1 2 3 4 5 6 7 | Организационный. Мотивирование (самоопределение) к деятельности. Цель – активизация учащихся. Актуализация знаний. Мотивация к деятельности. Цель – подготовка мышления детей; повторение изученного материала. Постановка темы и цели урока. Цель - включение проблемного вопроса, создающего проблемную ситуацию для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия. Обобщение имеющихся знаний. Цель – формировать культуру слушателя; расширить понятие о выразительных и изобразительных интонациях; повторить средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрихи), их роль в создании характера, образа; воспитывать в детях положительные черты характера. Проверка понимания изложенного материала. Цель – обобщение полученных знаний в процессе ответа на вопросы учителя; формирование умения выполнять интонационно-образный анализ. Итог занятия. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работы. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Вокально-хоровая работа. Цель – передать в хоровом пении настроение произведения. | -Здравствуйте ребята. Ребята, а когда вы утром просыпаетесь, что вы говорите маме, папе, брату или сестре? - А придя в школу, учителю, что говорите? -А какие еще вы знаете слова приветствия? -Молодцы, сейчас я мы с вами исполним песенку приветствия, а вы постараетесь все слова четко, громко пропеть! -Мы сейчас отправляемся в музыкальную картинную галерею. Давайте вспомним музыку, которая звучала на прошлом занятии. -Что изображено в музыке? Что можно увидеть под музыку? Повстречалась Муза с поэтом, художником и композитором и спросила: «Что вам нужно, что бы нарисовать картину?» Как вы думаете, что ответил художник, поэт, композитор? Композитор, художник, поэт изображают в своих произведениях нашу жизнь. Через чувства мы узнаем идет ли на улице дождь или светит солнышко, утро на улице или вечер. Мы продолжаем с вами разговор о музыке и о живописи. -Как называются картины, на которых изображают людей? -Чем пользуются художники, чтобы передать нам характер своего героя, его настроение? Давайте рассмотрим портреты художников в учебнике. Вы видите, что это не просто портреты, звучащие портреты. На каждой картине звучит музыка, каждый из героев держит музыкальный инструмент и играет на нем. Какие здесь нарисованы инструменты? Давайте их услышим… Как вы думаете на какой картине звучит самая веселая музыка и почему? А на какой картине звучит романс о любви? -А можно ли создать портрет человека в музыке? Что для этого необходимо? Правильно. Вот мы и подошли к теме нашего занятия. Кто мне сможет ее точно назвать? - Замечательно. Так как мы находимся на уроке музыки, то будем рисовать музыкальные портреты. И целью нашего занятия будет продолжение работы над темой «Портреты в музыке». Сегодня мы поговорим о том, какими музыкальными красками можно нарисовать портрет. Художник, чтобы нарисовать картину может использовать краски: масляные, акварельные, гуашь. Так же и композитор может пользоваться красками, но только музыкальными. Д.Б.Кабалевский «Три подружки» :Плакса, Резвушка, Злюка. Какие они три подружки Но, портреты бывают еще и в литературе -Вспомним, кому принадлежит это стихотворение. Со стихами А. Барто мы встречаемся с самого детства, это и «Зайку бросила хозяйка», «Идет бычок качается» и многие другие. Сейчас прозвучит произведение А. Барто «Болтушка» -Какими чертами обладает девочка? - Как это можно показать в музыке? (настроение, характер звучания, темп – почему именно так?) -Мы с вами уже знакомы с произведениями русского композитора С. Прокофьева. -Послушаем, как это получилось у Сергея Прокофьева в произведении «Болтунья» и сравним с нашими предположениями - Совпали наши предположения с авторскими? (Учитель при необходимости дополняет и расширяет ответы детей) -В своей речи она как бы скачет с одного на другое, и очень быстро говорит. -Давайте попробуем спеть, добавим движения. -Музыка нам нарисовала образ девочки Лиды, которая все время болтала. Прочитайте, пожалуйста, 2-е четверостишие, с выражением. Что общего здесь между музыкальной и разговорной речью? Композитору удалось передать настроение стихотворения? Музыка как звучала? Интонация в музыке близка интонации речи девочки – сверху вниз и снова вверх – вопрос, удивление. А затем она начинает быстро говорить, да так, что справиться не может. - Почему темп непостоянный? -Вернемся в нашу художественную галерею. Какой портрет на ваш взгляд больше подойдет к прослушанному нами произведению? - Сергей Прокофьев - мастер по созданию музыкальных портретов. Итак, хотелось бы еще раз сказать о том, что все виды искусств не только взаимодополняют, но и не могут существовать друг без друга. Искусство рождено жизнью. В ней, как в живительном роднике, и композитор, и поэт, и художник черпают источники своего вдохновения для создания произведений искусства. Вот почему мы находим так много общего между видами искусств, хотя каждое из них по-разному и своими средствами воздействуют на нас Исполнение песни «Большой хоровод!» с движением. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. -Доброе утро! - Здравствуйте! -Доброе утро и добрый вечер. Исполняют песню «ДОБРОЕ УТРО, ЗДРАВСТВУЙТЕ» Рассматривают «Утро» Грига Индивидуальные ответы. Предположения детей. -Портрет в музыке. Анализируют, размышляют Слушают музыкальный фрагмент Анализируют музыку в процессе сравнения с собственными предположениями Напевают мелодию, добавив смысловые движения -Скороговорка и убедительная размеренная речь – чередование. Музыка звучала легко, весело, шутливо, быстро Интонационный анализ мелодии. Предположения детей. Слушают музыкальный фрагмент. Анализируют музыку. Слушают музыкальный фрагмент. - размышляют Обобщают полученные знания в процессе ответа на вопросы учителя Выполнение упражнение на дыхание. Распевание. Проговаривание слов песни. Исполнение песни «Большой хоровод!» с движением. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Коммуникативные: хоровое пение. Регулятивные: умение работать по предложенному алгоритму. Регулятивные: контролируют свою работу Познавательные: повторение материала полученного на уроках изобразительного искусства Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме. Коммуникатив- ные: анализировать сложившуюся ситуацию; высказывать собственные предположения (навык монологической речи); высказывания собственного мнения. Регулятивные УУД: умение слушать и анализировать характер музыкального произведения; умение сравнивать, видеть общее и различие; умение видеть проблему и стремление найти ответы на поставленные вопросы. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией. Личностные УУД: формирование интереса к музыке; развитие умения различать звучащие музыкальные инструменты. Познавательные УУД: расширение представлений о великих мастерах искусства; овладение элементами и навыками интонационно-образного анализа музыкального и художественного произведения; знакомство с музыкальными жанрами. Регулятивные УУД: осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит дальнейшему усвоению. исполнительских навыков; воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений. |