Тема: Портрет нравственного человека
Цели: объяснить учащимся, что такое общечеловеческие ценности, какова роль морали в существовании и деятельности человека, охарактеризовать основные пути сохранения нравственных ценностей общества, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, развивать внутренний мир учащихся.
Оборудование: учебник, бумага, маркеры, раздаточный и наглядный дидактический материал.
Основные понятия и термины: мораль, общечеловеческие ценности, нравственные ценности.
Тип урока: изучение нового материла.
Ход урока
- Организационный момент.
- Мотивация учебной деятельности.
Мы продолжаем изучать курс этики. Следующая тема, с которой мы с вами познакомимся, называется «На пути к взаимопониманию». При ее изучении вы узнаете: какие нравственные ценности считаются общечеловеческими и какова их роль в жизни общества; почему необходимо терпеливо (толерантно) относиться к другим людям, какую роль в человеческом обществе играет милосердие и сочувствие, какое место в человеческой жизни занимает религиозность.
Работа в группах. Вопросы и задания. Что такое мораль, этика и моральные нормы?
- Когда и почему возникла мораль?
- Что такое обычаи и традиции?
- Приведите примеры воплощения моральных норм в обычаях и традициях?
- В чем, кроме обычаев и традиций, воплощен моральный опыт народа?
- Что такое нравственные ценности?
- Представление темы урока и ожидаемых учебных результатов.
Сегодня на уроке вы узнаете, какую роль в жизни человека играют общечеловеческие нравственные ценности, как мораль влияет на отношения между людьми.
- Изучение нового материала.
Коллективная работа по учебнику. Самостоятельное чтение учащимися текста учебника «Когда возникла мораль», после чего составляют простой план текста и выполняют задание: объясните, как вы понимаете выражение, что нравственность зародилась тогда, когда люди начали ограничивать себя и жертвовать собственными интересами ради других.
Нравственность имеет очень важное значение. Для того чтобы это понять, необходимо познакомиться с ее основными функциями, характеризующими роль морали в жизни людей. Основные функции морали:
- гуманистическая; - воспитательная;
- регулятивная; - познавательная;
- коммуникативная.
- Как сберечь нравственные ценности общества.
Коллективная работа по учебнику. Комментированное чтение учащимися текста учебника «Как сберечь нравственные ценности общества» с заданием выделить основные источники морального опыта.
Работа в малых группах.
Работая в группах, заполните таблицу. Для этого выберите 2 – 3 моральные нормы или ценности и покажите на примерах, как они воплощены в разных источниках морального опыта.
- Что такое общечеловеческие ценности.
Усвоить материал об общечеловеческих ценностях вам поможет игра «В мире добра». Для ее выполнения выполните следующие задания:
- объединитесь в три команды;
- отправьтесь в путешествие на планеты «Идеальные родители и дети», «Милосердие», «Вежливость» и выполните задания;
- подумайте какими чертами характера могли бы отличаться люди, живущие на этих планетах, запишите этот перечень на бумаге и нарисуйте портрет жителя этой планеты. Сообщите свое мнение классу.
Рассказ учителя.
Общечеловеческими называют такие ценности, значение которых непосредственно не связано с конкретным историческим периодом развития человечества или обычаями и традициями какого-то народа. Определяющей общечеловеческой ценностью в течении всей истории человечества оставалась сама жизнь человека. Общечеловеческие ценности делят на несколько видов: культурные, эстетические, общественные, политические, нравственные.
- Как мораль регулирует отношения между людьми.
Коллективная работа по учебнику. Самостоятельное чтение учащимися текста учебника «Как мораль регулирует отношения между людьми» и выполнение задания:
- как мораль побуждает к тому, чтобы быть Человеком.
- приведите примеры из собственной жизни, как мораль побуждает оценивать свои поступки, выбирать между добром и злом.
5. Систематизация и обобщение новых знаний и умений.
Работа в малых группах.
Задание. Придумать и разыграть перед классом небольшую сценку. В ней они должны представить конфликтную ситуацию из жизни своих ровесников и показать, как ее поможет разрешить знание моральных норм.
Нравственный человек должен уметь разрешать различные конфликтные ситуации в повседневной жизни, и в этом ему поможет знание моральных норм.
6.Подведение итогов урока.
Дидактическая игра «По одному предложению». Учащиеся должны раскрыть содержание рассмотренных вопросов урока, отвечая одним предложением.
7.Проверка знаний и умений.
Учащиеся составляют словесный портрет нравственного человека, используя материал, рассмотренный на уроке. (слайд 10)
8.Инструктаж домашнего задания.
Подготовьтесь к рассказу о литературном герое, который для вас является примером для подражания.