СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Портрет в музыке"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Портрет  в музыке" выявляет особенности характера музыки и учит сопоставлять их со средствами музыкальной выразительности. Обучает и углубляет знания в средствах музыкальной выразительности, развивает восприятие музыкальных образов, воспитывает эстетический вкус и интерес к искусству.

Просмотр содержимого документа
«"Портрет в музыке"»



Учитель


Тема урока

«Портрет в музыке»

Тип урока

Комбинированный

Вид урока

Интегрированный

Класс

1 «а» класс

Цель темы

Выявлять особенности характера музыки и сопоставлять их со средствами музыкальной выразительности.

Задачи

  • Обучающая: углубить знания о средствах музыкальной выразительности – динамические оттенки, штрихи, тембр, интонация. Умение использовать их при составлении музыкального портрета.

  • Развивающая: восприятие музыкальных образов, умение различать музыкальные фрагменты, образное мышление, способность сопоставлять факты, анализировать и высказывать свою точку зрения.

  • Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, формировать интерес к изобразительному искусству, по средствам музыкального и визуального восприятия.

Предметные умения

Формирование умения проводить интонационно-образный анализ произведения.

УУД

Личностные УУД.

      • способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, осознание алгоритма своего действия.

Регулятивные УУД.

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • принимать и удерживать учебные задачи;

  • включаться в процесс решения поставленных задач.

Познавательные УУД.

  • строить логическое рассуждение, включающее уста­новление причинно-следственных связей;

  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

  • с помощью учителя ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Коммуникативные УУД.

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

  • умение слышать, слушать и понимать окружающих, участвовать в коллективном исполнении.

Оборудование

Компьютер, электронное фортепиано, портреты художников, поэтов и композиторов; репродукции картин.

Предварительная подготовка

Знакомство на уроке музыке с биографией и творческим наследием композитора С.Прокофьева, средствами музыкальной выразительности, разучивание слов и мелодии песни «Доброе утро» знакомство с понятиями :портрет, пейзаж, натюрморт на уроках ИЗО.

Планируемый результат

  • проводить ин­тонационно-образный анализ произведения.

  • знать понятия выразительная и изобразительная интонация.

  • уметь проводить интонационно-образный анализ произведения.

  • формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы.

Основные понятия

выра­зительность и изобра­зительность музыки, интонация.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, литература, музыка

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая.







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1














2

















3






















4















































5






































6














7






Организационный.

Мотивирование

(самоопределение) к деятельности.


Цель – активизация учащихся.








Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.


Цель подготовка мышления детей; повторение изученного материала.










Постановка темы и цели урока.


Цель - включение проблемного вопроса, создающего проблемную ситуацию для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия.












Обобщение имеющихся знаний.


Цель – формировать культуру слушателя; расширить понятие о выразительных и изобразительных интонациях; повторить средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрихи), их роль в создании характера, образа; воспитывать в детях положительные черты характера.
































Проверка понимания

изложенного материала.

Цель – обобщение полученных знаний в процессе ответа на вопросы учителя;

формирование умения выполнять интонационно-образный анализ.


























Итог занятия. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работы.


Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.




Вокально-хоровая работа.


Цель – передать в хоровом пении настроение произведения.









-Здравствуйте ребята. Ребята, а когда вы утром просыпаетесь, что вы говорите маме, папе, брату или сестре?

- А придя в школу, учителю, что говорите?

-А какие еще вы знаете слова приветствия?

-Молодцы, сейчас я мы с вами исполним песенку приветствия, а вы постараетесь все слова четко, громко пропеть!





-Мы сейчас отправляемся в музыкальную картинную галерею. Давайте вспомним музыку, которая звучала на прошлом занятии.

-Что изображено в музыке? Что можно увидеть под музыку?

Повстречалась Муза с поэтом, художником и композитором и спросила: «Что вам нужно, что бы нарисовать картину?» Как вы думаете, что ответил художник, поэт, композитор?

Композитор, художник, поэт изображают в своих произведениях нашу жизнь. Через чувства мы узнаем идет ли на улице дождь или светит солнышко, утро на улице или вечер. Мы продолжаем с вами разговор о музыке и о живописи.


-Как называются картины, на которых изображают людей?

-Чем пользуются художники, чтобы передать нам характер своего героя, его настроение?

Давайте рассмотрим портреты художников в учебнике. Вы видите, что это не просто портреты, звучащие портреты. На каждой картине звучит музыка, каждый из героев держит музыкальный инструмент и играет на нем. Какие здесь нарисованы инструменты? Давайте их услышим…


Как вы думаете на какой картине звучит самая веселая музыка и почему?

