
2014 | Республиканская научно- техническая олимпиада среди школьников | Раднаев Арсалан 10а | республиканский | Сертификат |
2015 | НПК «Шаг в будущее» | Николаев Бато 11а кл | муниципальный | 3 место |
2015 | Республиканский смотр-конкурс «Дети, техника, творчество» посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне | Дружинин Кирилл 11а кл | республиканский | 3 место |
2015 | Всероссийская олимпиада школьников | Хозеев Иван 9акл | муниципальный | 2 место |
2015 | Всероссийская олимпиада школьников | Николаев Бато 11а кл | муниципальный | 2 место |
2015 | Всероссийская олимпиада школьников | Дружинин Кирилл 11а кл | муниципальный | 3 место |
2016 | Всероссийская олимпиада школьников | Петинов Григорий 9д | муниципальный | 3 место |
2016 | Всероссийская олимпиада школьников | Дружинин Кирилл 11а кл | муниципальный | 2 место |
2016 | Республиканский смотр-конкурс «Дети, техника, творчество»,посвященного 350 -летию со дня образования города Улан-Удэ | Петинов Григорий 10а кл | республиканский | 2 место |
2016 | Всероссийская олимпиада школьников | Дружинин Кирилл 11а кл | муниципальный | 3 место |
2017 | Всероссийская олимпиада школьников | Мантушкин Николай 9в кл | муниципальный | 1 место |
2017 | Всероссийская олимпиада школьников | Петинов Григорий 11а кл | муниципальный | 2 место |
2017 | Всероссийская олимпиада школьников | Мантушкин Николай 9в кл | муниципальный | 2 место |
2017 | Всероссийская олимпиада школьников | Мантушкин Николай 9в кл | муниципальный | 3 место |
Мои достижения учителя технологии МАОУ СОШ №25 Кушеева Батора Нимаевича в олимпиадах, конкурсах, смотрах , НПК и т.д.
Год | Мероприятие | Уровень | Результат |
2013 | Республиканская научно-техническая олимпиада школьников | республиканский | Грамота за подготовку победителя олимпиады |
2013 | Республиканская научно-техническая олимпиада школьников | республиканский | Грамота за активное участие |
2014 | Республиканский конкурс методических разработок научно-технического и художественного творчества обучающихся | республиканский | Грамота за 1 место |
2015 | НПК «Шаг в будущее» | муниципальный | Грамота за подготовку призёров конференции |
2015 | Республиканский конкурс методических разработок научно-технического и художественного творчества обучающихся | республиканский | Грамота за 2 место |
2015 | Республиканский смотр-конкурс «Дети, техника, творчество» посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне | республиканский | Диплом за подготовку призёров |
2015 | Всероссийская олимпиада школьников | муниципальный | Грамота за подготовку призёров олимпиады |
2015 | Грамота депутата народного хурала Республики Бурятия ректора ВСГУТУ Сактоева В.Е.за многолетний добросовестный труд и в связи с 45-летием школы | муниципальный | грамота |
2016 | Республиканский конкурс методических разработок научно-технического и художественного творчества обучающихся | республиканский | Грамота за 2 место |
2016 | Республиканский смотр-конкурс «Дети, техника, творчество»,посвященного 350 -летию со дня образования города Улан-Удэ | республиканский | Диплом за подготовку призёров смотра -конкурса |
2016 | Благодарность мэра г.Улан-Удэ за долголетний и добросовестный труд и в связи с 50-летием со дня рождения | муниципальный | благодарность |
2017 | Всероссийская олимпиада школьников | муниципальный | Грамота за подготовку призёров олимпиады |
Вывод: В целом свою деятельность оцениваю положительно, многое удалось, ещё многого хотелось бы добиться. Нужно время, а самое главное-желание, которое есть .