А на какой картине звучит романс о любви?







-А можно ли создать портрет человека в музыке? Что для этого необходимо? Правильно. Вот мы и подошли к теме нашего занятия. Кто мне сможет ее точно назвать?

- Замечательно. Так как мы находимся на уроке музыки, то будем рисовать музыкальные портреты. И целью нашего занятия будет продолжение работы над темой «Портреты в музыке». Сегодня мы поговорим о том, какими музыкальными красками можно нарисовать портрет. Художник, чтобы нарисовать картину может использовать краски: масляные, акварельные, гуашь. Так же и композитор может пользоваться красками, но только музыкальными.


Д.Б.Кабалевский «Три подружки» :Плакса, Резвушка, Злюка. Какие они три подружки







Но, портреты бывают еще и в литературе


-Вспомним, кому принадлежит это стихотворение.

Со стихами А. Барто мы встречаемся с самого детства, это и «Зайку бросила хозяйка», «Идет бычок качается» и многие другие.


Сейчас прозвучит произведение А. Барто «Болтушка»


-Какими чертами обладает девочка?

- Как это можно показать в музыке? (настроение, характер звучания, темп – почему именно так?)

-Мы с вами уже знакомы с произведениями русского композитора С. Прокофьева.


-Послушаем, как это получилось у Сергея Прокофьева в произведении «Болтунья» и сравним с нашими предположениями

- Совпали наши предположения с авторскими?

(Учитель при необходимости дополняет и расширяет ответы детей)

-В своей речи она как бы скачет с одного на другое, и очень быстро говорит.

-Давайте попробуем спеть, добавим движения.

-Музыка нам нарисовала образ девочки Лиды, которая все время болтала. Прочитайте, пожалуйста, 2-е четверостишие, с выражением. Что общего здесь между музыкальной и разговорной речью? Композитору удалось передать настроение стихотворения? Музыка как звучала? Интонация в музыке близка интонации речи девочки – сверху вниз и снова вверх – вопрос, удивление. А затем она начинает быстро говорить, да так, что справиться не может.

- Почему темп непостоянный?

-Вернемся в нашу художественную галерею. Какой портрет на ваш взгляд больше подойдет к прослушанному нами произведению?


- Сергей Прокофьев - мастер по созданию музыкальных портретов.

Итак, хотелось бы еще раз сказать о том, что все виды искусств не только взаимодополняют, но и не могут существовать друг без друга. Искусство рождено жизнью. В ней, как в живительном роднике, и композитор, и поэт, и художник черпают источники своего вдохновения для создания произведений искусства. Вот почему мы находим так много общего между видами искусств, хотя каждое из них по-разному и своими средствами воздействуют на нас




Исполнение песни «Большой хоровод!»

с движением.













Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.


-Доброе утро!


- Здравствуйте!

-Доброе утро и добрый вечер.

Исполняют песню «ДОБРОЕ УТРО, ЗДРАВСТВУЙТЕ»



Рассматривают «Утро» Грига


Индивидуальные ответы.




Предположения детей.






-Портрет в музыке.

















Анализируют, размышляют











Слушают музыкальный фрагмент

Анализируют музыку в процессе сравнения с собственными предположениями





Напевают мелодию, добавив смысловые движения




-Скороговорка и убедительная размеренная речь – чередование. Музыка звучала легко, весело, шутливо, быстро


Интонационный анализ мелодии.




Предположения детей.

















Слушают музыкальный фрагмент.

Анализируют музыку.





















Слушают музыкальный фрагмент.


-










размышляют Обобщают полученные знания в процессе ответа на вопросы учителя











Выполнение упражнение на дыхание.


Распевание.

Проговаривание слов песни.

Исполнение песни «Большой хоровод!»

с движением.




Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.



Коммуникативные:

хоровое пение.





Регулятивные:

умение работать по предложенному алгоритму.



Регулятивные: контролируют свою работу Познавательные:

повторение материала полученного на уроках изобразительного искусства


Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме.

















Коммуникатив-

ные:

анализировать сложившуюся ситуацию;

высказывать собственные предположения (навык монологической речи);

высказывания собственного мнения.


Регулятивные УУД:

умение слушать и анализировать характер музыкального произведения;

умение сравнивать, видеть общее и различие;

умение видеть проблему и стремление найти ответы на поставленные вопросы.







Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией.





Личностные УУД: формирование интереса к музыке; развитие умения различать звучащие музыкальные инструменты.


Познавательные УУД:
расширение представлений о великих мастерах искусства;

овладение элементами и навыками интонационно-образного анализа музыкального и художественного произведения;

знакомство с музыкальными жанрами.


Регулятивные УУД: осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит дальнейшему усвоению.









исполнительских навыков;

воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.








1

Здравствуйте ребята. Ребята, а когда вы утром просыпаетесь, что вы говорите маме, папе, брату или сестре?

- А придя в школу, учителю, что говорите?

-А какие еще вы знаете слова приветствия?

-Молодцы, сейчас я мы с вами исполним песенку приветствия, а вы постараетесь все слова четко, громко пропеть!



2

-Мы сейчас отправляемся в музыкальную картинную галерею. Давайте вспомним музыку, которая звучала на прошлом занятии.

-Что изображено в музыке? Что можно увидеть под музыку? 2кл 129

Повстречалась Муза с поэтом, художником и композитором и спросила: «Что вам нужно, что бы нарисовать картину?» Как вы думаете, что ответил художник, поэт, композитор?

Композитор, художник, поэт изображают в своих произведениях нашу жизнь. Через чувства мы узнаем идет ли на улице дождь или светит солнышко, утро на улице или вечер. Мы продолжаем с вами разговор о музыке и о живописи.



3

-Как называются картины, на которых изображают людей? Стр 66

-Чем пользуются художники, чтобы передать нам характер своего героя, его настроение?

Давайте рассмотрим портреты художников в учебнике. Вы видите, что это не просто портреты, звучащие портреты. На каждой картине звучит музыка, каждый из героев держит музыкальный инструмент и играет на нем. Какие здесь нарисованы инструменты? Давайте их услышим…

4 энциклопедия

Как вы думаете на какой картине звучит самая веселая музыка и почему?

А на какой картине звучит романс о любви?



5

-А можно ли создать портрет человека в музыке? Что для этого необходимо? Правильно. Вот мы и подошли к теме нашего занятия. Кто мне сможет ее точно назвать?

- Замечательно. Так как мы находимся на уроке музыки, то будем рисовать музыкальные портреты. И целью нашего занятия будет продолжение работы над темой «Портреты в музыке». Сегодня мы поговорим о том, какими музыкальными красками можно нарисовать портрет. Художник, чтобы нарисовать картину может использовать краски: масляные, акварельные, гуашь. Так же и композитор может пользоваться красками, но только музыкальными.

Д.Б.Кабалевский «Три подружки» :Плакса, Резвушка, Злюка. Какие они три подружки

1 кл 145

6

Но, портреты бывают еще и в литературе

-Вспомним, кому принадлежит это стихотворение.

Со стихами А. Барто мы встречаемся с самого детства, это и «Зайку бросила хозяйка», «Идет бычок качается» и многие другие.



Сейчас прозвучит произведение А. Барто «Болтушка»

2 кл 143,144

-Какими чертами обладает девочка?

- Как это можно показать в музыке? (настроение, характер звучания, темп – почему именно так?)

-Мы с вами уже знакомы с произведениями русского композитора С. Прокофьева.



-Послушаем, как это получилось у Сергея Прокофьева в произведении «Болтунья» и сравним с нашими предположениями

2 кл 144

- Совпали наши предположения с авторскими?

(Учитель при необходимости дополняет и расширяет ответы детей)

-В своей речи она как бы скачет с одного на другое, и очень быстро говорит.

-Музыка нам нарисовала образ девочки Лиды, которая все время болтала. Что общего здесь между музыкальной и разговорной речью? Композитору удалось передать настроение стихотворения? Музыка как звучала? Интонация в музыке близка интонации речи девочки – сверху вниз и снова вверх – вопрос, удивление. А затем она начинает быстро говорить, да так, что справиться не может.

- Почему темп непостоянный?

- Сергей Прокофьев - мастер по созданию музыкальных портретов.

Итак, хотелось бы еще раз сказать о том, что все виды искусств не только взаимодополняют, но и не могут существовать друг без друга. Искусство рождено жизнью. В ней, как в живительном роднике, и композитор, и поэт, и художник черпают источники своего вдохновения для создания произведений искусства. Вот почему мы находим так много общего между видами искусств, хотя каждое из них по-разному и своими средствами воздействуют на нас

Исполнение песни «Большой хоровод!»












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!